Организация циклов. Цикл с параметром
план-конспект занятия по информатике и икт (7 класс) на тему
Конспект занятия: «Организация циклов. Цикл с параметром»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 28.74 КБ |
презентация к занятию | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Организация циклов. Цикл с параметром»
Занятие проводится для детей 2 года обучения по программе «Компьютерная грамотность»
Возраст детей 11-12 лет
Цель занятия:
Научить приемам построения алгоритмов с циклической структурой и их программированию на языке Pascal
Задачи:
Познавательные (обучающие):
- Ввести понятие цикла.
- Изучить организацию цикла с параметром.
- Познакомить со структурными элементами цикла.
- Выяснить условия работы цикла с параметром.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, систематизировать полученные знания;
- развивать творческое и логическое мышление;
- развивать инициативность, самостоятельность и внимание;
- укладываться в ограниченные сроки, уметь давать самооценку работы.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, среда программирования Pascal.
Ход занятия
– Давайте вспомним, с какими структурами алгоритмов мы знакомились на прошлых занятиях?
– (предполагаемые ответы)
- линейная структура (действия следуют одно за другим)
- структуры ветвления и выбор (действия выполняются в одном из направлений в зависимости от истинности проверяемого условия)
– Вам часто приходится повторять одни и те же действия. Например
- каждый день посещать занятия;
- 5 раз посмотреть понравившийся мультфильм;
- перечитывать текст задания, пока оно не станет понятным
Выполнение даже очень простых операций может поставить человека в тупик, если их надо повторить тысячи раз.
Например: Попробуйте сто раз вывести на экран слово «Привет!» Написать программу, использующую только оператор Write, проблематично (слайд 4).
И здесь нам на помощь приходит алгебраическая структура Цикл.
Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.
Существуют циклы двух видов:
- цикл с известным числом шагов
- цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием)
Чтобы понять разницу, давайте разберем следующий пример. Перед нами стоит задача заточить 20 карандашей из старой коробочки. Мы можем составить алгоритм, состоящий из повторяющейся последовательности следующих действий:
- Достать из коробки карандаш
- Заточить карандаш
- Отложить карандаш в контейнер
Сколько раз нам необходимо повторить эти действия?
– (предполагаемый ответ) 20 раз
– Для отслеживания количества повторений служит управляющая переменная, которую называют счетчиком или параметром.
А если перед нами стоит задача заточить все карандаши из старой коробочки?
Мы можем составить алгоритм, состоящий из повторяющейся последовательности следующих действий. Сколько раз нам необходимо повторить эти действия?
– (предполагаемый ответ) Столько раз, сколько карандашей.
– А их количество нам неизвестно. Коробка вообще может быть пустой. Мы будем совершать действия, ЕСЛИ в коробке есть карандаши. Для того, чтобы действия совершались, необходимо выполнение УСЛОВИЯ. И эти циклы называются циклами с условием.
Сегодня на уроке мы поговорим о циклах с параметром (со счетчиком). Рассмотрим блок-схему цикла. Повторяющиеся действия составляют тело цикла.
Выполнение безусловного циклического алгоритма начинается с присвоения переменной i стартового значения. Затем следует проверка, не превосходит ли переменная i конечное значение. Если превосходит, то цикл завершается, и управление передается следующему за телом цикла оператору. В противном случае выполняется тело цикла, и переменная i меняет свое значение в соответствии с шагом. Далее, снова производится проверка значения переменной i и алгоритм повторяется.
Переменную i называют счетчиком или параметром цикла, так как это переменная, которая изменяется внутри цикла по определенному закону и влияет на его окончание.
Операторы цикла записываются следующим образом:
FOR Счетчик=НачЗнач TO КонЗнач do
тело цикла
- Параметры, указанные в квадратных скобках являются необязательными (их можно не записывать).
- По умолчанию (если шаг не указан) шаг цикла равен одному, т.е. каждый раз после прохождения тела цикла счетчик увеличивается на единицу.
- После выполнения цикла устанавливается первое значение переменной цикла, при котором нарушено условие
- В программировании существует правило: нельзя изменять параметр цикла в теле цикла.
- Если конечное значение переменной цикла меньше начального значения, то цикл не выполнится ни разу.
Рассмотрим использование алгоритмов циклической структуры на конкретных примерах.
Вернемся к самой первой задаче, где нам предстояло сто раз вывести на экран слово «Привет!»
