Календарно - тематическое планирование по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему

Кузнецова Елена Сергеевна

Представлен план по информатике для 5 класса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematich_5_kl_fgos.doc180.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

№п\п

Тема урока

Изучаемые вопросы

Решаемые проблемы

Требования к результатам обучения

ЦОР

Тип урока

Применение педагогических технологий

Формы и виды контроля

УУД

личностные
результаты

Предметные результаты

1

Информация. Техника безопасности и организация рабочего места  Пр.р Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере.

Как вести себя
в кабинете?

Цели: познакомить
с правилами поведения в на уроке информатики; учить слушать
 

Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.

Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности»;

Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности».

Урок – лекция с элементами беседы

Объяснительно - иллюстративные.

ЗСТ

Беседа. Зачёт по ТБ

2

Как устроен компьютер. Пр.р Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Процессор, память компьютера, жесткие диски, клавиатура, монитор, дополнительные устройства, аппаратное обеспечение.

Из чего состоит компьютер?

Цели: познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Научиться называть устройства компьютера и их функции;

правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью.

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Урок – лекция с элементами беседы

Ценностно-смысловые.

Общекультурные.

Учебно-познавательные.

Информационные.

ЗСТ

Беседа, практикум

3

Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 Знакомство с клавиатурой

Клавиатура, группы клавиш.

Какие устройства помогают вводить информацию в компьютер? Из каких блоков состоит клавиатура? Цели: познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в память компьютера;

изучить клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации в компьютер.

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Научиться различать устройства ввода информации в память компьютера,

знать назначение клавиш на клавиатуре

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш

Комбинированный

ЗСТ

Ценностно- смысловые.

Компьютерные

Тестирование

Фронтальный опрос

Практикум

4

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Правила расстановки пальцев на клавиатуре, правила работы на клавиатурном тренажере, использование комбинации клавиш, переключение алфавитов, ввод прописных и строчных букв, ввод специальных символов.

Как быстро и правильно вводить информацию с клавиатуры в компьютер? Цели:

дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре

познакомить учащихся с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации

Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения

Смыслообразование – мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Самоопределе-
ние
 – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Научиться правильно располагать пальцы на клавиатуре;

вводить прописные и строчные буквы;

фиксировать и отменять режим ввода прописных букв

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

Клавиатурный тренажер (упражнения 1-8)

Изучение нового материала

ЗСТ

Объяснительно-иллюстративные

Компьютерные

Индивидуальное обуч

Беседа

Фронтальный опрос

Тестирование

5

Программы и файлы

Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы.

При помощи чего компьютер обрабатывает информации? Цели:

дать учащимся общее представление о программном обеспечении компьютера;

ввести на интуитивном уровне понятие файла

Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Научиться определять программное обеспечение компьютера и его функции

Плакат «Как хранят информацию в компьютере» Клавиатурный тренажер в режиме игры

Комбинированный

ЗСТ

Ценностно-смысловые.

Система поэтапного обучения.

Компьютерные.

Групповое обучение.

Беседа

Фронтальный опрос

Тестирование

6

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши

Рабочий стол, панель задач, указатель мыши, перемещение указателя мыши, перемещение объектов с помощью мыши.

Опишите рабочий стол компьютера. Из каких элементов он состоит? Цели:

ввести на интуитивном уровне первые понятия графического интерфейса - рабочего стола, значка ярлыка;

показать, что пользователь взаимодействует с программами и устройствами компьютера с помощью мыши;

освоить основные действия с мышью

Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Научиться: называть основные объекты Рабочегостола;

выделять значок на Рабочем столе;

запускать программы с помощью главного меню;

изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку;

изменять свойства панели задач;

узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;

упорядочивать значки на Рабочем столе.

Логическая игра «Пары»Практическая работа №2 . Освоение мыши

Комбинированный

ЗСТ

Проблемное

Компьютерные

Фронтальный опрос

Тестирование

7

Главное меню. Запуск программ.

Меню, пункт меню, программы, группа программ стандартные, запуск программ, изменение формы окна программы, перемещение окна программы, изменение окна программы, закрытие окна программы

Что такое компьютерное меню?

дать учащимся представление о компьютерных меню;

познакомить с возможностью запуска программ через главное меню;

ввести понятие окно.

