Урок-эстафета на тему "Логика. Логические операции."
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Построение логических выражений. Работа с таблицами истинности. Реешение логических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_estafeta_logika_9_klass_polnyy.doc | 49.5 КБ |
urok_v_9_klasse_po_teme_logicheskie.pptx | 128.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок –эстафета на тему «Логические операции»
Педагог: Петрова Оксана Викторовна
Предмет: Информатика
Класс: 9
Цель: Закрепить полученные знания по теме логические операции.
Задачи:
1. Выработать навыки по составлению таблиц истинности
2. развитие умения работать в группе
3. формирование устойчивого интереса к предмету.
Тип урока: урок закрепление и совершенствование знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Физминутка.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Тема нашего урока «Логические операции». Цель, задачи. Сегодня вы работаете группами. (3 группы). Вы будете соревноваться в быстроте и правильности ответов. Каждый участник команды должен выполнить свое задание. Последнее задание выполняет вся команда. И та команда, чьи ответы будут быстрее и правильнее, станет победителем. В добрый путь!
- Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
- Что такое высказывание?
- Что такое конъюнкция, дизъюнкция, инверсия?
Предлагается выполнить первое задание (на малой доске). Задание на соответствие – сопоставить таблицам истинности на доске нужное логическое понятие (по 1 ученику из группы)
Задание 2. (на доске)
1 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1,D=0
Y= A∧ B∨ C∧¬ ¬ D (0-ложь)
2 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1,D=0
Y= ¬ (¬ A∧¬ B) (1- истина)
3 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1,D=0
Y= (A∨ B) ∧ (C∧D) (0-ложь)
Задание 3 (на доске)
Команда 1
Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело истинное значение:
((1 1) 0) (0 1) = 1
Команда 2
Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело ложное значение:
((0 0) 0) (1 1) = 0
Команда 3
Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело истинное значение:
((1 0) (1 1) (0 1) = 1
- Физминутка.
Задание 4. (работа в группах с параллельным оцениванием)
Команда 1
Построить таблицу истинности для логического выражения A ∨A &B
A | B | A&B | A ∨A &B |
Команда 2
Построить таблицу истинности для логического выражения A &(A∨B)
A | B | (A∨B) | A &(A∨B) |
Команда 3
Построить таблицу истинности для логического выражения ¬ A &¬B
A | B | ¬ A | ¬B | ¬ A &¬B |
Задание 5. На компьютере ( по 1 ученику из группы)( Слайд 16 презентации)
Задание 6.
Команда 1
Записать с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание. Определить значение этого высказывания.
Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым.
А=
В=
__________________________________________________________________
Команда 2
Записать с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание. Определить значение этого высказывания.
На уроке математики старшеклассники отвечали на вопросы учителя, а также писали самостоятельную работу.
А=
В=
_______________________________________________________________
Команда 3
Записать с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание. Определить значение этого высказывания.
Неверно, что Солнце движется вокруг Земли
А=
______________________________________________________________
Задание 7. Каждой команде решить свою логическую задачу.
Команда 1
Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них поймал каких рыб, если известно, что
- Колючие плавники есть у ершей и окуней, а у пескарей их нет.
- Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками;
- Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь.
Сколько рыб поймал каждый из мальчиков, если Игорь поймал 3 рыбы, а всего рыб было меньше 10?
Команда 2
Во дворе живут два кота и две собаки. Кот Малыш боится обеих собак, а кот Тоша боится Шарика и дружит с Бобиком. Какое утверждение неверно?
- Есть кот, который не боится какой-то из собак.
- Есть собака, которую боятся оба кота.
- Каждый из котов боится какой-то из собак.
- Есть собака, которую не боится ни один из котов.
- Каждая из двух собак вызывает страх у какого-то из котов.
Команда 3
Герой повести Носова «Незнайка в Солнечном городе» Пачкуля Пестренький придерживался твердого принципа: «Никогда не умываться и ничему не удивляться». Если он отступит от своего принципа, то он обязательно:
1)станет удивляться всему подряд;
2) будет каждый день умываться;
3) каждый день будет умываться или удивляться;
4) хоть раз умоется или чему-то удивиться;
5) каждый день будет умываться и всему удивляться.
- Рефлексия.
Ребята, у каждого из вас 3 квадратика. Вам надо отдать тот квадратик, который выражает ваше настроение после урока(зеленый- понравился урок, я все понял, желтый – я не все понял на уроке, красный – урок не понравился , я ничего не понял).
- Подведение итогов: Сегодня на уроке мы закрепили умения строить логические выражения и таблицы истинности.
- Домашнее задание: выучить определения, таблицы истинности
Всем спасибо за урок. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: 1. выработать навыки по составлению таблиц истинности; 2. развитие умений работать в группе; 3. Формирование устойчивого интереса к предмету. Ход урока Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Логические операции. Построение таблиц истинности.» Сегодня вы будете работать в группах. Члены каждой группы по очереди будут выполнять задания. И участники какой команды точнее и вернее ответят на задания, та команда и будет победителем урока. Цель урока : закрепить полученные знания по теме «логические операции».
