Рабочая программа по информатике для 10-11 классов
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10, 11 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов разработана в соответствии с:
1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года №1089).
2. Образовательной программой школы (Основной образовательной программой среднего общего образования (ФК ГОС 2004 года), утверждённой приказом №___ от «___» __________ 20___ года).
3. Примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованной Минобрнауки России (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008).
4. Учебным планом школы на 2015/2016 учебный год, утверждённым приказом №___ от «___» __________ 20___ года.
Изучение курса информатики и информационных технологий направлено на достижение следующих целей:
ü освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
ü овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
ü развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
ü воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
ü приобретение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2015-2016_uch._god_rp_10-11_standart_2004g.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бобриковская средняя общеобразовательная школа»
Белёвского района Тульской области
Согласовано заместитель директора по УВР ______________ Л.Н. Жмурина 27 августа 2015г. | Утверждаю директор МБОУ «Бобриковская СОШ» _____________ А.М. Полетайкин Приказ от 3 сентября 2015г. №30 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Информатика и ИКТ»
Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование, 10-11 классы
Количество часов 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа
Уровень базовый
Учитель Снижко Е.В
Квалификационная категория нет
Программа разработанная на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие / Сост. М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов разработана в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года №1089).
- Образовательной программой школы (Основной образовательной программой среднего общего образования (ФК ГОС 2004 года), утверждённой приказом №___ от «___» __________ 20___ года).
- Примерной программой курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованной Минобрнауки России (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008).
- Учебным планом школы на 2015/2016 учебный год, утверждённым приказом №___ от «___» __________ 20___ года.
Изучение курса информатики и информационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общеобразовательный курс информатики и ИКТ в 10-11 классах, опираясь на уровень общей грамотности учащихся (прежде всего математический), решает следующие задачи:
- мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
- углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
- расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ (операционные системы, прикладное программное обеспечение общего назначения).
- приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний», включающим в себя:
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – 8-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований Образовательного стандарта и Примерной программы в их теоретической и практической составляющих, заключающихся в освоении системы базовых знаний, овладении умениями информационной деятельности, развитии и воспитании учащихся, применении опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности. Нумерация разделов Стандарта и Примерной программы выполнена авторами без какого-либо искажения их формулировок и последовательности. Авторы УМК включили в его содержание все темы курса, перечисленные как в Стандарте, так и в Примерной программе.
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах, который осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).
Курс ориентирован на учебный план объёмом 68 часов (1 час в неделю в каждом классе, 34 учебной недели).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
10 КЛАСС
- Информация.
Введение. Структура информатики
Цели и задачи курса. Структура предметной области информатика.
Информация. Представление информации
Три философские концепции информации. Понятие информации в частных науках. Что такое язык представления информации. Виды языков. Кодирование и декодирование. Примеры технических устройств кодирования информации. Шифрование и дешифрование.
Измерение информации
Вероятностный и алфавитный (объемный) подход к измерению информации. Определение бита с позиции содержательного подхода. Размер алфавита (мощность). Информационный вес символа. Единицы измерения.
- Информационные процессы в системах.
Введение в теорию систем
Система. Структура. Системный эффект. Подсистема. Основные свойства систем: целесообразность, целостность. Системный подход в науке и практике. Естественные и искусственные системы. Их отличие. Типы связей в системах.
Процессы хранения и передачи информации
Носители информации. История их развития. Современные типы носителей информации. Их основные характеристики. Объем информации на носителе. Передача информации. Схема Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи информации, пропускная способность. Шум. Защита от шума.
Обработка информации
Обработка информации. Обработка информации с получением новой информации. Преобразование формы представления информации. Алгоритм обработки информации. Алгоритмическая машина. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Машина Поста. Ее устройство и система команд.
Поиск данных
Набор данных. Ключ поиска. Критерий поиска. Структура данных. Какие бывают структуры данных. Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска с половинным делением. Блочный поиск. Алгоритм блочного поиска. Поиск в иерархической структуре данных.
Защита информации
Какая информация требует защиты. Виды угроз. Физические и программные способы защиты информации. Криптография. Простейшие криптографические шифры.
- Информационные модели.
