Урок-игра по информатике в 11 классе "Знатоки информатики"
план-конспект занятия по информатике и икт (11 класс) на тему

Нетрадиционный урок-игра под названием «Знатоки информатики».

 

Класс разбивается на 3 команды.

В течение всего мероприятия членами жюри подсчитываются баллы и заносятся в таблицу, в конце урока баллы суммируются

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_netraditsionnogo_uroka.docx251.14 КБ

Предварительный просмотр:

Запись на доске.

“Кто владеет информацией, тот управляет миром”

Урок-игра по информатике в 11 классе.

Название игры: «Знатоки информатики»

Задачи:

теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;

развитие познавательного интереса, творческой активности;

развитие логического мышления;

Цели мероприятия:

учебная:

теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме

воспитательная:

воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;

развивающая

развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.

План урока:

Орг.момент – 2 минуты

Задание №1- 4 минута

Задание №2- 7 минут

Задание №3 – 5 минут

Задание №4 – 3 минуты

Задание №5 – 4 минуты

Задание №6 – 4 минуты

Итог урока – 1 минута

Ход соревнования

Сегодня у нас пройдёт урок-игра под названием «Знатоки информатики».

Я сообщаю вам правила игры.

За каждый правильный ответ команда получает баллы. Причем принимаются только те ответы, которые прозвучали, после того как вы подняли руку.

Если ответ не правильный – могут отвечать другие команды и та, которая ответит верно, получает баллы.

За нарушение дисциплины и правил игры команды теряют баллы.

Класс разбивается на 3 команды.

В течение всего мероприятия членами жюри подсчитываются баллы и заносятся в таблицу, в конце урока баллы суммируются

№ задания

Команда №1

Команда №2

Команда №2

1

2

3

4

5

6

Резерв

Каждая команда придумывает себе название, связанное с информатикой и пишет его на альбомном листе.

Задание №1.

Из команды выбирается 1 учащийся, который за 1 минуту отвечает на вопросы, за каждое верное слово 1 балл. Если не знаешь ответ – говоришь дальше. Я буду читать задания, а учитель фиксировать верные ответы.

  1. Универсальное устройство для обработки информации.                     Компьютер
  2. Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере                    вирус
  3.  Как иначе можно назвать новости, знания, сообщения                          информация
  4. Строго определенная последовательность действий при решении задачи                     алгоритм
  5. Устройство, служащее для отображения текстовой и графической информации        монитор
  6. Символ - разделитель                    пробел 
  7. «Мозг» компьютера                       процессор
  8. Взломщик компьютерных программ                                    хакер
  9. Печатающее устройство                                          принтер
  10. Указатель местоположения на экране                             курсор
  11. Место хранения информации                                     память
  12. . Устройство ввода информации в компьютер с листа                         сканер
  13. Всемирная глобальная сеть                            интернет
  14. Как называется человек - фанат компьютерных игр                             геймер
  15. Устройства, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера       внешние носители
  16. Стандартное устройство для ввода алфавитно – цифровых данных в ПК                клавиатура
  17. Как с английского переводится слово Windows .                   окно
  18. Другое название жесткого диска.                     Винчестер
  19. Простейший вычислительный прибор, которым пользовались на протяжении веков. Счёты
  20. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. /информатика/
  21. Организованная последовательность действий.              /алгоритм/
  22. Сколько байт в одном килобайте.                         /1024/
  23. Минимальная единица измерения кол-ва информации.                        /бит/
  24. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране                  /курсор/
  25. Как опытные пользователи называют начинающего  Ответ: чайник
  26. Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств Ответ: железо
  27. Поименованная область на диске, содержащая определённую информацию. Ответ: файл
  28. Перевод слова “Pentium”.            пятый
  29. Как быстро переместить курсор в начало строки? Ответ: нажать на клавишу Home
  30. Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. Ответ: модем
  31. Минимальная единица измерения информации. Ответ: 1 бит
  32. Сколько байт в одном КБайте? Ответ: 1024
  33. Неправильная запись в программе Ответ: ошибка
  34.  Переведите на английский язык слово «вычислять» Ответ: компьютер
  35. Адресуемый элемент памяти Ответ: ячейка
  36. Строго определенная последовательность действий при решении задачи Ответ:  алгоритм
  37. Указание исполнителю Ответ: команда
  38. Проблема, которую надо решить Ответ: задача
  39. Гибкий магнитный диск Ответ: дискета
  40. Так называют специалистов в своей области Ответ: ас
  41. Популярный среди школьников вид компьютерных программ Ответ: игра
  42. Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя Ответ: зависание.

Задание №2. Трём командам выдаются одинаковые ребусы, чья команда быстрее всех разгадает все, та и побеждает (на выполнение задания отводится 7 минут)  

Разгадать ребус

                   

ПРОГРАММИСТ                                                    ВИНЧЕСТЕР

                            

КУРСОР                                                           ДИСКОВОД

КЛАВИАТУРА

СКАНЕР

Задание №3

 «Анаграммы»

В каждом предложенном слове переставьте буквы таким образом, чтобы получилось слово, связанное с информатикой (на выполнение задания отводится 5 минут).

Слово:

Ответ:

Слово:

Ответ:

ретьюпомк

компьютер

чесвентир

винчестер

вредайр

драйвер

красен

сканер

демом

модем

локитайб

килобайт

лайф

файл

схеромикма

микросхема

ротином

монитор

аниш

шина

атексид

дискета

пямьта

память

нирперт

принтер

уншаикни

наушники

После выполнения задания листок сдаётся учителю на проверку и для выставления баллов

Задание № 4.

По блок – схеме сформулировать известные пословицы. (За каждую верно разгаданную пословицу 2 балла). После разгадывания пословицы сдаются учителю на проверку и для выставления баллов (2 минуты на задание).  

Рисунок 1                                             Рисунок 2 Ответ: Тише едешь – дальше будешь Ответ: Куй железо, пока горячо

Задание №5
Конкурс «Все наоборот» (3минуты)

каждое правильное словосочетание – 2 балла

Исходное словосочетание 

Словосочетание наоборот 

Беззвучный микрофон 

Видимая папка 

Гибкое кольцо 

Долговременный склероз 

Коллективные счеты 

Отцовский транзистор 

Пиратский алгоритм 

Исходное словосочетание 

Словосочетание наоборот 

Беззвучный микрофон 

Звуковая колонка

Видимая папка 

Скрытый файл

Гибкое кольцо 

Жесткий диск

Долговременный склероз 

Оперативная память

Коллективные счеты 

Персональный компьютер

Отцовский транзистор 

Материнская плата

Пиратский алгоритм 

Лицензионная программа

Задание №6 (3 минуты)

Каждой команде, задаётся по одному вопросу каждому участнику, за каждый верный ответ – 1 балл.

Вопросы команде 1:

1) Дискета – это:

а) жёсткий диск; б) лазерный диск; в) оптический диск; г) гибкий диск.

2) Как называют указатель места на экране?

а) курсив; б) курсор; в) курс; г) курсовка.

3) Как называют все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технологических процессах?

а) эра; б) поколение; в) цивилизация; г) популяция.

4) Как называется человек, являющийся работником информационной сферы деятельности?

а) овощевод; б) плотник; в) журналист; г) спортсмен.

5) Какая из этих величин не относится к области информатики?

а) килобайт; б) мегабит; в) терабайт; г) киловатт. 

Вопросы команде 2

1) Точное и понятное предписание исполнителю совершить указанную последовательность команд, записанное на языке программирования, называется:

а) программой; б) алгоритмом; в) кодом; г) блок-схемой.

2) Программа, выполняющая сжатие файлов для более компактного хранения во внешней памяти –

а) дешифратор; б) деформатор; в) шифратор; г)  архиватор.

3) Римская система счисления является:

а) позиционной; б) позитивной; в) непозиционной; г) познавательной.

4) Какое из предложенных слов является синонимом имени файла?

а) параметр; б) атрибут; в) идентификатор; г) опция.

5) Как называется “аппетитное” устройство есть у ПК?

а) блок питания; б) пищеблок; в) полевая кухня; г) интернет-кафе.

Вопросы команде 3:

1) Как называют внутреннее устройство компьютера?

а) интерьер; б) архитектура; в) анатомия; г) начинка.

2) Какое из устройств не является устройством ввода информации?

а) мышь; б) трекбол; в) графический планшет; г) плоттер.

3) Без кристаллов какого удивительного химического элемента не было бы персональных компьютеров?

а) железо; б) медь; в) кремний; г) кальций.

4) Как называют создание второго экземпляра файла, папки, фрагмента текста?

