Дополнительная общеразвивающая программа «Навигатор»
рабочая программа по информатике и икт (5, 6, 7 класс) по теме
Дополнительная общеобразовательная программа «Навигатор» предполагает подробное изучение прикладных программ Microsoft Office, дает сведения практического характера, которые позволят учащимся интегрировать полученные знания, умения и навыки с другими предметными областями. Знакомство не только с базовой работой на ПК но и с программами сети интернет и 3d моделированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_navigator_2015.docx | 50.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка .................................................................... 4
- Учебно - тематический план...............................................................8
- Содержание программы......................................................................10
- Методическое обеспечение программы ............................................15
- Литература ……………......................................................................16
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Навигатор» по содержательной, тематической направленности является технической, по функциональному предназначению –информационно развивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации -1 год.
Актуальность.
Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонального компьютера, умение им пользоваться сегодня, умение работать в сети Internet стало, по сути, обязательным стандартом, и сегодня, как никогда, актуально, так как компьютер предоставляет неограниченные возможности для самосовершенствования каждого человека независимо от возраста.
Новизна предлагаемой программы выражена в ее практической ориентированности. Программа предполагает подробное изучение прикладных программ Microsoft Office, дает сведения практического характера, которые позволят учащимся интегрировать полученные знания, умения и навыки с другими предметными областями. Знакомство не только с базовой работой на ПК но и с программами сети интернет и 3d моделированием.
Педагогическая целесообразность составления программы заключается в необходимости подготовки учащихся идти в ногу со временем путем развития личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, в совокупности идей о единстве учебной и вне учебной деятельности.
Основной целью программы является развитие мотивации к творчеству и познанию, а также адаптации учащихся к социуму через обучение их основам компьютерной азбуки и компьютерных технологий и навыкам пользования компьютером.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Обучающие:
-Сформировать навыки использования компьютерной техники как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
2. Развивающие:
- развить умение работать с литературой и справочными файлами, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать, обобщать, делать выводы;
- развить художественный вкус, повышая уровень образного и абстрактного мышления;
-Развить первоначальные способности ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.
-Привить навыки к творческому подходу в работе.
3. Воспитательные:
- вызвать интерес и желание работать, самостоятельно принимая пути решения поставленных задач;
- повысить коммуникативные способности для работы в команде.
-Воспитать интерес к информационной и коммуникационной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Отличительной особенностью данной программы в том, что она не совпадает по тематической направленности с программой школы по информатике. В программу «Навигатор» включены такие раздела как, работа с текстовым редактором Word, работа с программой «Презентация Microsoft Office PowerPoint», знакомство и работа с программой Windows Movie Maker видеоредактор , 3D моделирование работа с векторная программа CorelDraw.
Условия реализации
Занятия проводятся в компьютерном кабинете с подключение локальной сети. Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям; должно быть сухим, светлым с естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проветривания занятий с группой 10 человек (т.е. 2,5 м2 на 1 человека).
За каждым учащимся закрепляется определенное место. Кабинет должен хорошо освещаться естественным светом. В темное время суток общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей.
Занавески рекомендуются светлые, в тон стен. В оформлении кабинета большое значение имеет окрас стен. Стены рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения. Столы с компьютерной техникой должны располагаться такими образом, чтобы корпуса мониторов были направлены от учащихся.
Постоянное внимание необходимо уделять знанию и соблюдению учащимися правил техники безопасности.
Программа рассчитана на 1год. В кабинете занимается группа постоянного состава 10 человек. Возраст детей от 10 до 14 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в группе. Общее количество часов в год – 144 часа.
Формы и режим занятий
Наполняемость группы желательно не менее 8-10 человек , и не более 12 человек, так как при большом количестве эффективность занятий снижается. Организации учебных занятий – групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Формой занятий являются: творческие и практические задания, работа по карточкам, беседа, рассказ, демонстрация.
В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:
- Организационная часть.
- Повторение пройденного материала.
- Изложение нового материала.
- Подготовка к практической работе.
- Физкультминутка
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
- Игровой блок
- Уборка рабочих мест.
Режим занятий соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, различные упражнения здоровье сберегающего характера и т.д.
На каждом занятии обязательно организуется физкультминутка и после нее практическая работа на компьютере.
Используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические и их сочетания). Рассказ сопровождается демонстрацией плакатов, схем, рисунков.
Прогнозируемые результаты и способы определения этих результатов
Знания:
- Обладать знаниями инструкции по технике безопасности и правила работы в компьютерном кабинете.
- Обладать знаниями об некоторых устройствах ИКТ и возможностях персональных компьютеров.
- Обладать знаниями краткой истории вычислительной техники.
- Обладать знаниями о стандартных компьютерных программ
- Обладать знаниями об алгоритме поиска информации
- Обладать знаниями об алгоритме работы в стандартных программах.
- Обладать знаниями об алгоритме поиска информации в сети Интернет.
Умения:
- Пользоваться ПК
- Хранить и организовывать информацию.
- Обрабатывать, передавать, искать информацию
- Работать с о стандартными программами .
- Работать в сети интернет.
