Метод-доклад "Применение ЦОР на уроках информатики"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему
XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Современные учащиеся живут в огромном море разнообразной информации. В связи с этим, меняется роль учителя – он должен стать координатором информационного потока, который обрушивается со всех сторон на наших детей. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со своими учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tsor.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методдоклад
«ПРИМЕНЕНИЕ ЦОР НА УРОКАХ
ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»
по дисциплине «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
для специальности
по профессии СПО 260807.01 Повар, кондитер
базовая подготовка
Составитель
преподаватель Жуковецкая Л.А.
Владикавказ, 2015
Применение ЦОР на уроках информатики и ИКТ.
XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Современные учащиеся живут в огромном море разнообразной информации. В связи с этим, меняется роль учителя – он должен стать координатором информационного потока, который обрушивается со всех сторон на наших детей. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке со своими учениками.
Очень часто я, как преподаватель информатики, прихожу к выводу, что дети видят в компьютере только средство для развлечений. Поэтому основной своей задачей, я считаю, донести до учащихся, что компьютер – это средство, с помощью которого можно интересно, быстро и просто обучаться, а полученные знания с помощью компьютера будут более глубокими и актуальными. И вся моя образовательная деятельность направлена на формирование на уроках информатики у ученика информационной компетентности — одного из основных приоритетов в современном общем образовании. Использование компьютера должно быть направлено на развитие творческих способностей личности, на активизацию познавательной деятельности. Современный урок информатики и ИКТ невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, так как именно содержание этого предмета помогает понять информационную и целостную картину мира. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении информатике. Информатика и ИКТ - это единственный предмет, который трудно представить без использования ЦОР. Применение цифровых образовательных ресурсов является, по-моему, мнению на данном этапе развития образования наиболее актуальным. Организация образовательной деятельности учащихся с применением ЦОР позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, ведет к повышению качества знаний по предмету. В рамках национального проекта «Образование» создана Национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов, разрабатываются цифровые учебные материалы по всем общеобразовательным дисциплинам. Мы наблюдаем реальную поддержку процессов информатизации в каждом учебном заведении. Информатизация процесса обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по-новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. И наша главная задача – извлечь и этого оборудования максимальную пользу. В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у обучающихся модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе. К настоящему времени накоплен немалый опыт в построении отдельных компонентов, комплексов ЦОР по предметам, по темам, по урокам. Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Мною были определены цели использования ЦОР в моей педагогической деятельности:
- повышение эффективности и качества процесса обучения;
- повышение активности познавательной деятельности учащихся;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;
- формирование информационной культуры:
- формирование умений осуществлять обработку информации.
Затем я распределила, какие типы ЦОР можно использовать на различных этапах урока:
- Этап актуализации знаний - электронные тесты, электронные конструкторы;
- Этап объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, обучающие среды;
- Этап закрепления и совершенствования ЗУН - электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
- Этап контроля и оценки ЗУН - электронные тесты, кроссворды.
Цифровые образовательные ресурсы на своих уроках применяю следующими способами:
- использую мультимедийный проектор при демонстрации отдельных мультимедиа–объектов по теме;
- при демонстрации мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);
- «живая» демонстрация различных способов решения задач;
- использование компьютера обучающимися при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию);
- два ученика за одним компьютером (фронтальные лабораторные работы;
- групповое исследовательское задание;
- групповое творческое задание;
- интерактивное обучение способам решения задач);
- ученик за одним компьютером (виртуальный лабораторный практикум; индивидуальное исследовательское задание; индивидуальное творческое задание; интерактивное обучение).
После подключения кабинета к сети Интернет, у меня появилась возможность применять цифровые образовательные ресурсы, расположенные в сети Интернет:
- http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- http://www.openclass.ru – Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;
- http://window.edu.ru/ – Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
- http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);
- http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал;
- http://katalog.iot.ru/ – Образовательные ресурсы сети Интернет: Федеральные образовательные ресурсы; Региональные образовательные ресурсы; Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады; Электронные библиотеки, словари, энциклопедии и т.д.
