Дополнительная общеразвивающая программа «Навигатор»
рабочая программа по информатике и икт (5, 6, 7 класс) по теме

Валентина Сергеевна Шугова

Дополнительная общеобразовательная программа «Навигатор»  предполагает подробное изучение прикладных программ Microsoft Office,  дает сведения практического характера, которые позволят учащимся интегрировать полученные знания, умения и навыки с другими предметными областями. Знакомство не только с базовой работой на ПК но и с программами сети интернет и 3d моделированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_navigator_2015.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка .................................................................... 4
  2. Учебно - тематический план...............................................................8
  3. Содержание программы......................................................................10
  4. Методическое обеспечение программы ............................................15
  5. Литература  ……………......................................................................16

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Навигатор» по содержательной, тематической направленности является технической, по функциональному предназначению –информационно  развивающей; по форме организации – групповой;  по времени реализации -1 год.

Актуальность.

Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонального компьютера, умение им пользоваться сегодня, умение работать в сети Internet стало, по сути, обязательным стандартом, и сегодня, как никогда, актуально, так как компьютер предоставляет неограниченные возможности для самосовершенствования каждого человека независимо от возраста.

Новизна предлагаемой программы выражена в ее практической ориентированности. Программа предполагает подробное изучение прикладных программ Microsoft Office,  дает сведения практического характера, которые позволят учащимся интегрировать полученные знания, умения и навыки с другими предметными областями. Знакомство не только с базовой работой на ПК но и с программами сети интернет и 3d моделированием.

Педагогическая целесообразность составления  программы заключается в необходимости подготовки учащихся  идти в ногу со временем путем  развития личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, в  совокупности идей о единстве учебной и вне учебной деятельности.

Основной целью программы является развитие мотивации к творчеству и познанию, а также адаптации учащихся к социуму через обучение их основам компьютерной азбуки и компьютерных технологий и навыкам пользования компьютером.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 

1. Обучающие:

-Сформировать навыки использования компьютерной техники как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

2. Развивающие:

  • развить умение работать с литературой и справочными файлами, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развить художественный вкус, повышая уровень образного и абстрактного мышления;

-Развить первоначальные способности ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.

-Привить навыки к творческому подходу в работе.

3. Воспитательные:

  • вызвать интерес и желание работать, самостоятельно принимая пути решения  поставленных задач;
  • повысить коммуникативные способности для работы в команде.

-Воспитать интерес к информационной и коммуникационной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Отличительной особенностью данной программы в том, что она не совпадает по тематической направленности с программой школы по информатике. В программу «Навигатор» включены такие раздела как, работа с текстовым редактором Word, работа с программой «Презентация Microsoft Office PowerPoint», знакомство и работа с программой Windows Movie Maker видеоредактор ,  3D моделирование работа с векторная программа CorelDraw.        

Условия реализации

Занятия проводятся в компьютерном кабинете с подключение локальной сети. Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям; должно быть сухим, светлым с естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проветривания занятий с группой 10 человек (т.е. 2,5 м2 на 1 человека).

За каждым учащимся закрепляется определенное место. Кабинет должен хорошо освещаться естественным светом. В темное время суток общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей.

Занавески рекомендуются светлые, в тон стен. В оформлении кабинета большое значение имеет окрас стен. Стены рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения. Столы с компьютерной техникой должны располагаться такими образом, чтобы корпуса мониторов были направлены от учащихся.

Постоянное внимание необходимо уделять знанию и соблюдению учащимися правил техники безопасности.

Программа рассчитана на 1год. В кабинете занимается  группа постоянного состава  10 человек. Возраст детей от 10 до 14 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в группе. Общее количество часов в год – 144 часа.

Формы и режим занятий

Наполняемость группы желательно не менее 8-10 человек , и не более 12 человек, так как при большом количестве эффективность занятий снижается. Организации учебных занятий – групповая. Занятия  проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.  Формой занятий являются: творческие и практические задания, работа по карточкам, беседа, рассказ, демонстрация.

В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:

  1. Организационная часть.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Изложение нового материала.
  4. Подготовка к практической работе.
  5. Физкультминутка
  6. Практическая работа.
  7. Подведение итогов.
  8. Игровой блок
  9. Уборка рабочих мест.

   Режим занятий соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, различные упражнения здоровье сберегающего характера и т.д.

На каждом занятии обязательно организуется физкультминутка и после нее практическая работа на компьютере.

Используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические и их сочетания). Рассказ сопровождается демонстрацией плакатов, схем, рисунков.

Прогнозируемые результаты и способы определения этих результатов

Знания:

  • Обладать знаниями инструкции по технике безопасности и правила работы в компьютерном кабинете.
  • Обладать знаниями об некоторых устройствах ИКТ и возможностях персональных компьютеров.
  • Обладать знаниями краткой истории вычислительной техники.
  • Обладать знаниями о стандартных компьютерных программ
  • Обладать знаниями об алгоритме поиска информации
  • Обладать знаниями  об алгоритме работы в стандартных программах.
  • Обладать знаниями об алгоритме поиска информации в сети Интернет.