Навыки:
- Обладать навыком создания слайд-шоу презентации
- Обладать навыками создания мини-ролика
- Обладать навыком работы в графическом редакторе
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Навигатор»
В процессе изучения программы для оценки текущей работы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, выполнение самостоятельных проектов и контрольных работ на компьютерах, выполнение проектных заданий по определенной теме и защита своих работ перед группой, участие в конкурсах
Учебно-тематический план
№ п.п. | Тема | Количество часов | ||
Всего часов | теория | практика | ||
1. | Введение | 2 | ||
Тема №1 Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | 1 | ||
2. | В мире информации | |||
Тема №1 В мире информации | 6 | 2 | 4 | |
3. | Знакомство со стандартными программам и работа с ними. | 18 | ||
Тема № 1Работа с блокнотом | 2 | 2 | ||
Тема №2 Работа с программой Paint | 2 | 2 | ||
Тема№3 Работа с текстовым редактором Word | 4 | 6 | ||
4. | Знакомство и работа с программой «Презентация Microsoft Office PowerPoint» | 16 | ||
Тема №1 Основная навигация программы. | 4 | 4 | ||
Тема №2 Мини-проект «Слайд-шоу» на свободную тему | 2 | 6 | ||
5. | Знакомство и работа с программой Windows Movie Maker видеоредактор | 16 | ||
Тема №1 Основная навигация программы. | 2 | 6 | ||
Тема №2 Творческий проект «мини-ролик» (на свободную тему) | 2 | 6 | ||
6. | Всемирная Сеть Интернет. Правила безопасной работы. | 22 | ||
Тема №1 Основные правила работы в сети интернет. Поисковые системы и работа с ними. | 2 | 6 | ||
Тема №2 Интернет проекты.( Работа в программах фоторедактор, коллаж и тд) | 2 | 6 | ||
Тема №3 Полезные интернет ресурсы для самообразования. Конкурсы и творческие проекты. | 2 | 4 | ||
7. | Мир игр и развлечений | 22 | ||
Тема№1 Компьютерная игра. Основные правила использование игрового пространства и времени | 2 | 8 | ||
Тема №2 Игра как развитие творческих способностей человека, логического и алгоритмического мышления. | 2 | 10 | ||
8. | Информационные технологии | 40 | ||
Тема №1 Интернет программа дизайна интерьера. Основные навигации | 4 | 6 | ||
Тема №2 Дизайн собственной комнаты. Мини – проект. | 4 | 6 | ||
Тема №3 3D лепка | 2 | 8 | ||
Тема №4 Векторная программа CorelDraw | 2 | 8 | ||
9. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
итого | 144 |
Содержание программы
1. Введение 2часа
Тема №1 Вводное занятие. Техника безопасности (2 часа)
Теоретический материал: Знакомство с правилами поведения в ЦДО, на занятиях, с правилами техники безопасности на занятиях. Сбор сведений о кружковцах. Знакомство с техническими устройствами и история их появления. Алгоритм начала работы с компьютером. Основные правила техники безопасности работы в компьютерном классе.
Практический материал: Закрепление алгоритма начала работы с компьютером и основные правила отключения технических устройств.
2. В мире информации
Тема №1 В мире информации (6 часов)
Теоретический материал : Понятие информации. Виды представления информации. Информационные процессы. Информационные носители. Способы поиска и хранения информации.
Практический материал: Создание информации на рабочем столе (фото файлы). Перенос информации с носителя на рабочий стол ПК и наоборот. Сохранение информации на рабочем столе ПК.
3. Знакомство со стандартными программам и работа с ними(18ч)
Тема № 1Работа с блокнотом (4часа)
Теоретический материал: Знакомство с основными навигациями программы.
Практический материал: Создание заметок. Размещение их на рабочем столе.
Тема №2 Работа с программой Paint(4 часа)
Теоретический материал: Знакомство с основными навигациями программы.
Практический материал:Создание простейших рисунков и редактирование картинки.
Тема№3 Работа с текстовым редактором (10 часов)
Word
Теоретический материал: Знакомство с основными навигациями программы.
Практический материал:: Создание текстового документа(открытка) используя максимально все навигации программы
4. Знакомство и работа с программой «Презентация Microsoft Office PowerPoint»(16ч)
Тема №1 Основная навигация программы.(8 часов)
Теоретический материал: Знакомство с основными навигациями программы.
Практический материал: Создание несколько страниц –презентации на свободную тему.
Тема №2 Мини-проект «Слайд-шоу» на выбранную тему (презентация «Мое хобби, увлечение», «Моя семья)(8 часов)
Теоретический материал: Сбор необходимой информации, составление плана презентации.
Практический материал: Создание презентации на выбранную тему (презентация «Мое хобби, увлечение», «Моя семья).
5. Знакомство и работа с программой Windows Movie Maker видеоредактор (16ч)
Тема №1 Основная навигация программы (8 часов)
Теоретический материал: Изучение основных разделов программы, управление ими.
Практический материал: Создание несколько кадров на свободную тему, применяя рабочие шаблоны-файлы (фото, музыка, картинки)
Тема №2 Творческий проект «мини-ролик» (на свободную тему)(8часов)
Теоретический материал: Сбор необходимой информации, основного материала(фото, видео, музыка)составление плана ролика.
