Конспект урока "Информация вокруг нас"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Кислицин Василий Григорьевич

Цели урока:

Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах её получения человеком из окружающего мира;

Знакомство учащихся с видами информации по форме её представления;

Расширение представлений учащихся об информационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_informatike.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по информатике, 5 класс.

Тема урока:  Информация вокруг нас.

Цели урока:

Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах её получения человеком из окружающего мира;

Знакомство учащихся с видами информации по форме её представления;

Расширение представлений учащихся об информационной деятельности.

Задачи урока:

1) Предметные:

• сформировать знания по теме «Информация»;

• Классифицировать информацию по видам восприятия;

• обеспечить закрепление знаний о способах получения информации.

2) Метапредметные:

• развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы;

• развивать у учащихся творческого и познавательного потенциала учащихся, его коммуникативных способностей.

3) Личностные:

• воспитывать толерантность, дисциплинированность, ответственность перед коллективом;

• формировать у учащихся навыки работы в группе, навыки самостоятельной работы;

• расширить кругозор учащихся.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

У. – Поговорим?

 Д. – Поговорим!

У. - А знаете о чём?

 Д. – О чём?

 У. – О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Чего-то знаю я, а что-то вам известно. Поговорим?

 Д. – Поговорим! Нам будет интересно!

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

2

Формулирование  темы  и целей урока  

Определите, пожалуйста, тему урока. А поможет нам в этом отрывок из мультфильма «Почемучка. Информатика» (просмотр отрывка мультфильма).

- О чем говорят главные герои?

- А какова же тема нашего урока? (ответы детей).

- Назовите цель нашего урока.

Все наши полученные знания, мы будем записывать в особую схему -кластер. Он находится у вас на столах, а у меня на доске.

Определяют тему и цель урока.

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные  УУД:

- развитие читательских навыков,

-поиск и выделение и необходимой

информации;

-анализ объектов  с целью выделения

признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные  УУД:

-  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов

-умение с достаточно полнотой и

точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями

коммуникации; владение монологической и  диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

Действия смыслообразования,  нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение.

3

Изучение  нового материала

- Что такое информация?

- Откройте учебник на стр.5 и прочитайте определение.

- Отличается ли определение понятия Информации, которые вы дали и которое написано в учебнике?

-Запишите определение понятия.

- Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный?

- Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый?

- Как узнаем, громко играет музыка или тихо?

- Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко?

- Правильно,  информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния.

- В зависимости от того, с помощью какого органа была получена информация, ее делят на виды: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная или тактильная (заполняем кластер).

 Игра - викторина

На карточках записаны ситуации.  Учащиеся крутят барабан, берут карточку, на которую указывает стрелка, и называют,  к какому  виду информации относится: зрительная, вкусовая, звуковая, осязательная, обонятельная.

Карточки:

  1. Ваня читает книгу.
  2. Даша изучает схему метро.
  3. Саша слушает радионовости.
  4. Женя смотрит мультфильм.
  5. Вася вдыхает аромат свежеиспеченной булочки.
  6. Лиза пьет горькую микстуру.
  7. Витя ныряет в реку.

-С помощью какого органа чувств человек получает информации больше всего?

-Люди имеют дело с разными формами информации, воспринимаемой органами чувств.

Работа в парах.

-Какая бывает информация по форме представления? Рассмотрите  таблицу в учебнике. На страницах 7-8. Заполните кластер.

Дают определение, опираясь на опыт, сравнивают  с определением из учебника, делают выводы.

Отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт.

Заполняют кластер.

Работают  с учебником, называют текстовую, графическую, числовую, звуковую, видео информацию

Проверка: ученик заполняет кластер на  доске.

Физминутка

С помощью мультимедийной физминутки с сайта videouroki.net

Работа в группе

Рабочая тетрадь  страницы 8-9

- Заполним кластер.

Действия людей, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации учащиеся обсуждают в ходе выполнения имеющегося в рабочей тетради задания №9. Проверка: представители групп поочерёдно сообщают полученные результаты, обосновывая свою точку зрения.

4

Закрепление изученного материала

Давайте попробуем посмотреть на мир глазами животных. Самостоятельно просмотрите анимацию и выполните задание, пройдя по ссылкам.

Анимация 

Восприятие информации животными через органы чувств

Интерактивное задание

Кто как видит

Работа на компьютере, смотрят анимацию, выполняют задания.

5

Первичный контроль

Можете ли вы назвать тему урока?

Какую цель ставили в начале урока?

Проверим свои знания. А поможет нам кластер, который мы заполняли в течение урока.

За 5 верных ответов – отметка «5», за 4 - отметка «4»; за 3 -  отметка «3»; если 2 и меньше ответов – отметка «2».

Тест:

1. Дайте самый полный ответ..Информация — это…

  1. сведения об окружающем нас мире
  2. то, что передают по телевизору в выпусках новостей
  3. прогноз погоды
  4. то, что печатают в газете

2. С помощью какого органа чувств здоровый человек получает большую часть информации?

  1. Глаза
  2. Уши
  3. Кожа
  4. Нос
  5. Язык

3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии — это примеры

  1. числовой информации
  2. текстовой информации
  3. графической информации
  4. звуковой информации
  5. видео информации

4.Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

  1. Текстовая
  2. Графическая
  3. Числовая
  4. Звуковая

5. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1.  Разговор по телефону
  2.  Посадка дерева
  3.  Кассета любимой музыкальной группы
  4.  Письмо приятелю
  5.  Выполнение контрольной работы
  6.  Разгадывание кроссворда
  7.  Просмотр телепередачи
  1.  Учебник математики

Выполняют тест, проводят самоконтроль, правильные ответы показываются на экране.

6

Итоги урока, рефлексия

Ответьте на вопросы анкеты:

  1. Я работал на уроке

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется

лёгким / трудным

интересно / не интересно

Работа с анкетой

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

7

Домашнее задание

Рабочая тетрадь страница 10 №10

Используя единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов повторить материал урока:

1) анимация «Классификация информации по способу еѐ восприятия людьми» (135003);

2) анимация «Классификация информации по способу еѐ восприятия» (134872);

3) анимация «Восприятие информации животными через органы чувств» (134901);

4) интерактивное задание «Кто как видит» (135131);

5) виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии» (134876).

Используя единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов повторяют материал урока.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Зимняя сказка - чудо вокруг нас"

Авторская разработка урока музыки для учащихся 3-4 классов. Цель урока - познакомить учащихся с образами зимы в музыке, живописи, литературе....

Конспект урока по теме Мир вокруг нас. Цветы. 5 класс.

Урок направлен на активизацию ранее изученных ЛЕ и грамматических структур и применение полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях. Поставленные цели реализуются через выполнение лекси...

конспект урока в 9 классе по теме "Музыка вокруг нас" + презентация

Данный урок предназначен для отработки лексического, грамматического, страноведческого материала в разделе "Музыка". В ходе урока учащиеся тренируются во всех видах речевой деятельности: чтении, аудир...

Конспект урока английского языка в 6 классе по теме "Мир вокруг нас"

Отражает наиболее полно проблемы окружающей среды...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...