Рабочая программа по информатике для учащихся 8-9 классов
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8, 9 класс) на тему

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов разработана в соответствии с:

1.    Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года №1089).

2.    Образовательной программой школы (Основной образовательной программой среднего общего образования (ФК ГОС 2004 года), утверждённой приказом №___ от «___» __________ 20___  года).

3.    Примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованной Минобрнауки России (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008).

4.    Учебным планом школы на 2015/2016 учебный год, утверждённым приказом №___ от «___» __________ 20___ года.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счёт резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам. Данная программа рассчитана на 102 часа в 8-9 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015-2016_uch._god_rp_8-9_standart_2004_g.doc355 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бобриковская средняя общеобразовательная школа»

Белёвского района Тульской области

Согласовано

заместитель директора по УВР

______________ Л.Н. Жмурина

27 августа 2015г.

Утверждаю

директор МБОУ «Бобриковская СОШ»

_____________ А.М. Полетайкин

Приказ от 3 сентября 2015г. №30

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

Ступень обучения (класс) основное общее образование, 8-9 классы

Количество часов 8 класс – 34 часа, 9 класс – 68 часов

Уровень базовый

Учитель Снижко Е.В

Квалификационная категория нет

Программа разработанная на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие / Сост. М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов разработана в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года №1089).
  2. Образовательной программой школы (Основной образовательной программой среднего общего образования (ФК ГОС 2004 года), утверждённой приказом №___ от «___» __________ 20___  года).
  3. Примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованной Минобрнауки России (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008).
  4. Учебным планом школы на 2015/2016 учебный год, утверждённым приказом №___ от «___» __________ 20___ года.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счёт резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам. Данная программа рассчитана на 102 часа в 8-9 классах.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Изучение курса информатики и информационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи курса:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым  издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний», включающим в себя:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса.  / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса.  / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  4. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семаким, Т.Ю. Шеина.  –  М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

В соответствии с ФК БУП курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объёмом 102 учебных часа, в том числе в 8 классе – 34 учебных часа (из расчёта 1 час в неделю) и в 9 классе – 68 учебных часов (из расчёта 2 часа в неделю.  

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

8 КЛАСС

Введение в предмет.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.

Человек и информация.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • функции языка как способа представления информации;
  • что такое естественные и формальные языки;
  • как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Первое знакомство с компьютером.

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране каталог диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.

Текстовая информация и компьютер.

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Графическая информация и компьютер.

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Технология мультимедиа.

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.

В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».

Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

9 КЛАСС

Передача информации в компьютерных сетях.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • работать с одной из программ-архиваторов.

Информационное моделирование.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Хранение и обработка информации в базах данных.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД,
  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Табличные вычисления на компьютере.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Управление и алгоритмы.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Программное управление работой компьютера.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Информационные технологии и общество.

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • историю способов записи чисел (систем счисления);
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик 8 класса должен:

знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;
  • что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройств ввода/вывода;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав.
  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
  • какие существуют области применения компьютерной графики;
  • назначение графических редакторов;
  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
  • что такое мультимедиа;
  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране каталог диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
  • использовать антивирусные программы.
  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик 9 класса должен:

 знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.
  • что такое электронная таблица и табличный процессор;
  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  • графические возможности табличного процессора.
  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования и систем программирования;
  • что такое трансляция;
  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
  • последовательность выполнения программы в системе программирования.
  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • историю способов записи чисел (систем счисления);
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  • работать с одной из программ-архиваторов.
  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путём устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект.

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  4. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс».

URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar 

  1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. Экран.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Звуковые колонки.
  5. МФУ.
  6. Модем
  7. Локальная сеть.

Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Антивирусная программа ESET NOD32.
  3. Программа-архиватор WinRar.
  4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
  5. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
  6. Мультимедиа проигрыватель.
  7. Браузер Internet Explorer


КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 КЛАСС)

Дата

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Форма урока

Форма контроля

план

факт

теория

(раздел учебника)

практика

(номер работы)

I.

Человек и информация.

6

04.09.

1.

Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете информатики. Введение. Структура информатики.

1

Введение. Техника  безопасности  и  санитарные  нормы  работы  на  ПК.

11.09.

2.

Информация и знания. Восприятие и представление информации.

1

§1, §2

18.09.

3.

Информационные процессы.

1

§3

25.09.