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – задавать вопросы, формулировать свою позицию

Самоопределе-
ние
 – осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

Научиться действиям с окнами программ

Практическая работа №3 . Запуск программ. Основные элементы окна программ

Комбинированный

ЗСТ

Проблемное

Компьютерные

Фронтальный опрос

Практикум

8

Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню

Диалоговое окно, полевода, список, раскрывающийся список, переключатель, флажок, вкладки, командные кнопки, вызов контекстного меню объекта.

Что можно выбирать в компьютерном меню?

Цели:

проверить знания учащихся по устройству компьютера и основам пользовательского интерфейса;

расширить представления учащихся о меню и управлении компьютером с помощью меню.

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию

Самоопределе-
ние
 – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Научиться:

управлению компьютером с помощью меню.

Интерактивные тесты: test1-1.xml, test1-2.xml;

файлы для печати: тест1_1.doc, тест1_2.doc Практическая работа №4 . Управление компьютером с помощью меню

Комбинированный

ЗСТ

Проблемное

Компьютерные

тестирование

9

Действия с информацией. Хранение информации

Образование информации, действия с информацией, оперативная память, внешняя память, долговременная память

Какие действия мы можем произвести с информацией? Как человек хранит информацию? Цели: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах)

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения.

Познавательные: общеучебные – ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность к саморазвитию

Научиться сопоставлять действия с информацией человеком и компьютером

Плакат «Хранение информации»; презентация «Хранение информации»; логическая игра «Пары»Логическая игра

Открытия нового знания

ЗСТ

Перспективно-опережающие.

Ценностно-смысловые.

Беседа

Фронтальный опрос

10

Носители информации.

Носитель информации, виды носителей информации

Какие носители информации пригодные для транспортировки вы знаете? Цели: Познакомить учащихся с носителями информации разных времен и народов

Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы
и обращаться за помощью

Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности
(социальная, учебно-познавательная, внешняя)

Научиться приводить примеры носителей информации с древних времен по наши дни

Презентация «Носители информации»Клавиатурный тренажер

Открытия нового знания

ЗСТ

Ценностно-смысловые.

Учебно-познавательные.

Перспективно-опережающие.

Беседа.

Выступление учащихся с сообщениями.

Фронтальный опрос

11

Передача информации

Источник информации, приемник информации, информационный канал

Цели:          дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, ознакомить со схемой передачи информации.

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль

Нравственно-этическая ориентация – умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Научиться определять : источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях;

определять  способы передачи информации на разных этапах развития человечества;

Плакат «Передача информации»; презентация «Средства передачи информации»Клавиатурный тренажер

Открытия нового знания

ЗСТ

Ценностно-смысловые.

Учебно-познавательные.

Перспективно-опережающие.

Беседа.

Выступление учащихся с сообщениями.

Фронтальный опрос

12

Кодирование информации

Код, кодирование

Что такое коды и и для чего нужно кодирование информации?

Цели:  показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;

отметить роль кодирования информации.

Регулятивные: планирование – выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства, в том числе модели

и схемы, для решения задач.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях

Научиться кодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики

Презентация «В мире кодов»

Открытия нового знания

ЗСТ

Ценностно-смысловые.

Учебно-познавательные.

Перспективно-опережающие.

Беседа.

Выступление учащихся с сообщениями.

Фронтальный опрос

13

Формы представления информации, методы координат.

Способы кодирования, декодирование, формы представления информации, метод координат

Что такое метод координат и где вы с ним встречались? Цели: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

познакомить учащихся с методом координат.

Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь

Самоопределе-
ние
 – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

Научиться переходить от одной формы кодирования информации к другой по способу представления графической информации с помощью чисел

Игра «Морской бой»

Комбинированный

ЗСТ

Ценностно-смысловые.

Перспективно-опережающие.

Учебно-познавательные

цифровой рисунок

14

Текст как форма представления информации.

Текст, текстовая информация

  Цели: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

*       углубить представления учащихся о формах представления информации;

 акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации.

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Самоопределе-
ние
 – начальные навыки адаптации при изменении ситуации поставленных задач

Научиться:

Отличать тексты один от другого по их виду и форме

Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)Клавиатурный тренажер

Комбинированный

ЗСТ

Ценностно-смысловые.

