Организация циклов. Цикл с параметром
план-конспект занятия по информатике и икт (7 класс) на тему

Конспект занятия: «Организация циклов. Цикл с параметром»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия28.74 КБ
Office presentation icon презентация к занятию 1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Организация циклов. Цикл с параметром»

Занятие проводится для детей 2 года обучения по программе «Компьютерная грамотность»

Возраст детей 11-12 лет

Цель занятия: 

Научить приемам построения алгоритмов с циклической структурой и их программированию на языке Pascal

Задачи:

Познавательные (обучающие):

  • Ввести понятие цикла.
  • Изучить организацию цикла с параметром.
  • Познакомить со структурными элементами цикла.
  • Выяснить условия работы цикла с параметром.

Развивающие: 

  • развивать умение анализировать, систематизировать полученные знания;
  • развивать творческое и логическое мышление;
  • развивать инициативность, самостоятельность и внимание;
  • укладываться в ограниченные сроки, уметь давать самооценку работы.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, среда программирования Pascal.

Ход занятия

– Давайте вспомним, с какими структурами алгоритмов мы знакомились на прошлых занятиях?

– (предполагаемые ответы)

  • линейная структура (действия следуют одно за другим)
  • структуры ветвления и выбор (действия выполняются в одном из направлений в зависимости от истинности проверяемого условия)

– Вам часто приходится повторять одни и те же действия. Например

  • каждый день посещать занятия;
  • 5 раз посмотреть понравившийся мультфильм;
  • перечитывать текст задания, пока оно не станет понятным

Выполнение даже очень простых операций может поставить человека в тупик, если их надо повторить тысячи раз.

Например: Попробуйте сто раз вывести на экран слово «Привет!» Написать программу, использующую только оператор Write, проблематично (слайд 4).

И здесь нам на помощь приходит алгебраическая структура Цикл.

Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.

Существуют циклы двух видов:

  • цикл с известным числом шагов
  • цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием)

Чтобы понять разницу, давайте разберем следующий пример. Перед нами стоит задача заточить 20 карандашей из старой коробочки. Мы можем составить алгоритм, состоящий из повторяющейся последовательности следующих действий:

  • Достать из коробки карандаш
  • Заточить карандаш
  • Отложить карандаш в контейнер

Сколько раз нам необходимо повторить эти действия?

– (предполагаемый ответ) 20 раз

– Для отслеживания количества повторений служит управляющая переменная, которую называют счетчиком или параметром.

А если перед нами стоит задача заточить все карандаши из старой коробочки?

Мы можем составить алгоритм, состоящий из повторяющейся последовательности следующих действий. Сколько раз нам необходимо повторить эти действия?

– (предполагаемый ответ) Столько раз, сколько карандашей.

– А их количество нам неизвестно. Коробка вообще может быть пустой. Мы будем совершать действия, ЕСЛИ в коробке есть карандаши. Для того, чтобы действия совершались, необходимо выполнение УСЛОВИЯ. И эти циклы называются циклами с условием.

Сегодня на уроке мы поговорим о циклах с параметром (со счетчиком). Рассмотрим блок-схему цикла. Повторяющиеся действия составляют тело цикла.

Выполнение безусловного циклического алгоритма начинается с присвоения переменной i стартового значения. Затем следует проверка, не превосходит ли переменная i конечное значение. Если превосходит, то цикл завершается, и управление передается следующему за телом цикла оператору. В противном случае выполняется тело цикла, и переменная i меняет свое значение в соответствии с шагом. Далее, снова производится проверка значения переменной i и алгоритм повторяется.

Переменную i называют счетчиком или параметром цикла, так как это переменная, которая изменяется внутри цикла по определенному закону и влияет на его окончание.

Операторы цикла записываются следующим образом:

FOR Счетчик=НачЗнач TO КонЗнач do

  тело цикла

  • Параметры, указанные в квадратных скобках являются необязательными (их можно не записывать).
  • По умолчанию (если шаг не указан) шаг цикла равен одному, т.е. каждый раз после прохождения тела цикла счетчик увеличивается на единицу.
  • После выполнения цикла устанавливается первое значение переменной цикла, при котором нарушено условие
  • В программировании существует правило: нельзя изменять параметр цикла в теле цикла.
  • Если конечное значение переменной цикла меньше начального значения, то цикл не выполнится ни разу.

Рассмотрим использование алгоритмов циклической структуры на конкретных примерах.

Вернемся к самой первой задаче, где нам предстояло сто раз вывести на экран слово «Привет!»