Информационные модели и структуры данных
Модели. Материальные и информационные модели. Виды информационных моделей. Этапы информационного моделирования на компьютере. Граф, дерево, сеть. Структура таблицы. Основные типы табличных моделей. Многотабличная модель. Связь таблиц в многотабличной модели.
Алгоритм — модель деятельности
Алгоритмическая модель. Алгоритм и его свойства. Способы описания алгоритмов: блок-схема, учебный алгоритмический язык. Трассировка алгоритма.
- Программно-технические системы реализации информационных процессов.
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Архитектура персонального компьютера. Принцип открытой архитектуры. Контроллер. Шина. Основные виды памяти. Системная плата. Порты ввода-вывода. Дополнительные устройства: сканер, принтер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. Программное обеспечение ПК. Структура ПО.
Дискретные модели данных в компьютере
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Многопроцессорные системы и сети
Многопроцессорные вычислительные комплексы. Назначение и топологии локальных сетей. Технические средства локальных сетей (каналы связи, рабочие станции, серверы). Основные функции сетевой ОС. История развития глобальных сетей. Интернет. Адресация в Интернете(IP-адрес, доменная система имен). Принцип пакетной передачи информации в Интернет. Протокол TCP/IP.
11 КЛАСС
- Технология использования и разработки информационных систем.
Информационные системы
Понятие информационных систем. Их назначение. Состав информационной системы. Их разновидности.
Гипертекст
Гипертекст. Гиперссылка. Организация документа с гиперструктурой (оглавление, указатели, ссылки, закладки, гиперссылки).
Интернет как информационная система
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Прикладной протокол. Поисковые информационные системы (поисковый каталог, поисковый указатель). Основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Web-сайт
Средства для создания Web-страниц. Проектирование Web-сайта. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Геоинформационные системы (ГИС)
Геоинформационные системы (ГИС). Область приложения ГИС. Устройство ГИС. Приемы навигации в ГИС.
Базы данных и СУБД
Базы данных. Модели баз данных (табличные, иерархические, сетевые). Основные понятия базы данных (запись, поле, тип поля, главный ключ). Системы управления базами данных (СУБД). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Целостность данных. Схема базы данных.
Запросы к базе данных
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Структура команды запроса на выборку данных из БД. Организация запроса на выборку в многотабличной БД. Основные логические операции, используемые в запросах. Условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
- Технология информационного моделирования.
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Понятие величины. Свойства величины: имя, тип, значение. Математическая модель. Формы представления зависимостей между величинами. Статистика. Для каких практических задач она используется. Регрессионная модель. Прогнозирование по регрессионной модели.
Корреляционное моделирование
Корреляционная зависимость. Коэффициент корреляции. Возможности табличного процессора для выполнения корреляционного моделирования.
Оптимальное планирование
Оптимальное планирование. Ресурсы. Ограниченность ресурсов. Стратегическая цель планирования. Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана. Возможности табличного процессора для решения задач линейного программирования.
- Основы социальной информатики.
Социальная информатика
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная услуга. Рынок информационных услуг. Информационное общество. Основные черты информационного общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Основные законодательные акты в информационной сфере. Информационная безопасность. Информационная безопасность Российской федерации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;
- знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем;
уметь
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать и сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для оценки результатов учебной деятельности учащихся используется текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль имеет целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала. Для его проведения отводится часть урока и проводится он в виде выполнения тестовых заданий в электронном или бумажном виде. Так же текущий контроль осуществляется в виде практических работ.
Итоговый контроль проводится после изучения наиболее значительных тем программы и в конце учебного года в виде контрольных работ, содержащих тестовые задания или задания, требующие написание развернутого ответе или решения.
Промежуточная аттестация проводится в виде выполнения тестовых заданий или одного практического задания на компьютере.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – 8-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. - 3-е изд., испр. –– М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы : методическое пособие / Семакин И. Г., Хеннер Е. К. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1 / Л.А. Залогова и др. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2 / Л.А. Залогова и др. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.- 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов. / Н. Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М. : ВАКО, 2007.
- ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. – М. : Эксмо, 2008.
- ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://klyaksa.net, http://festival.1september.ru/, и др.
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Экран.
- Мультимедийный проектор.
- Звуковые колонки.
- МФУ.
- Модем
- Локальная сеть.
Программные средства.
- Операционная система Windows ХР.
