Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 6 класс (с модулем по образовательной робототехнике")
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме
Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса "Информатика и ИКТ" 5 класс, в который внедрен модуль по образовательной робототехнике (на основе конструктора Lego Mindstorms NXT 2.0)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_informatika_i_ikt_6_kl.rar | 49.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Статус программы
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ».
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе. Определён перечень демонстраций, лабораторных работ, выполняемых учащимися. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
2. Структура документа
Программа включает:
- титульный лист;
- пояснительную записку с требованиями к уровню подготовки учащихся и основным содержанием с распределением учебных часов по темам курса информатики;
- календарно-тематическое планирование курса информатики 6 класса.
3. Роль и место курса информатики в обучении
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
4. Цели обучения информатике:
Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса информатики и ИКТ на этапе среднего (полного) образования являются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать: развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельную выборку критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. В рабочей программе всё это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. Знакомство с основными конструкциями алгоритмов дает возможность учащимся применять универсальные способы обработки информации. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
6. Результаты обучения (требования к уровню подготовки обучающихся)
В результате изучения информатики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- способы перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления и обратно;
- и иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
уметь:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
Сокращения, используемые в рабочей программе:
КР – контрольная работа
РЗ – решение задач
ФО – фронтальный опрос
ИО – индивидуальный опрос
Основное содержание тем учебного курса
Компьютер и информация
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации. История вычислительной техники. История счета и систем счисления.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работа с файлами и папками. Часть 1.
Практическая работа №2. Знакомимся с текстовым процессором Word.
Практическая работа №3. Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.
Практическая работа №4. Нумерованные списки.
Практическая работа №5. Маркированные списки.
Человек и информация
Информация и знания.
Чувственное познание окружающего мира.
Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6. Создаем таблицы.
Практическая работа №7. Размещаем текст и графику в таблице.
Практическая работа №8. Строим диаграммы.
Практическая работа №9. Изучаем графический редактор Paint.
Практическая работа №10. Планируем работу в графическом редакторе.
Практическая работа №11. Рисуем в редакторе Word.
Практическая работа №12. Рисунок на свободную тему.
Алгоритмы и исполнители
Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.
Исполнители вокруг нас.
Формы записи алгоритмов.
Графические исполнители в среде программирования Qbasic.Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.
Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Ханойская башня.
Компьютерный практикум
Практическая работа №13. PowerPoint. «Часы».
Практическая работа №14. PowerPoint. «Времена года».
Практическая работа №15. PowerPoint. «Скакалочка».
Практическая работа №16. Работа с файлами и папками. Часть 2.
Практическая работа №18. Знакомство со средой программирования Qbasic.
Практическая работа №19. Исполнитель DRAW.
Практическая работа №20. Исполнитель LINE.
Практическая работа №21. Исполнитель CIRCLE.
Практическая работа №17. Создаем слайд-шоу.
Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, презентация, анимация).
Учебно-тематический план
Тема курса | Количество часов | Практическая часть (часов) | Формы контроля |
Компьютер и информация | 13 | Практические работы – 8 Контрольные работы – 1 | Контрольная работа |
Человек и информация | 13 | Практические работы – 11 Контрольные работы – 1 | Контрольная работа |
Алгоритмы и исполнители | 9 | Практические работы – 7 Контрольные работы – 1 | Контрольная работа |
Всего | 35 | Практические работы – 26 Контрольные работы – 3 |
Перечень литературы
Для учащихся:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Интернет-ресурсы:
http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
http://www.internet-school.ru - Интернет-школа «Просвещение. ru»
http://www.child.ru - Московский детский клуб «Компьютер»
Для учителя:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Интернет-ресурсы:
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika - Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
- http://school-collection.edu.ru/ - Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- http://emc.km.ru - Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»
- http://ekochelaeva.narod.ru - Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой
- http://distant.463.jscc.ru - Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА»
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно только с уметь раскрыть их и развивать. Робототехника вошла в мир в середине 20 века. Это было одн...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 5 класс (с модулем по образовательной робототехнике")
Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса "Информатика и ИКТ" 5 класс, в которую внедрен модуль по образовательной робототехнике (на основе конструктора Lego...
Экспериментальная рабочая программа дополнительного образования модульного типа по курсу "Робототехника" образовательной области "Технология" для учащихся 10-12 лет первого года обучения на базе набора Mindstorms EV3
Рабочая программа использует метод учебного проектирования в качестве основной формы организации учебного процесса. Учебный процесс строится как последовательность учебных проектов, в ходе выполнения ...
Рабочая программа курса "Образовательная робототехника"
Рабочая программа курса "Образовательная робототехника" рассчитанная на 34 часа для учащихся 8 классов...
Рабочая программа учебного предмета «Образовательная робототехника» составитель: Чупров Димитрий Иванович
Пояснительная записка Изучение основ робототехники очень перспективно и важно именно сейчас. Это обусловлено двумя мощными факторами. Во-первых, по данным Международной федерации робототех...
Рабочая программа кружка «Образовательная робототехника»
Реализация программы осуществляется на базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и дополнительных общеобра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Образовательная робототехника и моделирование»2
Основная цель курса – изучение основ алгоритмизации и программирования. Поэтому, в отличие от традиционных курсов, в данных внеурочных занятиях меньше внимания отводится технической составляющей...