Рабочая программа по информатике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (3-4 класс)
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа по предмету информатика создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Н.В.Матвеева) общеобразовательных школ. Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе Vвида первый год.
В программе под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Содержание программы имеет практикоориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность рассматривается как средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Одной из содержательных линий является практика работы на компьютере:информация, ее отбор, анализ и систематизация; способы получения, хранения, переработки информации; назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма,пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора; простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам; соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Так как весь процесс обучения данной категории детей направлен на преодоление имеющихся проблем, возникших в результате задержки психического развития, в уроки включены специальные коррекционные упражнения:
- упражнения на умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода;
- упражнения на поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации;
- упражнения с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов.
При работе над логическими заданиями производится коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей. На уроках информатики постоянно применяются приемы, корригирующие устойчивость внимания, его переключения и увеличение объема.
Данные заданияулучшают ориентацию ребенка в любой предметной области и корригируют недостатки мыслительной деятельности, памяти, внимания, общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inform_3_a_klass_.docx | 51.26 КБ |
inform_4_klass__-__.docx | 49.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8 г.САЯНОГОРСКА
655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Интернациональный м/район, дом 20
тел. 8 (39042) 2-36-33
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета приказом от №
от _______ протокол № директор школы
председатель совета / /
Принято на заседании
педагогического совета
№ от
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ИНФОРМАТИКА
3 А класс
на 2011-2012 учебный год
Денисенко Л.И.,
учитель информатики
г. Саяногорск, 2011
Пояснительная записка
Основа содержания обучения данному предмету.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ МОиН РФ от 09.12.08 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 уч. год.
- Примерная программа общеобразовательных учреждений, начальные классы (1-4 классы), рекомендованная письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263;
- Учебный план V вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи I отделение, составлен на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- Образовательная программа и Учебный план Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) школы-интерната №8 г. Саяногорска для детей с тяжёлыми нарушениями речи V вида;
- Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Цель программы:
Формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Образовательные задачи обучения:
- Познакомить с основными теоретическими понятиями информатики.
- Научить создавать и преобразовывать простые информационные объекты: тексты, рисунки, схемы различного вида, в том числе с помощью компьютера.
- Формировать системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем
- Формировать и развивать умения использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ученом процессе.
- Формировать и развивать умения использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях.
Коррекционные задачи обучения:
- Корригировать и развивать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей.
- Развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.
- Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.
Воспитательные задачи обучения:
- Учить пониманию того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве.
- Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.
- Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.
- Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
- Формировать навыки здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по предмету информатика создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Н.В.Матвеева) общеобразовательных школ. Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе V вида первый год.
В программе под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Содержание программы имеет практикоориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность рассматривается как средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Одной из содержательных линий является практика работы на компьютере: информация, ее отбор, анализ и систематизация; способы получения, хранения, переработки информации; назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора; простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам; соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Программа по информатике отличается системным представлением учебной информации. При этом происходит:
- Поэтапное формирование понятий «информация», «система», «алгоритм» и других важных представлений.
- Развитие системных представлений на основе усвоения школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной действительности между собой и возникающих при этом системных эффектах.
- Формирование алгоритмического похода к решению текстовых задач, что является наиболее значимой проблемой в процессе обучения в старших классах.
- Единство и согласованность «по горизонтали» и «вертикали» с другими дисциплинами используемого в УМК учебного материала (межпредметная интеграция).
- Практическая направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка работы с информацией (ее анализ, синтез и разные способы поиска, хранения, обработки и передачи).
В основе программы по информатике лежит системно-деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Наиболее продуктивными на уроках информатики оказываются два вида учебной деятельности: самостоятельная работа обучающихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность.
Место предмета в учебном плане ОУ
Количество часов в неделю – 1 час. Общее количество часов в год - 34 часа.
Уровень обучения – базовый.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
Состав обучающихся 3А класса не однороден. Все обучаются в данном классе по решению ПМПК. Уровень овладения программным материалом не одинаков. Дети в классах с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Есть дети с общим недоразвитием речи III уровня, с низким уровнем развития внимания, пространственного восприятия, развития общей и мелкой моторики, с не сформированными мыслительными процессами (анализа и синтеза, обобщения и сравнения, абстрагирования и умозаключения), с низким уровнем запоминания и объемом памяти.
Так как весь процесс обучения данной категории детей направлен на преодоление имеющихся проблем, возникших в результате задержки психического развития, в уроки включены специальные коррекционные упражнения:
- упражнения на умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода;
- упражнения на поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации;
- упражнения с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов.
При работе над логическими заданиями производится коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей. На уроках информатики постоянно применяются приемы, корригирующие устойчивость внимания, его переключения и увеличение объема.
Данные задания улучшают ориентацию ребенка в любой предметной области и корригируют недостатки мыслительной деятельности, памяти, внимания, общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из выше перечисленных особенностей класса рабочая программа построена на осуществлении принципа преемственности, между начальным и основным общим образованием, между специальным и общеобразовательным учреждением. Обучение по программе V вида ограничивается начальными классами, а затем учащиеся переводятся в общеобразовательные учреждения по месту жительства.
УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета:
Информатика и ИКТ. Учебник. 3 кл. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика. 3 кл.: рабочая тетрадь. Ч. 1. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика. 3 кл.: рабочая тетрадь. Ч. 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика. 3 кл.: тетрадь для контрольных работ / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Основное содержание
Знакомство с информатикой
Человек и информация. Сообщение, информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер, инструменты, системный блок, монитор, клавиатура, мышь.
Источники и приемники информации. Источник информации, приемник информации, рисунок, текст, описание, хранение и передача информации.
Искусственные и естественные источники и приемники информации. Искусственный источник информации, естественный источник информации, искусственный приемник информации, естественный приемник информации, предмет реальной действительности, искусственный предмет, искусственное явление.
Носители информации. Носитель информации, источник информации, следы, бумага, береста, пергамент, лазерный диск, магнитный диск.
Что мы знаем о компьютере. Компьютер, персональный компьютер (ПК), состав ПК, монитор, клавиатура, мышь, принтер, системный блок, процессор, память.
Действия с информацией
Немного истории о действиях с информацией. Получение информации, передача информации, хранение информации, восприятие информации, способы передачи информации, устройства для приема и передачи информации.
Сбор информации. Сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации.
Представление информации. Представление информации, способы представления, формы представления.
Кодирование информации. Кодирование информации, код, преобразование, способы кодирования, данные.
Декодирование информации. Декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование.
Хранение информации. Хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека.
Обработка информации. Обработка информации, виды информации, программа.
Объект и его характеристика.
Объект. Объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление событие.
Имя объекта. Объект, имя объекта: общее, конкретное, собственное.
Свойства объекта. Объект, свойства, совокупность свойств, характеристика.
Общие и отличительные свойства. Общие свойства, отличительные свойства.
Существенные свойства и принятие решения. Объект, свойства, существенные свойства для принятия решения, несущественные свойства для принятия решения.
Элементный состав объекта. Объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика.
Действия объекта. Объект, действия объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматические устройства, программа.
Отношение между объектами. Отношения объектов, отношение «часть - целое», отношение противоположности, пространственные отношения, временные отношения, семейные отношения.
Информационный объект и компьютер.
Информационный объект и смысл. Информационный объект, описание, изображение, органы чувств, закодированные описания объектов.
Электронный документ и файл. Память, внутренняя память, файл, имя файла, папка, окно, электронный документ.
Текст и текстовой редактор. Информационный объект. Текст, описание, текстовые данные, текстовый редактор, компьютерные символы.
Изображение и графический редактор. Изображение, информационный объект, графический редактор.
Схема и карта. Карта, схема, обмен информацией, источник информации, приемник информации.
Число и программный калькулятор. Число, размер объекта, сравнение (больше-меньше, ближе-дальше, быстрее-медленнее).
