Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 5 класс (с модулем по образовательной робототехнике")
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Саенко Сергей

Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса "Информатика и ИКТ" 5 класс, в которую внедрен модуль по образовательной робототехнике (на основе конструктора Lego Wedo)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_informatika_i_ikt_5_kl.rar54.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Статус программы

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Курс изучается по учебнику Л. Босова «Информатика 5» 2012г. На изучение данного курса по учебному плану выделяется 35 часов (30 часов информатика + 5 часов межпредметный модуль «Знакомство с робототехникой») (1 час в неделю из вариативной части). Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе. Определён перечень демонстраций, лабораторных работ, выполняемых учащимися. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

2. Структура документа

Программа включает:

- титульный лист;

- пояснительную записку с требованиями к уровню подготовки учащихся и основным содержанием с распределением учебных часов по темам курса информатики;

- календарно-тематическое планирование курса информатики 5  класса.

3. Роль и место курса информатики в обучении

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

4. Цели обучения информатике:

Изучение информатики  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации;
  • овладение умениями работать с различными  видами информации с помощью компьютера;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

5. Результаты обучения (информатика)

Личностные:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования мотивов достижения и социального признания.

формирования границ собственного знания и «незнания»

Познавательные:

соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов

выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Регулятивные:

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

внесение необходимых дополнений и корректив в план,  и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Коммуникативные:

понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного,   и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Структура и содержание учебных текстов, заданий и практических работ (в том числе компьютерного практикума) даёт возможность развивать:

Предметные:

В результате изучения информатики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • смысл терминов: информация, кодирование, формы представления информации, систематизация информации

уметь:

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации человека, в живой природе, обществе, технике;
  • кодировать и декодировать простейшие сообщение;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

Результаты обучения (робототехника)

Личностные результаты: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение выделять цель и  результат изучения курса робототехники.

Коммуникативные УУД: формирование умения работать в микро-группе; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению; умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД: размышления, создание устного высказывания, анализ информации, умение самостоятельно выделять и формулировать проблемы, решаемые средствами робототехники

Предметные результаты:

Умение отличать цели информатики, кибернетики и робототехники.

Умение выделять основные конструктивные элементы роботов.

Умение проводить аналогии между робототехникой и жизнью, приводить примеры использования роботов.

Умение самостоятельно подбирать детали и способы их соединения для решения поставленной задачи.

Умение грамотно называть используемые при конструировании детали.

Умение давать качественную оценку построенных механизмов, давать рекомендации по исправлению недостатков.

Умение создавать и использовать информационные модели: умение читать чертеж, схему, план; умение составлять схему, набросок.

Умение формулировать проблемы, в решении которых может быть использован тот или иной механизм.

Умение моделировать учебные задачи для разных механизмов, находить их решение экспериментальным путем.

Умение приводить примеры алгоритмов и подводить их под определение.

Умение давать оценку свойствам конкретного алгоритма.

Умение представлять алгоритмы в разных формах (словесной, табличной, графической, блок-схемы).

Умение выполнять простые алгоритмы, представленные  в разных формах.

Умение решать простейшие задачи автоматического управления роботам при помощи алгоритмов разных типов.

Сокращения, используемые в рабочей программе:

КР – контрольная работа

РЗ – решение задач

ФО – фронтальный опрос

ИО – индивидуальный опрос

ПР – практическая работа

Основное содержание тем учебного курса

Компьютер для начинающих

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой.

Практическая работа №2. Осваиваем мышь.

Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы.

Практическая работа №4. Управляем компьютером с помощью меню.

Клавиатурный тренажер.

Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране  монитора.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Практическая работа №6. Вводим текст.

Практическая работа №7. Редактируем текст.

Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.

Практическая работа №9. Форматируем текст.

Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора.

Практическая работа №11. Начинаем рисовать

Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами.

Практическая работа №14. Анимация.

Практическая работа №15. Создаем анимацию на свободную тему.

Знакомство с робототехникой

Мотор и ось.

Зубчатые колеса.

Промежуточное зубчатое колесо.

Понижающая зубчатая передача.

Повышающая зубчатая передача.

Датчик наклона.

Шкивы и ремни.

Перекрестная ременная передача.

Снижение скорости.

Увеличение скорости.

Датчик расстояния.

Коронное зубчатое колесо.

Червячная зубчатая передача.

Кулачок.

Рычаг.

Блок «Цикл»

Блок «Прибавить к Экрану»

Блок «Вычесть из экрана»

Блок «Начать при получении письма»

Маркировка.

Различные модели роботов.

Учебно-тематический план

Тема курса

Количество часов

Практическая часть (часов)

Формы контроля

Информация вокруг нас

14

Практические работы – 4

Контрольные работы – 1

Контрольная работа

Компьютер для начинающих

16

Практические работы – 11

Контрольные работы – 2

Контрольная работа

Знакомство с робототехникой

5

5

проект

Всего

35

Практические работы – 15

Контрольные работы – 3

Перечень литературы

Для учащихся:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Для учителя:

  1. Югова Н.Л., Камалов Р.Р. Поурочные разработки по информатике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 128 с.
  2. Методическое пособие. Информатика 5-6 класс / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 200
  3. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы/авт.-сост. Т.К. Смыковская. – М., Планета,2012.
  4. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 201.
  5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  8. 2009580 Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот Lego Wedo 9580 (Lego Education Wedo)

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики.
  2. http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР.
  3. http://metodist.lbz.ru – сайт методической  службы издательства Бином.
  4. http://www.uchportal.ru – учительский портал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА»

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно только с уметь раскрыть их и развивать. Робототехника вошла в мир в середине 20 века. Это было одн...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 6 класс (с модулем по образовательной робототехнике")

Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса "Информатика и ИКТ" 5 класс, в который внедрен модуль по образовательной робототехнике (на основе конструктора Lego...

Рабочая программа курса "Образовательная робототехника"

Рабочая программа курса "Образовательная робототехника" рассчитанная на 34 часа для учащихся 8 классов...

Рабочая программа учебного предмета «Образовательная робототехника» составитель: Чупров Димитрий Иванович

Пояснительная записка  Изучение основ робототехники очень перспективно и важно именно сейчас. Это обусловлено двумя мощными факторами. Во-первых, по данным Международной федерации робототех...

Рабочая программа кружка «Образовательная робототехника»

Реализация программы осуществляется на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобра...

Методическая разработка по проведению Мастер-класса "Образовательная робототехника"

Место проведения: г. Сергиев ПосадПродолжительность мастер-класса: 45 минут.Цель мастер-класса: формирование профориентации подростков и юношества в процессе конструирования и программирования роботов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Образовательная робототехника и моделирование»2

Основная цель курса – изучение основ алгоритмизации и программирования. Поэтому, в отличие от традиционных курсов, в данных внеурочных занятиях меньше внимания отводится технической составляющей...