Комплекс учебных эадач по программированию
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс) на тему
Предлагается ряд тренировочных задач для закрепления наыков программирования с использованием перменных разного типа. Задачи ориентированы на конкретный тип и его особенности и не требуют создания программы большого объема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебный материл по программированию | 327.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДОД Санкт-Петербургский центр детского (юношеского) технического творчества
Отдел компьютерных технологий
УТВЕРЖДАЮ |
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИЛ
«КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ»
(для учащихся 7-9 классов)
Автор: Хрулева Галина Владимировна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
Введение
Как показывает опыт, изучение основ программирования вызывают у школьников определенные трудности. Это связано и с недостаточно основательным преподаванием математики в школе и с особенностями мышления, необходимыми для работы программиста. К сожалению, это во многом врожденная способность, поэтому программирование можно считать искусством. Для создания серьезных программ необходимо обладать талантом, терпением и, конечно, знанием основ языка и приемов создания программ. Как всякий творческий человек программист должен обладать эстетическим чувством, то есть находить не только правильное, но и красивое решение. Что кстати, часто является критерием правильности.
При работе с детьми следует как можно меньше времени уделять теории и разнообразить задания, пробуждая интерес и фантазию. Вот почему основное внимание на своих занятиях я стараюсь уделять упражнениям и усвоению правил и приемов изучаемой программы, языка программирования, приложения.
Будут рассмотрены 4 структурных типа переменных: массивы, множества, перечисляемый тип и строки.
Такие структурные типы переменных как массивы и множества своим свойствам и по области применения имеют аналоги в математике. Умение использовать их преимущества, эффективная работа с ними дают обучающимся навыки, которые могут оказаться полезными при дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Разнообразные задачи позволяют расширить кругозор детей и обосновать целесообразность использования данного типа переменных.
Научить детей свободно и эффективно использовать переменные структурного типа при составлении программ и выборе оптимального алгоритма решения поставленных задач. Помочь педагогу в выработке у обучающихся навыков в применении переменных структурного типа на несложных, но характерных примерах.
Систематизировать группы заданий с целью наиболее удобного их применения на занятиях.
Задачи:
- Образовательные
- Получение знаний по структуре, возможностям и сферам применения переменных структурного типа в языке программирования Turbo Pascal.
- Обучение способам эффективного использования возможностей языка программирования
- Показать особенности и возможности переменных структурного типа.
- Научить использовать различные приемы программирования для рационального и элегантного решения поставленной задачи
- Научить детей использовать разнообразные способы решения задачи в среде Turbo Pascal
- Обратить внимание педагогов на разнообразие методов решения задач и дать примеры их применения.
- Развивающие
- Формирование навыков работы в среде Turbo Pascal
- Развитие ассоциативно и логического мышления
- Предоставить педагогу широкий круг тренировочных заданий для выработки
приемов работы со структурными переменными
- Воспитательные
- Воспитание трудолюбия, дисциплины и организованности
- Воспитание инициативности и настойчивости в достижении поставленной цели
- Выработка хорошего стиля программирования
- Акцентировать внимание педагога на эстетической стороне создания программ
Массивы
Структурный тип переменных описывается в разделе var <имя переменной:> array[<интервал>] of <тип компоненты>.
Компоненты массива могут принадлежать к любому скалярному типу (byte, Boolean, integer, real, char) или перечисляемому, интервальному типу или в свою очередь являться массивом. Таким образом, можно ввести двумерный массив:
Type= vector: array[1..7] of char
Var matr:array of vector или
Var matr:array[1..7,1..7] of char
Обработка массивов производится путем изменения индексов компонент. Однако, копия всего массива может быть присвоена другому массиву того же типа: a:=b. Массивы ценны тем, что индексы могут быть переменными или выражениями, обеспечивающими доступ к последовательным компонентам. Массив размерностью больше 1 называют матрицей.
Матрицы широко используются при решении систем линейных уравнений высшей математики. Решение задач, связанных с матрицами прививает навыки работы с понятиями, которые школьники встретят при дальнейшем обучении.
Задания:
№1. Задать массив, размерностью 25.Ввести в него числа от 1 до 25. Вывести его на экран в виде матрицы
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
№2. Задать двумерный массив a:array[1..5,1..5] of byte. Внести в него числа от 1 до 25 и произвести вывод на экран как в задании №1
№3. Задать массив как в задании №1. Вывести его на экран в виде зигзага.
1 2 3 4 5
10 9 8 7 6
11 12 13 14 15
20 19 18 17 16
21 22 23 24 25
№4. Вывести в виде зигзага двумерный массив чисел от 1 до 25.
№5. Перенести решение заданий 1- 5 на массив любой размерности n=k2.
Решение задания №5
Множество
Множество – это набор элементов перечисляемого типа. Элементами множества не могут быть переменные тип real и структурного типа.