- Антивирусная программа ESET NOD32/
- Программа-архиватор WinRar.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Браузер Internet Explorer
Календарно-тематическое планирование (10 класс)
Дата | № п/п | Тема урока | Количество часов | Форма урока | Форма контроля | ||
план | факт | теория (раздел учебника) | практика (номер работы) | ||||
I. | Введение. | 1 | |||||
1. | Инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете информатики. Введение. Структура информатики. | 1 | введение | ||||
II. | Информация. | 6 | |||||
2. | Понятие информации. | 1 | §1 | ||||
3. | Представление информации, языки, кодирование. | 1 | §2 | ||||
4. | Практическая работа №1 «Работа в среде операционной системы Microsoft Windows». | 1 | Работа 1.1 / задания из раздела 1 | ||||
5. | Измерение информации. Объёмный подход. | 1 | §3 | ||||
6. | Измерение информации. Алфавитный подход. | 1 | §4 | ||||
7. | Практическая работа №2 «Измерение информации». | 1 | Работа 2.1 | ||||
III. | Информационные процессы в системах. | 11 | |||||
8. | Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. | 1 | §§5-6 | ||||
9. | Практическая работа №3 «Работа в среде операционной системы MsWindows». | 1 | Работа 1.1/ задания из раздела1 | ||||
10. | Хранение информации. Выбор способов хранения информации. | 1 | §7 | ||||
11. | Передача информации в социальных, биологических, технических и других системах. | 1 | §8 | ||||
12. | Практическая работа №4 «Работа в среде операционной системы MsWindows». | 1 | Работа 1.1. / задания из раздела 1 | ||||
13. | Обработка информации и алгоритмы. | 1 | §9 | ||||
14. | Автоматическая обработка информации | 1 | §10 | ||||
15. | Практическая работа №5 «Автоматическая обработка данных». | 1 | Работа 2.2. Автоматическая обработка данных | ||||
16. | Поиск данных. Защита информации. | 1 | §§11, 12 | ||||
17. | Использование основных методов и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Практическая работа №6 «Шифрование данных». | 1 | Работа 2.3. Шифрование данных | ||||
18. | Тест по теме: «Информация и информационные системы». | 1 | тест | ||||
IV. | Информационные модели. | 7 | |||||
19. | Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. | 1 | §§13-14 | ||||
20. | Практическая работа №7 «Структуры данных. Графы. Построение информационной модели для решения поставленной задачи». | 1 | №2.4 | ||||
21. | Пример структуры данных – модели предметной области. | 1 | §15 | ||||
22. | Практическая работа №8 «Структуры данных. Таблицы. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования». | 1 | №2.5 | ||||
23. | Алгоритм как модель деятельности | 1 | §§16 | ||||
24. | Практическая работа №9 «Управление алгоритмическим исполнителем». | 1 | №2.6 | ||||
25. | Тестовая работа №3 Информационные модели | 1 | |||||
V. | Программно-технические системы реализации информационных процессов. | 9 | |||||
26. | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Программное обеспечение компьютера. | 1 | §17, §18 | ||||
27. | Практическая работа №10 «Выбор конфигурации компьютера». | 1 | №2.7 | ||||
28. | Практическая работа №11 «Настройка BIOS». | 1 | №2.8 | ||||
29. | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Представление текстов, графики и звука. | 1 | §19, §20 | ||||
30. | Практическая работа №12 «Представление чисел». Практическая работа №13 «Представление текстов. Сжатие текстов». | 1 | №2.9, №2.10 | ||||
31. | Практическая работа №14 »Представление изображения и звука». | 1 | №2.11 | ||||
32. | Тест «Дискретные модели данных в компьютере». | 1 | тест | ||||
33. | Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей. Практическая работа №15 подготовка презентации на тему «Компьютерные сети». | 1 | №2.12 | презентация | |||
34. | Обобщающий урок за курс 10 класса. | 1 |
Календарно-тематическое планирование (11 класс)
Дата | № п/п | Тема урока | Количество часов | Форма урока | Форма контроля | ||
план | факт | теория (раздел учебника) | практика (номер работы) | ||||
I. | Технологии использования и разработки информационных систем. | 25 | введение | ||||
1. | Понятие информационной системы, классификация ИС. | 1 | §24 | ||||
2. | Компьютерный текстовый документ как структура данных. | 1 | §25 | ||||
3. | Работа 3.1. Гипертекстовые структуры. | 1 | №3.1 | ||||
4. | Интернет как глобальная информационная система. | 1 | §26 | ||||
5. | Работа 3.2. Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями. | 1 | №3.2 | ||||
6. | WWW - Всемирная паутина. | 1 | §27 | ||||
7. | Работа 3.3. Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц. Работа 3.4. Интернет: сохранение загруженных Web-страниц. | 1 | №3.3, №3.4 | ||||
8. | Средства поиска данных в Интернете. | 1 | §28 | ||||
9. | Работа 3.5. Интернет: работа с поисковыми системами. | 1 | №3.5 | ||||
10. | Web-сайт – гиперструктура данных. | 1 | §29 | ||||
11. | Работа 3.6. Интернет: создание Web-сайта с помощью MsWord. | 1 | №3.6 | ||||
12. | Работа 3.7*. Интернет: создание Web-сайта на языке НТМL | 1 | №3.7 | ||||
13. | Геоинформационные системы. | 1 | §30 | ||||
14. | Работа 3.8. Поиск информации в геоинформационных системах. | 1 | №3.8 | ||||
15. | Базы данных – основа информационной системы | 1 | §31 | ||||
16. | Работа 3.9. Знакомство с СУБД MsAccess | 1 | №3.9 | ||||
17. | Проектирование многотабличной базы данных. | 1 | §32 | ||||
18. | Создание базы данных. | 1 | §33 | ||||
19. | Работа 3.10. Создание базы данных «Приёмная комиссия». | 1 | № 3.10 | ||||
20. | Запросы как приложения информационной системы. Работа 3.11. Реализация простых запросов с помощью конструктора. | 1 | §34 | №3.11 | |||
21. | Работа 3.12. Расширение базы данных «Приёмная комиссия». Работа с формой. | 1 | №3.12 | ||||
22. | Работа 3.13. Реализация сложных запросов к базе данных «Приёмная комиссия». | 1 | №3.13 | ||||
23. | Логические условия выбора данных. | 1 | §35 | ||||
24. | Работа 3.14. Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей. Работа 3.15. Создание отчета. | 1 | №3.14*, 3.15* | ||||
25. | Зачётное занятие по теме: «Базы данных». | 1 | тест | ||||
II. | Технологии информационного моделирования. | 6 | |||||
26. | Моделирование зависимостей между величинами. | 1 | §36 | ||||
27. | Работа 3.16. Получение регрессионных моделей в MsExcel. | 1 | № 3.16 | ||||
28. | Моделирование статистического прогнозирования. Работа 3.17. Прогнозирование в MsExcel. | 1 | §37 | № 3.17 | |||
29. | Моделирование корреляционных зависимостей Работа 3.18. Расчет корреляционных зависимостей в MsExcel. | 1 | §38 | №3.18 | |||
30. | Моделирование оптимального планирования. | 1 | §39 | ||||
31. | Работа 3.19. Решение задачи оптимального планирования в MsExcel. | 1 | №3.19 | ||||
III. | Основы социальной информатики. | 3 | |||||
32. | Информационные ресурсы. Информационное общество. | 1 | §§40-41 | ||||
33. | Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. | 1 | §§42-43 | ||||
34. | Защита презентаций по теме: «Социальная информатика». | 1 | защита презентации |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. Соответствие содержания учебника нормативным документам
Разделы учебника | Разделы стандарта (Прилож.2) | Разделы примерной программы (Прилож.3) |
