Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 10 классе по теме«Табличные информационные модели»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему
- расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях;
- сформировать представление учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде при работе в табличном процессоре MS Excel, предназначенном для обработки числовых данных.
- развивать способность учащихся анализировать информацию;
- сформировать представление о табличном решении экономических задач;
- развивать образное, критическое мышление;
- развитие системного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.62 КБ |
prezentatsiya.pptx | 402.05 КБ |
otkrytyy_urok.zip | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 10 классе
по теме «Табличные информационные модели»
Цели урока:
- расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях;
- сформировать представление учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде при работе в табличном процессоре MS Excel, предназначенном для обработки числовых данных.
Задачи урока:
Обучающие :
- научить алгоритму составления табличных моделей;
- сформировать представление о взаимосвязанных расчетных таблицах;
- вспомнить алгоритм создания и заполнения расчетных таблиц при работе в табличном процессоре;
- закрепить навыки работы в программном комплексе MS Excel;
Развивающие :
- развивать способность учащихся анализировать информацию;
- сформировать представление о табличном решении экономических задач;
- развивать образное, критическое мышление;
- развитие системного мышления.
Воспитательные:
- сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц;
- воспитание творческого подхода к работе;
- профориентация.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
технология критического мышления, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, работа в группах с учетом способностей учащихся, активное взаимодействие ученика и учителя.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др.
Учащиеся в ходе урока научатся алгоритму построения табличных информационных моделей типа “объекты-свойства”, закрепят навыки построения, редактирования и форматирования таблиц в табличном процессоре MS Excel, познакомяться с понятием взаимосвязанных таблиц.
Необходимое оборудование и материалы:
ПК, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс с заготовками для работы учащихся, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент, актуализация знаний. Повторение понятий “модель”, “информационная модель” – 5 мин.
Учитель:
- На прошлом уроке мы изучили тему “информационные модели”, давайте вспомним, что же такое модель? (Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе явлении) (слайд 1)
– А что такое информационная модель? (Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром). (слайд 2)
- Какие методы описания моделей Вы знаете? (Словесный, графический и математический) (слайд 3)
- А теперь я предлагаю вам поработать в группах (3 группы по 5 человек). У каждой группы на столе находятся карточки, демонстрирующие различные информационные модели, сразу хочу обратить ваше внимание на тот факт, что все они отражают различные свойства одного объекта. Ваша задача распределить предложенные информационные модели по группам и определить какой реальный объект они описывают. (Приложение 1)
- Молодцы. Скажите, пожалуйста, какую информационную модель вы сейчас построили?
(Табличную)
- К какому виду табличных информационных моделей мы можем ее отнести? Какие виды таблиц вам известны? (объект - свойства, объект – объект, двоичная матрица; данная таблица вида объект - свойства).
- Ребята как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся на уроке? (построением табличной информационной модели)
- Сформулируйте тему урока. (Табличные информационные модели) (слайд 6)
II. Объяснение материала, практическая работа (с использованием интерактивной доски - формирование представления учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде. – 10 мин).
Учитель:
- Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Научиться строить табличные информационные модели по заданному тексту).
- Точнее цель нашего урока – научиться преобразовывать текстовую информацию в табличную информационную модель. (слайд 7)
- У вас не возникало вопроса для чего вообще нужно преобразовывать текст в таблицу, можно ведь и с текстовой информацией работать? (Табличная форма придает наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных.)
- Вы правы. При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы. Табличная модель дает возможность совмещать таблицы с диаграммами и графиками.
- Ребята мы будем сегодня моделировать, поэтому проведем урок в виде практикума. Работать вы будете в парах. Но прежде чем приступить к работе вспомните основные этапы процесса моделирования. С чего начнем? (с постановки задачи) (сайд 8)
- Хорошо представите, что вы являетесь руководителями небольших частных предприятий. В штате вашей организации числится, к примеру, шесть человек. В целях экономии средств, всю бухгалтерскую работу приходится вести вам. И вот настало время начислить сотрудникам заработную плату. У вас на руках имеется статья из журнала «Главбух» с описанием процесса начисления оплаты труда (Приложение 2). Данный текст имеется у вас на столах. Как называется данная модель? (вербальная)
- Кроме этой статьи уже имеются разработанные ранее таблицы надбавок, налоги, перечень должностных окладов и штатное расписание. Ваша задача создать сводную таблицу расчета заработной платы за ноябрь, которая по введенным данным сама производила бы расчет начисленной и выданной на руки заработной платы. Задача поставлена, что мы делаем дальше? (разрабатываем модель) (слайд 8)
- При разработке табличной модели:
Алгоритм построения табличной модели: (слайд 9)
- Внимательно ознакомьтесь с текстом вербальной модели.
- Определитесь со структурой таблицы (количество и содержание столбцов и строк).
ПОМНИТЕ!!!
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.
- Внесите в таблицу необходимые данные (воспользуйтесь уже имеющейся информацией в готовых таблиц)
- Внесите формулы в расчетные ячейки таблицы.
- Какой программой удобней пользоваться для создания расчетных таблиц? (MS Excel) (слайд 9)
- С работой в данной программе мы с вами знакомились в 9 классе. Давайте освежим наши знания. (демонстрация MS Excel ) Что является минимальным элементом электронных таблиц? (Ячейка)
- Какую информацию можно занести в ячейку? (текст, число, формулу)
- Как записать формулу в ячейку? (поставить знак равенства и указать ячейку мышкой из которой берем данные и арифметические знаки или вставить существующие функции вкладка Формулы)
- Как можно закрепить ячейку, т.е создать абсолютную ссылку( поставить знак $ перед именем строки и столбца)
- Ребята, так как у вас уже имеются готовые таблицы и они расположены на различных листах книги, а данные этих таблиц участвуют в расчетах вам необходимо будет к ним обращаться в формулах. Для этого мы в начале в ячейке с формулой ставим знак =, далее переходим на нужный нам лист книги MS Excel и щелчком мыши выбираем нужную ячейку. Действие подтверждаем нажатием клавиши Ввода. Такие таблицы называют взаимосвязанными.