Практический материал: Создания ролика на выбранную тему по собственной инициативе.
6. Всемирная Сеть Интернет. Правила безопасной работы.(22ч)
Тема №1 Основные правила работы в сети интернет. Поисковые системы и работа с ними. (8 часов)
Теоретический материал : Правила безопасной работы в системе интернет. Знакомство с поисковыми система и основные правила работы в них.
Практический материал: Поиск информации по адресной строке, извлечение информации и сохранение ее на рабочем и на электронном носителе.
Тема №2 Интернет проекты.( Работа в программах фоторедактор, фотошоп, коллаж и тд) (8 часов)
Теоретический материал: Выбор нужной программы в сети интернет, правила работы в программе онлайн. Изучение основных разделов программы, управление ими.
Практический материал: Создание фотоколлажа на свободную тему(день рождение, реклама и тд)
Тема №3 Полезные интернет ресурсы для самообразования. Конкурсы и творческие проекты. (6 часов)
Теоретический материал: Поиск нужного сайта. Знакомство с его навигацией и управлением. Регистрация.
Практический материал: Выполнение конкурсного задания на выбранном сайте(рисунок, фото, ответы га викторину)
7.Мир игр и развлечений (22часа)
Тема№1 Компьютерная игра. Основные правила использование игрового пространства и времени. (10 часов)
Теоретический материал: Виды компьютерных игр. Основные правила использование игрового пространства и времени.
Практический материал: Практическое применение игры.
Тема №2 Игра как развитие творческих способностей человека, логического и алгоритмического мышления.(12 часов)
Теоретический материал: Основные навигации игры (на примере развивающей игры «В гостях у Лунтика», «Веселая математика» и тд)
Практический материал: Практическое применение игры.
8. Информационные технологии (40ч)
Тема №1 Интернет программа дизайна интерьера. Основные навигации программы. (10 часов)
Теоретический материал : Основные разделы навигации программ дизайна интерьера (на примере программы на сайте www.planirui.ru)
Практический материал: Моделирование помещения. Расстановка мебели. Дизайн интерьера.
Тема №2 Дизайн собственной комнаты. Мини – проект. (10 часов)
Теоретический материал : Составление плана-проекта своей комнаты. Сбор необходимой информации (замеры комнаты, наброски мебели и интерьера)
Практический материал: Моделирование своей комнаты в онлайн- программе.
Тема №3 3D Лепка (10 часов)
Теоретический материал: Основные разделы навигации программы
Практический материал: Моделирование на свободную тему(лепим фигуры)
Тема №4 Векторная программа CorelDraw (10 часов)
Теоретический материал: Основные разделы навигации программы
Практический материал: Создание сюжетного рисунка на свободную тему(открытка, календарик и тд)
9.Итоговое занятие(2ч)
Теоретический материал (1ч): Блиц-опрос по карточкам
Практический материал: (1ч): Выполнение практических задания по карточкам.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
В зависимости от имеющихся начальных знаний у обучаемого, меняется и форма подачи преподаваемого материала. Наиболее целесообразной методикой обучения, направленной на достижение проектируемого результата, является сочетание фронтальных, групповых форм обучения. Теоретические знания даются не только словесным изложением данных, но и используется наглядный материал тематических презентаций, которые просматриваются с помощью мультимедийного проектора.
В организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы:
- Практический (работа на компьютере)
- Наглядные (иллюстрация, наблюдение)
- Словесные (объяснение, рассказ)
Содержание программы обуславливает выбор методов, видов и форм в работе с учищимися. В процессе обучения используются различные элементы современных педагогических технологий:
- Здоровье сберегающие;
- интегрированные (игровые и проектные).
Для развития способностей и личностных качеств учащихся на занятиях применяются различные методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный - передача и организация усвоения знаний обучающимися.
- Репродуктивный - обучение умению воспроизводить знания и способы деятельности.
- Частично-поисковый (эвристический) метод - обучение отдельным этапам исследовательской работы
Формы организации учебных занятий по программе разнообразны:
- беседы;
- практических (лабораторных) занятий;
- занятий по проверке и оценке знаний (контрольные работы, творческие проекты и тд).
Список литературы
1.Боев В.Д. , Сыпченко Р.П. Компьютерное моделирование. Издательство: ИНТУИТ.РУ, М.-2010г.
2. Компьютер для начинающих №8 -2010, Коллектив авторов. Издательство: ЗАО "Газетный мир", М.-з2010г.
3. Microsoft Word и Exel 2010 для начинающих. Энциклопедия, М.-2012г.
4. Макашов Евгений - Сборник видеоуроков по работе с программой Web Page Maker + шаблоны (2012 - 2013, PCRec)
5. Олифер В.Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 4-ое издание. Спб.-2010 г.
6.Самоучитель Microsoft Office PowerPoint 2010, 10. Издательство:ID COMPANY. М.-2010г.
7. Фотошоп. 10 важных уроков для начинающих. Сборник. М.-2014г.
8. CorelDraw для начинающих. Учебный Центр "Статус". М.-2011год. Видеокурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...