8 класс Рабочая программа 2015-2016
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на методическом объединении Руководитель МО ______ ______________ (подпись) ФИО Протокол № ______ от «___» _______________ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора ______ ______________ (подпись) ФИО «___» ________________ 2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №26 _________ Пушканова М.С. (подпись) ФИО Приказ № ______ от «___» _________________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
(указать учебный предмет, курс)
уровень образования (класс) основное общее образование (8 класс)___
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ
Разработчик (и) рабочей программы: Хабибуллина Алсу Анваровна, учитель информатики и ИКТ | Принято на заседании педагогического совета протокол № ______ от «_____» __________________ 2015г. |
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по информатике и ИКТ для 8 класса реализуется на основе:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом МО и Н РФ № 1089 от 5 марта 2004 года);
- Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.).
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 26 с углублённым изучением отдельных предметов» НМР РТ на 2015-2016 учебный год.
Учебно – тематическое планирование по информатике и ИКТ
Класс: 8
Учитель: Хабибуллина Алсу Анваровна
Количество часов:35. В неделю: 1 час.
Плановых контрольных уроков: 5; практических работ-16 .
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Примерный тематический план
Сроки (примерные) | Тема | Количество часов | Кол-во практических работ | Кол-во Контрольных работ |
Введение в предмет. | 1 | |||
Предмет информатики; Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. | 1 | |||
Человек и информация. | 5 | 2 | 1 | |
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. | 3 | |||
Первое знакомство с компьютером. | 8 | |||
Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объективно – ориентированный пользовательский интерфейс. | 3 | 5 | 1 | |
Текстовая информация и компьютер. | 8 | |||
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода). | 3 | 5 | ||
Графическая информация и компьютер. | 3 | |||
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; Понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. | 5 | 1 | ||
Графическая информация и компьютер. | 8 | |||
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; Понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. | 3 | 5 | 1 | |
Итого | 34 | 22 | 4 | |
Резерв | 1 |
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели изучения информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи изучения информатики и ИКТ
обеспечить реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов, освоение обучаемыми интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;
сформировать у учащихся понимание смысла изучаемых понятий, принципов и закономерностей;
развивать деятельность, основанную на создании информационных объектов, оперировании ими, оценивании числовых параметров информационных объектов и процессов, приведении примеров практического использования полученных знаний, осуществлении самостоятельного поиска учебной информации, применении средств информационных технологий для решения различных задач;
достигнуть базовой информационно-коммуникационной компетентности обучаемых;
выявлять и развивать информационные и коммуникационные способности учащихся, интерес к предмету и его изучению;
подготовить учащихся к учебе в последующих классах и вузах, а также к дальнейшей исследовательской деятельности;
ориентировать обучаемых на профессии, существенным образом связанные с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями.
Место предмета в учебном плане
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека.
Содержание данной программы согласовано с содержанием федеральной Базисной примерной учебной программой для образовательных учреждений Российской Федерации (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312, приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 32, стр. 19-26) и стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.04г. № 1089 ).
Основной задачей программы является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.).
В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент) и со стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ, курс рассчитан на изучение в 8 -9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 105 учебных часов.
Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться с новыми массовыми ИКТ. Это достигается за счёт информационно – предметного практикума, проектной деятельности.
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса, задачника – практикума 1ч., 2 ч. для 8-11 классов.
Задачник – практикум 1ч, 2ч дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания для теоретического выполнения и для практической работы на компьютере. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители» в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «»Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из них двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания для практических работ с ними присутствуют в разделах 9,10,12 настоящей программы.
Для каждого раздела указано общее число времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся в области информатики и ИКТ », который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе ученик должен:
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии оценивания учащихся по информатике и ИКТ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Содержание обучения
Общее число часов -31 ч. Резерв учебного времени – 4 ч.
Раздел 1. « Введение в предмет» - 1 ч.
Темы для изучения:
- Предмет информатики;
- Роль информации в жизни людей.
- Содержание базового курса информатики.