Var i: integer;
begin
FOR i:=1 TO 100 do
Writeln(“Привет!”);
End.
Пример 2-1. Выведите на экран в столбик целые числа от 1 до 10.
Попробуйте самостоятельно составить программу.
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
CLS
VAR i: INTEGER;
BEGIN
FOR i: = 1 TO 10 DO
WRITELN( i);
END
Вопросы:
- Сколько раз выполнился цикл?
- Сколько операторов составляют тело цикла?
- Что нужно сделать, чтобы вывести числа в обратном порядке?
Пример 2-2. Как нужно изменить предыдущую программу, чтобы сосчитать сумму целых чисел от 1 до 10?
CLS VAR i, S: INTEGER; Begin S:=0; FOR i: = 1 TO 10 DO S:=S+i ; WRITELN( “Сумма равна”; S); END. | Нужна переменная, где будет храниться значение суммы, начальное значение – 0. Назовем ее S. Каждый раз при прохождении цикла мы прибавляем к S значение переменной i. |
Проследим работу данной программы по шагам
Пример 3. За четверть Вася получил несколько оценок по информатике. Помогите Васе определить средний балл.
Вопросы:
Как определить средний балл? (Ответ: нужно сумму всех оценок разделить на их количество)Сколько нужно переменных для решения этой задачи?( Ответ: 4)n – количество оценокm – значения оценокi – счетчикS – сумма оценокКак мы можем узнать количество и значения оценок? (Ответ: Спросить у Васи) Текст программы:
CLS
VAR I, S, n, m:Integer ;
Begin
S:=0 ; n:=0;
Read(n);
FOR I: = 1 TO n DO begin
Read( m);
S:=S + m
End;
WRITELN( "Ваш средний балл ="; S/n);
END.
Обратите внимание, что верхняя граница цикла в виде переменной. Ее значение должно быть получено программой до использования оператора цикла. В нашем случае, мы сначала получили переменную n, а потом использовали ее в операторе.
Давайте проверим на маленьких примерах, насколько Вами хорошо усвоен новый материал.
Задание 1
А) Какое значение примет переменная S после выполнения программы? CLS VAR k,S:INTEGER; BEGIN S:=0; FOR k:=1 TO 3 DO S:=S+k*k; WRITE( S); END. | Б) Какое значение примет переменная Р после выполнения программы? CLS VAR j,P:INTEGER; P:=1; i:=1; FOR j=1 TO 3 DO begin P:=P*I; i:=I+2; WRITE( P); End; END |
Задание 2 Чему равно количество повторений тела оператора цикла с параметром, если параметр цикла принимает:
- все целые значения от 1 до 10;
- все целые значения от а до b;
- все значения от 1 до 10 нечетные;
Сегодня мы только начали знакомство с циклами. Следующий урок мы посвятим решению задач, где логично использовать цикл с параметром.
Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Текст задач Вы получите также по электронной почте.
Задача 1. Составить блок-схему к примеру №3.
Задача 2. Напечатать таблицу соответствия расстояний в дюймах расстояниям в сантиметрах для значений 1, 2, ..., 22 дюйма (1 дюйм = 25,4 мм).
Задача 3. Найти произведение натуральных чисел от 1 до n.
Задача 4. Вычислить сумму двузначных натуральных чисел, кратных трем.
Литература:
- Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Абрамов С.А. и др. Задачи по программированию М: Наука, 2003.
- Гуденко Д.А. Сборник задач по программированию. С-Пб.: «Компас», 2005г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
Циклы. Цикл с параметром
Изучение циклических алгоритмов - одна из важных тем программирования....
Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT.
Разработка урока по теме "Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT" (расчитан на 3 часа)...
Конспект урока на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе."
Конспект урока информатики на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе." Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Тема рассмотрена в рамках изу...
ПРОТОКОЛ № 5 заседания ШМО учителей естественно-математического цикла цикла от 19.04.2019 г Тема заседания: «Система оценки качества образования в соответствии с ФГОС НОО »
Повестка заседания:1. Проведение ВПР....
Циклы. Цикл с параметром в среде программирования QBasic.
Цели:Воспитывать аккуратность, самостоятельность; дисциплинированность, ответственность и взаимопомощь;Дать понятие цикла; разобрать блок-схемы циклических конструкций; познакомить с правилами записи ...
Организация цикла с параметром в OpenScad при 3D-моделировании объектов
В программе OpenSCAD, как и в других CADах, используются только циклы типа «Для» (с параметром). В...