Таблица и электронные таблицы. Организация данных, таблица, ряд, столбец, строка, ячейка, электронные таблицы.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство с информатикой | 6 |
2 | Действия с информацией | 8 |
3 | Объект и его характеристика | 10 |
4 | Информационный объект и компьютер | 10 |
ИТОГО | 34 часов |
Контрольные параметры оценки достижений
№ п/п | Контрольные работы Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Дата |
1 | Понятие информации. Объекты и свойства | 1 | I четверть | 13.10 |
2 | Информационные объекты и свойства | 1 | II четверть | 22.12 |
3 | Хранение и поиск информации | 1 | III четверть | 15.03 |
4 | Технологии обработки информации | 1 | IV четверть | 31.05 |
ИТОГО | 4 часа |
Учебно-тематический план
1 ч\нед (34 ч\год)
№ п/п | Содержание | Дата | Дата фактическая | Примечание |
I четверть. | ||||
1 | Человек и информация. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | 08.09 | ||
2 | Источники и приемники информации | 15.09 | ||
3 | Искусственные и естественные источники информации | 22.09 | ||
4 | Носители информации | 29.09 | ||
5 | Что мы знаем о компьютере | 06.10 | ||
6 | Контрольная работа №1 по теме «Знакомство с информатикой» | 13.10 | ||
7 | Немного истории о действиях с информацией | 20.10 | ||
8 | Сбор информации | 27.10 | ||
II четверть. | ||||
9 | Представление информации | 17.11 | ||
10 | Кодирование информации | 24.11 | ||
11 | Декодирование информации | 01.12 | ||
12 | Хранение информации | 08.12 | ||
13 | Обработка информации | 15.12 | ||
14 | Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией» | 22.12 | ||
III четверть. | ||||
15 | Объект | 12.01 | ||
16 | Имя объекта | 19.01 | ||
17 | Свойства объекта | 26.01 | ||
18 | Общие и отличительные свойства | 02.02 | ||
19 | Существенные свойства и принятие решения | 09.02 | ||
20 | Элементный состав объекта | 16.02 | ||
21 | Действия объекта | 23.02 | ||
22 | Отношения между объектами | 01.03 | ||
23 | Повторение | 08.03 | ||
24 | Контрольная работа №3 по теме «Объект и его характеристика» | 15.03 | ||
VI четверть. | ||||
25 | Информационный объект и смысл | 29.03 | ||
26 | Документ как информационный объект | 05.04 | ||
27 | Электронный документ и файл | 12.04 | ||
28 | Текст и текстовый редактор | 19.04 | ||
29 | Изображение и графический редактор | 26.04 | ||
30 | Схема и карта | 03.05 | ||
31 | Число и программный калькулятор | 10.05 | ||
32 | Таблица и электронные таблицы | 17.05 | ||
33 | Подготовительная контрольная и работа над ошибками | 24.05 | ||
34 | Годовая контрольная работа, тестирование | 31.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения данного курса обучающиеся 3 класса должны
понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
- что данные — это закодированная информация;
- что тексты и изображения — это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способа ми: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
- кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники записные книжки, Интернет;
- называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: 1 текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Перечень учебно-методических средств обучения:
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства создания графической информации (графический планшет).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
Программные средства:
- Операционная система.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Учебно-методический комплект Н.В. Матвеевой включает:
- Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика и ИКТ. 3-4 класс: методическое пособие/ Н.В. Матвеева, Е.Н.. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Литература:
Литература для обучающихся:
- «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Литература для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
- С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год
- Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
- Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год.
- Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.
- Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
Цифровые образовательные ресурсы:
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8 г.САЯНОГОРСКА
655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Интернациональный м/район, дом 20
тел. 8 (39042) 2-36-33
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета приказом от №
от _______ протокол № директор школы
председатель совета / /
Принято на заседании
педагогического совета
№ от
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Информатика
4 класс
на 2011-2012 учебный год
Денисенко Л.И.,
учитель информатики
г. Саяногорск, 2011
Пояснительная записка
Основа содержания обучения данному предмету.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ МОиН РФ от 09.12.08 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 уч. год.
- Примерная программа общеобразовательных учреждений, начальные классы (1-4 классы), рекомендованная письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263;
- Учебный план V вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи I отделение, составлен на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- Образовательная программа и Учебный план Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) школы-интерната №8 г. Саяногорска для детей с тяжёлыми нарушениями речи V вида;
- Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы. Матвеева Н.В. // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Цель программы:
Формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Образовательные задачи обучения:
- Формировать общие представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
- Познакомить с базовой системой понятий информатики;
- Формировать опыт создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и примеров с помощью компьютера;
- Развивать умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
- Научить получать предметные знания, умения и навыки, такие как: умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы;
- Подготовить младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования.
Коррекционные задачи обучения:
- Корригировать и развивать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей.
- Развивать творческий и рациональный подход к решению поставленных задач.
