Создание запросов
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему
Конспект урока, презентация, приложения к уроку по теме: "Создание запросов" 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_zaprosov.zip | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА_11 КЛАСС
«СОЗДАНИЕ ЗАПРОСОВ».
Цель урока: формировать у учащихся умения и навыки создания запросов в базах данных.
Задачи:
- Формировать у учащихся умения и навыки решения комплексных задач с опорой на знания, полученные при изучении темы «Технология сортировки, поиска и фильтрации информации в базах данных»;
- Научить реализовывать решения задач с помощью персонального компьютера;
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила создания запросов в базах данных
Метапредметные:
- Регулятивные: определять тему, цели, проблему урока, планировать деятельность, адекватно ее оценивать.
- Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа, сравнивать.
- Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с педагогом, одноклассниками, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, уметь аргументировать свои ответы.
- Личностные: прививать интерес к предмету, теме, применять полученные знания в различных областях учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: программное обеспечение: OpenOffice.org Base, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- системно-деятельностный и технологический подход к обучению;
- информационные технологии.
Методическая новизна определяется практико-ориентированным методом в рамках системно-деятельностного подхода. Обучение деятельности направленно на достижение гарантированных результатов.
Системно-деятельностный подход и технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение (компьютерный практикум). Данный подход позволяет сделать вывод об эффективности овладения обучаемыми знаниями, умениями и навыками в рамках изученной темы, что также разработать стратегию дальнейшей коррекции. Оценить эффективность методической новизны также позволяет показатели участия учащихся в телекоммуникационных проектах, конкурсах и показатели сдачи ЕГЭ по информатике (выше среднего).
Инновационные методы к обучению:
1. Инновации-трансформации, направленные на обеспечение исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности (Выполнение задания, направленные на поиск информации в справочных материалах, в Интернете, согласно заданию).
Инновационные образовательные технологии ориентированы на формирование системного творческого мышления учащихся, их способности генерировать нестандартные идеи при решении учебных, практических или творческих задач (оформление выполненного задания в виде презентации, используя docs.google.com или drive.google.com.).
2. Электронные образовательные ресурсы (LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей). ЭОР интенсифицирует учебный процесс и используется в процессе закрепления новых знаний, отработки умений и навыков. В состав электронного образовательного ресурса входят соответствующие анимации и интерактивные модели, направленные на формирование ключевых компетенций (развитие коммуникативных качеств (речь), гибкости мышления, внимания) учащихся, применять полученные знания в различных областях учебной деятельности. На данном уроке ЭОР используются и создаются самостоятельно учащимися (создание интерактивного кроссворда по БД в среде learningapps.org), как электронные ресурсы справочно-информационного характера и учебные среды самостоятельного конструирования ЭОР, обеспечивающие творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в рамках пройденного материала (выполнение интерактивного задания «Викторина с правильным ответом» (http://learningapps.org/691727)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Оргмомент. | Приветствует учащихся. Проводит проверку готовности к уроку. Здравствуйте, очень рада вас видеть снова! Мы продолжаем с вами изучать тему, связанную с информационно-поисковыми системами (ИПС). Много уроков мы с вами разрабатывали базы данных. В каких областях информационной деятельности пригодится такой навык? (если дети затрудняются, наводящие вопросы) Вывод: т.е. в тех сферах, где приходится работать с большими объемами информации. | Приветствуют учителя Ответы учащихся (В больницах, налоговых службах, МВД, сотовых компаниях, бухгалтериях и т.д.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Акт-зация | Проверка знаний. Лист самооценки. Для того чтобы получить знания в полном объеме, важно зафиксировать, насколько успешно будет проходить наш урок. Этот лист самооценки даст вам возможность записывать каждую деталь вашей работы в течение урока при изучении темы. Если довольны (справились), удовлетворены (частично), разочарованы (не поняли, не смогли) тем, как прошел наш урок, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке лист (Приложение 1). На прошлых уроках мы с вами сформировали понимание, что представляет собой база данных; основные понятия БД, изучили виды моделей данных, их особенность научились создавать, и редактировать, организовывать поиск нужной нам информации в БД, сортировать информацию (делать фильтрацию данных). Вам предлагается задание – создать интерактивный кроссворд по БД в среде learningapps.org (работа в группах). (LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей). Делимся на 2 группы и после создания, 1 группа отвечает на вопросы 2 группы и наоборот. Используйте справочные материалы, учебники и поисковые системы. Приступайте! Учитель показывает в качестве примера: http://learningapps.org/570746 (вопросы) http://learningapps.org/691097 - После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки! | Выполняют задание среде learningapps.org | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Мотивация (постановка проблемы) 4. Объяснение новой темы | Следующее задание. Постановка проблемы. Перед Вами на партах лежат карточка с заданием (Приложение 2) Представьте, вы работаете учителем физкультуры, вам необходимо набрать команду юношей для участия в соревнованиях по баскетболу. Т.