Раздел 2. «Человек и информация» - 5(3+2) ч.
Темы для изучения:
- Информация и ее виды.
- Восприятие информации человеком.
- Информационные процессы.
- Измерение информации.
- Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
- освоение клавиатуры, работа с тренажером;
- основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка, как способы представления информации;
- что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
Учащиеся должны уметь:
- проводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, КБ, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Раздел 3. « Первое знакомство с компьютером» - 8(3+5) ч.
Темы для изучения:
- Начальные сведения об архитектуре ЭВМ.
- Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера.
- Двоичное представление данных в памяти компьютера.
- Организация информации на внешних носителях, файлы.
- Персональный компьютер.
- Основные устройства и характеристики.
- Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
- Виды программного обеспечения (ПО).
- Системное ПО.
- Операционные системы.
- Основные функции ОС.
- Файловая структура внешней памяти.
- Объективно – ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
- Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений;
- Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы;
- Работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске);
- Работа со справочной системой ОС;
- Использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты);
- понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода – вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране директорию диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
Раздел 4. «Текстовая информация и компьютер» 8(3+5) ч.
Темы для изучения:
- Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.
- Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
- Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними.
- Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере:
- Основные приемы ввода и редактирования текста;
- Постановка руки при вводе с клавиатуры;
- Работа со шрифтами;
- Приемы форматирования текста;
- Работа с выделенными блоками через буфер обмена;
- Работа с таблицами;
- Работа с нумерованными и маркированными списками;
- Вставка объектов в текст (рисунков, формул);
- Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
- Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
- способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод – редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Учащиеся должны уметь:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Раздел 5. «Графическая информация и компьютер» - 8(3+5) ч.
Темы для изучения:
- Компьютерная графика: области применения, технические средства.
- Принципы кодирования изображения;
- Понятие о дискретизации изображения.
- Растровая и векторная графика.
- Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере:
- Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка);
- Знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
- Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
- способы представления изображений в памяти ЭВМ;
- понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика;
Учащиеся должны уметь:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска;
- выводить на печать.
Раздел 6. «Технология мультимедиа» - 5(2+3) ч.
Темы для изучения:
- Что такое мультимедиа; области применения.
- Представление звука в памяти компьютера.
- Понятие о дискретизации звука.
- Технические средства мультимедиа.
- Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
- Освоение работы с программным пакетом создания презентаций;
- Создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст;
- Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
- Запись звука в компьютерную память;
- Запись изображения с использованием цифровой техники и ввода его в компьютер;
- Использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Тип урока
УОНМ | Урок ознакомления с новым материалом |
УЗИ | Урок закрепления изученного |
УПЗУ | Урок применения знаний и умений |
УОСЗ | Урок обобщения и систематизация знаний |
УПКЗУ | Урок проверки и коррекции знаний и умений |
КУ | Комбинированный урок |
УКЗ | Урок коррекции знаний |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русакова С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. | 1. Информатика и ИКТ: задачник-практикум в 2-х томах. /Под ред.И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. | 1.Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. 2.Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ
«Рассмотрено» на методическом объединении Руководитель МО ______ ______________ (подпись) ФИО Протокол № ______ от «___» _______________ 2015г. | «Согласовано» Заместитель директора ______ ______________ (подпись) ФИО «___» ________________ 2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №26 _________ Пушканова М.С. (подпись) ФИО Приказ № ______ от «___» _________________ 2015г. |
Календарно-тематическое планирование
по информатике и ИКТ
класс 8
учитель Хабибуллина Алсу Анваровна
количество часов: всего 35 часов; в неделю 1_ час;
плановых контрольных работ_5_; практических работ 16.
используемый УМК Семакин И.Г. и др. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, - 176 с.
Планирование составлено на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312).
Нижнекамск
2015
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ
(информационно-коммуникационные технологии) на 2015/2016 учебный год.
Базовый курс (автор учебника И.Г. Семакин), профиль: общеобразовательный, класс:8 .