При внедрении цифровых образовательных ресурсов на своих уроках я придерживалась следующих методических правил: - цифровые образовательные ресурсы – это средства, направленные на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности; - цифровые образовательные ресурсы используются в сочетании с различными педагогическими технологиями; - при использовании цифровых образовательных ресурсов следует учитывать необходимость создания максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного и самостоятельно размышляющего учащегося; - цифровые образовательные ресурсы являются средством, усиливающим отдельные приемы и компоненты деятельности педагога. Далее я начала создавать собственные ЦОР. При составлении тестов, кроссвордов, контрольных работ, лабораторных работ, викторин удобна и проста в использовании на первом этапе программа Microsoft Word. Я использую эту программу в качестве самостоятельного задания для обучающихся создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, развивается творческое мышление, интеллектуальная сообразительность и логика, формируются навыки самостоятельной работы, имеется возможность индивидуальной работы. Тесты, созданные с помощью Microsoft Word, очень просты в составлении, но минус тестов, сделанных в данной программе в том, что компьютер не может сам проверить их и выдать результат, и мне надо самой проверять и оценивать. В Microsoft Excel можно создавать много различных цифровых образовательных ресурсов. Эта программа удобна для меня тем, что может считать результат и выдавать оценку по заданным критериям. Достоинства ЦОР, созданных в данной программе в том, что они позволяют ускорить темп урока, высвобождают время учителя при проверке знаний, формируют навыки самоконтроля, исключают субъективность оценки, повышают мотивацию и интерес к обучению. Программа Microsoft Office Power Point традиционно используется как инструментальная среда для подготовки презентаций. Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. Текстовый материал с использованием анимации позволяет компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. На уроке появляется возможность давать такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без использования цифровых образовательных ресурсов. Например, в объяснении и закреплении нового материала я предлагаю исследовательские, практические задачи, задачи для самостоятельного решения. Анимация позволяет доступно и интересно изложить трудный для восприятия материал. Исследовательские задачи в анимациях позволяют не запутаться в словесном изложении и логически мыслить даже слабым учащимся, а практические задачи (ориентируют обучающегося на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем.
Использование цифровых образовательных ресурсов помогает решить мне следующие образовательные задачи:
- обеспечить организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;
- обеспечить качественное усвоение программного материала;
- обеспечить содержание материалов, ориентированных на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;
- обеспечить компактность в изложении учебного материала, что высвободило время для закрепления и тренировки;
- обеспечить доступность и наглядность изучаемого материала;
- учитывать индивидуальные особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
- воспитать интерес к предмету.
Повысился интерес к изучению информатики, учащиеся с удовольствием осваивают самостоятельно некоторые темы курса. Выполняют творческие работы, создают кроссворды по любой теме информатики. Именно образовательный процесс с применением цифровых образовательных ресурсов позволяет учащимся не только приобретать новые знания, но и формировать новые умения и навыки. Следует отметить такой вид учебной деятельности, который позволяет учащимся соприкоснуться с миром цифровых образовательных ресурсов – проектная деятельность, элементы которой я включаю как в урочную, так и внеурочную деятельность. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Цифровые образовательные ресурсы способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы обучающихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру. На уроке с использованием цифровых образовательных ресурсов учитель является организатором всего урока и консультантом. Цифровой образовательный ресурс не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым обучающимся); цифровые образовательные ресурсы могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков; повышение продуктивности самоподготовки после уроков; средство индивидуализации работы самого учителя. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».
В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...
Презентация для урока информатики в 8 классе по теме "Информатика и информационные процессы".
Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме....
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...
Как организовать урок информатики, чтобы учесть профиль и вызвать интерес к предмету (приемы и методы работы учителя на уроках информатики)
С переходом на профильное обучение перед учителем информатики встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики. Д...
Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".
Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе" включает...
Урок информатики в 5 классе по теме "Информация - Компьютер - Информатика"
Разработка первого урока информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л. Учащиеся знакомятся с понятиями информация, ее виды, с правилами поведения в кабинете информатики....