Учебно-познавательные.

Проблемные

Компьютерные

Беседа

Фронтальный опрос

Составление текста.

15

Табличная форма представления информации

Табличная форма, связи между объектами

Прочитайте текст и ответьте на вопросы?

Цели: Сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации

 Сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Научиться решать логические задачи с помощью таблиц

Презентация «Табличный способ решения логических задач»Игра «Морской бой»

Открытия нового знания

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Проблемные

Беседа

Фронтальный опрос.

Составление таблицы

16

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа.

Наглядные формы представления информации, схемы, диаграммы.

Что такое наглядные формы представления информации?

Цели: подчеркнуть роль наглядных форм представления информации

составить целостное представление об информатике как науке фундаментальной и практико-ориентированной;

акцентировать внимание школьников на информационный взгляд на мир.

Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

.Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы

Научить представлять текстовую информацию в графическом виде

Презентация «Наглядные формы представления информации»;

интерактивные тесты: test2-1.xml, test2-2.xml;

файлы для печати: тест2_1.doc, тест2_2.doc

комбинированный

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Развивающие

тест рисунки

17

Обработка информации

Обработка информации, типы обработки информации, выполнение отдельных команд с помощью меню, выполнение простейших вычислений.

Что такое обработка информации?

Цель:   Дать учащимся представление о процессе обработки информации, о двух типах обработки

Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию

Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению

Научиться определять тип обработки информации и приводить примеры

Запускать и завершать работу программы Калькулятор, выполнять отдельные команды с помощью меню, выполнять простые вычисления с помощью программы

Плакат «Обработка информации»Практическая работа №5 . Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.

Комбинированный

Учебно-познавательные.

Проблемные

Компьютерные

ЗСТ

Фронтальный опрос

Практикум

18

Обработка текстовой информации.

Подготовка текстов, окно текстового процессора, ввод текста, правила ввода текста

Можем ли мы обработать текстовую информацию с помощью компьютера?

 Цели: дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах;

Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач.

Познавательные: общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – строить для партнера понятные высказывания

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Научиться запускать приложение  WordPad, Создавать документ в приложении WordPad, вводить текст, сохранять

Плакат «Подготовка текстовых документов»;

презентация «Текст: история и современность» (часть 2);

файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf Практическая работа №6. Ввод текста.

Комбинированный

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Ценностно-ориентированные.

Компьютерные

Тестирование.

Печать текста.

19

Обработка текстовой информации.

Редактирование текста, перемещение по тексту, выделение текста, просмотр текста.

Как можно изменить текст?

Цели: дать представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.

Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Научиться

редактировать текст (вставлять пропущенные буквы, удалять лишние буквы, заменять одну букву на другую и т.д.)

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf Практическая работа №7. Редактирование текста.

Комбинированный

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Ценностно-ориентированные.

Компьютерные

ПрР

20

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Редактирование текста, перемещение по тексту, выделение текста, просмотр текста, работа с фрагментами.

Что мы умеем делать с текстом?  Цели:

Проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш».

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества
в разных ситуациях

Научиться основным приемам работы с текстом

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность»  (часть 2); файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.Практическая работа №7. Редактирование текста.

Комбинированный

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Ценностно-ориентированные.

Компьютерные

ПрР

21

Редактирование текста. Поиск информации.

Редактирование текста, перемещение по тексту, выделение текста, просмотр текста, работа с фрагментами, поиск информации

Как заменить в тексте слово? Цели: обеспечить формирование у учащихся навыков и умений поиска заданного фрагмента и замены его на другой

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества
в разных ситуациях

Научиться искать слова в тексте и заменять их на другие при помощи специальных функций текстового редактора

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность»  (часть 2); файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf Практическая работа №7. Редактирование текста.

Открытия нового знания

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Ценностно-ориентированные.

Компьютерные

ПрР

22

Изменение формы представления информации. систематизация информации.

Систематизация информации, сортировка информации

Какими способами можно систематизировать информацию?

Цели: Акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей её содержания.

Дать самое общее представление о систематизации информации.