- Корригировать развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, переключение внимания, объём запоминаемого материала, через компьютерные задания, игры, тренажеры.
Воспитательные задачи обучения:
- Формировать способности школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
- Учить пониманию того, что мнения, отличные от собственного, имеют право на существование, интерес к различиям в точках зрения, стремление к учету и координации различных мнений в общении и сотрудничестве.
- Воспитывать умения работать в минигруппе, культуру общения, ведение диалога.
- Учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности.
- Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
- Формирование навыков здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по предмету информатика в 4 классе создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Н.В.Матвеева) общеобразовательных школ. Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе V вида второй год.
В программе под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Содержание программы имеет практикоориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность рассматривается как средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Одной из содержательных линий является практика работы на компьютере: информация, ее отбор, анализ и систематизация; способы получения, хранения, переработки информации; назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора; простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам; соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Программа по информатике отличается системным представлением учебной информации. При этом происходит:
- Поэтапное формирование понятий «информация», «система», «алгоритм» и других важных представлений.
- Развитие системных представлений на основе усвоения школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной действительности между собой и возникающих при этом системных эффектах.
- Формирование алгоритмического похода к решению текстовых задач, что является наиболее значимой проблемой в процессе обучения в старших классах.
- Единство и согласованность «по горизонтали» и «вертикали» с другими дисциплинами используемого в УМК учебного материала (межпредметная интеграция).
- Практическая направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка работы с информацией (ее анализ, синтез и разные способы поиска, хранения, обработки и передачи).
В основе программы по информатике лежит системно-деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Наиболее продуктивными на уроках информатики оказываются два вида учебной деятельности: самостоятельная работа обучающихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность.
Место предмета в учебном плане ОУ
Количество часов в неделю – 1 час. Общее количество часов в год - 34 часа.
Уровень обучения – базовый.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
Состав обучающихся 4А класса не однороден. Все обучаются в данном классе по решению ПМПК. Уровень овладения программным материалом не одинаков. Дети в классах с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. Есть дети с общим недоразвитием речи III уровня, с низким уровнем развития внимания, пространственного восприятия, развития общей и мелкой моторики, с не сформированными мыслительными процессами (анализа и синтеза, обобщения и сравнения, абстрагирования и умозаключения), с проблемами запоминания и объема памяти.
Так как весь процесс обучения данной категории детей направлен на преодоление имеющихся проблем, возникших в результате задержки психического развития, в уроки включены специальные коррекционные упражнения:
- упражнения на умение выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода;
- упражнения на поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации;
- упражнения с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов.
При работе над логическими заданиями производится коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей. На уроках информатики постоянно применяются приемы, корригирующие устойчивость внимания, его переключения и увеличение объема.
Данные задания улучшают ориентацию ребенка в любой предметной области и корригируют недостатки мыслительной деятельности, памяти, внимания, общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из выше перечисленных особенностей класса рабочая программа построена на осуществлении принципа преемственности, между начальным и основным общим образованием, между специальным и общеобразовательным учреждением. Обучение по программе V вида ограничивается начальными классами, а затем учащиеся переводятся в общеобразовательные учреждения по месту жительства.
УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета:
- Информатика: Учебник для 4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова.2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика: Рабочая тетрадь для четвертого класса: Ч. 1, 2. / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика. 4 кл.: тетрадь для контрольных работ / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Основное содержание
Повторение
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем и контроль.
Понятие, суждение, умозаключение
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Повторение, компьютерный практикум. Работа со словарем и контроль.
Модель и моделирование
Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Повторение, работа со словарем. Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем, контрольное тестирование.
Информационное управление
Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером. Повторение, тестирование, игры и эстафеты.
Работа со словарем, контрольная, тестирование. Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум (зачет).Предварительная контрольная, работа над ошибками, игры и эстафеты. Итоговая контрольная и тестирование.
Резерв (игры, эстафеты)(2ч.)