4.

Работа с клавиатурным тренажёром. Выполнение практического задания №1.

1

§5

№1

02.10.

5.

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

1

§4  

09.10.

6.

Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация».

1

§1 - 4

тест

II.

Первое знакомство с компьютером.

7

16.10.

7.

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

1

§5, §6

23.10.

8.

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Выполнение практического задания №2.

1

§7, §8

№2

30.10.

9.

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции.

1

§9, §10

13.11.

10.

Файлы и файловые структуры.

1

§11

20.11.

11.

Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3.

1

§11

№3

27.11.

12.

Пользовательский интерфейс.

1

§12

04.12.

13.

Тест по теме: «Первое знакомство с компьютером».

1

§5-12

тест

III.

Текстовая информация и компьютер.

9

11.12.

14.

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

1

§13

18.12.

15.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

§14, §15

25.12.

16.

Основные приёмы ввода и редактирования текста. Сохранение и загрузка файлов. Выполнение практического задания №4.

1

§ 15

№4

15.01.

17.

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5.

1

§15

№5

22.01.

18.

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6.

1

§15

№6

29.01.

19.

Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7.

1

§15

№7

05.02.

20.

Дополнительные возможности текстового процессора. Системы перевода и распознавания текста.

1

§16, §17

12.02.

21.

Выполнение итогового  практического задания №8.

1

§13-16

итоговое

задание №8

19.02.

22.

Тест по теме: «Текстовая информация и текстовые редакторы».

1

§13-17

тест

IV.

Графическая информация и компьютер.

4

26.02.

23.

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.

1

§18, §21

04.03.

24.

Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе. Выполнение практического задания №9.

1

§19

№9

11.03.

25.

Кодирование изображения.

1

§20

18.03.

26.

Работа с растровым графическим редактором. Выполнение практического задания №10.

1

§22

№10

VI.

Технология мультимедиа.

7

08.04.

27.

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

1

§23, §26

15.04.

28.

Создание презентации с использованием текста, графики и звука. Выполнение практического задания №11.

1

§26

№11

22.04.

29.

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

1

§24, §25

29.04.

30.

Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). Выполнение практического задания №12.

1

§26

№12

06.05.

31.

Представление презентации – проекта.

защита проекта

13.05.

32.

Итоговое  тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа».

1

§18-26

тест

20.05.

33.

Итоговое тестирование по курсу 8 класса.

1

итоговый тест

27.05.

34.

Обобщающий урок за курс 8 класса.

1

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    (9 КЛАСС)

Дата

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Форма урока

Форма контроля

план

факт

теория

(раздел учебника)

практика

(номер работы)

I.

Передача информации в компьютерных сетях.

10

04.09.

1.

Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение. Скорость передачи данных.

1

§ § 1, 3

07.09.

2.

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Выполнение практического задания №1.

1

§ 1

№1

11.09.

3.

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

1

§ 2

14.09.

4.

Работа с электронной почтой. Выполнение практического задания №2.

1

§ 2

№2

18.09.

5.

Интернет  Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

1

§ § 4, 5

21.09.

6.

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Выполнение практического задания №3.

1

§ 4

№3

25.09.

7.

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Выполнение практического задания №4.

1

§ 5

№4

28.09.

8.

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора. Выполнение практического задания №5.

1

§ 5

№5

02.10.

9.

Итоговая практическая работа №6 по теме: «Интернет».

1

§ § 4, 5

№6

05.10.

10.

Тестирование по теме: «Передача информации в компьютерных сетях».

1

§ § 1  - 5  

тест

II.

Информационное моделирование.

5

09.10.

11.

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

1

§ § 6, 7

12.10.

12.

Табличные модели.

1

§ 8

16.10.

13.

Информационное моделирование на компьютере.

1

§ 9

19.10.

14.

Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью. Выполнение практического задания №7.

1

§ 9

№7

23.10.

15.

Тестирование по теме:  «Информационное моделирование».

1

§ §6 - 9  

тест

III.

Хранение и обработка информации в базах данных.

9

26.10.

16.

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

1

§ 10  

30.10.

17.

Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение практического задания №8.

1

§ 11  

№8

09.11.

18.

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. Выполнение практического задания №9.

1

§ 12

№9

13.11.

19.

Условия поиска информации, простые логические выражения. Логические операции. Сложные условия поиска.

1

§ 13, 14

16.11.

20.

