Открытый урок_Создание запросов_11 класс
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_zaprosov_11_klass.zip | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА_11 КЛАСС
«СОЗДАНИЕ ЗАПРОСОВ».
Цель урока: формировать у учащихся умения и навыки создания запросов в базах данных.
Задачи:
- Формировать у учащихся умения и навыки решения комплексных задач с опорой на знания, полученные при изучении темы «Технология сортировки, поиска и фильтрации информации в базах данных»;
- Научить реализовывать решения задач с помощью персонального компьютера;
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила создания запросов в базах данных
Метапредметные:
- Регулятивные: определять тему, цели, проблему урока, планировать деятельность, адекватно ее оценивать.
- Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа, сравнивать.
- Коммуникативные: осуществлять сотрудничество с педагогом, одноклассниками, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, уметь аргументировать свои ответы.
- Личностные: прививать интерес к предмету, теме, применять полученные знания в различных областях учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: программное обеспечение: OpenOffice.org Base, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- системно-деятельностный и технологический подход к обучению;
- информационные технологии.
Методическая новизна определяется практико-ориентированным методом в рамках системно-деятельностного подхода. Обучение деятельности направленно на достижение гарантированных результатов.
Системно-деятельностный подход и технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение (компьютерный практикум). Данный подход позволяет сделать вывод об эффективности овладения обучаемыми знаниями, умениями и навыками в рамках изученной темы, что также разработать стратегию дальнейшей коррекции. Оценить эффективность методической новизны также позволяет показатели участия учащихся в телекоммуникационных проектах, конкурсах и показатели сдачи ЕГЭ по информатике (выше среднего).
Инновационные методы к обучению:
1. Инновации-трансформации, направленные на обеспечение исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности (Выполнение задания, направленные на поиск информации в справочных материалах, в Интернете, согласно заданию).
Инновационные образовательные технологии ориентированы на формирование системного творческого мышления учащихся, их способности генерировать нестандартные идеи при решении учебных, практических или творческих задач (оформление выполненного задания в виде презентации, используя docs.google.com или drive.google.com.).
2. Электронные образовательные ресурсы (LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей). ЭОР интенсифицирует учебный процесс и используется в процессе закрепления новых знаний, отработки умений и навыков. В состав электронного образовательного ресурса входят соответствующие анимации и интерактивные модели, направленные на формирование ключевых компетенций (развитие коммуникативных качеств (речь), гибкости мышления, внимания) учащихся, применять полученные знания в различных областях учебной деятельности. На данном уроке ЭОР используются и создаются самостоятельно учащимися (создание интерактивного кроссворда по БД в среде learningapps.org), как электронные ресурсы справочно-информационного характера и учебные среды самостоятельного конструирования ЭОР, обеспечивающие творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в рамках пройденного материала (выполнение интерактивного задания «Викторина с правильным ответом» (http://learningapps.org/691727)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Оргмомент. | Приветствует учащихся. Проводит проверку готовности к уроку. Здравствуйте, очень рада вас видеть снова! Мы продолжаем с вами изучать тему, связанную с информационно-поисковыми системами (ИПС). Много уроков мы с вами разрабатывали базы данных. В каких областях информационной деятельности пригодится такой навык? (если дети затрудняются, наводящие вопросы) Вывод: т.е. в тех сферах, где приходится работать с большими объемами информации. | Приветствуют учителя Ответы учащихся (В больницах, налоговых службах, МВД, сотовых компаниях, бухгалтериях и т.д.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Акт-зация | Проверка знаний. Лист самооценки. Для того чтобы получить знания в полном объеме, важно зафиксировать, насколько успешно будет проходить наш урок. Этот лист самооценки даст вам возможность записывать каждую деталь вашей работы в течение урока при изучении темы. Если довольны (справились), удовлетворены (частично), разочарованы (не поняли, не смогли) тем, как прошел наш урок, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке лист (Приложение 1). На прошлых уроках мы с вами сформировали понимание, что представляет собой база данных; основные понятия БД, изучили виды моделей данных, их особенность научились создавать, и редактировать, организовывать поиск нужной нам информации в БД, сортировать информацию (делать фильтрацию данных). Вам предлагается задание – создать интерактивный кроссворд по БД в среде learningapps.org (работа в группах). (LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей). Делимся на 2 группы и после создания, 1 группа отвечает на вопросы 2 группы и наоборот. Используйте справочные материалы, учебники и поисковые системы. Приступайте! Учитель показывает в качестве примера: http://learningapps.org/570746 (вопросы) http://learningapps.org/691097 - После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки! | Выполняют задание среде learningapps.org | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Мотивация (постановка проблемы) 4. Объяснение новой темы | Следующее задание. Постановка проблемы. Перед Вами на партах лежат карточка с заданием (Приложение 2) Представьте, вы работаете учителем физкультуры, вам необходимо набрать команду юношей для участия в соревнованиях по баскетболу. Т.