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Научиться систематизировать информацию по некоторому признаку; форматировать текст

Открытия нового знания

ЗСТ

Работа учебником

Компьютерные

Фронтальный опрос

23

Форматирование – изменение формы представления

дать представление об этапе форматирования при подготовке документов на компьютере;

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Научиться форматировать документ для различных целей

Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность»  (часть 2); файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf Практическая работа №8. Форматирование текста

Практикум

ЗСТ

Работа с учебником

Компьютерные

ПрР

24

Компьютерная графика.

Графический редактор, размер холста, выбор цвета, инструменты художника.

При помощи каких программ компьютер может обрабатывать графическую информацию?

 Цели: расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики; акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.

Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль

амоопределе-
ние
 – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку

Научиться называть программы для обработки графической информации; запускать графический редактор Paint; устанавливать размер рабочей области;

Файлы: Подкова.bmp, Многоугольники.bmp Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

Практикум

ЗСТ

Компьютерные

Личностного самосовершенствования

ПрР

25

Инструменты графического редактора

Инструменты чертежника, способы создания изображений.

Цели: Закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Научиться выбирать цвет, пользоваться инструментами художника и чертежника в графическом редакторе Paint

Файлы: Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp

Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

Практикум

ЗСТ

Компьютерные

Личностного самосовершенствования

ПрР

26

Проверочная работа. Обработка графической информации.

Исправление ошибок, дополнительные возможности, устройства ввода графической информации.

дать учащимся представление об устройствах ввода графической информации; проверить качество усвоения изученного материала

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Научиться редактировать отсканированное изображение

Интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;

файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc;

образец выполнения задания — файлы Змей.bmp, Букашка.bmp Практическая работа №11. Раскраска.

Комбинированный

ЗСТ

Компьютерные

Личностного самосовершенствования

ПрР тест

27

Обработка текстовой и графической информации.

текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ

Как создать поздравительную открытку? Цель: познакомить с приемами создания комбинированных документов

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Научиться вставлять текст в рисунок

Образец выполнения задания — файл Билет.bmp Практическая работа №12. Создание комбинированных документов.

Комбинированный

ЗСТ

Компьютерные

Личностного самосовершенствования

ПрР

2.9 – 2.10 РТ № 53 с. 85

28

Преобразование информации по заданным правилам.

входная информация, выходная информация, правила преобразования информации

Цели: познакомиться с преобразованием информации по заданным правилам как одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор

Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор

Открытия нового знания

ЗСТ

Ценностно-ориентированные.

Технология обучения на основе решения задач.

Решение задач (инд. и групп)

§ 1.4 с. 54 – 56 ; РТ № 49 с. 49

29

Преобразование информации путем рассуждений.

входная информация, выходная информация, логические рассуждения

Цели: дать представление о преобразовании информации путем рассуждений

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Научиться получать информацию путем рассуждений

Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp Практическая работа № 13. Работа с фрагментами.

Открытия нового знания

ЗСТ

Ценностно-ориентированные.

Технология обучения на основе решения задач.

Компьютерные

Решение задач (инд. и групп)

§ 1.14 (с. 56 – 57), 2.10 (с. 101 – 103); РТ №  39 с. 40, № 57 с. 87 49 с. 49

30

Что такое план действий?

 Цель: дать представление о разработке плана действий

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения

Самоопределе-
ние
 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Научиться составлять план действий для решения конкретной задачи

Виртуальная лаборатория «Переливашки»

Открытия нового знания

31

Разработка плана действий и его запись.

информационная задача, входные данные, выходные данные, план действий

Цель: расширить представление о способах записи плана действий

Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона.

Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах.

Коммуникативные: управление коммуникацией – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Научиться составлять план действий для решения сложной задачи

Логическая игра «Переправа»

ЗСТ

Ценностно-ориентированные.

Технология обучения на основе решения задач.

Компьютерные

Решение задач (инд. и групп)

§ 1.14, 3.9

32

Контрольная работа.

Чему мы научились за год?

Цель: проверить знания учащихся полученные за год

Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: взаимодейст-
вие
 – формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог

Самоопределе-
ние
 – осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение долга

тесты

Контроль

тесты

33

Создание движущихся изображений.

Сюжет, сценарий

Как двигается изображение на экране монитора?