е. сделать выборку тех учащихся, у которых рост выше 175 см, а также вывести фамилии учеников (мальчиков), которые учатся в 10-11 классах (родившихся в 1998-1999 году). - Как решить данную проблему, когда нужно находить в базе данных определенные элементы, соответствующие условиям? - У кого какие варианты? - Как мы это сделаем? - Может с помощью каких-то условий? - Какие вы предложите варианты? (Ответы учащихся) - Все верно! Но если задача усложниться и потребуется набрать команду по округу или со всего города! Вывод: Одним из основных назначений реляционных баз данных является быстрый поиск хранящейся в ней информации. Эту задачу решают запросы. Поэтому ТЕМА сегодняшнего урока звучит: «Создание запросов» (слайд 1) И тогда цель урока? (ответы учащихся – « Создавать запросы») ЦЕЛЬ: научиться формировать и создавать запросы (слайд 1). Оцените себя в листе самооценки! План работы: (на слайд высветить и проговорить) (слайд 2)
- С планом работы Вы познакомились, поэтому приступайте к выполнению 1 задания, используя справочную литературу, Интернет, учебник, группа 1 готовит вопрос: Что такое «запросы» и что они позволяют. 2 группа готовит вопрос «Виды запросов». Оформите свои ответы в виде презентации, используя docs.google.com или drive.google.com. Приступайте! Материал для справки: Запросы (query) – это средство выбора необходимой информации из базы данных. Вопрос, сформированный по отношению к базе данных, и есть запрос. Применяются два типа запросов: по образцу (QBE – Query by example) и структурированный язык запросов (SQL – Structured Query Language). Они позволяют из всех таблиц базы данных выбрать нужные поля и, при необходимости, отобразить ту информацию, которая удовлетворяет некоторым определённым условиям.
Виды запросов:
а) запрос на удаление (удаляет заданные записи из таблицы); б) запрос на обновление (изменяет соответствующие записи таблицы); в) запрос на добавление (добавляет в конец таблицы новые записи соответствующие условиям отбора).
После создания презентаций, заслушиваются ответы, и фиксируется в тетради. - Спасибо! Молодцы! Оцените себя в листе самооценки! А вот про способы создания расскажу и покажу вам я (демонстрация на интерактивной доске или через проектор) Для справки: Способы создания запросов: Создавать запросы можно в режиме Мастер запросов или в режиме Дизайн запросов. Для создания запроса в режиме Мастер запросов необходимо:
Чтобы создать запрос в режиме Дизайн запросов, щелкните значок Запросы в документе базы данных, а затем щелкните Создать запрос в режиме дизайна. Определение запроса выполняется в нижней области окна. Чтобы определить запрос, укажите имена полей базы данных, которые требуется включить, а также условия отображения полей. Создадим запрос, который будет выводить фамилии учеников старше 10 лет (рис. 1). Для формирования запроса выбираем поля Фамилия и Возраст. Указываем, что это поля видимые. Для поля Возраст вводим критерий выбора «>10». После этого закрываем окно запроса. При закрытии окна редактор предложит сохранить запрос, сохраняем его, указав имя запроса. Чтобы проверить запрос, дважды щелкните его имя в документе базы данных. (По ходу объяснения уточнять у учеников: Вопросы возникают? Все понятно? Если не понятно, спрашивайте!). Результат запроса отобразится в таблице, аналогичной представлению источника данных, также результаты запроса можно посмотреть, не выходя из режима дизайна, для этого нужно выбрать пункт меню Вид — Вид или просто нажать клавишу F4. В нашем примере получились следующие результаты запроса (рис. 2): | Внимательно слушают учителя Делают предположения, отвечают на вопросы (Осуществим поиск информации в БД. Сделаем фильтрацию данных учеников в БД) Записывают тему Выполняют задание по группам Ответы учащихся | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление материала (практическая часть) | Ну, а теперь закрепим полученные знания на практике, работа за ПК (индивидуально)! Практическая работа _Создание запросов (Приложение 3_Прак.раб.Создание запросов) (указать путь: Пуск→ Документы→ 11 класс→ ПР_Создание запросов) - Сохраните выполненную работу в своих именованных папках, к следующему уроку я выставлю вам отметки и с учетом листа самооценки! Только не забывайте не забудьте оценить себя в листе самооценки! | Выполняют задание на компьютере | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Подведение итогов урока | Ну, а сейчас требуется выполнить гимнастику для глаз и по традиции прошу провести кого-нибудь их учащихся! Гимнастика для глаз! (девочки проводят) Не вставая из-за рабочего стола, примите удобное положение – спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения необходимо легко без напряжения.
