Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Кодирование информации»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Самохина Марина Владимировна

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, игровая.

Форма урока: практическая работа.

 

Структура урока

  1. Орг. момент – 1 - 2 мин.

2.      Актуализация знаний – 3 – 4 мин.

3.      Новый материал – 12 – 15 мин.

4.      Практическая часть – 18 - 22 мин.

5.      Заключительная часть – 1 – 2 мин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока по информатике для учащихся 10 класса

МОУ «СОШ № 26» Воскресенского муниципального района

Московской области

Тема: «Вычисление количества информации»

Длительность: 45 минут

Цель:

  • Научить вычислять объем информационного сообщения в рамках вероятностного подхода в случае неравновероятной ситуации и нецелой степени двойки.
  • Способствовать развитию навыка самообразования и воспитанию самостоятельности.
  • Формировать умение определять проблему и находить способы ее решения.
  • Показать новые возможности использования вычислительных средств.
  • Формирование навыков коллективной работы в классе и умения делать выводы.

Методы: Диктант, беседа, постановка проблемы, объяснение, самостоятельная практическая работа.

Оборудование: Тетрадь, письменные принадлежности, учебник, ПК с необходимым ПО, графопроектор.

Тип урока: практическая работа.

Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, проблемного обучения.

 

Структура урока

  1. Орг. момент – 1 - 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 3 – 4 мин.
  3. Новый материал – 7 – 9 мин.
  4. Практическая часть – 25 - 28 мин.
  5. Заключительная часть – 1 – 2 мин.

Ход урока

Орг. момент:

Приветствие учащихся. Знакомство с планом урока.

Постановка целей урока. Запись темы в рабочую тетрадь. Запись домашнего задания в дневник (§ 2.2, 2.4 повторить, решить задачу (текст в тетради: «В корзине лежат 2 красных шарика, 3 – синих, 3 - зеленых, 1 – оранжевый и 1 – желтый. Вычислить информационный объем сообщения о том, что вытащен оранжевый шар.»), завершить оформление практической работы)

Актуализация знаний

Проведение диктанта с целью повторения и контроля усвоения знаний предыдущей темы урока. Диктант:

  1. Написать формулу для вычисления информационного объема сообщения о том, что произошла одна из N равновероятных ситуаций. (N=2I)
  2. Чему равен информационный объем сообщения, понижающий неопределенность знания в 2 раза (1 бит)
  3. Написать формулу для расчета вероятности события ()
  4. Написать формулу Хартли ()
  5. 2 в какой степени байт составляет Мега байт (220)

Листы с диктантом собрать, прокомментировать ответы совместно с учащимися.

Новый материал

Отметить, что на прошлом уроке Формулы Шеннона и Хартли использовались для решения задач, где вероятности (p) представляли собой 2 в целой степени, но в жизни очень редко встречаются столь рафинированные ситуации (Например: «В лотерее AVON предусмотрены призы:

  •  Кружка с изображением сказочных героев Disney – 10 000 шт.
  • - Футболка с изображением сказочных героев Disney – 10 000 шт.
  • - Парфюмерная вода Christan Lacroix Rouge (Женская) – 15 000 шт.
  • - Компактная пудра с омолаживающим действием Anew – 10 000 шт.
  • - Туалетная вода Christan Lacroix Noir (Мужская) – 3 000 шт.
  • - Омолаживающий эликсир для лица «Сила протеинов» – 2 000 шт.
  • - Cуперприз: Поездка в Париж на двоих - 3 штуки.