Умения:

  • Пользоваться ПК
  • Хранить и организовывать информацию.
  • Обрабатывать, передавать, искать информацию
  • Работать с о стандартными программами .
  • Работать в сети интернет.

Навыки:

  • Обладать навыком создания слайд-шоу презентации
  • Обладать навыками создания мини-ролика
  • Обладать навыком работы в графическом редакторе

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Навигатор»

В процессе изучения программы для оценки текущей работы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, выполнение самостоятельных проектов  и контрольных работ на компьютерах, выполнение проектных заданий по определенной теме и защита своих работ перед группой, участие в конкурсах

Учебно-тематический  план

п.п.

                          Тема

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1.

Введение

2

Тема №1 Вводное занятие. Техника безопасности

1

1

2.

В мире информации

Тема №1 В мире информации

6

2

4

3.

Знакомство со стандартными программам и работа с ними.

18

Тема № 1Работа с блокнотом

2

2

Тема №2 Работа с программой Paint

2

2

Тема№3 Работа с текстовым редактором

Word

4

6

4.

Знакомство и работа с программой «Презентация Microsoft Office PowerPoint»

16

Тема №1 Основная навигация программы.

4

4

Тема №2 Мини-проект «Слайд-шоу» на свободную тему

2

6

5.

Знакомство и работа с программой

Windows Movie Maker видеоредактор

16

Тема №1 Основная навигация программы.

2

6

Тема №2 Творческий проект «мини-ролик» (на свободную тему)

2

6

6.

Всемирная Сеть Интернет. Правила безопасной работы.

22

Тема №1 Основные правила работы в сети интернет. Поисковые системы и работа с ними.

2

6

Тема №2 Интернет проекты.( Работа в программах фоторедактор, коллаж и тд)

2

6

Тема №3 Полезные интернет ресурсы для самообразования. Конкурсы и творческие проекты.

2

4

7.

Мир игр и развлечений

22

Тема№1 Компьютерная игра. Основные правила использование игрового пространства и времени

2

8

Тема №2 Игра как  развитие  творческих способностей человека, логического и алгоритмического мышления.

2

10

8.

Информационные  технологии

40

Тема №1 Интернет программа дизайна интерьера. Основные навигации

4

6

Тема №2 Дизайн собственной комнаты. Мини – проект.

4

6

Тема №3 3D лепка

2

8

Тема №4 Векторная программа CorelDraw        

2

8

9.

Итоговое занятие

2

1

1

                                                         итого

144

Содержание программы  

1. Введение  2часа

Тема №1 Вводное занятие. Техника безопасности (2 часа)

Теоретический материал: Знакомство с правилами поведения в ЦДО, на занятиях, с правилами техники безопасности на занятиях. Сбор сведений о кружковцах. Знакомство с техническими устройствами и история их появления. Алгоритм начала работы с компьютером. Основные правила техники безопасности работы в компьютерном классе.

Практический материал: Закрепление алгоритма начала работы с компьютером и основные правила отключения технических устройств.

2. В мире информации

Тема №1 В мире информации (6 часов)

 Теоретический материал : Понятие информации. Виды представления информации. Информационные процессы. Информационные носители. Способы поиска и  хранения информации.

Практический материал: Создание информации на рабочем столе (фото файлы). Перенос  информации с носителя на рабочий стол ПК и наоборот. Сохранение информации на рабочем столе ПК.

3. Знакомство со стандартными программам и работа с ними(18ч)

Тема № 1Работа с блокнотом (4часа)

Теоретический материал: Знакомство с основными навигациями программы.

Практический материал: Создание заметок. Размещение их на рабочем столе.

Тема №2 Работа с программой Paint(4 часа)

Теоретический материал: Знакомство с основными навигациями программы.

Практический материал:Создание простейших рисунков и редактирование картинки.

Тема№3 Работа с текстовым редактором (10 часов)

Word

Теоретический материал: Знакомство с основными навигациями программы.

Практический материал:: Создание текстового документа(открытка) используя максимально все навигации программы

4. Знакомство и работа с программой «Презентация Microsoft Office PowerPoint»(16ч)

Тема №1 Основная навигация программы.(8 часов)

Теоретический материал: Знакомство с основными навигациями программы.

Практический материал: Создание несколько страниц –презентации на свободную тему.

Тема №2 Мини-проект «Слайд-шоу» на выбранную  тему (презентация «Мое хобби, увлечение», «Моя  семья)(8 часов)

Теоретический материал: Сбор необходимой информации, составление плана презентации.

Практический материал: Создание презентации на выбранную  тему (презентация «Мое хобби, увлечение», «Моя  семья).

5. Знакомство и работа с программой Windows Movie Maker видеоредактор (16ч)

Тема №1 Основная навигация программы (8 часов)

Теоретический материал: Изучение основных разделов программы, управление ими.

Практический материал: Создание несколько кадров на свободную тему, применяя рабочие шаблоны-файлы (фото, музыка, картинки)

Тема №2 Творческий проект «мини-ролик» (на свободную тему)(8часов)

Теоретический материал: Сбор необходимой информации, основного материала(фото, видео, музыка)составление плана ролика.

