Активный метод на примере групповой дискуссии к уроку по теме: «Суждение как форма мышления в 7 классе»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему
Цели урока: сформировать представление о понятии суждение как форме мышления.
Задачи урока:
¾ образовательные – уметь различать простые и сложные суждения, составлять сложные высказывания;
¾ развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;
¾ воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепление пройденного материала.
Методы: групповой, словесный, словесно-наглядный, поисково-исследовательский
Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная.
Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:
1. Компьютерный класс, проектор, экран.
2. Карточки с заданиями
3. Презентация «Суждение как форма мышления», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_diskussiya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Суждение как форма мышления в 7 классе»
Цели урока: сформировать представление о понятии суждение как форме мышления.
Задачи урока:
- образовательные – уметь различать простые и сложные суждения, составлять сложные высказывания;
- развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;
- воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепление пройденного материала.
Методы: групповой, словесный, словесно-наглядный, поисково-исследовательский
Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная.
Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:
- Компьютерный класс, проектор, экран.
- Карточки с заданиями
- Презентация «Суждение как форма мышления», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация ранее изученного материала. Проверка домашнего задания – 15 мин.
- Изучение новой темы – 15 мин.
- Групповая работа по карточкам. Физкультминутка. – 10 мин.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание. Выставление оценок. – 5 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее изученного материала.
Проверка домашнего задания.
Обсуждение и проверка изученного материала с помощью группового опроса.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с формами мышления. Давайте вспомним:
- Что понимают под классификацией?
- Для чего нужна классификация?
- Чем различаются естественная и вспомогательная классификации?
Далее разбиваем класс на 4 группы по 4-5 человек и даем следующее задание: Приведите примеры классификаций, с которыми вы знакомились на уроках 1 группа-математики, 2 группа- истории, 3 группа-информатики, 4 группа-природоведения.
В результате этого задания, было выявлено что учащиеся первои группы оказались более сплоченными и справились с заданием первыми, 3 группа-заняла 2 место, 2 и 4 группы-3 место
3. Изучение новой темы.
Запишите тему урока: «Суждение как форма мышления».
В процессе мышления мы оперируем связанными между собой понятиями. Формой связи понятий друг с другом является суждение.
Например, слова микрофон, сканер, клавиатура создают в нашем сознании понятия об известных объектах. А предложение Сканеры служат для ввода текстовой и графической информации в компьютер выражает утверждение о применении сканеров для ввода информации в компьютер.
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, их признаках или отношениях. Суждение представлено повествовательным предложением.
Запишите определение:
Суждение – это утверждение об объектах (явлениях), признаках или отношениях объектов, выраженное в форме повествовательного предложения.
А теперь используя определение скажите, в каких предложениях содержится неверная (ложная) информация?
- Москва – столица России.
- Информация – неопределяемое понятие.
- Земля вращается вокруг Солнца.
- Наступила весна, и прилетели грачи.
- Мы изучаем информатику.
- Поезда летают.
(6: не существует летающих поездов.)
Как сформулировать предложение иначе, чтобы информация была правдивой (истинной)? (Поезда не могут летать.)
Как вы думаете, какие могут быть суждения в зависимости от того, какая информациях в них содержится? (Истинными и ложными.)
Попробуйте сформулировать определения понятий истинное суждение и ложное суждение. (Истинное суждение — это такое суждение, в котором заключена правдивая информация. Ложное суждение — это суждение, в котором содержится неверная информация.)
Далее рассмотрим какими бывают суждения. Суждения бывают простыми и сложными.
Рассмотрим для начала простое суждение – это утверждение об отсутствии или наличии некоторого признака у объекта или у всех объектов.
Например: Восход солнца на востоке.
Выделяют четыре вида простых суждений
Вид | Пример | Изображение |
Общеутвердительное | Июнь – летний месяц. Все квадраты – прямоугольники. | |
Общеотрицательное | Ни один кит не живет в реке. Ни один треугольник не является квадратом. | |
Частноутвердительное | Некоторые принтеры – струйные. Некоторые тетради – в клетку. | |
Частноотрицательное | Некоторые собаки не живут дома. Некоторые цветы не растут на улице. |
Приведите свои примеры на каждый вид простых суждений (работа в уже созданных группах)
В результате проведения этого задания: первыми оказалась-2 группа, вторыми- 1 группа, Третьими-3 группа и четвертыми-4 группа
Теперь рассмотрим что из себя представляют сложные суждения. Сложные суждения – это суждения, в которых содержится одно или несколько простых суждений. Сложные суждения образуются из простых с помощью логических связок: «и», «или», «неверно, что...», «если..., то...».
Например
- Каждый компьютер имеет память и процессор.
- Наступила весна, и прилетели грачи.
- Неверно, что закат солнца на востоке.
- Если на улице холодно, то надо одеваться тепло.
- Если число больше нуля, то оно является положительным.
Приведите примеры сложных суждений, образованных из простых с помощью логических связок: «и», «или», «неверно, что...», «если..., то...».