е. сделать выборку тех учащихся, у которых рост выше 175 см, а также вывести фамилии учеников (мальчиков), которые учатся в 10-11 классах (родившихся в 1998-1999 году). - Как решить данную проблему, когда нужно находить в базе данных определенные элементы, соответствующие условиям? - У кого какие варианты? - Как мы это сделаем? - Может с помощью каких-то условий? - Какие вы предложите варианты? (Ответы учащихся) - Все верно! Но если задача усложниться и потребуется набрать команду по округу или со всего города! Вывод: Одним из основных назначений реляционных баз данных является быстрый поиск хранящейся в ней информации. Эту задачу решают запросы. Поэтому ТЕМА сегодняшнего урока звучит: «Создание запросов» (слайд 1) И тогда цель урока? (ответы учащихся – « Создавать запросы») ЦЕЛЬ: научиться формировать и создавать запросы (слайд 1). Оцените себя в листе самооценки! План работы: (на слайд высветить и проговорить) (слайд 2)
- С планом работы Вы познакомились, поэтому приступайте к выполнению 1 задания, используя справочную литературу, Интернет, учебник, группа 1 готовит вопрос: Что такое «запросы» и что они позволяют. 2 группа готовит вопрос «Виды запросов». Оформите свои ответы в виде презентации, используя docs.google.com или drive.google.com. Приступайте! Материал для справки: Запросы (query) – это средство выбора необходимой информации из базы данных. Вопрос, сформированный по отношению к базе данных, и есть запрос. Применяются два типа запросов: по образцу (QBE – Query by example) и структурированный язык запросов (SQL – Structured Query Language). Они позволяют из всех таблиц базы данных выбрать нужные поля и, при необходимости, отобразить ту информацию, которая удовлетворяет некоторым определённым условиям.
Виды запросов:
а) запрос на удаление (удаляет заданные записи из таблицы); б) запрос на обновление (изменяет соответствующие записи таблицы); в) запрос на добавление (добавляет в конец таблицы новые записи соответствующие условиям отбора).
После создания презентаций, заслушиваются ответы, и фиксируется в тетради. - Спасибо! Молодцы! Оцените себя в листе самооценки! А вот про способы создания расскажу и покажу вам я (демонстрация на интерактивной доске или через проектор) Для справки: Способы создания запросов: Создавать запросы можно в режиме Мастер запросов или в режиме Дизайн запросов. Для создания запроса в режиме Мастер запросов необходимо:
Чтобы создать запрос в режиме Дизайн запросов, щелкните значок Запросы в документе базы данных, а затем щелкните Создать запрос в режиме дизайна. Определение запроса выполняется в нижней области окна. Чтобы определить запрос, укажите имена полей базы данных, которые требуется включить, а также условия отображения полей. Создадим запрос, который будет выводить фамилии учеников старше 10 лет (рис. 1). Для формирования запроса выбираем поля Фамилия и Возраст. Указываем, что это поля видимые. Для поля Возраст вводим критерий выбора «>10». После этого закрываем окно запроса. При закрытии окна редактор предложит сохранить запрос, сохраняем его, указав имя запроса. Чтобы проверить запрос, дважды щелкните его имя в документе базы данных. (По ходу объяснения уточнять у учеников: Вопросы возникают? Все понятно? Если не понятно, спрашивайте!). Результат запроса отобразится в таблице, аналогичной представлению источника данных, также результаты запроса можно посмотреть, не выходя из режима дизайна, для этого нужно выбрать пункт меню Вид — Вид или просто нажать клавишу F4. В нашем примере получились следующие результаты запроса (рис. 2): | Внимательно слушают учителя Делают предположения, отвечают на вопросы (Осуществим поиск информации в БД. Сделаем фильтрацию данных учеников в БД) Записывают тему Выполняют задание по группам Ответы учащихся | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление материала (практическая часть) | Ну, а теперь закрепим полученные знания на практике, работа за ПК (индивидуально)! Практическая работа _Создание запросов (Приложение 3_Прак.раб.Создание запросов) (указать путь: Пуск→ Документы→ 11 класс→ ПР_Создание запросов) - Сохраните выполненную работу в своих именованных папках, к следующему уроку я выставлю вам отметки и с учетом листа самооценки! Только не забывайте не забудьте оценить себя в листе самооценки! | Выполняют задание на компьютере | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Подведение итогов урока | Ну, а сейчас требуется выполнить гимнастику для глаз и по традиции прошу провести кого-нибудь их учащихся! Гимнастика для глаз! (девочки проводят) Не вставая из-за рабочего стола, примите удобное положение – спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо. Выполнять упражнения необходимо легко без напряжения.
