Подготовка выпускников школы к итоговой аттестации по информатике
учебно-методический материал по информатике и икт (9, 10, 11 класс) на тему

Кучинская Валентина Николаевна

Из опыта подготовки обучающихся школы к итоговой аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к сдаче ЕГЭ и ОГЭ

Единый государственный экзамен – это форма проверки знаний, которая требует хорошо продуманной системы работы учителя по подготовке к нему как на уроке, так и во внеурочное время.

Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с  8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ. Практически на каждом уроке  предусмотрено время на мини- тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ.  Вторая часть предполагает разработку программы по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

В рабочей программе был выделен блок «Обобщения и систематизации материала» в количестве 10 ч -  в 10 классе и 20 часов -  в 11 классе где целенаправленно необходимо заниматься подготовкой к ЕГЭ.  Для получения более чем удовлетворительного уровня знаний по предмету для базового уровня может стать тренинговый элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по информатике». Я же вне урока провожу дополнительные занятия  1 раз в неделю.

После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий подобных заданиям ЕГЭ. Если ученик выполняет тест меньше 50%, то он устно к следующему занятию готовит теоретическую часть и готовится к практической части - тесту. Если же ученик и во второй раз показывает такой же результат, то в индивидуальном порядке происходит разбор тех тестовых заданий, в которых допущены ошибки.

Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ЕГЭ, а также из сборников для подготовки к ЕГЭ под редакцией Макаровой Н.В., Якушкина П.А, Чуркиной,  и др, допущенных для подготовки к ЕГЭ Министерством образования и науки. Моя задача  при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока. 

 Кроме того, целесообразно использовать уже готовую электронную продукцию: «Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия», «Информатика. Интерактивный задачник» и др. электронные тренажеры.

  Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является  несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты, умело составленные, могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности»  ученика  к ЕГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. Все результаты заношу в «Журнал по подготовке к ЕГЭ», чтобы вести рефлексию.

  • Третья часть это методы, приёмы, технологии подготовки к ЕГЭ и ОГЭ  

Опыт реализации ЕГЭ показал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время она должна проходить постоянно, однако не в виде натаскивания на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения. Ведь тесты можно использовать в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся.

Для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ на уроке и во внеурочное время можно использовать современные электронные учебные пособия.  Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с Интернет-ресурсами, использовать Online тестирование по предмету. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

Сегодня вопрос сдачи единого государственного экзамена, беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, их родителей, учителей. Как известно, учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учеников. Основная цель занятий с обучающимися 10-11-х классов — не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к новой форме сдачи выпускного экзамена.

Наша главная задача как  учителя при подготовке учащихся к ОГЭ или ЕГЭ  – обеспечение качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

В своей работе (при подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ по информатике)   использую следующие издания и сетевые ресурсы, которые хочу рекомендовать учителям.

1. Печатные издания, например, сборники заданий ЕГЭ, выпускаемые издательством «Эксмо». Их основная ценность – значительное количество вариантов подборок заданий.

2. Сайт К. Полякова – http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm. Содержит различные учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по информатике. Особую ценность предоставляет разбор решений типовых задач с указанием возможных «подводных камней» и объемные подборки заданий для самостоятельного решения.

На следующих сервисах можно выполнять задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ в режиме онлайн-тренировки;

3. http://ege.yandex.ru/

4. http://inf.reshuege.ru/

5. Наконец, наиболее удобным оказался электронный тренажер «Подготовка к ЕГЭ по информатике» издательства «Дрофа», дополняющий набор выпускаемых им печатных изданий серий «Готовимся к экзаменам. ОГЭ» и «Готовимся к ЕГЭ». Основные преимущества электронного тренажера следующие:

  • проведение работы на компьютере с автоматической проверкой и анализом ответов;
  • автоматическое формирование пакетов заданий (как по всему курсу, так и, в режиме тренажа, по заданному набору тем) на основе имеющейся базы заданий, что позволяет получить значительное число вариантов тренажной / контрольной работы;
  • имитация заполнения реальных экзаменационных бланков ЕГЭ;
  • специальный модуль для учителя для генерации вариантов заданий по выбранным темам (до 100 вариантов!) с их распечаткой для раздачи учащимся.

При этом указанные издания и ресурсы позволяют проводить подготовку и к ОГЭ, так как многие задания ОГЭ по характеру сходны с заданиями ЕГЭ.

Главное условие успешной сдачи ЕГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.

Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.

Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическая работа по созданию условий для продуктивной подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ

Статья описывает структуру итоговой аттестации по информатике и ИКТ в формате ОГЭ и условия для эффективной подготовки обучающихся....

доклад на тему «Методические аспекты подготовки выпускников школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ»

Единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. Масштабы участия выпускнико...

"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"

В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников...

Психологические рекомендации для родителей для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации

В данной статье предлагаются рекомендации психолога для родителей с целью психологической подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации...

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Идея единого государственного экзамена возникла в условиях резко возросшего разнообразия средств и методов обучения в школе, использования вариативных учебных планов, программ, учебников и учебных пос...

Повышение эффективности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике

Подготовка к государственной итоговой аттестации – тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Главная задача учителя – созд...