УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
методическая разработка по информатике и икт по теме
В этой работе рассматриваются основные приемы работы с информацией, используемые на уроках информатики и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenie_rabotat_s_informatsiey_kak_neobkhodimyy_komponent_informatsionnoy_kultury.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Б.Кныш
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Введение
Становление информационного общества приводит к трансформации образования. Востребованным становится образование, которое позволяет человеку уверенно войти в мир информации, ее поиска, анализа и интерпретации. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в области образования (Федеральный закон «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего среднего образования, «Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года») пронизаны идеей формирования высокой информационной культуры нашего общества. Школе как важнейшему социальному институту становления личности поставлена задача - создать условия для формирования у школьников умения работать с информацией.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального и общего среднего образования каждое направление универсальных учебных действий предусматривает наличие умения работы с информацией. Умение работать с информацией относится к общеучебным умениям, носит универсальный характер, что позволяет школьникам решать различные познавательные и жизненно важные задачи. Это отражено в соответствующих классификациях, предложенных рядом авторов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.В. Усова,Т.И. Шамова, Н.А. Лошкарева, С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, А.Н. Тубельский, Л.М. Перминова и др.).
Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что умение работать с информацией является общеучебным умением, сложным по своей структуре, представляет совокупность взаимосвязанных компонентов (частных умений), которые своим содержанием конкретизируют умение работы с информацией.
Компонентами умения работать с информацией выступают:
- поиск информации (ориентирование в предметной области для функционального поиска, поиск объекта по известному названию, отбор релевантной информации);
- анализ информации (определение главного и существенного, выделение смысловых частей, выявление причинно-следственных связей в информации);
- интерпретация информации (объяснение связей и зависимостей, выявленных в информации);
- переформатирование информации (перевод информации из одного вида представления в другой);
- обобщение информации (формулирование выводов на основе проведенного анализа информации);
- создание информации (создание информационных продуктов на бумажных и электронных носителях);
- создание электронных презентаций);
Процесс формирования умения работать с информацией будет успешным, если:
- общее умение работы с информацией представляет систему, взаимосвязанными компонентами которой являются частные умения: поиск, переработка, создание, представление, хранение и передача информации;
- в образовательном процессе реализуется технология формирования умения работы с информацией, обеспечивающая поступательное продвижение учащихся в освоении соответствующих способов деятельности по этапам: формирование первоначального умения на уровне знания способа действия, безошибочное выполнение действия по образцу, применение умения в сходных ситуациях, применение умения в новой ситуации на основе самостоятельного определения цели, мотивированного выбора способов и средств ее достижения при работе в одной образовательной области с последующим переносом умения
в другие образовательные области;
- освоение способов деятельности при работе с информацией осуществляется при активном взаимодействии учащихся с различными источниками информации и носителями актуального социокультурного опыта с учетом особенностей деятельности учащихся на разных этапах познания.
Теоретические аспекты использования приемов педагогической техники на разных этапах урока.
- Синквейн.
В предложенном тексте найти ключевые слова, слова-определения. Составить для найденных слов синквейны по правилу:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Возможна работа в группах, затем представление своего синквейна.
Этот прием позволяет развивать умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивой рефлексии, основанном на богатом понятийном аппарате.
- Соотношение.
Воспользуйтесь текстом учебника и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке (соедините стрелками).
ДАТА Событие
и т.д.
- Составь правильное предложение.
Даны фрагменты текстов из разделов учебника. Каждое предложение состоит из двух разных предложений. Найдите с помощью текстов учебника границы этих фрагментов в каждом предложении и исправьте их.
Например:
А) Программа- компилятор (от слова compile –составлять, собирать) обрабатывает команды,
вводимые пользователем, и организует исполнение программ.
Б) Программа- компилятор (от слова compile –составлять, собирать) обрабатывает команды,
вводимые пользователем, и организует исполнение программ.
Необходимо найти правильное окончание в первом предложении и начало во втором.
- Разведение объектов схемы
Из рассматриваемой в тексте учебника классификации или схемы развести объекты в таблице.
Например:
В разделе учебника «Офисная технология и информационные системы» приведена схема «Компьютерная технология в офисе», объединяющая аппаратуру, программное обеспечение, файлы и многое другое. Разведите приведенные в схеме объекты по разным столбцам таблицы.
Программно-аппаратное обеспечение офиса | Объекты, внешние по отношению к программно- аппаратному обеспечению офиса | ||
Приложения (прикладные программы) | Файлы | Аппаратура | |
Работа ведется в группах, причем, каждая группа заполняет свой столбец. В результате заполняется вся таблица.
- Метод пропущенных слов.
В приведенных фрагментах текста пропущены слова (ограниченное количество). Найдите их в тексте учебника и впишите.
Например: в фрагментах текста пропущены слова вещество, энергия, информация.
Даны фрагменты:
А) В результате реакции анаболизма, протекающих с потреблением…., образуются сложные органические….. из более простых.
Б) Для живых организмов характерна способность передавать признаки и свойства в неизменённом виде и из поколения в поколение с помощью носителей…… - молекул РНК или ДНК.
и т.д.
- Путаница.
В приведенных фрагментах текста перепутаны слова. Исправить ошибки.
Например: перепутаны слова вещество, энергия, информация.
А) Перед человечеством уже сегодня встает задача освоения неисчерпаемых источников информации.
В течение следующего века начнется переход к другим источникам информации, после чего
человечество твердо встанет на путь создания неисчерпаемой системы снабжения информацией.
Б) Все уровни организации энергии объединяет общее свойство - масса. Именно масса придает
каждому из уровней статус энергии.
В) Смогут ли гигантские турбины и подводные пропеллеры, напоминающие ветряные мельницы, генерировать электричество, извлекая вещество из течений и волн?
Заключение
Работа с информацией и средствами сегодня становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры. Целью обучения является не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры как части интеллектуальных умений. Роль преподавателя тесно связана с ее формированием. Только в том случае, если преподаватель даст ученику многообразные и обширные знания, обучит информационным умениям, человек будет готов продолжить образование, а, следовательно, и профессионально определиться в жизни. Информационная культура является важнейшей составляющей образовательного потенциала информационно-технологического пространства.
Литература
- Андреев В.И. Педагогика: учебное пособие/ В.И.Андреев.- Казань: Наука,2000
- Гин А.А. Приемы педагогической техники/ А.А.Гин.- Гомель,1999
- Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А.Зязюна.- М.: Прсвещение,1989
Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае
V-IV тысячелетия до н.э.
I-II тысячелетия до н.э.
Начало книгопечатания в России
Середина XVI века
Появление алфавитного письма в Финикии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой как необходимое условие овладения культурой речи.
Данный материал поможет учащимся задуматься о том, как важны словари в жизни человека, даст представление о различии языковых и энциклопедических словарей....
Умение работать с информацией как необходимая компетенция современного студента
На сегодняшний день у большинства студентов первых курсов не сформированы умения работы с источниками информации. Задача современного педагога должна сводиться к обучению приемам формирования и наибол...
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ К ДИСТАНЦИОННЫМ ОЛИМПИАДАМ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Статья посвещена особенностям использования дистанционных олимпиад в процессе изучения истории и обществознания. В статье раскрыты вопросы касающиеся истории возникновения дистанционных олимпиад и осо...
Информационная и сетевая культура преподавателя как необходимый компонент современного образования
Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологии, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Наблюдается пр...
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Статья содержит рекомендаци по работе с информацией на уроках английского языка в начальной школе по УМК Кузовлева В. П....
Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.
В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование разносторонне фи...
Роль учителя в формировании умений работать с информацией биологического содержания при подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии
Роль учителя в формировании умений работать с информацией биологического содержания при подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии...