Конспект урока: «Информация вокруг нас»
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Грядасова Анастасия Владимировна

Цели урока:

·                 Создание условий для формирования понятия «информация»; о видах информации; о каналах получения информации; о формах представления информации.

·                 Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

·                 Развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.

·                 Развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

·                 Проконтролировать уровень усвоения программного материала.

·                 Развитие познавательного интереса.

Задачи урока:

·                 Воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру.

·                 Учебная – ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.

Развивающая – развивать логическое мышление, расширять кругозор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya.docx107.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Информация вокруг нас»

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма работы: Фронтальная

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Цели урока:

  • Создание условий для формирования понятия «информация»; о видах информации; о каналах получения информации; о формах представления информации.
  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
  • Развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.
  • Развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.
  • Проконтролировать уровень усвоения программного материала.
  • Развитие познавательного интереса.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру.
  • Учебная – ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.
  • Развивающая – развивать логическое мышление, расширять кругозор.

План урока:

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку, приветствие

2. Мотивационное начало урока. Подготовка к учебно-позновательной деятельности.

Вступительное слово. Постановка цели урока

3. Объяснение темы

Беседа с использованием слайдов презентации

4. Закрепление изученного

Работа в тетрадях, выполнение упражнений

5. Первичный контроль

Тест

6. Подведение итогов, домашнее задание

 Работа с учебником

Ход урока

Организационный момент.

Проверить готовность класса к уроку. Приветствие. Сообщение темы урока.

Мотивационное начало урока.

Учитель: Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?

Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.

Учитель: Правильно. Новые знания, которые вы получаете слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом – ИНФОРМАЦИЯ.

ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, в ходе урока вы будете выполнять различные задания. А в конце урока проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему с помощью теста.

Учитель: Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.

Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный?

Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый?

Как узнаем, громко играет музыка или тихо?

Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко?

Ответ: Потрогать рукой, попробовать на язык, слышим ушами, почувствуем носом.

Учитель: Действительно, информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния.

В зависимости от того, с помощью какого органа была получена информация, ее делят на виды: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная или тактильная.

Учитель: Как вы думаете, ребята, с помощью какого органа мы получаем больше всего информации?

Ответ: Глаза

Учитель: Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% - на тактильные ощущения и лишь 7% составляет информация, воспринимаемая в текстовой форме.

Учитель: Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств, для разных животных различна.

Учитель:

Задание №1 (устно)

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развито у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?

Учитель:

Задание №2 (устно)

Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какого вида информацию не получает средняя обезьянка?

Ответ: Слуховую

Учитель:

Задание №3: (письменно)

Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу.

(Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо, сладко).

Звуковая

Зрительная

Вкусовая

Обонятельная

Тактильная

Громко

Тихо

Красиво

Ярко

Вкусно

Сладко

Кисло

Ароматно

Тепло

Холодно

Жарко

Горячо

Учитель:

Задание №4: (письменно)

Что должно быть написано в пустых клетках?

Предмет

Свойство

Канал

C:\Program Files\Коллекция картинок для Offisa\Media Content\FILES\PFILES\MSOFFICE\MEDIA\CNTCD1\ClipArt1\j0188657.wmf

 

Обонятельный

 C:\Program Files\Коллекция картинок для Offisa\Media Content\FILES\PFILES\MSOFFICE\MEDIA\CNTCD1\ClipArt2\j0215779.wmf

Сладкий

 

C:\Program Files\Коллекция картинок для Offisa\Media Content\FILES\PFILES\MSOFFICE\MEDIA\CNTCD1\ClipArt3\j0237624.wmf

 

Осязательный

 C:\Program Files\Коллекция картинок для Offisa\Media Content\FILES\PFILES\MSOFFICE\MEDIA\CNTCD1\ClipArt8\j0343961.wmf

Звук

 

C:\Program Files\Коллекция картинок для Offisa\Media Content\FILES\PFILES\MSOFFICE\MEDIA\CNTCD1\ClipArt5\j0287484.wmf

 

Зрительный

(Ответы обсуждаются)

Учитель:

Задание №5 (устно)

Среди предложенного ряда слов найдите лишнее. Ответ объясните.

  • Синее, яркое, сладкое, далекое
  • Громкий, тихий, горячий, звонкий
  • Кислый, вкусный, горький, ароматный

Учитель: Ребята! К нам на урок пришёл мышонок Джерри.

Вы рады его видеть? Давайте с ним пообщаемся, действиями и словами передадим ему информацию о себе.

Физкультминутка: С помощью мультимедийной физминутки с сайта videouroki.net

Учитель: Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д. По форме представления информация делится на следующие виды: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

Учитель:

Задание

Инфознайка приготовил вам игру. Правила простые: на столе разложены предметы, на которых информация представлена в различных формах. Распределите их по формам представления информации.

Предметы: чеснок, рисунок, книга, фотография, схемы, карты, наушники, мячик,  газета, журнал, калькулятор.

Учитель: А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполним тест с помощью интерактивной системы голосования Smart Responder

Тест к уроку

1. Дайте самый полный ответ.

Информация – это…

А. сведения об окружающем нас мире
Б. то, что передают по телевизору в выпусках новостей
В. прогноз погоды
Г. то, что печатают в газете

2. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.

А. глаза
Б. уши
В. кожа
Г. нос
Д. язык

3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии – это…

А. числовая информация
Б. текстовая информация
В. звуковая информация
Г. видеоинформация
Д. графическая информация

4. Все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машины – относится к…

А. числовой информации
Б. текстовой информации
В. графической информации
Г. звуковой информации
Д. видеоинформации

5. Укажите «лишнее»

А. глаза
Б. уши
В. лицо
Г нос
Д. язык

6. Количественные характеристика объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т. д. – представляются в форме…

А. числовой информации
Б. текстовой информации
В. графической информации
Г. звуковой информации
Д. видеоинформации

7. Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к…

А. числовой информации
Б. текстовой информации
В. графической информации
Г. звуковой информации
Д. видеоинформации

Творческое задание: Представить в различных формах информацию о том, как ты провёл лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Информация. Виды информации и её свойства."

Познакомить учащихся с понятием информации, ее видами и свойствами....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Исполнители вокруг нас

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Исполнители вокруг нас...

Урок «Информация вокруг нас».

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Информация вокруг нас»....

Методическая разработка урока "Информация вокруг нас. Представление информации с помощью таблиц. 5 класс"

Тип урока: усвоение новых знанийЦель: создание условий для формирования понятия «таблица», формирование представления о структуре таблицы, использование табличного способа для решения логи...

Конспект урока "Информация вокруг нас"

Цели урока:Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах её получения человеком из окружающего мира;Знакомство учащихся с видами информации по форме её представления;Расши...

Конспект урока "Информация объективная и субъективная. Характеристика видов информации от органов чувств"

Конспект урока по технологии для 5 класса. Учебник Технология 5 класс под редакцией В.М. Казакевича, Москва,"Просвещение", 2019. Место урока в разделе 7 "Технологии получения, обработки...