Рабочая программа по информатике. 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 6 класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089). ( Включая изменения от 31.08.09 № 320, от19.10.09 № 427)
- Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приложение к приказу МОНО от 31.07.13 №1830).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- «Программы курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» Босова Л.Л., изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
- Учебника для 6 класса: «Информатика и ИКТ» Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Рабочей тетради для 6 класса: «Информатика и ИКТ» Босова Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по информатике для учащихся основной школы:
- Босова Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборато-рия знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Ла-боратория знаний, 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
- Пакет офисных приложений.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.
В 6 классе программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программой предусмотрено проведение:
- практических работ-16
- контрольных работ-3
Цели и задачи
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 – 7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Основное содержание тем, изучаемых в 6 классе
№ | Название темы | Основное содержание тем | Количество | |
часов | ||||
1 | Компьютер и | Компьютер - универсальная машина для | ||
информация | работы с информацией. Файлы и папки. | |||
Цифровые данные. Двоичное кодирование | 11 | |||
цифровой информации. Тексты в памяти | ||||
компьютера. Изображения в памяти | ||||
компьютера. Единицы измерения информации. | ||||
2 | Человек и | Информация и знания. Чувственное познание | ||
информация | окружающего мира. Мышление и его формы. | 12 | ||
Понятие, суждение, умозаключение как форма | ||||
мышления. | ||||
3 | Алгоритмы и | Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. | 11 | |
исполнители | Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. | |||
Итого: | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
Учащиеся должны:
- уметь определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- уметь приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- уметь различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- уметь определять назначение файла по его расширению;
- уметь выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- уметь создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
- Компьютер
- Называть основные устройства компьютера и понимать их назначение.
- Использование клавиатуры:
- знать назначение клавиш на клавиатуре;
- иметь представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
- вводить прописные и строчные буквы;
- фиксировать и отменять режим ввода прописных букв.
- Выполнять действия с мышью:
- перемещение указателя мыши;
- щелчок левой кнопкой мыши;
- щелчок правой кнопкой мыши;
- двойной щелчок;
- перетаскивание объекта с помощью мыши.
- Уметь правильно организовать свое рабочее место.
- Применять правила техники безопасности при работе на компьютере.
2. Операционная система
- Рабочий стол:
- называть основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
- выделять значок на Рабочем столе;
- запускать программы с помощью главного меню;
- изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку;
- изменять свойства панели задач;
- узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;
- упорядочивать значки на Рабочем столе.
- Действия с окнами:
- открывать окно;
- перемещать окно;
- сворачивать окно в значок на панели задач;
- восстанавливать окно, свернутое в значок на панели задач;
- разворачивать окно на весь Рабочий стол;
- восстанавливать окно;
- изменять размер окна по своему усмотрению;
- пользоваться горизонтальной и вертикальной полосами прокрутки;
- закрывать окно.
- Управление компьютером с помощью меню:
- различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;
- различать доступные и недоступные команды меню;
- различать выбранные и невыбранные команды меню;
- выбирать команду меню;
- понимать назначение элементов управления диалоговых окон;
- заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры;
- выбирать элемент списка диалогового окна;
- открывать (сворачивать) раскрывающийся список;
- различать переключатели и флажки;
- включать (выключать) переключатель;
- устанавливать (снимать) флажок;
- работать с различными вкладками диалогового окна;
- понимать назначение и применять командные кнопки диалогового окна.
- Действия в окне Мой компьютер:
- называть объекты в окне Мой компьютер и понимать их назначение;
- просматривать содержимое дискеты и жесткого диска. 2.5. Действия в окне Мои документы:
- создавать новый файл (новую папку);
- переименовывать файл (папку);
- перемещать файл (папку);
- копировать файл (папку);
- удалять файл (папку) в Корзину;
- упорядочивать файлы и папки.
3. Графический редактор
- Запускать графический редактор:
- с помощью главного меню;
- с помощью ярлыка на Рабочем столе.
- Устанавливать размеры области рисования:
- с помощью маркеров;
- с помощью меню.
- Работа с палитрой:
- устанавливать основной и фоновый цвета;
- изменять цветовую палитру.
- Работа с набором инструментов:
- называть основные инструменты графического редактора и понимать их назначение;
- создавать несложные графические изображения с помощью основных инструментов;
- изображать горизонтальные и вертикальные отрезки, круги и квадраты;
- создавать надписи;
- изменять масштаб.
- Отменять ошибочные действия.
- Очищать рабочую область.
- Работать с фрагментами:
- выделять фрагмент;
- удалять фрагмент;
- вырезать фрагмент;
- перемещать фрагмент;
- поворачивать фрагмент;
- растягивать фрагмент;
- наклонять фрагмент;
- копировать фрагмент;
- размножать фрагмент;
- Работа с файлами:
- сохранять собственный рисунок в указанной папке в файле с расширением bmp;
- сохранять собственный рисунок в указанной папке в файле с расширением gif;
- открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;
- сохранять измененный файл под тем же именем;
- сохранять измененный файл под новым именем;
- Закрывать окно программы.
4. Текстовые процессоры
- Запускать текстовый процессор:
• с помощью главного меню;
• с помощью ярлыка на Рабочем столе.
- Ввод и редактирование текста:
вводить алфавитно-цифровые символы и знаки препинания;
- удалять ошибочно введенный символ;
- понимать различие между режимами вставки и замены и осуществлять между ними переключение;
- создавать новый абзац;
- находить нужное слово;
- осуществлять замену;
- вводить тексты на английском языке;
- вводить символы, отсутствующие на клавиатуре;
- упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
- осуществлять проверку орфографии;
- работать с несколькими документами одновременно;
- отменять результат выполнения команды.
4.3. Работа с фрагментами текста:
- выделять фрагмент текста (слово, строку, предложение, абзац, произвольный фрагмент);
- удалять фрагмент;
- перемещать фрагмент;
- вырезать фрагмент;
- копировать фрагмент;
- размножать фрагмент.
- Использование панели инструментов Форматирование:
• задавать гарнитуру шрифта;
• задавать размер шрифта;
• задавать полужирное, курсивное, подчеркнутое начертания шрифта;
• задавать цвет шрифта;
• задавать отступ;
• выравнивать текст;
• создавать нумерованный список;
• создавать маркированный список;
• создавать многоуровневый список;
• изменять формат списка;
• разбивать текст на колонки;
• добавлять в документ колонтитул;
• выполнять форматирование по образцу;
• использовать стили форматирования.
- Работа с таблицами:
- добавлять таблицу;
- переходить в произвольную ячейку таблицу;
- переходить в смежную ячейку таблицу;
- выделять таблицу;
- удалять таблицу;
- добавлять строки и столбцы в таблицу;
- удалять строки и столбцы из таблицы;
- объединять ячейки таблицы;
- разбивать ячейки таблицы;
- форматировать текст в таблице;
- использовать для таблицы готовый формат. 4.6. Работа с графическими объектами:
- вставлять в текст рисунок;
- перемещать рисунок;
- изменять размеры рисунка;
- создавать надписи и их модифицировать;
- добавлять (вписывать) текст в автофигуру;
- строить разнообразные схемы;
- создавать простейшие диаграммы с помощью мастера диаграмм;
- создавать графические объекты при помощи панели Рисование;
- конструировать сложные объекты из автофигур;
- создавать объемные изображения средствами текстового процессора. 4.7. Размещение информации на странице и печать:
- устанавливать поля;
- выбирать размер и ориентацию листа бумаги;
- вставлять нумерацию страниц;
- выводить на печать подготовленный документ.
4.8. Работа с файлами:
• сохранять собственный документ в указанной папке в файле с расширением doc;
• сохранять собственный документ в указанной папке в файле с расширением rtf;
• открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;
• сохранять измененный файл под тем же именем;
• сохранять измененный файл под новым именем; 4.9. Закрывать окно текстового процессора.
5. Создание презентаций 5.1. Запускать редактор презентаций:
- с помощью главного меню;
- с помощью ярлыка на Рабочем столе. 5.2. Создание презентации:
- создавать пустую презентацию;
- выбирать тип слайда;
- добавлять новый слайд в презентацию;
- вводить, редактировать и форматировать короткие тексты в соответствующих окнах
слайдов;
- вставлять на слайды графические объекты;
- создавать графические объекты при помощи панели Рисование;
- выполнять настройку анимации;
- Переходить в режим просмотра презентации.
- Работа с файлами:
- сохранять собственную презентацию в указанной папке;
- открывать ранее созданную презентацию и вносить в нее изменения;
- сохранять измененную презентацию под тем же именем;
- сохранять измененную презентацию под новым именем; 5.5. Закрывать окно программы.
6. Создание графиков и диаграмм:
- создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы;
- строить графики известных учащимся математических функций;
- представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.