Практический материал: Создания ролика на выбранную тему по собственной инициативе.

6. Всемирная Сеть Интернет. Правила безопасной работы.(22ч)

Тема №1 Основные правила работы в сети интернет. Поисковые системы и работа с ними. (8 часов)

Теоретический материал : Правила безопасной работы в системе интернет. Знакомство с поисковыми система и основные правила работы в них.

Практический материал: Поиск информации по адресной строке, извлечение информации и сохранение ее на рабочем  и на электронном носителе.

Тема №2 Интернет проекты.( Работа в программах фоторедактор, фотошоп, коллаж и тд) (8 часов)

Теоретический материал: Выбор нужной программы в сети интернет, правила работы в программе онлайн. Изучение основных разделов программы, управление ими.

Практический материал: Создание фотоколлажа на свободную тему(день рождение, реклама и тд)

Тема №3 Полезные интернет ресурсы для самообразования. Конкурсы и творческие проекты. (6 часов)

Теоретический материал: Поиск нужного сайта. Знакомство с его навигацией и управлением. Регистрация.

Практический материал: Выполнение конкурсного задания на выбранном сайте(рисунок, фото, ответы га викторину)

7.Мир игр и развлечений (22часа)

Тема№1 Компьютерная игра. Основные правила использование игрового пространства и времени. (10 часов)

Теоретический материал: Виды компьютерных игр. Основные правила использование игрового пространства и времени.

Практический материал: Практическое применение игры.

Тема №2 Игра как  развитие  творческих способностей человека, логического и алгоритмического мышления.(12 часов)

Теоретический материал: Основные навигации игры (на примере развивающей  игры «В гостях у Лунтика», «Веселая математика» и тд)

Практический материал: Практическое применение игры. 

8. Информационные  технологии (40ч)

Тема №1 Интернет программа дизайна интерьера. Основные навигации программы. (10 часов)

Теоретический материал : Основные разделы навигации программ дизайна интерьера (на примере программы на сайте www.planirui.ru)

Практический материал: Моделирование помещения. Расстановка мебели. Дизайн интерьера.

Тема №2 Дизайн собственной комнаты. Мини – проект. (10 часов)

Теоретический материал : Составление плана-проекта своей комнаты. Сбор необходимой информации (замеры комнаты, наброски мебели и интерьера)

Практический материал: Моделирование своей комнаты в онлайн- программе.

Тема №3 3D Лепка (10 часов)

Теоретический материал: Основные разделы навигации программы

Практический материал: Моделирование на свободную тему(лепим фигуры)

Тема №4 Векторная программа CorelDraw        (10 часов)

Теоретический материал: Основные разделы навигации программы

Практический материал: Создание сюжетного рисунка на свободную тему(открытка, календарик и тд)

9.Итоговое занятие(2ч)

Теоретический материал (1ч): Блиц-опрос по карточкам

Практический материал: (1ч): Выполнение практических задания по карточкам.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

В зависимости от имеющихся начальных знаний у обучаемого, меняется и форма подачи преподаваемого материала.  Наиболее целесообразной методикой обучения, направленной на достижение проектируемого результата, является сочетание фронтальных, групповых  форм обучения. Теоретические знания даются не только словесным изложением данных, но и используется наглядный материал тематических презентаций, которые просматриваются с помощью мультимедийного проектора.

В организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы:

  • Практический (работа на компьютере)
  • Наглядные  (иллюстрация, наблюдение)
  • Словесные  (объяснение, рассказ)

     Содержание программы обуславливает выбор методов, видов и форм в работе с учищимися. В процессе обучения используются различные элементы современных педагогических технологий:

  • Здоровье сберегающие;
  • интегрированные (игровые и проектные).

    Для развития способностей и личностных качеств учащихся на занятиях  применяются различные методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный - передача и организация усвоения знаний  обучающимися.
  • Репродуктивный - обучение умению воспроизводить знания и способы деятельности.
  • Частично-поисковый  (эвристический)  метод - обучение отдельным  этапам исследовательской работы

Формы организации учебных занятий по программе разнообразны:

  • беседы;
  • практических (лабораторных) занятий;
  • занятий по проверке и оценке знаний (контрольные работы, творческие проекты и тд).

Список литературы

1.Боев В.Д. , Сыпченко Р.П. Компьютерное моделирование. Издательство: ИНТУИТ.РУ, М.-2010г.

2. Компьютер для начинающих №8 -2010, Коллектив авторов. Издательство: ЗАО "Газетный мир", М.-з2010г.

3. Microsoft Word и Exel 2010 для начинающих. Энциклопедия, М.-2012г.

4. Макашов Евгений - Сборник видеоуроков по работе с программой Web Page Maker + шаблоны (2012 - 2013, PCRec)

5. Олифер В.Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 4-ое издание. Спб.-2010 г.

6.Самоучитель Microsoft Office PowerPoint 2010, 10.        Издательство:ID COMPANY. М.-2010г.

7.  Фотошоп. 10 важных уроков для начинающих. Сборник. М.-2014г.

8.  CorelDraw  для начинающих.  Учебный Центр "Статус". М.-2011год. Видеокурс.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...