Спасибо! Подводит итоги урока. Мы чтобы проверить, как усвоен материал, решим задание из ЕГЭ, часть А (задание на столах лежит, Приложение 4). СОВМЕСНО с КЛАССОМ! Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных участников конкурса исполнительского мастерства: Таблица 1
Таблица 2
Представители скольких стран исполняют Моцарта?
Решение: Ищем в таблице 2 записи, где поле "Автор произведения"=Моцарт:
Определим значения в поле "Участник" этих записей:
В таблице 1 находим записи, где есть найденные участники: Альбрехт, Силин, Холево, Численко, Яшвили, и определяем значения поля "Страна":
Нашли записи со странами: Германия, Россия,Грузия, Украина. Получили 4-е страны. - А теперь выполните САМОСТОЯТЕЛЬНО, задание на столе! Результаты тестирования представлены в таблице:
Сколько записей в ней удовлетворяют условию «Пол=’ж’ ИЛИ Химия>Биология»?
Решение: Сначала ищем записи, где «Пол=’ж’:
Нашли 4 записи. Теперь рассмотрим оставшиеся записи. Определим те записи,где выполняется условие: "Химия>Биология»:
Нашли 1 запись Всего записей:4+1=5 записей (в запросе логическая операция "ИЛИ", поэтому результаты складываем). Не забудьте оценить себя в листе самооценки! Кто справился на дополнительную оценку интерактивное задание: викторина с правильным ответом (каждому на ноутбук) http://learningapps.org/691727 - Какую цель мы ставили в начале урока? (создание и формирование запросов) - Удалось ли нам решить проблему, набрать команду для участия в соревнованиях? (да, с помощью формирования запросов). - Оцените себя в листе самооценки и сдайте, пожалуйста, мне! Ваша отметка будет складываться из всех выполненных заданий и листа самооценки! | Делают гимнастику для глаз Выполняют задание Выполняют задание самостоятельно Отвечают на вопросы | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание: | Приложение 6. Распечатать каждому и выдать: Задания из ЕГЭ: В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы бабушки Ивановой А.И.
Таблица 2
Решение: У Ивановой А.И. может быть две бабушки: по маме и по папе, поэтому сначала надо найти ее родителей. Определим ID Ивановой А.И. по таблице 1:
ID Ивановой А.И.=23. Находим в таблице 2 строки, где ID_Ребенка=23 (найдем маму и папу Ивановой А.И., т.е. два ID_Родителя):
ID родителей: 13, 85: В таблице 1 найдем записи,где ID=13 и 85. Определим пол:
ID=13-ж.п., значит, это мама. ID=85-это папа. Ищем в таблице 2 строки, где ID_Ребенка=13 (бабушку и дедушку по маме):
ID родителей: 82, 95. В таблице 1 найдем записи,где ID=82 и 95. Определим пол:
ID=82-м.п.,это дедушка. ID=95-ж.п., это бабушка, ее ФИО - Цейс Т.Н. ФИО выделено в таблице выше. Это первый кандидат. Теперь определим родителей папы. Папы ID=85. Ищем в таблице 2 строки, где ID_Ребенка=85 (бабушку и дедушку по папе):
Таких строк в таблице 2 нет. Получаем, фамилия и инициалы бабушки Ивановой А.И.: Цейс Т.Н. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали в группах, успешно выполнили задания индивидуально, я довольна вами. Спасибо! И завершить урок мне бы хотелось словами известного вам человека: Эпиграф на слайде презентации: «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет победите ли вы или проиграете» Билл Гейтс (слайд 3). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание запросов на выборку в базах данных
Цели практического занятия – познакомить учащихся с понятиями "запрос в БД", “запрос на выборку”, а также показать практическое применение запросов и научить создавать запросы на выборку информации в ...
Презентация "Создание запросов и отчетов в ACCESS 2003"
данная презентация может быть использована для объяснения нового материала по данной теме, правда при использовании СУБД ACCESS 2003....
Практическое занятие «Создание запросов»
Методическая разработка урока по дисциплине «Информационные технологии» по теме «Практическое занятие «Создание запросов»...
Открытый урок_Создание запросов_11 класс
Открытый урок по теме "Создание запросов" для учащихся 11 классов....
Практическая работа №3 Создание запросов к готовой базе данных.
Практическая работа №3 Создание запросов к готовой базе данных....
Создание запросов в базе данных MS Access
План-коспект урока по информатике...
Технологическая карта к уроку «Создание запросов в базе данных».
Конспект урока по информатике для учащихся 9 класса.Тема урока: «Создание запросов в базе данных».Тип урока: изучение нового материала.Предметные- умения правильно создавать запросы на выб...