6.4. Работа с файлами:
- сохранять созданные таблицы в указанной папке;
- открывать ранее созданные таблицы и вносить в них изменения;
- сохранять измененные таблицы под тем же именем;
- сохранять измененные таблицы под новым именем;
6.5. Закрывать окно программы
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Дата | Дата | |||||||||||
Тема урока | § | по | фактиче | ||||||||||
урока | |||||||||||||
плану | ская | ||||||||||||
Глава 1. Компьютер и информация -11 часов. | |||||||||||||
1 | Компьютер – универсальное устройство для | §1.1 | |||||||||||
работы с информацией. ТБ. Клавиатурный | |||||||||||||
тренажер в режиме ввода слов. | |||||||||||||
2 | Файлы и папки. П./р. № 1: «Работа с файлами и | §1.2 | |||||||||||
папками». | |||||||||||||
3 | Информация в памяти компьютера. Системы | § 1.3 | |||||||||||
счисления. | П./р. | № | 2 | (1): | «Ввод, | (введе | |||||||
редактирование и форматирование текста». | ние) | ||||||||||||
4 | Двоичное кодирование числовой информации. | § 1.3 | |||||||||||
П./р.№ 2 (2): «Ввод, редактирование и | (1) | ||||||||||||
форматирование текста». | |||||||||||||
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему | § 1.3 | |||||||||||
счисления. Работа с приложением калькулятор. | (1) | ||||||||||||
6 | Тексты в памяти компьютера. | П./р.№ 3 (1): | § 1.3 | ||||||||||
«Редактирование и форматирование текста. | (2) | ||||||||||||
Создание надписей». | |||||||||||||
7 | Кодирование текстовой информации. П./р.№ 3 | § 1.3 | |||||||||||
(2): «Редактирование и форматирование текста. | (2) | ||||||||||||
Создание надписей». | |||||||||||||
8 | Создание документов в текстовом редакторе | П./р. | |||||||||||
Word. Практическая контрольная работа. | № 1-3 | ||||||||||||
9 | Растровое | кодирование | графической | § 1.3 | |||||||||
информации. | (3) | ||||||||||||
10 | Векторное | кодирование | графической | § 1.3 | |||||||||
информации. | ТБ. П./р.№ | 4: | «Оформление | (3) | |||||||||
текста в виде списков. Нумерованные списки». | |||||||||||||
11 | Единицы измерения информации. П./р.№ | 5: | § 1.4 | ||||||||||
«Оформление текста в виде списков. | |||||||||||||
Маркированные списки». | |||||||||||||
Глава 2. Человек и информация -12 часов. | |||||||||||||
12 | Контрольная работа. Информация и знания. | § 2.1 | |||||||||||
П./р.№ 6 (1, 2): «Создание таблиц». | |||||||||||||
13 | Чувственное | познание окружающего | мира. | § 2.2 | |||||||||
П./р.№6 (3, 4): «Создание таблиц». | |||||||||||||
14 | Понятие как | форма мышления. П./р.№ | 7: | § 2.3 | |||||||||
«Таблицы. Размещение текста и графики». | (Введ) | ||||||||||||
15 | Как образуются понятия. | П./р.№ 8 | (1, | 2): | § 2.3 | ||||||||
«Таблицы. Построение диаграмм». | (1) |
Структурирование и визуализация информации. | П./р. | |||||||||
Практическая контрольная работа. | № 4-8 | |||||||||
17 | Содержание и объем понятия. ТБ. | § 2.3 | ||||||||
П./р.№ 8 (3): «Таблицы. Построение диаграмм». | (2) | |||||||||
18 | Отношение | тождества, | пересечения | и | § 2.3 | |||||
подчинения. П./р.№ 8 (4, 5): «Таблицы. | (3) | |||||||||
Построение диаграмм». | ||||||||||
19 | Отношение соподчинения, противоречия и | § 2.3 | ||||||||
противоположности. | (3) | |||||||||
П./р.№ 9 (1, 2): «Графический редактор Paint». | ||||||||||
20 | Определение | понятия. П./р.№ | 9 | (3-6): | § 2.3 | |||||
«Графический редактор Paint». | (4) | |||||||||
21 | Классификация. П./р.№ 9 (7, 8): «Графический | § 2.3 | ||||||||
редактор Paint». | (5) | |||||||||
22 | Суждения как форма мышления. | § 2.4 | ||||||||
П./р.№ 10 (1, 2): «Графические возможности | ||||||||||
редактора Word». | ||||||||||
23 | Умозаключение как форма мышления. | § 2.5 | ||||||||
П./р.№ 10 (3, 4): «Графические возможности | ||||||||||
редактора Word». | ||||||||||
Глава 3. Алгоритмы и исполнители – 11 часов. | ||||||||||
24 | Контрольная работа. Что такое алгоритм. | § 3.1 | ||||||||
П./р.№ 11: «Рисунок на свободную тему». | ||||||||||
25 | Исполнители вокруг нас. Логическая игра. | §3.2, 3.3 | ||||||||
26 | Формы | записи | алгоритмов. | Создание | П./р. | |||||
графических | объектов. | Практическая | № 8, 9 | |||||||
контрольная работа. | ||||||||||
27 | Линейные алгоритмы. ТБ. П./р. № 12: «Power | § 3.4 | ||||||||
Point. «Часы». | (1) | |||||||||
28 | Линейные алгоритмы. П./р. № 12: «Power Point. | |||||||||
«Часы». | ||||||||||
29 | Алгоритмы с ветвлениями. П./р. № 13: «Power | § 3.4 | ||||||||
Point. «Времена года». | (2) | |||||||||
30 | Алгоритмы с ветвлениями. П./р. № 13: «Power | |||||||||
Point. «Времена года». | ||||||||||
31 | Циклические алгоритмы. | § 3.4 | ||||||||
П./р.№ 14: «Power Point. «Скакалочка». | (3) | |||||||||
32 | Циклические алгоритмы. | |||||||||
П./р.№ 14: «Power Point. «Скакалочка». | ||||||||||
33 | Контрольная | работа. | Систематизация | § 1.2 | ||||||
информации. П./р.№ 15: «Работа с файлами и | ||||||||||
папками (часть 2)». | ||||||||||
34 | Итоговое тестирование. П./р.№ 16: « Создание | |||||||||
слайд-шоу». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...