В результате проведения этого задания: первыми оказалась-1 группа, вторыми- 3 группа, Третьими-2 группа и четвертыми-4 группа
В сложных утверждениях применяются и такие связки, как «для того чтобы..., необходимо...», «для того чтобы..., достаточно...», «для того чтобы..., необходимо и достаточно...»
Условие является необходимым, если некоторое событие не может произойти без него. Например, для того чтобы уметь читать, необходимо знать алфавит.
Если некоторое событие обязательно происходит при определенном условии, то это условие является достаточным. Например, для того чтобы число делилось на 2, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем.
Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из этого условия следует данное событие, то условие является необходимым и достаточным. Например, для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем.
4. Выполнение группового задания по карточкам для усвоения нового материала.
Задание 1. Поясните, какие из предложений
являются суждениями.
- Сколько сегодня уроков?
- Какая прекрасная погода!
- Внук поздравил бабушку с праздником.
- На Марсе есть жизнь?
- В учебнике представлены различные задания.
Ответ: 3, 5.
Задание 2. Проведите классификацию суждений на основании истинности и ложности.
- Сентябрь – осенний месяц.
- Яблоко – фрукт.
- Сканер, клавиатура, микрофон – устройства для ввода информации.
- Воду можно пронести в решете.
- Двоичная система счисления не является позиционной.
- 1 байт равен 8 битам.
- Слово алгоритм происходит от имени ученого Аль-Хорезми.
Ответ: истинное суждение: 1, 2, 3, 6, 7; ложное суждение: 4, 5.
Задание 3. Определите, из каких простых суждений составлены следующие сложные.
- Россия является страной и расположена в Евразии.
- Мы любим играть или рисовать.
- Чтобы рисунок был ярким, необходимы краски разных цветов.
- Если наступила зима, то можно кататься на санках.
- Если будет свободное время, то я займусь изучением Photoshop.
- Если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей стороны, то треугольник является прямоугольным.
Ответ:
- Россия является страной. Россия расположена в Евразии.
- Мы любим играть. Мы любим рисовать.
- Яркий рисунок. Краски разных цветов.
- Наступила зима. Можно кататься на санках.
- Будет свободное время. Я займусь изучением Photoshop.
- Сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей стороны. Треугольник является прямоугольным.
Задание 4. Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно».
- Чтобы сварить щи, _________ иметь воду.
- Чтобы земля на грядках была мокрой, __________ чтобы прошёл дождь.
- Для того, чтобы число делилось на 4, __________ чтобы оно было чётным.
- Чтобы число делилось на 3, ___________ чтобы оно делилось на 9.
- Чтобы купить в магазине книгу, __________ иметь деньги.
Ответ:
- Чтобы сварить щи, необходимо иметь воду.
- Чтобы земля на грядках была мокрой, достаточно чтобы прошёл дождь.
- Для того чтобы число делилось на 4, достаточно чтобы оно было чётным.
- Чтобы число делилось на 3, достаточно чтобы оно делилось на 9.
- Чтобы купить в магазине книгу, необходимо и достаточно иметь деньги.
В результате проведения этого задания: первыми оказалась-1 группа, вторыми- 3 группа, Третьими-2 группа и четвертыми-4 группа
- Подведение итогов урока и домашнее задание.
Учащиеся отвечают на вопросы
- С какими понятиями вы сегодня познакомились?
- Какие вам известны виды простых суждений?
Домашнее задание
1. Учебник § 2.4, с. 56-58.
2. Задания 1-3, с.58.
Выставляем оценки:
1 группа у нас сегодня оказалась самой сплоченнои и находчивои и учащиеся данной группы получили оценки 5: 2 и 3 группы –получают оценки 4, а 4 группе мы пожелали удачи на следующий урок
Перечень используемой специальной и методической литературы:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова, 2011.
- Поурочные разработки по информатике: 6 класс; Н.Л.Югова.2010.
- Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса./Л.Л. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики в 6 классе на тему "Суждение как форма мышления".
Урок "Суждение как форма мышления" в 6 классе разработан по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса" является десятым в серии уроков по теме «Человек и информация» и ...
Тест по теме "Суждение как форма мышления" 6 класс
Тест по теме "Суждение как форма мышления" для 6 класса по программе Босовой Л.Л....
Материла для урока по информатике для 6 класса на тему "Суждение как форма мышления"
Данная папка содержит технологическую карту урока, приложения, необходимые для урока (рабочие листы, тексты для определения темы урока, таблицы для заполнения, практическое задание на компьютере) и со...
Презентация к уроку по теме "Суждение как форма связи понятий"
Презентация является дополнением к конспекту урока по указанной теме...
Урок информатики по теме "Умозаключение как форма мышления" 6 класс
Это урок № 12 в теме «Человек и информация»Тип урока. Урок изучения нового материала....
Использование активного метода на примере деловой игры к уроку по теме "Основные устройства компьютера"
Урок по теме: Основные устройства компьютера.Тип урока: урок знакомства с новым материалом и закрепления вновь узнанного.Цели урока:дидактическая: в игровой форме познакомить учащихся с основными ус...
Презентация к уроку по теме: "Суждение как форма мышления", 6кл
Цель: сформировать представление о видах суждений и правилах их построения....