35часов:13 часов теоретических занятий, 22 часов практических занятий.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения | |
I четверть | План | Факт | |||||||
Введение в предмет 1 | |||||||||
1 | Т Б и санитарные нормы работы за ПК. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. Алгоритмизация. | 1 | Введение Вводный инструктаж | Комбинированный Просмотр видеоматериала по ТБ. Просмотр видеоматериала по теме «Алгоритмика». | Опрос | Знать: инструкции по ТБ, о роли информации в жизни людей. | Учебник, стр.5-8. Глоссарий, стр.167-176. | 1.09-6.09 | |
Человек и информация 5(3+2) | |||||||||
2 | Информация и знания. Алгоритмизация. Первый шаг в робототехнику. | 1 | Урок-практикум | Комбинированный Решение задач по теме «Блок-схемы». Просмотр видеоматериала по теме «Робототехника». | Фронтальный опрос | Знать: классификации знаний, информативности сообщений. Уметь: приводить примеры информации. | §1 учебника, стр.10-13; задания№1-4. Задачник –практикум 1, стр.7-9, №7,10,14. Глоссарий, стр.167-176. | ||
3 | Восприятие и представление. Алгоритмизация. | 1 | Урок с применением опорных конспектов | Комбинированный Решение задач по теме «Блок-схемы». | Текущий опрос | Знать: об восприятии информации, о письменности, об естественных и формальных языках, о формах представления информации. | §2 учебника, стр.13-17; задания №1-9. Задачник –практикум 1, стр.10-14, №1,4,,13. | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План Факт | |
4 | Информационные процессы: Алгоритмизация. Первый шаг в робототехнику. | 1 | Урок с применением опорных конспектов | Комбинированный Практика на компьютере №1 по теме «Алгоритмика». Практическая работа №1: Роботы. Робототехника. Искусственный интеллект. | Опрос | Знать: Что такое информационные процессы; как хранить информацию; передать, обработать, искать. Уметь: приводить примеры информационных процессов в живой природе. | §3 учебника, стр. 17-21; задания №1-5. Задачник –практикум 1, стр.15-22, №9,11,23,29. Глоссарий, стр.167-176. | ||
5 | Измерение информации: Алгоритмизация. Первый шаг в робототехнику. | 1 | Урок-практикум | Комбинированный Практика на компьютере№2 по теме «Алгоритмика». Практическая работа. Роботы и эмоции. Имитация. Звуковые имитации. Космические исследования. Концепт – кары. | Опрос | Знать: об алфавитном подходе к измерению информации; Уметь: найти мощность алфавита; информационный вес символа; информационный объём текста и единицы измерения информации. | §4 учебника, стр.22-27; задания №1-7. Задачник –практикум 1, стр.23-27, №13,14,15. Подготовка к практической работе. Глоссарий, стр.167-176. | ||
6 | Система основных понятий по теме «Информация». Алгоритмизация. Основы программирования. Первый шаг в робототехнику. | 1 | Урок - практикум | Комбинированный Контрольная работа №1 «Информация» Практическая работа. Парковка в городе. Моторы для роботов. Компьютерное моделирование. | Опрос | Знать: единицы измерения информации. Уметь: пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб), измерять информационный объем . | Учебник, стр.28-29. Глоссарий, стр.167-176. | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План Факт | |
Компьютер 8(5+3) | |||||||||
7 | Назначение и устройство компьютера. Алгоритмизация. Первый шаг в робототехнику. | 1 | Урок с применением опорных конспектов | Комбинированный Практика на компьютере№3 по теме «Текстовые редакторы» (редактирование, форматирование текста). Практическая работа по теме «Робототехника». Правильные многоугольники. Пропорция. Всё есть число. | Опрос | Знать: что общего между компьютером и человеком; какие устройства входят в состав компьютера; что такое данные и программа; принципы фон Неймана. Уметь: Выполнять основные операции с файлами, папками: копировать, удалить, искать, переименовать и т.д. | §5 учебника, стр.32-35; задания№1-5. Задачник –практикум 1, стр.28-32, №7,14,22. Глоссарий, стр.167-176. | ||
