Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по математике и информатике
статья по информатике и икт на тему

Данная работа рассматривает вопросы об определении  проектно-исследовательской деятельности по математике и информатике  и предлагаются темы  и виды работ на уроке и вовнеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _tema_po_samoobrazovaniyu_2011.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «Организация

проектно-исследовательской деятельности

учащихся по математике и  информатике»

Подготовила : учитель информатики

Суханова Татьяна Ивановна

2011-2012 учебный год

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Древняя восточная мудрость.

         

          Основной задачей современного образования является организация условий для полноценного развития личности, которая поможет ей  без труда и сложностей  адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизнедеятельности  социума. Основными принципами и целями обучения

 становятся: внимание к внутреннему миру детей, их интересам и

 потребностям и развитие их творческих способностей, самостоятельности,

 инициативы, стремления ребенка к самореализации.

       В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов

 организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на

 развитие и реализацию детских способностей, навыков исследовательской

 деятельности.

       Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается

 такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с

 решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее

 неизвестным результатом. Эта деятельность предполагает наличие основных

 этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы,

 ознакомление с литературой, овладение методикой исследования, сбор

 собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [2].

        Необходимо отметить, что подростковый период и период ранней

 юности являются самыми благоприятными для формирования основ

 исследовательской деятельности. В каждом ученике живет страсть к

 открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает

 интерес к предмету, если ему удается что-то открыть самому. Задача

 чителя – вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности,

 увлечь содержанием и способом выполнения работы. Поиск решения

 поставленной задачи приводит к развитию устойчивых познавательных

 интересов. В процессе выполнения исследовательской деятельности

 проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность

 учащихся (им приходится сравнивать, анализировать, делать выводы)[2].

        Исследовательская деятельность учащихся может осуществляться на

 уроке и во внеурочное время. С учетом возрастных особенностей учащихся

 и уровня их подготовки каждое отдельное исследование может быть

 краткосрочным или рассчитанным на длительное время. Исследовательские

 работы выполняются индивидуально (старшая школа) или коллективно

 (основная школа). Представленные работы должны содержать результаты

 исследований. Завершается работа над исследованием его защитой – одним

 из главных этапов обучения начинающего исследователя.

        Любое самостоятельное исследование руководимо: педагог помогает

 определить его содержание, корректирует цели и задачи, выступает

 консультантом. При выборе содержания ученических исследований

 необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Кроме того,

 необходимо, чтобы задания были простыми по содержанию, доступными

 для понимания. Более сложные задания разбиваются на простые и понятные.

 

        Из опыта работы, можно отметить, что проведение лабораторных работ по математике, которые также можно относить к исследовательской работе, повышает познавательный интерес к математике, способствует лучшему усвоению  учебного материала по  предмету. К исследовательским проектам можно отнести также написание рефератов и докладов.

         Темы для создания проектов   по математике можно предложить следующие:

  1. для внеурочной деятельности или долгосрочного проекта: Теорема Пифагора (7-11 класс), Логарифмы в нашей жизни (10-11 класс), симметрия вокруг нас (5- 7 класс), числа правят миром (5-6 класс) и пр.
  2. для организации лабораторных работ по Информатике: измерение объема тел(5 класс), взаимное расположение  графиков линейных функций (7 класс), механический смысл производной (10 класс), методы решения  квадратных уравнений (8 класс), и др.

Исследовательские работы по информатике можно разделить на 3 больших блока: доклады (рефераты); проекты, связанные с использованием языка (системы) программирования; проекты с применением современных информационных технологий (презентации, web-дизайн, flash-технологии).

Проектно – исследовательские работы, которые можно предложить в среднем звене (6 – 8 классы), например, создание коллажа, создание моделей интерьера в графических редакторах; обучающие презентации в среде MS Power Point, творческие печатные работы в MS Word, издательское дело в MS Word. При подготовке проекта учащиеся занимаются фотографией, учатся сканировать картинки и документы, подбирают музыку и т. д. Научившись создавать презентации, многие активно включаются в проектную деятельность по другим предметам.

Проектно – исследовательские работы, которые можно предложить в старшем звене: создание сайта, написание программы на одном из языков программирования, создание ролика, сравнительная характеристика антивирусных программ и т.д. В процессе работы над проектами, связанными с созданием сайтов учащиеся знакомятся с различными принципами и формами представления и размещения информации на сайте, изучают технологии, с помощью которых создают свой сайт. Работать над проектом можно как индивидуально, так и в группе. Например, если для работы над проектом учащиеся объединяются в группы не более 2-3 человек, каждый из которых на определенном этапе работает в качестве: менеджера проекта (концепция сайта, его информационно-содержательное наполнение, структура размещения информации, реклама сайта и т.д.), web-программиста, web-дизайнера. Этапами работы над  данным проектом являются: выбор темы, разработка концепции сайта, определение структуры размещения информации, названия рубрик, страниц и т. д., разработка дизайна сайта (цветовая схема, логотип, эффекты и т. д.), отбор информации для размещения на сайте, выбор технологий и инструментов для создания сайта, конструирование и отладка сайта, размещение в Интернете, сбор отзывов и окончательная доработка сайта, защита проекта.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

Учащиеся, разрабатывая проект, перерабатывают огромное количество информации, в том числе осваивают широкий спектр современных информационных технологий, вырабатывая подход к освоению новых информационных технологий самостоятельно, преодолевая индивидуализм, видя перспективы своей работы, которая может быть востребована обществом.

Работа над проектом:

  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов.

Исследовательская деятельность даёт возможность детям приобрести навыки научного исследования. В рамках проводимого исследования учащиеся учатся применять методы научного исследования: изучение источников, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия, абстрагирование, моделирование, аналогия, классификация, эксперимент.

Проектно - исследовательская деятельность призвана способствовать обогащению интеллектуального потенциала общества, являясь одним из важнейших направлений гуманизации образования.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Литература

  1.  Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. – 2003. - №1
  2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. Авт.-сост.

Б.А. Татьянкин, О.Ю. Макаренков, Т.В. Иванникова, И.С. Мартынова, Л.В. Зуева. Под ред.Б.А. Татьянкина. М., 2007

  1. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая

Академия наук». Авт.-сост. Г.И. Осипова. Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Особенности организации и содержания проектно – исследовательской деятельности на уроках информатики и ИКТ

Александрова Л.В., учитель информатики и физики, МОУ «Гимнази№3 г.Есентуки.  Http:// www.festival@1september.ru

  1. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»

Этот урок посвящен  научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)

Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...

Анализ работы МО учителей математики , физики и иинформатики за 2011-2013г.г.

В работе приводится краткий анализ деятельности педагогов методического объединения учителей математики, физики и информатики за последние три года....