Спасибо! Подводит итоги урока. Мы чтобы проверить, как усвоен материал, решим задание из ЕГЭ, часть А (задание на столах лежит, Приложение 4). СОВМЕСНО с КЛАССОМ! Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных участников конкурса исполнительского мастерства: Таблица 1
Таблица 2
Представители скольких стран исполняют Моцарта?
Решение: Ищем в таблице 2 записи, где поле "Автор произведения"=Моцарт:
Определим значения в поле "Участник" этих записей:
В таблице 1 находим записи, где есть найденные участники: Альбрехт, Силин, Холево, Численко, Яшвили, и определяем значения поля "Страна":
Нашли записи со странами: Германия, Россия,Грузия, Украина. Получили 4-е страны. - А теперь выполните САМОСТОЯТЕЛЬНО, задание на столе! Результаты тестирования представлены в таблице:
Сколько записей в ней удовлетворяют условию «Пол=’ж’ ИЛИ Химия>Биология»?
Решение: Сначала ищем записи, где «Пол=’ж’:
Нашли 4 записи. Теперь рассмотрим оставшиеся записи. Определим те записи,где выполняется условие: "Химия>Биология»:
Нашли 1 запись Всего записей:4+1=5 записей (в запросе логическая операция "ИЛИ", поэтому результаты складываем). Не забудьте оценить себя в листе самооценки! Кто справился на дополнительную оценку интерактивное задание: викторина с правильным ответом (каждому на ноутбук) http://learningapps.org/691727 - Какую цель мы ставили в начале урока? (создание и формирование запросов) - Удалось ли нам решить проблему, набрать команду для участия в соревнованиях? (да, с помощью формирования запросов). - Оцените себя в листе самооценки и сдайте, пожалуйста, мне! Ваша отметка будет складываться из всех выполненных заданий и листа самооценки! | Делают гимнастику для глаз Выполняют задание Выполняют задание самостоятельно Отвечают на вопросы | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание: | Приложение 6. Распечатать каждому и выдать: Задания из ЕГЭ: В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. Определите на основании приведенных данных фамилию и инициалы бабушки Ивановой А.И.
Таблица 2
Решение: У Ивановой А.И. может быть две бабушки: по маме и по папе, поэтому сначала надо найти ее родителей. Определим ID Ивановой А.И. по таблице 1:
ID Ивановой А.И.=23. Находим в таблице 2 строки, где ID_Ребенка=23 (найдем маму и папу Ивановой А.И., т.е. два ID_Родителя):
ID родителей: 13, 85: В таблице 1 найдем записи,где ID=13 и 85. Определим пол:
ID=13-ж.п., значит, это мама. ID=85-это папа. Ищем в таблице 2 строки, где ID_Ребенка=13 (бабушку и дедушку по маме):
ID родителей: 82, 95. В таблице 1 найдем записи,где ID=82 и 95. Определим пол:
ID=82-м.п.,это дедушка. ID=95-ж.п., это бабушка, ее ФИО - Цейс Т.Н. ФИО выделено в таблице выше. Это первый кандидат. Теперь определим родителей папы. Папы ID=85. Ищем в таблице 2 строки, где ID_Ребенка=85 (бабушку и дедушку по папе):
Таких строк в таблице 2 нет. Получаем, фамилия и инициалы бабушки Ивановой А.И.: Цейс Т.Н. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали в группах, успешно выполнили задания индивидуально, я довольна вами. Спасибо! И завершить урок мне бы хотелось словами известного вам человека: Эпиграф на слайде презентации: «Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет победите ли вы или проиграете» Билл Гейтс (слайд 3). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)
Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....
План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)
Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....
Открытый урок. Создание и форматирование таблиц в Microsoft Office Word
Открытый урок. Создание и форматирование таблиц в Microsoft Office Wordперезентация, конспект, физминутка, практическая работа...
Конспект урока - Создание государства российского (6 класс, История Отечества)
Конспект урока - Создание государства российского (6 класс) является примером как можно на уроке представить тему, связанную с именем Ивана III Великого. Этот урок я давал на первую категорию....
Открытый урок "Создание анимационного ролика средствами PowerPoint"
Открытый урок "Создание анимационного ролика средствами PowerPoint" в 7 классе...
Технологическая карта к уроку «Создание запросов в базе данных».
Конспект урока по информатике для учащихся 9 класса.Тема урока: «Создание запросов в базе данных».Тип урока: изучение нового материала.Предметные- умения правильно создавать запросы на выб...
Тема урока: Создание видеоролика, посвященного дню 75-летия Победы в ВОВ, с помощью программы Windows Movie Maker. Практическая работа «Создание видеофильма»
Работу подготовила учитель информатики МБОУ «Калачёвская СОШ» Бушуева Анастасия Александровна Тип урока: комбинированныйЦели:Предметные:закрепить знания учащихся о компьютерных презен...