8 | Компьютерная память Алгоритмизация. Первый шаг в робототехнику. | 1 | Урок – практикум | Комбинированный Практика на компьютере№4. Знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений. Практическая работа по теме «Робототехника». Вспомогательные алгоритмы. Органы чувств робота. | Опрос | Знать: Структуру внутренней памяти компьютера и устройства внешней памяти. Уметь: пользоваться клавиатурой, правильно включать и выключать ПК. | §6 учебника, стр.35-40; задания№1-7. Задачник –практикум 1, стр33-43, №24,29,54. Глоссарий, стр.167-176. | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План Факт | |
9 | Как устроен персональный компьютер ( ПК Алгоритмизация. Первый шаг в робототехнику. | 1 | Урок-практикум | Комбинированный Практика на компьютере№5 по теме «Алгоритмика». Практическая работа по теме «Робототехника». Всё в мире относительно. Военные роботы. | Опрос | Знать: о магистральном принципе взаимодействия устройств ПК. Уметь: ориентироваться в типовом интерфейсе: работать с окнами. | §7 учебника, стр.40-44; задания№1-5. Глоссарий, стр.167-176. | ||
Итого за 1-й четверть: 9 | |||||||||
I I четверть | План | Факт | |||||||
10 | Основные характеристики персонального компьютера. Программное обеспечение ПК Алгоритмизация. | 1 | Урок с применением опорных конспектов | Комбинированный Практика на компьютере№6 Работа с файловой системой ОС ( перенос, копирование и удаление файлов). Решение логических задач (ГИА 2012). | Фронтальный опрос | Знать: характеристики микропроцессора (тактовая частота и разрядность); объем внутренней (оперативной) памяти; характеристики устройств внешней памяти; типы ПО; состав прикладного ПО. Уметь: инициализировать выполнение программ из программных файлов. | §8 учебника, стр.44-47; задания№1-4. §9 учебника, стр.47-50; задания№1-4. Глоссарий, стр.167-176. | ||
11 | О системном ПО и системах программирования. О файлах и файловых структурах. | 1 | Урок с применением опорных конспектов | Комбинированный Практика на компьютере№7 «Работа с файловым менеджером». | Опрос | Знать: о файловом менеджере. Уметь: работать в среде систем программирования. | §10 учебника, стр.50-53, задания№1-4. §11учебника, стр.53-59. | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План | Факт |
12 | Пользовательский интерфейс Алгоритмизация. | 1 | Урок - итоговый | Комбинированный Практика на компьютере№8 Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. Решение логических задач (ГИА 2012). | Опрос | Знать: объектно –ориентированный интерфейс, объекты; контекстное меню. Уметь: работать со справочной системой ОС. | §12 учебника, стр.59-63; задания№1-3. Глоссарий, стр.167-176. | ||
13 | Система основных понятий по теме «Компьютер» Алгоритмизация. | 1 | Урок -практикум | Комбинированный Контрольная работа №2 «Компьютер» | Фронтальный опрос | Знать: основные понятия: интерфейс, память, файл. Уметь: использовать антивирусные программы. | Учебник, стр. 64-65. Глоссарий, стр.167-176. | ||
14 | Текстовая информация и компьютер. Тексты в компьютерной памяти Алгоритмизация. | 1 | Введение Видео - урок | Комбинированный Практика на компьютере№9 Работа в ТР. фрагментов текста. Построение схем. Создание и сохранение документа. Решение логических задач (ГИА 2012). | Опрос | Знать: преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным; как представляются тексты в памяти компьютера; что такое гипертекст. Уметь: работать со справочной системой ОС; просматривать на экране директорию диска; работать по заданному алгоритму. | §13 учебника, стр.68-75; задания№1-8. Задачник –практикум 2, стр.5-15, №7,9,12. Глоссарий, стр.167-176. | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План | Факт |