Прежде чем мы начнем беседовать по теме урока, давайте вспомним основные понятия логики : конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны. Дизъюнкция - логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны. Инверсия - логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному .
Задание 1.(у доски) Определить соответствие таблицы истинности и определения. (по одному участнику каждой команды) конъюнкция дизъюнкция инверсия А В А ᴧ В 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 1 1 А ¬А 1 0 0 1 А В А v В 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 ПРОВЕРКА
Задание 2. (у доски) По одному участнику от каждой команды 3 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1, D =0 Y = ( A B ) ( C D ) 1 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1, D =0 Y= A B C ¬ ¬ D Ответ: 2 команда: Вычислить значение логической функции при А=1,В=0, С=1, D =0 Y = ¬ (¬ A ¬ B ) Ответ: Ответ: ложь истина ложь
Задание 3 (у доски) По одному участнику из каждой команды Команда 3 Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело истинное значение: ((1 0) (1 1) (0 1) = 1 Команда 1 Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело истинное значение: ((1 1) 0) (0 1) = 1 Команда 2 Какие знаки логических операций нужно поставить, чтобы логическое выражение имело ложное значение: ((0 0) 0) (1 1) = 0
физминутка
Задание 4. Работа в группах с параллельным оцениванием (1 команда оценивает 2 команду, 2-оценивает 3 команду, 3- оценивает 1 команду) A B A&B A A & B 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1 1 Команда 1 Построить таблицу истинности для логического выражения A A & B A B (A B) A &( A B ) 0 0 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 Команда 2 Построить таблицу истинности для логического выражения A &( A B ) ПРОВЕРКА ПРОВЕРКА
A B ¬ A ¬ B ¬ A &¬ B 0 0 1 1 1 1 0 0 1 0 0 1 1 0 0 1 1 0 0 0 Команда 3 Построить таблицу истинности для логического выражения ¬ A &¬ B ПРОВЕРКА
истина ложь верно Неверно, что клавиатура является устройством ввода. Ответ : Посадка деревьев является информационным процессом. истина ложь Ответ : верно Передача информации может происходить от нескольких источников к одному приёмнику. истина ложь Ответ : верно Задание 5. Определить значение высказываний
Задание 6. Решить логическую задачу Команда 1 Игорь, Петя и Саша ловили рыбу. Каждый из них поймал либо ершей, либо пескарей, либо окуней. Кто из них поймал каких рыб, если известно, что Колючие плавники есть у ершей и окуней, а у пескарей их нет. Игорь не поймал ни одной рыбы с колючими плавниками; Петя поймал на 2 окуня больше, чем поймал рыб Игорь. Сколько рыб поймал каждый из мальчиков, если Игорь поймал 3 рыбы, а всего рыб было меньше 10? Команда 2 Во дворе живут два кота и две собаки. Кот Малыш боится обеих собак, а кот Тоша боится Шарика и дружит с Бобиком. Какое утверждение неверно? Есть кот, который не боится какой-то из собак. Есть собака, которую боятся оба кота. Каждый из котов боится какой-то из собак. Есть собака, которую не боится ни один из котов. Каждая из двух собак вызывает страх у какого-то из котов.
Команда 3 Герой повести Носова «Незнайка в Солнечном городе» Пачкуля Пестренький придерживался твердого принципа: «Никогда не умываться и ничему не удивляться». Если он отступит от своего принципа, то он обязательно: 1)станет удивляться всему подряд; 2) будет каждый день умываться; 3) каждый день будет умываться или удивляться; 4) хоть раз умоется или чему-то удивиться; 5) каждый день будет умываться и всему удивляться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности.
В данной разработке приведены план-конспект урока по теме: "Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности". Презентация с дополнительными файлами позволяет сэкономить вр...
Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций
При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ». Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...
Основные понятия алгебры логики, логические выражения и логические операции
Основные понятия алгебры логики, логические выражения и логические операции...
Презентация и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции"
Материал включает в себя презентацию и конспект урока на тему: "Логические выражения и логические операции" , 9 класс...
A2. Использование логических операций. Рассматриваем основные логические операции и учимся определять значение логического выражения.
Решение:Первая часть выражения НЕ(ПЕРВАЯ ЦИФРА ЧЁТНАЯ) означает, что первая цифра должна быть НЕЧЁТНАЯ. НЕ отрицает высказывание, заключённое в скобках.Заданному условию удовлетвор...
Методическая разработка занятия по теме "Основные понятия алгебры логики. Логические выражения и логические операции".
Цель: ознакомление с основными понятиями алгебры логики.Задачи:Образовательные: познакомить с основными понятиями темы: логическое высказывание, логические операции;научить составлять таблицу истиннос...