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1 | Знакомство с информатикой | 7 |
2 | Понятие, суждение, умозаключение | 9 |
3 | Модель и моделирование | 7 |
4 | Информационное управление | 11 |
ИТОГО | 34 часов |
Контрольные параметры оценки достижений
№ п/п | Контрольные работы Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Дата |
1 | Объект и его свойства. | 1 | I четверть | 17.10 |
2 | Понятие, суждение, умозаключение | 1 | II четверть | 26.12 |
3 | Модель и моделирование | 1 | III четверть | 27.02 |
4 | Информационное управление | 1 | IV четверть | 21.05 |
ИТОГО | 4 часа |
Учебно-тематический план
1 ч\нед (34 ч\год)
№ п/п | Содержание | Дата | Дата фактическая | Примечание |
I четверть. | ||||
1 | Человек и информация. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | 05.09 | ||
2 | Действия с информацией | 12.09 | ||
3 | Объект и его свойства | 19.09 | ||
4 | Отношения между объектами | 26.09 | ||
5 | Компьютер | 03.10 | ||
6 | Повторение, компьютерный практикум | 10.10 | ||
7 | Работа со словарем и контрольная работа по теме «Объект и его свойства» | 17.10 | ||
8 | Понятие | 24.10 | ||
II четверть. | ||||
9 | Деление и обобщение понятий | 14.11 | ||
10 | Отношения между понятиями | 21.11 | ||
11 | Совместимые и несовместимые понятия | 28.11 | ||
12 | Понятия «истина» и «ложь» | 05.12 | ||
13 | Суждение | 12.12 | ||
14 | Умозаключение | 19.12 | ||
15 | Работа со словарем и контрольная работа «Понятие, суждение, умозаключение» | 26.12 | ||
III четверть. | ||||
16 | Повторение, компьютерный практикум | 09.01 | ||
17 | Модель объекта | 16.01 | ||
18 | Модель отношений между понятиями | 23.01 | ||
19 | Алгоритм | 30.01 | ||
20 | Исполнитель алгоритма | 06.02 | ||
21 | Компьютерная программа | 13.02 | ||
22 | Повторение, работа со словарем | 20.02 | ||
23 | Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем, контрольное тестирование по теме «Модель и моделирование» | 27.02 | ||
24 | Управление собой и другими людьми | 05.03 | ||
25 | Управление неживыми объектами | 12.03 | ||
VI четверть. | ||||
26 | Схема управления | 26.03 | ||
27 | Управление компьютером | 02.04 | ||
28 | Повторение, тестирование, игры и эстафеты | 09.04 | ||
29 | Работа со словарем, контрольная, тестирование | 16.04 | ||
30 | Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум (зачет) | 23.05 | ||
31 | Предварительная контрольная, работа над ошибками, игры и эстафеты | 30.04 | ||
32 | Резерв (игры, эстафеты) | 07.05 | ||
33 | Резерв (игры, эстафеты) | 14.05 | ||
34 | Годовая контрольная работа по теме «Информационное управление», тестирование | 21.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения данного курса обучающиеся 4 класса должны
понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
- что данные — это закодированная информация;
- что тексты и изображения — это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способа ми: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
- кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники записные книжки, Интернет;
- называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: 1 текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Перечень учебно-методических средств обучения:
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства создания графической информации (графический планшет).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
Программные средства:
- Операционная система.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Учебно-методический комплект Н.В. Матвеевой включает:
- Матвеева Н.В. Программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика и ИКТ. 3-4 класс: методическое пособие/ Н.В. Матвеева, Е.Н.. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Литература.
Литература для обучающихся:
- «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Литература для учителя:
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
- С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год
- Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
- И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
- Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год.
- Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.
- Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
Цифровые образовательные ресурсы:
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19) - Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Удивительное путешествие"
Занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по формированию разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащению словаря, раз...
Рабочая программа по географии предмет 7класс с ограниченными возможностями здоровья С(К)КVIIвида
Адаптированная программа по географии 7 класс....
АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ для детей с ограниченными возможностями здоровья
АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная рабочая программа по химии для детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном коррекционном классе КРО VII вида, 8 класс (Рудзитис Г.Е.)
Адаптированная общеобразовательная программа курса химии составлена для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющими заключение ТПМПК, обучающиеся в с ...
адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, домашнее обучение английский язык 11 класс
Адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями эдоровья, домашнее обучение по английскому языку. 11 класс...
Адаптация рабочей программы по математике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (тугоухость)
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ напаравлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой ка...
Рабочая программа по профориентации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 7-9 классов на 2022-2025 уч.г.
Актуальность курса обусловлена рядом факторов:Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;Отсутствием ясной жизненной перспективыНеадекватн...