Текстовая информация и компьютер 8(3+5) | |||||||||
15 | Текстовые редакторы Алгоритмизация. | 1 | Урок - соревнование | Комбинированный Практика на компьютере№10 Создание и сохранение документа на диске. Решение логических задач (ГИА 2012). | Опрос | Знать: что такое текстовые редакторы (ТР) и текстовый процессор (ТП); структурные единицы текста; среда текстового редактора. Уметь: Создать и сохранить документа на диске. | §14 учебника, стр.75-77; задания№1-2. Задачник –практикум 2, стр.15-26, №14,19,21. Глоссарий, стр.167-176. | ||
16 | Работа с текстовым редактором. Алгоритмизация. | 1 | Урок – итоговый | Комбинированный Практическая контрольная работа. Онлайн – тестирование по материалам ГИА | Фронтальный опрос | Знать: режим ввода - редактирования текста; шрифты и начертания; форматирование текста. Уметь: работать с окнами; искать и заменить фрагментов; работать с режимом автоматической проверки правописания; файловыми операциями; печать документа. | §15 учебника, стр.78-84; задания №1-7. Задачник –практикум 2, стр.26-39, №25,28,34. Глоссарий, стр.167-176. | ||
Итого за 2-й четверть: 7 | |||||||||
I I I четверть | |||||||||
17 | Дополнительные возможности текстовых процессоров Программирование на языке Паскаль. | 1 | Урок - практикум | Комбинированный Практика на компьютере№11 «Форматирования текста». Решение задач по программированию. | Опрос | Знать: включение таблиц в текстовый документ. Уметь: включить в текстовый документ объектов и формул. | §16 учебника, стр.85-90; задания №1-5. Задачник –практикум 2, стр.39-45, №35,37,38. | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План | Факт |
18 | Системы перевода и распознавания текстов. Программирование на языке Паскаль. | 1 | Урок с применением опорных конспектов | Комбинированный Практика на компьютере№12 «Работа с таблицами». Индивидуальные работы №3, №4. Решение задач по программированию. | Опрос | Знать: как работать с программами – переводчиками. Уметь: работать в режиме распознавания текста; ввода в компьютер печатного и рукописного текста. | §17 учебника, стр.90-93; задания№1-4. Задачник –практикум 2, стр.45-49, №39,41,43. Глоссарий, стр.167-176. | ||
19 | Система основных понятий по теме «Технологии работы с текстовой информацией». Программирование на языке Паскаль. | 1 | Урок с применением опорных конспектов | Комбинированный Практика на компьютере№13 Индивидуальные работы №5, №6,№7. Решение задач по программированию. | Фронтальный опрос | Знать: как работать с нумерованными и маркированными списками. Уметь: Работать в режиме вставки объектов в текст. | Задачник –практикум 2, стр.49-53, творческие проекты №5А,6А. Учебник, стр.94-95. Глоссарий, стр.167-176. | ||
20 | Новые информационные технологии работы с текстовой информацией. Программирование на языке Паскаль. | 1 | Урок – практикум | Комбинированный Практика на компьютере№14 Индивидуальные работы №8, №9. Решение задач по программированию. | Опрос | Знать: что такое встроенные шаблоны. Уметь: включать в текст гиперссылок. | Подготовка к практической работе. Глоссарий, стр.167-176. | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План | Факт |
21 | ИКТ. Криптография. Технологии работы с текстовой информацией. Программирование на языке Паскаль. | 1 | Видеоурок | Комбинированный Практика на компьютере№15 Индивидуальная работа №10. Творческие проекты №1А,2А,3А,4А. | Опрос | Знать: режимы работы сканера. Уметь: сканировать документы. | Подготовка к зачету или контрольному тестированию Учебник, глава 3, стр.67-95. | ||
22 | Система основных понятий по теме «Технологии работы с текстовой информацией». Программирование на языке Паскаль. | 1 | Видеоурок Урок-практикум | Комбинированный Практика на компьютере№16 Индивидуальная работа №11. Практика по распознаванию текста и машинному переводу. | Опрос | Знать: назначение текстовых редакторов (процессоров). Уметь: Выполнять основные операции над текстом, допустимые с этим редактором. | Учебник, глава 3, стр.67-95. Глоссарий, стр.167-176. Подготовка к практической работе. | ||