Общее количество лотерейных билетов - 1 000 000 шт. Чему равен информационный объем сообщения о том, что выигрыш – это кружка). При попытки решения задачи учащимися выявляется проблема: «Как рассчитать логарифм числа, если оно не является 2 в целой степени.» Для решения этой проблемы учащимся необходимо ответить на несколько направляющих вопросов учителя:

  1. Какие вычислительные средства известны учащимся? (Калькулятор, MS Excel, WinPascal_ABC)
  2. Как воспользоваться режимом помощи в этих средствах?
  3. Какие из этих средств позволяю провести данные вычисления? (MS Excel)

Для ответа на эти вопросы и завершения решения задачи учащимся необходимо выполнить практическую работу

Практическая часть

Практическая работа выполняется индивидуально за ПК, допускается помощь со стороны знающих, мотивированных учащихся слабым ученикам. Учитель в процесс выполнения не вмешивается, выполняя наблюдательную функцию. Воспользовавшись режимом помощи, учащиеся самостоятельно выясняют необходимое для вычислений средство - MS Excel, какой функцией воспользоваться (LOG), в какой категории находится функция (математическая) и особенности использования функции(=LOG(число; основание степени)). Полученную информацию учащиеся используют для завершения вычислений задачи.

Закончив работу за ПК учащиеся выполняют зарядку для глаз самостоятельно или после напоминания учителя. Оформляют практическую работу. Делают выводы. (Время за ПК не должно превысить 20 мин.)

Заключительная часть

Учитель проверяет подготовленные для сдачи работы и выставляет оценки. Учащиеся не успевшие оформить работу, оформляют ее дома, оценка в этом случае выставляется позднее. В конце урока поблагодарить учащихся за работу.


Анализ урока «Вычисление количества информации» в 10 классе

Дата проведения:  28.10.2016.

Тема урока: «Вычисление количества информации»

Количество учащихся на уроке: 14 человек

Цели урока:

Образовательная: закрепить умение вычислять объем информационного сообщения в рамках вероятностного подхода в случае неравновероятной ситуации и нецелой степени двойки.

Развивающие: - формировать и развивать умение определять проблему и находить способы ее решения, делать выводы, развивать навыки самообразования; - расширить кругозор, показав новые возможности использования вычислительных средств.

Воспитательные: - воспитывать желание учиться; - воспитывать самостоятельность, навыки работы в команде.

Примерный план урока доведен до сведения учащихся на первом этапе занятия. Тогда же совместно с учащимися определена цель урока.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: практическая работа

Средства: Компьютер, графопроектор, MS Office, Pascal_ABC, учебник «Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина»

Методы: Диктант, беседа, постановка проблемы, объяснение, самостоятельная практическая работа.

  1. Планирование учебной деятельности.

Содержание урока соответствует рабочей программе, отступлений от календарно-тематического планирования нет. План-конспект урока у учителя в наличии. 

  1. Этапы урока:
  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знания
  3. Новый материал
  4. Практическая часть
  5. Заключительная часть

Структура урока соответствует структуре урока комплексного применения знаний и умений.

  1. Методологические и дидактические требования к уроку

Урок по теме «Вычисление количества информации» является уроком закрепления и расширения нового знания в разделе «Информация и информационные процессы». Урок построен с учетом современных требований Государственного образовательного стандарта и СанПиНа.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. На каждом этапе занятия обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и/или практическую деятельность. На этапе практической части практическая деятельность носит исследовательский характер.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. В процессе урока соблюдался принцип целенаправленности и научности, прослеживалась метапредметная связь с рядом разделов математики, алгебры, статистикой и стохастикой. Явно прослеживается чередование различных видов деятельности.

Для повтора и контроля знаний предыдущего урока проводился короткий контрольный диктант, который, при необходимости, может быть оценен.

Основная оценка знаний учащихся на уроке проводилась по результатам выполнения практической работы.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха (взаимопомощь способствовала успешному выполнению работы всеми обучающимися), что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Запланированный объём урока был выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.

  1. Психологические требования к занятию

Урок проходил в спокойной, доброжелательной атмосфере. Стиль ведения урока учителем демократический. В процессе практической работы учителем была организована взаимопомощь среди обучающихся.

  1. Гигиенические требования к занятию

Условия в кабинете соответствуют нормам СанПиН. Нарушений требований техники безопасности и охраны труда на уроке не отмечено.