Цель: Дать представление о простейших способах создания движущихся изображений

Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия

Смыслообразование – мотивация учебной деятельности

Научиться создавать простейшие презентации с элементами анимации

Образцы выполнения заданий —  файлы Св_тема1.ppt, Св_тема2.ppt, Св_тема3.ppt, Лебеди.ppt Практическая работа №14. Анимация

практикум

ЗСТ

Ценностно-смысловые

Компьютерные

Прр

34

Создание движущихся изображений.

анимация, настройка анимации

Как создать анимированную сцену из мультипликационного фильма?

Цель: Дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений

Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия

Смыслообразование – мотивация учебной деятельности

Научиться создавать анимированные сцены

Практическая работа №14. Анимация

практикум

ЗСТ

Ценностно-смысловые

Компьютерные

ПрР



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

Для реализации программы используются учебники:

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Количество часов в год (5 класс)                        34 часа

Количество учебных часов в неделю (5 класс)         1 час        

5 класс

Сроки

Всего

Теория

Практика

Выполнение

к / р

п / р

сам/р

Всего

Теория

к / р

п / р

сам/р

I четверть

9

5

1

3

-

II четверть

7

3

1

3

-

III четверть

10

4

1

5

-

IV четверть

8

1

2

5

-

Год

34

13

5

16

-


Изучение информатики и ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Место учебного курса в учебном плане

Согласно базисному учебному плану,  ФГОС изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 7 – 11 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5  классах в рамках курса по выбору.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов,  способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Требования к результатам освоения содержания курса

5 класс

Обучающиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Инструментальные умения и навыки

  1. Компьютер
  1. 1.1. Называть основные устройства компьютера и понимать их назначение.
  1. 1.2. Использование клавиатуры:
  1. знать назначение клавиш на клавиатуре;
  2. иметь представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
  3. вводить прописные и строчные буквы;
  4. фиксировать и отменять режим ввода прописных букв.
  1. 1.3. Выполнять действия с мышью:
  1. перемещение указателя мыши;
  2. щелчок левой кнопкой мыши;
  3. щелчок правой кнопкой мыши;
  4. двойной щелчок;
  5. перетаскивание объекта с помощью мыши.
  1. 1.4. Уметь правильно организовать свое рабочее место.
  1. 1.5. Применять правила техники безопасности при работе на компьютере.
  1. Операционная система
  1. 2.1. Рабочий стол:
  1. называть основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
  2. выделять значок на Рабочем столе;
  3. запускать программы с помощью главного меню;
  4. изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку;
  5. изменять свойства панели задач;
  6. узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;
  7. упорядочивать значки на Рабочем столе.
  1. 2.2. Действия с окнами:
  1. открывать окно;
  2. перемещать окно;
  3. сворачивать окно в значок на панели задач;
  4. восстанавливать окно, свернутое в значок на панели задач;
  5. разворачивать окно на весь Рабочий стол;
  6. восстанавливать окно;
  7. изменять размер окна по своему усмотрению;
  8. пользоваться горизонтальной и вертикальной полосами прокрутки;
  9. закрывать окно.
  1. 2.3. Управление компьютером с помощью меню:
  1. различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;
  2. различать доступные и недоступные команды меню;
  3. различать выбранные и невыбранные команды меню;
  4. выбирать команду меню;
  5. понимать назначение элементов управления диалоговых окон;
  6. заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры;
  7. выбирать элемент списка диалогового окна;
  8. открывать (сворачивать) раскрывающийся список;
  9. различать переключатели и флажки;
  10. включать (выключать) переключатель;
  11. устанавливать (снимать) флажок;
  12. работать с различными вкладками диалогового окна;
  13. понимать назначение и применять командные кнопки диалогового окна.
  1. 2.4. Действия в окне Мой компьютер:
  1. называть объекты в окне Мой компьютер и понимать их назначение;
  2. просматривать содержимое дискеты и жесткого диска.
  1. 2.5. Действия в окне Мои документы:
  1. создавать новый файл (новую папку);
  2. переименовывать файл (папку);
  3. перемещать файл (папку);
  4. копировать файл (папку);
  5. удалять файл (папку) в Корзину;
  6. упорядочивать файлы и папки.
  1. Графический редактор
  1. 3.1. Запускать графический редактор:
  1. с помощью главного меню;
  2. с помощью ярлыка на Рабочем столе.
  1. 3.2. Устанавливать размеры области рисования:
  1. с помощью маркеров;
  2. с помощью меню.
  1. 3.3. Работа с палитрой:
  1. устанавливать основной и фоновый цвета;
  2. изменять цветовую палитру.
  1. 3.4. Работа с набором инструментов:
  1. называть основные инструменты графического редактора и понимать их назначение;
  2. создавать несложные графические изображения с помощью основных инструментов;
  3. изображать горизонтальные и вертикальные отрезки, круги и квадраты;
  4. создавать надписи;
  5. изменять масштаб.
  1. 3.5. Отменять ошибочные действия.
  1. 3.6. Очищать рабочую область.
  1. 3.7. Работать с фрагментами:
  1. выделять фрагмент;
  2. удалять фрагмент;
  3. вырезать фрагмент;
  4. перемещать фрагмент;
  5. поворачивать фрагмент;
  6. растягивать фрагмент;
  7. наклонять фрагмент;
  8. копировать фрагмент;
  9. размножать фрагмент;