Var i: integer;

begin
FOR i:=1 TO 100 do
 Writeln(“Привет!”);

End.

Пример 2-1. Выведите на экран в столбик целые числа от 1 до 10.

Попробуйте самостоятельно составить программу.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

CLS

VAR i: INTEGER;

BEGIN

FOR   i: = 1  TO  10  DO

          WRITELN( i);

END

Вопросы:

  1. Сколько раз выполнился цикл?
  2. Сколько операторов составляют тело цикла?
  3. Что нужно сделать, чтобы вывести числа в обратном порядке?

Пример 2-2. Как нужно изменить предыдущую программу, чтобы сосчитать сумму целых чисел от 1 до 10?

CLS

VAR i, S: INTEGER;

Begin

S:=0;

FOR   i: = 1  TO  10 DO

       S:=S+i ;  

WRITELN( “Сумма равна”; S);

END.

        Нужна переменная, где будет храниться значение суммы,       начальное значение – 0. Назовем ее S.

         Каждый раз при прохождении цикла мы прибавляем к S

значение переменной i.

Проследим работу данной программы по шагам

Пример 3. За четверть Вася получил несколько оценок по информатике. Помогите Васе определить средний балл.

Вопросы:

Как определить средний балл? (Ответ: нужно сумму всех оценок разделить на их количество)Сколько нужно переменных для решения этой задачи?( Ответ: 4)n – количество оценокm – значения оценокi – счетчикS – сумма оценокКак мы можем узнать количество и значения оценок? (Ответ: Спросить у Васи) Текст программы:

CLS

VAR I, S, n, m:Integer ;

Begin

S:=0 ; n:=0;

Read(n);

FOR  I: = 1 TO n DO begin

         Read( m);

        S:=S + m

End;

WRITELN( "Ваш средний балл ="; S/n);

END.

Обратите внимание, что верхняя граница цикла в виде переменной. Ее значение должно быть получено программой до использования оператора цикла. В нашем случае, мы сначала получили переменную n, а потом использовали ее в операторе.

Давайте проверим на маленьких примерах, насколько Вами хорошо усвоен новый материал.

Задание 1

А) Какое значение примет переменная S после выполнения программы?

CLS

VAR k,S:INTEGER;

BEGIN

S:=0;

FOR k:=1 TO 3 DO

      S:=S+k*k;

WRITE( S);

END.

Б) Какое значение примет переменная Р после выполнения программы?

CLS

VAR j,P:INTEGER;

P:=1;

i:=1;

FOR j=1 TO 3 DO begin

      P:=P*I;

      i:=I+2;

WRITE( P);

End;

END

Задание 2 Чему равно количество повторений тела оператора цикла с параметром, если параметр цикла принимает:

  1. все целые значения от 1 до 10;
  2. все целые значения от а до b;
  3. все значения от 1 до 10 нечетные;

Сегодня мы только начали знакомство с циклами. Следующий урок мы посвятим решению задач, где логично использовать цикл с параметром.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Текст задач Вы получите также по электронной почте.

Задача 1. Составить блок-схему к примеру №3.

Задача 2. Напечатать таблицу соответствия расстояний в дюймах расстояниям в сантиметрах для значений 1, 2, ..., 22 дюйма (1 дюйм = 25,4 мм).

Задача 3. Найти произведение натуральных чисел от 1 до n.

Задача 4. Вычислить сумму двузначных натуральных чисел, кратных трем.

Литература:

  1. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию.   7-11 классы: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  2. Абрамов С.А. и др. Задачи по программированию М: Наука, 2003.
  3. Гуденко Д.А. Сборник задач по программированию. С-Пб.: «Компас», 2005г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Циклы. Цикл с параметром

Изучение циклических алгоритмов - одна из важных тем программирования....

Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT.

Разработка урока по теме "Алгоритмы с повторениями. Цикл  с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT" (расчитан на 3 часа)...

Конспект урока на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе."

Конспект урока информатики на тему "Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе." Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Тема рассмотрена в рамках изу...

Циклы. Цикл с параметром в среде программирования QBasic.

Цели:Воспитывать аккуратность, самостоятельность; дисциплинированность, ответственность и взаимопомощь;Дать понятие цикла; разобрать блок-схемы циклических конструкций; познакомить с правилами записи ...

Организация цикла с параметром в OpenScad при 3D-моделировании объектов

В  программе  OpenSCAD,  как  и  в  других  CADах,  используются  только циклы  типа  «Для»  (с  параметром).  В...