а) дублирование; б) распространение; в) размножение; г) копирование.

5) Как называется позиция в записи числа?

а) разряд; б) заряд; в) обряд; г) наряд.

Итог урока.

Подсчитываются общие баллы и определяется победитель

Резервные вопросы

1. Что такое информация и ее носители?

(это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности (знаний) человека.            (звук, буква, цифра, рисунок)

2. Назовите основные информационные процессы.

   (хранение, передача, ввод, обработка, вывод)

3.Назовите свойства информации.

     ( полнота – информация должна быть исчерпывающей

       - достоверность – информация должна поступать  без ошибочных сведений.

       - понятность -  поступающая к нам информация должна быть понятна

       - своевременность – информация должна поступать к нам вовремя.

       - важность – информация должна быть нужной нам (важной)).

4. Что такое компьютер?

  (это универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации)

5. Минимальный базовый набор устройства компьютера

    (клавиатура, монитор, системный блок)

 6. Кто создает программу для ПК?

     (программист)

7. Закончить определения:

  *Устройства преобразования информации из формы понятной человеку, в форму, понятную компьютеру, называются … .

   *К устройствам ввода относятся

                    …   (клавиатура)

                     ...   (манипуляторы)

                     …  (сканер)

                     …  (микрофон)

 *Устройства преобразования выходной информации из формы, понятной компьютеру, в форму, понятную человеку, называется … (устройствами вывода)

  *Устройство, обеспечивающее обработку информации, и управление другими устройствами компьютера называют …

                                  (процессор)

  *Устройство для хранения информации называется …

                                      (памятью)

В минимальный базовый набор устройств компьютера входят:

     а) монитор, клавиатура, системный блок;

(а) б) дисковод, принтер, монитор;

      в) монитор, принтер, клавиатура;

2. Укажите, какие из перечисленных групп устройств относятся к устройствам ввода, вывода информации.

       а) стример, винчестер, мышь;

 б)   б) монитор, клавиатура, принтер;

        в) винчестер, лазерный диск, дискета.

3. Какое устройство предназначено для переработки информации?

         а) процессор

  (а)   б) дисковод

          в) модем

4. Какое устройство вывода можно использовать для получения бумажной копии документа.

           а) монитор

   (б)   б) принтер

           в) дисковод

5. Где размещается внутренняя память компьютера?

             а) в мониторе

   (в)     б) на дисководе

              в) в системном блоке

6. Компьютер – это:

 а) электронный прибор с клавиатурой и экраном;

 б) устройство для выполнения вычислений;

 в) универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации.

               

Назовите лишнее высказывание

1.Адрес – это…

а) порядковый номер байта оперативной памяти
б) порядковый номер элемента
в) часть письма в электронной почте

2.Вирус – это…

а) возбудитель инфекционного заболевания
б) ошибка в программе
в) программа, внедряющая копии в файлы, документы, загрузочные сектора дисков

3.Меню – это…

а) список, из которого можно выбрать необходимые элементы
б) перечень блюд, кушаний в списке
в) способ общения с пользователем

4.Драйвер – это…

а) переводчик программы на машинный язык
б) водитель автомобиля
в) программа обслуживания периферийного устройства

5. Диск – это…

а) носитель информации
б) спортивный снаряд
в) геометрическая фигура

Ответы: 1 – б, 2 – б, 3 – в, 4 – а , 5 – в. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"

Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....

Урок-игра "Информатик-бизнесмен"

На представленном уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельности учащихся с помощью игровой технологии. Главная цель урока – повторить и об...

Урок-игра по информатике "Сто к одному"

Капитаны команд подходят к ведущему, который задает им вопрос. Капитаны должны вытянуть жребий кто будет отвечать на вопрос первым. Ведущий смотрит, есть ли такой ответ в листах опроса. Если такой отв...

Урок игра по информатике и ИКТ для 7 класса "Путешествие в страну Информатика"

Урок-игра для 7 класса на закрепление тем: "Алгоритм" и "Общие принципы работы ЭВМ"...

Урок-игра 10 класс "Знаешь ли ты информатику?"

Викторины и турниры для школьников разных классов для закрепления изученного материала в развлекательной форме....

Обобщающий урок информатики по теме: « Информация вокруг нас» в 5А классе ,Урок-игра.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Урок-игра по информатике на тему: «День информатики»

Любая реальность является суммой информационных технологий...