Формирование простых запросов к готовой базе данных. Выполнение практического задания №10.

1

§ 13

№10

20.11.

21.

Формирование сложных запросов к готовой базе данных. Выполнение практического задания №11.

1

§ 14

№11

23.11.

22.

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

1

§ 15

27.11.

23.

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение. Выполнение практического задания №12.

1

§ 15

№12

30.11.

24.

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

§ §10 -  15

тест

IV.

Табличные вычисления на компьютере.

10

04.12.

25.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

1

§ 16

07.12.

26.

Представление чисел в памяти компьютера

1

§ 17

11.12.

27.

Табличные расчёты и электронные таблицы.

1

§ §18, 19

14.12.

28.

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Выполнение практического задания №13.

1

§ §18, 19

№13

18.12.

29.

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

1

§ 20  

21.12.

30.

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц. Выполнение практического задания №14.

1

§ 20  

№14

25.12.

31.

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

1

§ §21, 22

28.12.

32.

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Выполнение практического задания №15.

1

§ §21, 22

№15

11.01.

33.

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

1

§ §23, 24

15.01.

34.

Тест по теме: «Табличные вычисления на компьютере».

1

§ § 16 - 24  

тест

V.

Управление и алгоритмы.

10

18.01.

35.

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства.

1

§25, §27, §28

22.01.

36.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания №13.

1

§28

№13

25.01.

37.

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.          

1

§29

29.01.

38.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.

Выполнение практического задания №14.

1

§29

№14

01.02.

39.

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. Выполнение практического задания  №15.

1

§§26, 30

№15

05.02.

40.

Работа с циклами.

Выполнение практического задания №16.

1

§30

№16

08.02.

41.

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

1

§31

12.02.

42.

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений.

Выполнение практического задания №17.

1

§31

№17

15.02.

43.

Зачётное задание по алгоритмизации.

Выполнение практического задания №18.

1

§§25 – 31

№18

19.02.

44.

Тест по теме: «Управление и алгоритмы».

1

§§25 – 31

тест

VI.

Программное управление работой компьютера.

16

22.02.

45.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных.

1

§32, §33

26.02.

46.

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

1

§34, §35

29.02.

47.

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов.

Выполнение практического задания №19.

1

§35

№19

04.03.

48.

Оператор ветвления.

1

§36, §37

07.03.

49.

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания №20.

1

§38

№20

11.03.

50.

Логические операции на Паскале.  

1

§37, §38

14.03.

51.

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Выполнение практического задания №21.

1

§37, §38

№21

18.03.

52.

Циклы на языке Паскаль.

1

§39

21.03.

53.

Разработка программ c использованием цикла с предусловием. Выполнение практического задания №22.

1

§39

№22

04.04.

54.

Алгоритм Евклида.

1

§40

08.04.

55.

Таблицы и массивы.

1

§41

11.04.

56.

Одномерные массивы в Паскале.

1

§42

15.04.

57.

Разработка программ обработки  одномерных массивов. Выполнение практического задания №23.

1

§41, §42

№23

18.04.

58.

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.  

1

§43  

22.04.

59.

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Выполнение практического задания №24.

1

§43  

№24

25.04.

60.

Тест  по теме: «Программное управление работой компьютера».

1

§§32-43

тест

VII.

Информационные технологии и общество

8

29.04.

61.

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления.

1

§44, §45

06.05.

62.

История ЭВМ и ИКТ.

1

§§45 - 47

13.05.

63.

Основы социальной информатики.

1

§48, §49

16.05.

64.

Тест по теме: «Информационные технологии и общество».

1

§44 - 49

тест

20.05.

65.

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса.

2

Учебник 9 кл.

20.05.

66.

23.05.

67.

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

1

Учебник 9 кл.

тест

23.05.

68.

Обобщающий урок за курс 9 класса.

1

Учебник 9 кл.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (3-4 класс)

Рабочая программа по предмету информатика создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Н.В.М...

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано  на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....

рабочая тетрадь по информатике для учащихся 2-3 классов

Рабочая тетрадь содержит большое число заданий разных тем, которые изучаются на уроках информатики в начальной школе. Данный материал может быть использован для выполнения на уроках, а также для самос...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Авторская адаптированная рабочая программа по информатике для учащихся с ОВЗ, 7-9 класса

рабочая программа по информатике для учащихся с ОВЗ, 7-9 класса...