Множества объявляются в разделе var следующей конструкцией:
<имя переменной:> set of <тип элементов.
Примеры:
M:set of char
Set of ‘A’,..’L’
Set of (mon, tue, wed, thu, fri, sat, san)
Множество может быть пустым d:=[]
Над множества определены операции:
Объединение d:=[2..5]+[4..8]; d=[2..8]
Пересечение: d1:=[2..5]*[4..7]; d1=[4..5]
Разность: d2:=d-d1; d2=[2,3,6..8]
Логическая функция определяет принадлежность множеству отдельного элемента:
Writeln(6 IN [5..7], 6 IN [2..5]) TRUE FALSE
Задание:
Смоделировать расклад фишек лото, используя генератор случайных чисел.
Решение
Использование переменных типа множество в данном случае очень эффективно, так как программа небольшая и изящная. Можно предложить решить эту задачу, не используя переменных типа множество. Теория множеств является частью высшей математики и представляет собой инструмент, имеющий широкое прикладное значение. Таким образом, решая задачи с применением этого инструмента, обучающиеся приобретают навык обращения с фундаментальными понятиями, изучаемыми в высших учебных заведениях.Перечисляемый и интервальный типы
Эти типы переменных задаются пользователем в разделе type
Type
Week=1..7;
WorkDays=(lun, mon, wen, jed, ven)
Var
d:Week;
Today, tomorrow:WorkDay
К перечисляемому типу переменных применимы функции:
ORD – номер по порядку. ORD(wen)=3
PRED – предыдущее значение. PRED(mon)=lun
SUCC – следующее значение. SUCC(jed)=ven
Задание:
Описать типы перечисляемых переиенных:
курс корабля Cours=(N, E, S, W) – север, восток, юг, запад; приказ Ordr=(F,R,B,L,K) – вперед, направо, назад, налево. Задать переменные c:Cours – курс корабля, o:Ordr – приказ. Определять новый курс корабля до прибытия в порт o=E. Использовать цикл repeat.. until
Решение
Строки
Строковые переменные описываются в разделе var.
S:STRING[17], где число в скобках задает максимальную длину строковой переменной, это число не может быть больше 255. Строковая константа состоит из символов, заключенных к апострофы: S:=’It is cold’
Для строковых переменных определены следующие функции:
LENGTH(S):integer – длина, число символов
COPY(S,N1,L):string – копирование из строки S L символов, начиная с N1.
CONCAT(S1,S2,..,SN) – сцепление строк
И следующие процедуры:
DELETE(S,POS,N1) – удаление из строки S N1 символов, начиная с POS
INSERT(S1,S,N1) – вставка в строку S строки S1, начиная с POS
STR(I,S) – преобразование числа I в строку S
VAL(S,I,COD) – преобразование строки S в число I, COD=0, если преобразование возможно, если оно невозможно, то COD равен номеру позиции первого ошибочного символа.
Задание 1: Ввести строку и создать новую строку, записав в нее исходную в обратном порядке. Например: s=лом, s1=мол.
Решение:
Задание 2: Найти в строке все пробелы и заменить их на знаки вопроса.
Решение:
Задание 3: Вести 6-значное число, номер билета. Определить, является ли билет счастливым, то есть совпадают ли суммы 3-х первых цифр и 3-х последних.
Решение
Задание 4: Ввести строку и удалить из нее четные символы, вывести результат
Решение
Список литературы:
Бородич Ю.С. Паскаль для персональных компьютеров – Москва, издательство «Высшая школа», 2004
Грызлов В.И,, Грызлова Т.П Турбо Паскаль 7.0 – Москва, издательство ДМК, 2000
Епанишников А.М., Епанишникова В.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0 – Москва, издательство «Диалог-МИФИ», 2002
www.http://Tp7.info – сайт о языке Турбо Паскаль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход при формировании учебно-методического комплекса учебной дисциплины
Данная работа описывает компетентностный подход при формирования УМК дисциплины "Физика", преподавемой в учреждении профессионального образования. В работе описывается методика формирования предметных...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»
УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей: 35.02.07 (110809 )...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»
УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей: 35.02.07 (110809 )...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»
УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей: 35.02.07 (110809 )...
Опыт работы по созданию и ведению учебно-методического комплекса учебной дисциплины "Физика"
В материале рассмотрена одна из трудовых функций педагога: «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СП...
Учебно-методический комплекс «Алгоритмизация и основы программирования»
Уроки по теме «Языки программирования» составлены на основе стандарта основного (среднего (полного)) общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы основного общего (ср...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Фортепиано, аккомпанемент и чтение с листа"
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине ОП.01.02 Фортепиано, аккомпанемент, чтение с листа по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» включает методические рекомендации и...