Применение новых информационных технологий - средство для повышения качества знаний обучающихся в образовательном процессе"
статья по информатике и икт по теме
Статья посвящена применению информационных компьютерных технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение ИКТ | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение новых информационных технологий – средство повышения качества знаний обучающихся в образовательном процессе»
«Цель обучения — научиться обходиться без учителя».
Основная задача информатизации образовательного процесса в школе – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик, его структурирование и комбинирование. Пожалуй, это и послужило толчком к тому, что необходимо найти такую организацию учебных занятий, которая соответствовала бы современным требованиям, предъявленным к образовательным учреждениям.
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
Использование ИКТ на уроках русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.
ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Уроки с использованием ИКТ – являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи - образовательной. Для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.
Применение информационных технологий на уроках, позволяет учителю подойти к вопросу обучения школьников с качественно новой стороны. Использование компьютерных программ решает, ряд важных задач:
- делает процесс обучения наглядным;
- повышает объективность оценки ответов;
- позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
- сокращает время проверки знаний учащихся;
- способствует формированию познавательной активности школьников.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. В разных вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле формирования УУД.
Компьютер представляет собой на уроке:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- тренажёр;
- средство диагностики и контроля.
Используя ИКТ в обучении, учитель ставит перед собой следующие цели:
- эффективное обучение на основе научно разработанной программы;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
В последнее время очень большую популярность приобретают презентации, выполняемые в среде Power Point. Такую презентацию может создать каждый учитель к любому своему уроку. Здесь можно выполнить сложные чертежи, создать опорный конспект по определенной теме, вставить интересный видеофрагмент стереометрического чертежа или физического опыта и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере, можно – на большом экране (с помощью проектора).
Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. В настоящее время возникает необходимость разгрузить наших школьников, и решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс, что особенно важно, если учитывать психологические особенности школьника, но и повышает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Основная задача информатизации образовательного процесса в школе – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик, его иерархизация, структурирование и комбинирование. Это и служит толчком к тому, что нужно искать такую организацию учебных занятий, которая соответствовала бы современным требованиям, предъявляемых к современной школе. Русский язык связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Использование мультимедийного оборудования на уроках русского языка позволяет учителю сделать работу на уроке более интересной, насыщенной, эстетически оформленной. Можно использовать ИКТ на различных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении изученного, для проведения словарной работы, при проверке уровня знаний и практических навыков учащихся, при написании сочинений и изложений. При объяснении нового материала можно использовать таблицы, как в готовом виде, так и составление на уроке составлять схемы, которые дети заносят в свои тетради, обычно выделяем главное, используя цветовые схемы. Например: программа МS PowerPoint дает великолепную возможность создавать интерактивные таблицы. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений.
В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Так, на примере одной из важных тем русского языка, можно пронаблюдать использование ИКТ на практике.
Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. В этой работе помогает работать шаблон презентации, который используется при работе со словарными словами.
Презентация создается по следующему принципу:
- сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса, проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
- появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму, затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),
- делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова, подбирают к слову однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы (если это возможно), следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,
- выделение этого слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках, составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда, зрительный диктант;
- картинный диктант; допиши предложения словарными словами.
Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. Учащимся легче запомнить трудные слова с помощью схем и таблиц, рисунков и анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Перечисленные виды работ над словами с непроверяемыми написаниями позволяют заинтересовать детей значением изученных слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Планируя урок (работу), необходимо продумать, место и способ использования ИКТ.
Информатизация образования проходит по следующим направлениям: использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
-проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы),
- закрепление знаний с помощью тренажёров и тестов.
Уроки с использованием ИКТ – являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет педагогу осуществить задуманное, сделать урок современным и ярким. Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Передо мной всегда стоит главная задача: заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Таким образом, поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Это позволяет не только расширять и закреплять полученные знания, но и в значительной степени повышать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Использование современных средств и технологи на уроке с целью повышения качества знаний обучающихся".
Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные ...
Эффективное применение новых педагогических технологий как условие повышения качества образования
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой....
Применение метода учебных проектов в преподавании истории (обществознания) как средство повышения качества знаний обучающихся
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации - обобщение опыта работы по теме самообразования ( теория и результаты работы )...
Выступление директора школы Галустян Светланы Леоновны на заседании педагогического совета от: 14.01. 2019г «Качество знаний учащихся – залог успеха школы. Применение элементов инновационных технологий с целью повышения качества знаний учащихся»
Выступление директора школы Галустян Светланы Леоновны на заседании педагогического совета от: 14.01. 2019г по теме:«Качество знаний учащихся – залог успеха ш...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски...
Информационные технологии на уроках физики - как способ повышения качества знаний обучающихся
В стремительно меняющемся мире, необходимо владеть современными информационными технологиями для того, чтобы шагать в ногу со временем....
Качество знаний обучающихся в образовательном процессе.
Актуальность понимания из чего складывается качественное образование обучающихся, на данном этапе становления образования важна, как никогда. Если учитель не понимает от чего она зависит и из чего скл...