  1. Положительные стороны урока

Положительными моментами урока следует отметить следующее: 1. Текст задачи, описывающий некий факт повседневной жизни, осуществляет связь изучаемого теоретического материала с жизнью. 2. Формирование и развитие навыка самостоятельной работы в поисковых системах (что является жизненно необходимым навыком в современных условиях жизни) в процессе выполнения практической части работы.

  1. Замечания по ведению урока

Некоторым учащимся пришлось задержаться после звонка с урока для проверки практической работы, оформленной в тетради, для получения оценки и выставления отметки в журнал и дневник.

  1. Выводы:

Урок соответствует современным требованиям к уроку и соответствует типу урока комплексного применения знаний и умений.

Куратор стажировки от организации:                                Калугина С.В.


Самоанализ урока «Вычисление количества информации» в 10 классе

Дата проведения:  28.10.2016.

Тема урока: «Вычисление количества информации»

Цели урока:
Образовательная: закрепить умение вычислять объем информационного сообщения в рамках вероятностного подхода в случае неравновероятной ситуации и нецелой степени двойки.

Развивающие: - формировать и развивать умение определять проблему и находить способы ее решения, делать выводы, развивать навыки самообразования; - расширить кругозор, показав новые возможности использования вычислительных средств.

Воспитательные: - воспитывать желание учиться; - воспитывать самостоятельность, навыки работы в команде.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; готовность и способность к саморазвитию; способность ставить цели и планировать учебную и познавательную деятельность; бережное отношение к собственному здоровью; уважение правил ТБ и ОТ; бережное отношение к школьному оборудованию.

Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить логические действия, работа с учебными информационными моделями.

Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: - формирование умения определять проблему, умение ставить цель своей деятельности; контроль и коррекция своей деятельности для достижения результата; - оценивание своей деятельности и ее эффективности; самостоятельность.

Ресурсы: Компьютер, графопроектор, MS Office, Pascal_ABC, учебник «Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина»

Тип урока: Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: практическая работа.

Методы: Диктант, беседа, постановка проблемы, объяснение, самостоятельная практическая работа.

Урок по теме «Вычисление количества информации» является уроком закрепления и расширения нового знания в разделе «Информация и информационные процессы». Урок построен с учетом современных требований Государственного образовательного стандарта и СанПиНа.

В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами обучающиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован на каждом этапе занятия (самостоятельная постановка цели урока, выявление проблемы, подбор средств решения задачи для разрешения проблемы, практическая реализация решения на ПК).

Структура урока соответствует структуре урока комплексного применения знаний и умений. На первом этапе (Орг. момент) происходит знакомство с общим планом урока и запись домашнего задания (введение интриги в урок). На втором этапе Актуализации знаний проводится диктант с целью повторить и проконтролировать усвоение знаний предыдущего урока.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Таким импульсом послужила задача, основанная на факте из повседневной жизни. (Третий этап Новый материал.) Начиная с этого момента, обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими (Этап 4 Практическая часть.). В заключении 4 этапа потребовалось напомнить обучающимся о необходимости проведения зарядки для глаз. В целом нормы СанПиН по времени, проведенном за компьютером обучающимися, были выдержаны и не превысили 20 мин.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха (возможность дописать оформление практической работы в домашних условиях благотворно повлияла на медлительных обучающихся), что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Успешности проведения урока способствовал совместный (обучающиеся и учитель) поиск разрешения проблемы, подкрепленный демократическим стилем ведения урока со стороны учителя.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока был выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.

В целом можно считать цель урока достигнутой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме "Кодирование информации"

Методическая разработка для проведения урок инфоматики и  ИКТ в 5 классе по теме "Кодирование информации"...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс

Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o   произве...

Конспект открытого урока по информатике для учащихся МОУ «СОШ № 26» Воскресенского муниципального района Московской области

Тема: Изучение нового материала по теме: «Условный оператор на языке Pascal».Цели урока:Образовательная: закрепить изученный материал и изучить с учащимися условный оператор языка программ...

Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Вычисление количества информации»

Тип урока: практическая работа.Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, проблемного обучения. Структура урока1.      Орг. момент – 1 - 2 мин.2....