Графическая информация и компьютер8(3+5) | |||||||||
23 | Компьютерная графика Программирование на языке Паскаль. | 1 | Урок - соревнование | Комбинированный Практика на компьютере№17 Интернет. Образовательные порталы. Онлайн –тестирование по материалам ГИА 2013. | Опрос | Знать: историю компьютерной графики; что такое научная графика, деловая графика, конструкторская графика, иллюстративная графика, художественная , рекламная графика, компьютерная анимация. Уметь: использовать инструменты исполнителя Чертёжник для создания творческих проектов. | §18 учебника, стр.98-104; задания№1-6. Задачник –практикум 2, стр.54-67, упражнения №1-2. Глоссарий, стр.167-176. | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План | Факт |
24 | Технические средства компьютерной графики Программирование на языке Паскаль. | 1 | Урок – практикум. Видеоурок | Комбинированный Практика на компьютере№18 Интернет. Образовательные порталы. Электронная почта. | Опрос | Знать: принципы работы монитора; как получается цветное изображение на экране; что такое ЖК- мониторы; видеопамять и дисплейный процессор; Уметь: работать с устройствами ввода изображения в компьютер. | §19 учебника, стр.104-110; задания№1-8 Задачник –практикум 2, стр.54-67, упражнения №3-4. Глоссарий, стр.167-176. | ||
25 | Как кодируется изображение.
Программирование на языке Паскаль. | 1 | Урок – практикум | Комбинированный Демо - версия ГИА 2013: решение задач по программированию. | Фронтальный опрос | Знать: кодирование цветов пикселей; объем видеопамяти; о понятии неопределенности знания , количества информации. Уметь: работать с форматами графических файлов. | §20 учебника, стр.110-114; задания№1-6 Задачник –практикум 2, стр.54-67, упражнения №5-6. | ||
26 | Растровая и векторная графика. Программирование на языке Паскаль. | 1 | Урок - итоговый | Практическая контрольная работа «Графические редакторы». | Опрос | Знать: два принципа представления изображения; что такое растровая графика и векторная графика. Уметь: создать графическую разработку по заданному алгоритму. | §21 учебника, стр.114-120; задания№1-9 Задачник –практикум 2, стр.54-67, упражнение №7. | ||
Итого за 3-й четверть: 10 | |||||||||
I V четверть | |||||||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План | Факт |
27-28 | Работа с графическим редактором (ГР). Представление и обработка звука Электронные таблицы. | 2 | Урок с применением опорных конспектов и докладов. | Комбинированный Практика на компьютере№19 Создание изображения в среде ГР. Решение задач с помощью ЭТ. | Фронтальный опрос | Знать: о возможностях, среде, режиме работы ГР. Уметь: создать изображения в среде ГР растрового типа. | §22 учебника, стр.120-125; задания№1,6. Подготовка к практической работе. Учебник, стр.126-127. | ||
29-30 | Система основных понятий по теме «Технологии работы с графической информацией» Электронные таблицы. | 2 | Видеоурок Урок-обобщение | Комбинированный Практика на компьютере№20 Создание изображения в среде графического редактора растрового типа. Решение задач с помощью ЭТ. | Фронтальный опрос | Знать: Форматы графических файлов. Уметь: копировать, отражать, поворачивать, прорисовать объекты. | §23 учебника, стр.130-132; задания№1-3 §22 учебника, стр.132-135; задания№1-4 Задачник –практикум 2, стр.157-164 | ||
Технология мультимедиа 5(1+4) | |||||||||