ВВЕДЕНИЕ | ||
Глава 1. Информация | ||
§1. Понятие информации в науке | 1.1, 1.5 | |
§2. Представление информации, языки, кодирование | 1.9 | |
§3. Измерение информации. Объемный подход | 1.7 | |
§4. Измерение информации. Содержательный подход | 1.6 | |
Глава 2. Информационные процессы в системах | ||
§5. Что такое «система» | 1.1 | 1.2 |
§6. Информационные процессы в естественных и искусственных системах | 1.1, 1.2 | 1.2, 1.8 |
§7. Хранение информации | 1.6, 1.9 | 1.21, 1..23, 1.4 |
§8. Передача информации | 1.7, 1.9 | 1.14, 1.23 |
§9. Обработка информации и алгоритмы | 1.8, 1.9 | 1.18, 1.19, 1.23 |
§10. Автоматическая обработка информации | 1.8 | 1.18, 1.19 |
§11. Поиск информации | 1.5. 2.5 | 1.12, 1.16, 2.7, |
§12. . Защита данных | 1.11, 1.10, 5.4 | 1.22, 1.26, 7.12, 7.13 |
Глава 3. Информационные модели | ||
§13. Компьютерное информационное моделирование | 3.1, 2.1, 2.2 | 4.1, 2.17 |
§14. Структуры данных | 2.3, 2.5 | 2.2, 2.7 |
§15. Пример структуры данных – модели предметной области | 1.12, 2.3, 2.4, 2.6 | 1.25, 2.2, 2.5 |
§16. Алгоритм как модель деятельности | 2.3, 2.6 | 2.2, |
Глава 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов | ||
§17. Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией | 3.1, 3.2, 3.4, 3.6 | 4.1, 4.2 |
§18. Программное обеспечение компьютера | 3.1, 3.3, 3.5 | 4.1, 4.3 |
§19. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. | 1.3, 1.4 | 1.11, 5.1 |
§20. Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука | 1.3, 1.4, 4.8, 4.9, 4.10 | 1.11, 5.1, 6.8, 1.3 |
§21. Современные архитектуры вычислительных систем | 3.2 | 4.2 |
§22. Организация локальных сетей | 5.1, 5.2 | 7.9 |
§23. Организация глобальных сетей | 5.1, 5.2 | 7.5, 7.6, 7.9 |
5. Технологии использования и разработки информационных систем | ||
§24. Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС | 5.3 | 7.11, |
§25. Компьютерный текстовый документ как структура данных | 4.1, 4.2 | 6.1, 6.2, 6.3 |
§26. Интернет как глобальная информационная система | 5.2 | 7.9 |
§27. World Wide Web – Всемирная паутина | 5.3 | 7.11 |
§28. Средства поиска данных в Интернете | 5.3, 5.4 | 7.11, 7.12, 7.13 |
§29. Web-сайт - гиперструктура данных | 2.5 | 2.7 |
§30. Геоинформационные системы | 5.3 | 7.11 |
§31. База данных – основа информационной системы | 4.11, 4.12 | 3.2, 3.3 |
§32. Проектирование многотабличной базы данных | 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 4.11 | 2.5, 2.7, 3.2 |
§33. Создание базы данных | 4.11, 4.12 | 3.2, 3.3 |
§34. Запросы как приложения информационной системы | 4.11, 4.12 | 3.2, 3.3 |
§35. Логические условия выбора данных | 4.12. 4.13 | 3.3, |
6. Технологии информационного моделирования | ||
§36. Моделирование зависимостей между величинами | 2.3, 2.4, 2.6, 4.6, 4.7 | 2.2, 2.5, 6.6,, 6.7 |
§37. Модели статистического прогнозирования | 1.12, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7 | 1.25, 2.17, 2.2, 2.5, 6.7 |
§38. Моделирование корреляционных зависимостей | 1.12, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7 | 1.25, 2.17, 2.2, 2.5, 6.7 |
§39. Модели оптимального планирования | 1.12, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 4.3, 4.4, 4.5, 4.7 | 1.25, 2.17, 2.2, 2.5, 6.7 |
7. Основы социальной информатики | ||
§40. Информационные ресурсы | 6.1 | 8.1 |
§41. Информационное общество | 6.1 | 8.1 |
§42. Правовое регулирование в информационной сфере | 6.2 | 8.4 |
§43. Проблема информационной безопасности | 1.11, 6.2 | 1.22, 8.4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.
Базовый уровень
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Раздел 1. Информация и информационные процессы |
1.1. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. |
1.2. Классификация информационных процессов. |
1.3. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. |
1.4. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. |
1.5. Поиск и систематизация информации. |
1.6. Хранение информации; выбор способа хранения информации. |
1.7. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. |
1.8. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. |
1.9 Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком |
1.10. Организация личной информационной среды |
1.11.Защита информации |
1.12. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. |
Раздел 2. Информационные модели и системы |
2.1. Информационные (нематериальные) модели. |
2.2. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. |
2.3. Назначение и виды информационных моделей. |
2.4. Формализация задач из различных предметных областей |
2.5. Структурирование данных. |
2.6. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. |
2.7. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). |
Раздел 3. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов |
3.1. Аппаратное и программное обеспечение компьютера |
3.2. Архитектуры современных компьютеров. |
3.3. Многообразие операционных систем. |
3.4. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. |
3.5. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. |
3.6. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности |
Раздел 4. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов |
4.1. Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. |
4.2. Гипертекстовое представление информации. |
4.3. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. |
4.4. Средства и технологии работы с таблицами |
4.5. Назначение и принципы работы электронных таблиц. |
4.6. Основные способы представления математических зависимостей между данными |
4.7. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей) |
4.8. Графические информационные объекты. |
4.9. Средства и технологии работы с графикой. |
4.10. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. |
4.11.Базы данных |
4.12. Системы управления базами данных. |
4.13. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. |
.
Раздел 5. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) |
5.1. Локальные и глобальные компьютерные сети. |
5.2. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. |
5.3.Поисковые информационные системы. |
5.4. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. |
Раздел 6. Основы социальной информатики |
6.1. Основные этапы становления информационного общества. |
6.2. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Базовый уровень
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
Раздел 1. Информация и информационные процессы
1.1. Основные подходы к определению понятия «информация».
1.2.Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
1.3.Дискретные и непрерывные сигналы.
1.4. Носители информации.
1.5. Виды и свойства информации.
1.6. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
1.7. Алфавитный подход к определению количества информации.
1.8. Классификация информационных процессов.
1.9. Кодирование информации. Языки кодирования.
110. Формализованные и неформализованные языки.
1.11. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
1.12. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
1.13. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
1.14. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
1.15. Обработка информации.
1.16. Систематизация информации.
1.17. Изменение формы представления информации.
1.18. Преобразование информации на основе формальных правил.
1.19. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
1.20. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.
1.21. Хранение информации.
1.22. Защита информации. Методы защиты.
1.23. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
1.24. Управление системой как информационный процесс.
1.25. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
1.26. Организация личной информационной среды.
.
Раздел 2. Информационные модели
2.1. Информационное моделирование как метод познания.
2.2.Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей.
2.3. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.
2.4. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
2.5. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
2.6. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
2.7. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.
2.8. Алгоритм как модель деятельности.
2.9. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
2.10. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
2.11. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.
2.12. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия.
2.13. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
2.15. Самоуправляемые системы, их особенности.
2.16. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
2.17. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Раздел 3. Информационные системы
3.1. Понятие и типы информационных систем.
3.2. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
3.3 Системы управления базами данных (СУБД).
3.4.Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
3.5. Реляционные базы данных.
3.6. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Раздел 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
4.1. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
4.2.Архитектуры современных компьютеров.
4.3.Многообразие операционных систем.
4.4.Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
11 класс
Раздел 5. Компьютерные технологии представления информации
5.1.Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере.
5.2.Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
5.3.Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
5.4. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
5.5. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика.
5.6. Модели цветообразования.
5.7. Технологии построения анимационных изображений.
5.8.Технологии трехмерной графики.
5.9.Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись.
5.10. Понятие о методах сжатия данных.
5.11. Форматы файлов.
Раздел 6. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
6.1 Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.
6.2. Основные приемы преобразования текстов.
6.3.Гипертекстовое представление информации.
6.3.Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
6.4.Средства и технологии работы с таблицами.
6.5. Назначение и принципы работы электронных таблиц.
6.6.Основные способы представления математических зависимостей между данными.
6.7.Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
6.8.Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
6.9.Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Раздел 7. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
7.1. Каналы связи и их основные характеристики.
7.2. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации.
7.3. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
7.4. Возможности и преимущества сетевых технологий.
7.5. Локальные сети. Топологии локальных сетей.
7.6.Глобальная сеть.
7.7. Адресация в Интернете.
7.8. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP.
7.9. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
7.10. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.
7.11. Поисковые информационные системы.
7.12.Организация поиска информации.
7.13. Описание объекта для его последующего поиска.
7.14. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Раздел 8. Основы социальной информатики
8.1. Информационная цивилизация.
8.2. Информационные ресурсы общества.
8.3. Информационная культура.
8.4. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
8.5.Информационная безопасность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...