Содержание курса

5 класс

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».


Планируемые результаты изучения

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  •  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  •  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  •  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  •  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  •  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные образовательные результаты

в сфере познавательной деятельности

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления  информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств  связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

  • рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
  • решение задач вычислительного характера путём использования существующих программных средств или путём моделирующего алгоритма;
  • создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

в сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.


Тематическое планирование

5 класс

Основное содержание по темам

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

Примечание

Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

8 часов

Приводить примеры информации и информационных процессов. Выделять основные информационные процессы в реальных системах.

Запускать программы с помощью Главного меню, работать с окнами, пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. Определять тип файлов по пиктограмме и расширению.

Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

15 часов

Классифицировать информационные процессы по принятому основанию. Расшифровывать тексты на русском языке, зашифрованные простой подстановкой. Выполнять кодирование и декодирование цепочек, задающих простейшие изображения. Систематизировать информацию, представлять информацию в табличной форме, преобразовывать информацию путём рассуждений. Обрабатывать информацию, составляя план действий.

 Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

11 часов

Ввод, редактирование (форматирование), поиск (замена) текста, перемещение по тексту, сохранение текста и изображения.

Создание изображений в среде графического редактора, выполнение операций с фрагментами графического изображения.

Уметь в презентации задать анимацию объектов.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов  и средств материально-технического обеспечения

Необходимое

количество

экземпляров

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Библиотечный фонд и книгопечатная  продукция

Босова, Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса [текст]/Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Босова, Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса [текст]/Л.Л. Босова. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Босова, Л. Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие [текст]/Л.Л. Босова, А. Ю.  Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Босова, Л. Л. Занимательные задачи по информатике [текст]/Л.Л.  Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г.Коломенская. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Босова, Л. Л. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». 2007. № 6.

Югова, Н.Л. Поурочные разработки по информатике: 5 класс [текст]/Н.Л. Югова,  Р. Р. Камалов – М.: ВАКО, 2009. – 128 с.

К

К

Ф

Ф

П

Ф

9.

Печатные пособия

Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы. Комплект плакатов и методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Д

Экранно-звуковые пособия

(Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/,

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Зрительные иллюзии.

          Техника безопасности.

         Компьютер на службе у человека.

Хранение информации.

Носители информации.

Средства передачи информации.

В мире кодов.

Текст: история и современность.

Табличный способ решения логических задач.

Наглядные формы представления информации.

Задача о напитках.

Клавиатурный тренажер.

Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

10.

11.

Технические средства обучения

Операционная система Windows XP.

Пакет офисных приложений MS Office 2007

П

П

Д – демонстрационный материал.

К – полный комплект.

Ф – комплект для фронтальной работы.

П – комплект необходимый для практической работы в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по информатике

календарно-тематическое планирование по информатике к учебнику Угриновича 8 класс...

Примерное календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)...

Примерное календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 11 класса

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень)...

Календарно-тематическое планирование по информатике для 8 класса

КТП для 8 класса по учебнику Угриновича Н.Д....

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 10 класса

КТП по информатике для 10 класса. УМК: Угринович Н.Д....

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса

КТП по информатике для 9 класса. УМК: Угринович Н.Д....

Календарно -тематическое планирование по информатике и ИКТ (РАСШИРЕННЫЙ КУРС) для 10-11 класса на основе учебника «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович

Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно.  К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программир...