- К созданию модели можно будет приступать, но что вы сделаете после того как ее разработаете? (протестируем и проверим результат соответствует ли он поставленной цели) (слайд 8)
- Молодцы разбейтесь на пары и приступайте к работе, все дополнительные данные находятся в файле (Приложение 2). Таблицу создаем на листе «Расчет заработной платы». Если вы забыли некоторые моменты работы с MS Excel вам предлагается небольшой справочный материал (Приложение 4), находится он на вашем рабочем месть. Подойдите к решению задачи творчески.
Ученики выполняют практическую работу.
III. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания – 3 мин (слайд 10)
- Подведем итог нашей работы на уроке. Для этого составим синквейн отражающий то, чему вы научились сегодня на уроке, какие моменты, изученные ранее, вы вспомнили и что нового узнали.
Синквейн:
- Назовите одно слово существительное, выражающее главную мысль.
- Назовите два прилагательных связанных с темой нашего урока.
- Назовите три глагола, описывающие действия.
- Составьте фразу обобщающую все ранее сказанное и подводящую итог нашего урока.
- Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- А теперь оцените срою работу на уроке, для этого перейдите на лист MS Excel книги
IV. Рефлексия – 2 мин
Я узнал(а) | Я научился(лась) | Матермал на уроке мне был понятен и доступен (весь, частично, непонятен) | Лучше всего у меня получилось | У меня возникли трудности | Я доволен своей работой на уроке (полностью, частично, нет) | На уроке мне было интересно (да, частично, нет) | Я готов применять полученные знания на практике (да, частично, нет) | Свою работу на уроке оцениваю на оценку |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационная модель совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления
Какие виды информационных моделей Вы знаете?
Виды информационных моделей Вербальные Математические Табличные Графические
Табличные информационные модели
Цель: Научиться преобразовывать текстовую информацию в табличную информационную модель.
Основные этапы моделирования I этап Постановка задачи II этап Разработка модели III этап Компьютерный эксперимент IV этап Анализ результатов Результат соответствует цели Результат не соответствует цели
Алгоритм построения табличной модели: Внимательно ознакомьтесь с текстом вербальной модели. Определитесь со структурой таблицы (количество и содержание столбцов и строк). Внесите в таблицу необходимые данные (воспользуйтесь уже имеющейся информацией готовых таблиц) Внесите формулы в расчетные ячейки таблицы.
Работа в MS Excel назад
Синквейн Назовите одно существительное, выражающее главную мысль урока. Назовите два прилагательных связанных с темой нашего урока. Назовите три глагола, описывающие действия. Составьте фразу обобщающую все ранее сказанное и подводящую итог нашего урока. Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Предварительный просмотр:
Работа в MS Excel
- Объединение ячеек в одну.
Выделить объединяемые ячейки и нажать кнопку, как показано на рис..
- Перенос текста ячейки по словам
Выделить ячейки с текстом, щелчком правой кнопки мыши вызываем контекстное меню, выбираем пункт «Формат ячеек» рис..
В открывшемся окне выбираем вкладку «Выравнивание» и устанавливаем галочку напротив пункта меню «перенос по словам», подтвердить действие нажатием кнопки Ok рис..
- Установка границ таблицы
Выделить границы таблицы и нажать на кнопку, указанную на рис.
- Набор формул
Установить курсор в необходимую ячейку, поставить знак =. Выбрать щелчком мышки необходимую ячейку с данными далее поставить математический знак с клавиатуры и продолжить написание формулы. Действие по окончания набора подтвердить клавишей Enter рис..
5 Создание абсолютной ссылки (закрепление ячейки)
Если поставить знак $ перед номером столбца, то при копировании ячейки номер столбца меняться не будет.
Если поставить знак $ перед номером строки, то при копировании ячейки номер строки меняться не будет.
Ячейка остается неизменной если знак $ поставить перед столбцом и строкой.
- Вставка стандартной функции.
Устанавливаем курсор в необходимую ячейку, поставить знак =. Выбрать пункт меню «Формула», «Вставить функцию». Выбрать необходимую функцию и выбрать мышкой те ячейки из которых необходимо брать данные.
- Применение одной формулы для нескольких ячеек не используя копирования.
Выделить ячейку с формулой, левую кнопку мышки установить на квадратик в нижнем левом углу ячейки и удерживая левую кнопку мышки потянуть в нужном направлении. После данной операции формула будет применена ко всем указанным ячейкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»
Урок по информатике по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...
План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)
План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....
Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс
Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o произве...
Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс
Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o произве...
Конспект открытого урока по информатике на тему "Табличное решение логических задач"
Материал содержит коспект и презентацию к уроку по информатике №Табличное решение логических задач" УМК Босова Л.Л....
Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Вычисление количества информации»
Тип урока: практическая работа.Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, проблемного обучения. Структура урока1. Орг. момент – 1 - 2 мин.2....
Конспект открытого урока по информатике для учащихся 10 класса Тема: «Кодирование информации»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Технологии: компьютерная, коллективного сотрудничества, игровая.Форма урока: практическая работа. Структура урокаОрг. момент – 1 - 2 ...