31-32 | Что такое мультимедиа. Компьютерные презентации: что такое презентация; этапы создания презентации. Электронные таблицы. | 2 | Видеоурок Урок-практикум | Комбинированный Практика на компьютере№21 Работа в среде редактора векторного типа. Решение задач с помощью ЭТ. | Опрос | Знать: о понятии «мультимедиа»; области использования мультимедиа; представление результатов компьютерного моделирования. Уметь: работать в среде редактора векторного типа. | §25 учебника, стр.135-137; задания№1-4 §26 учебника, стр.137-143; задания№1-7 Учебник, гл.3, стр.67-95 | ||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения План | Факт |
33 | Аналоговый и цифровой звук. история звукозаписывающей техники; аналоговое представление звука; цифровое представление звука; что такое АЦП и ЦАП. Электронные таблицы. | 1 | Урок - итоговый | Комбинированный Контрольная работа «Звуковая информация» (по материалам ГИА –2013). | Фронтальный опрос | Знать: историю звукозаписывающей техники; что такое аналоговое представление звука, цифровое представление звука; что такое АЦП и ЦАП. | Учебник, стр.144-145. Подготовить рефераты по теме «ЭТ. | ||
34 | Технические средства мультимедиа: система ввода/вывода звука; устройства для работы видеокадрами; устройства хранения мультимедийной информации. | 1 | Урок - конференция | Комбинированный Выступления учащихся с докладами по творческим проектам по теме «2013-Год экологической культуры». | Опрос | Уметь: защитить свой творческий проект. | Творческие проекты. | ||
35 | Итоговое компьютерное тестирование по базовому курсу. Электронные таблицы. | 1 | Онлайн -урок | Комбинированный Конкурс презентаций «Мир, в котором Я живу». | Знать: режим работы проектора. | ||||
Итого за 4-й четверть: 9 | |||||||||
ИТОГО ЗА ГОД ПРОВЕДЕНО: 35 |
Тематика и график проведения контрольных работ для учащихся 8-х классов
Контрольная работа №1 «Информация». | С 15 по 20 октября 2015 г. |
Контрольная работа №2 «Компьютер». | С 15 по 20 декабря 2015 г. |
Контрольная работа №3 «Графические редакторы». | С 12 по 18 марта 2016 г. |
Контрольная работа №4 «Звуковая информация». | С 10 по 16 мая 2016 г. |
Тематика и график проведения практических работ для учащихся 8-х классов
Практическая работа №1 «Основные приемы редактирования». Практическая работа №2 «Знакомство с ОС». Практическая работа №3 «Работа с файловой системой ОС». Практическая работа №4 «Работа со справочной системой ОС». | 2.09 по 10.09.2015г. 20.09 по 27.09.2015г. 1.10 по 12.10.2015г. 20.10 по 30.10.2015г. |
Практическая работа №1 «Использование антивирусных программ». Практическая работа №2 «Основные приемы редактирования текста». Практическая работа №3 «Шрифты. Приемы форматирования текста». Практическая работа №4 «Работа с таблицами». | 10.11 по 20.11.2015г. 24.11 по 6.12.2015г. 8.12.по 13.12.2015г. 22.12 по 27.12.2015г. |
Практическая работа №1 «Вставка рисунков и формул». Практическая работа №2 «Включение в текст гиперссылок». Практическая работа №3 «Сканирование, распознавание текста». Практическая работа №4 «Машинный перевод». | 19.01 по 27.01.2016г. 10.0.по 17.02.2016г. 20.02 по 27.02.2016г. 15.03. по 25.03.2016г. |
Практическая работа №1 «Создание изображения в среде ГР». Практическая работа №2 «Копирование, отражение, повороты ». Практическая работа №3 « Презентация со звуком и анимацией». Практическая работа №4 « Работа с мультимедийным проектором». | 10.04. по 17.04.2016г. 24.04 по 30.04.2016г. 1.05 по 10.05.2016г. 15.05. по 23.05.2016г. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-647104-1435777376.jpg)
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706502-1447178328.jpg)
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 2-4 классов.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение / Ваулина Ю.Е., Эванс
Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706502-1447178328.jpg)
Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв
Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-956036-1507551287.jpg)
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...