Информационные технологии на уроках физики - как способ повышения качества знаний обучающихся
статья по физике

Жданова Галина Михайловна

В стремительно меняющемся мире, необходимо владеть современными информационными технологиями  для того, чтобы шагать в ногу со временем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии на уроках физики – как способ повышения качества знаний обучающихся

«Любая деятельность может быть

либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции.

Технология - на науке.

С искусства все  начинается,

технологией – заканчивается,

Чтобы затем все началось сначала»

(В.П. Беспалько)

        Современная система образования невозможна без новых идей, подходов и технологий. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, необходимо понимать их сущностные характеристики и реальные возможности.

        В настоящее время необходимо отказаться от представления об учебном процессе, как процессе передачи информации.

 Роль учителя не в том, чтобы яснее , понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью ученика.

        И реализовать это можно, используя различные образовательные технологии, адекватные поставленным задачам. Именно использование в работе педагогических технологий повышает эффективность и результативность учебного процесса.

        В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: исследовательские методы, разноуровневое обучение, проблемное обучение, игровые технологии, экскурсии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, тестовые  и другие технологии.

        Я остановлюсь на некоторых из них.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.  Внедрение средств информационных технологий в образовательный процесс – одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества.

        Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников.  Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и , если таких объектов для размышления нет, то «… развитие интеллекта останавливается, Компьютер как раз и является носителем подобных объектов».

        Продумывая урок, мне хочется , чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразными, что способствовало бы повышению познавательного интереса, чтобы на уроке моим ученикам было интересно, а интересна та работа, которая требует напряжения. Для этого мы составляем презентации к урокам практически по любым темам и ребята активно участвуют в этом процессе. Во многих случаях, это способствует более глубокому и осознанному  изучению материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

        Широко применяю в своей работе тестовые технологии.  Грамотно составленный и правильно обработанный тест имеет ряд преимуществ перед «классической» контрольной работой на ту же тему. Тест позволяет провести более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему и или блока тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них отстающих. Тест дает возможность выявит общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы с учащимися. Например, есть такие ребята, которые испытывают чисто математические трудности при решении физических задач, но легко справляются с физическими  задачами  с выбором ответа. Значит, ученик мыслит, знает физические явления и законы, ориентируется в материале, притом в материале разного уровня.

        Более интенсивная работа при тестировании, ее игровой характер, достаточно сильно повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Очевидно, оказывает влияние и более ярко выраженная объективность контроля. Даже при неважном результате тестирования у ребят не возникает обиды ни на кого, кроме как на самого себя. При регулярных тестированиях вырабатывается шкала успехов, имеющая широкий диапазон, что позволяет упорядочить всю группу тестируемых.

        Тест – как педагогическая технология, благотворно влияет на логическое мышление, развивает интуицию.  Ведь тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его. Многие угадывают, действуя методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и проверяют оставшиеся. Очень важно и то, что тест реализует и функцию обучения. Именно поэтому среди вариантов ответа должен быть правильный. В контрольных тестах это не обязательно.

        В своей работе я большое внимание уделяю учебно-исследовательской деятельности учащихся, как одной из педагогических технологий обучения.

        Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее известным результатом, имеющий своей целью построение субъективного нового знания. Исследовательская деятельность  школьников может быть организована на уроках и во внеурочное время, на факультативах и групповых занятиях. На уроках – это урок- исследование, урок – лаборатория, урок-изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и др.

        Например, урок-исследование в 7 классе : «Действие жидкости на погруженное в нее тело». В ходе урока выясняем, от каких физических величин зависит выталкивающая сила, подходим к выводу формулы     Архимедовой силы и выводим ее.

        Особый интерес вызывают у ребят уроки-лаборатории. Трудно переоценить значимость таких уроков. Здесь проявляется все : и исследовательская деятельность, и творческая, и научная, и практическая. Например, урок-лаборатория в 11 классе : «Измерение длины световой волны ( для красного и фиолетового света) с использованием дифракционной решетки». Выясняем диапазон длин волн видимого света, изучаем дифракционный спектр, убеждаемся в том, что белый свет состоит из семи составляющих – цветов радуги.

        При проведении уроков физики невозможно обойтись без здоровьесберегающих технологий. В век  информационных технологий ученика необходимо информировать через активные формы обучения о вредном воздействии на организм. В процессе занятий обращаю внимание учащихся на целый ряд интересных и во многом поучительных моментов сохранения здоровья при изучении различных тем. Например, при изучении электромагнитного поля, говорим о последствиях этого влияния и о мерах предосторожности. При изучении ядерной физики, обращаю внимание ребят на последствия катастрофы в Чернобыле. При изучении электрического тока, говорим о пределах безопасного поражения током для человека и т. д.

        Для развития интеллектуальных способностей  учащихся, применяю технологию проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Суть ее состоит в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемы, побуждающие их искать пути и средства решения. Обозначив проблемную ситуацию, учитель раскрывает логику решения, показывает противоречия и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы. Например , при решении задач на построение изображений  предмета в линзе. Одну точку предмета выводим за пределы линзы и построение изображения этой точки уже требует  решения определенной проблемы, т.е. знаний более сложных приемов построения с использованием побочной оптической оси и фокальной плоскости.

        Это лишь несколько приемов, которые я использую в своей работе. Но, несомненно одно, в результате использования современных образовательных технологий, качество обучения повышается, у учащихся проявляется тяга к творчеству и познанию, активность восприятия, учащиеся самостоятельно делают глубокие выводы на уроках, что свидетельствует о развитии творческого мышления. Ведь все в школе подчинено одной цели – чтобы качество подготовки учащихся отвечало потребностям общества не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Автор: Жданова Галина Михайловна, учитель физики ГБОУ СОШ №349


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место ...

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики - как средство повышения качества знаний

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.Помня слова К. Ф. Г...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски...

Программа профессионального самообразования "Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаний обучающихся"

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельно...