Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) на тему

Галимова Ильсияр Раисовна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса  составлена на основании следующих документов:

- Законов РФ и РТ «Об образовании»;

-  Федерального  компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Приказ МО России от 5 марта 2004 г. №1089);  

- программы курса информатики для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Семакина И.Г., Хеннера Е.К. М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012 

Рабочая программа разработана на 35 часов из расчета 1 час в неделю: из них на проведение контрольных работ – 2 часа, практических работ – 14.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса  составлена на основании следующих документов:

- Законов РФ и РТ «Об образовании»;

-  Федерального  компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Приказ МО России от 5 марта 2004 г. №1089);  

- программы курса информатики для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Семакина И.Г., Хеннера Е.К. М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основными задачами курса являются:

  • раскрыть общие закономерности информационных процессов в природе, обществе, технических системах;
  • сформировать умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • сформировать умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;
  • сформировать навыки поиска, обработки и хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных, а будущем и в профессиональной деятельности;
  • подготовить учащихся к последующему изучению алгоритмизации и моделирования путем решения простых задач с использованием современных компьютерных технологий.

Рабочая программа разработана на 35 часов из расчета 1 час в неделю: из них на проведение контрольных работ – 2 часа, практических работ – 14.  

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

Учебник «Информатика  и ИКТ. Базовый уровень» учебник для 10-11 классов. И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. – 9 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Основные содержательные линии  общеобразовательного курса базового уровня для 10 класса расширяют и углубляют следующие   содержательные линии  курса информатики и ИКТ в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации  в информационных системах;  информационные основы процессов управления);
  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей;  исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
  • Линию информационных технологий (технологии хранения, поиска и сортировки данных).

Преобладающей формой текущего контроля осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума), тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.


Содержание курса

предмета «Информатика и ИКТ»

на базовом уровне (1час в неделю)

10 класс

1. Информация и информационные процессы (9ч)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.

Управление системой как информационный процесс. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды.

Защита информации. Методы защиты.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Практические работы

Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

Кодирование информации

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

Защита информации

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

2. Информационные системы.(9 ч.)

Понятие и типы информационных систем

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые)

Системы управления базами данных. Знакомство с СУБД Access

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)

Реляционные базы данных

Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Упорядочение данных в среде СУБД.

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Практическая работа

Информационные системы. СУБД.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

3. Информационные модели (6 ч)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования.

Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.  

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.

Замкнутые и разомкнутые СУ. Самоуправляемые системы. Самоорганизующиеся системы

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы (1,5 час)

Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

Исследование моделей

 Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. Компьютерные технологии представления информации (11ч)

Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Архитектуры современных компьютеров.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Многообразие операционных систем. Настройка  BIOS и загрузка ОС.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики

Представление звуковой информации:MIDI и цифровая запись.

Развитие архитектуры  вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей.

Практическая работа (4,5 час)

Компьютер и программное обеспечение.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

Представление информации в компьютере.

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

       Календарно – тематическое планирование

10 класс

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические

сроки

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

теор

прак

конт

знания

умения

Общие учебные умения, навыки и способы

деятельности

1. Информация и информационные процессы (9ч)

6,5

1,5

1

-что такое системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы

-что такое канал связи и его характеристики

- что такое язык представления информации

-формализованные и неформализованные языки

-методы поиска информации

-критерии отбора информации

-Как преобразовать информацию на основе формальных правил

-возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных

-методы защиты информации

- в чем состоят особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- п. «шифрование», «дешифрование».

 - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

-осуществлять поиск и отбор информации

-Выбирать способ хранения информации

-выбирать способ представления информации в соответствии с поставленной задачей

-Приводить примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

-Систематизировать информацию

-изменять форму представления информации

-организовать личную информационную среду

-решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

-Использовать основные методы информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

-Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики.

 - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

Практическая работа № 1 «Измерение информации»

Практическая работа № 2 «Информационные процессы. Кодирование информации»

Практическая работа № 3 «Поиск информации. Защита информации»

Контрольная работа №1 «Информация, измерение информации»

Введение.  Структура информатики. 

1

Основные подходы к определению «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

1

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 1 «Измерение информации»

0,5

0,5

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Практическая работа № 2 «Информационные процессы. Кодирование информации»

0,5

0,5

Хранение информации. Выбор способа хранения информации.

1

Поиск информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

1

Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

1

Управление системой как информационный процесс. Практическая работа № 3 «Поиск информации. Защита информации»

0,5

0,5

Контрольная работа №1 по теме

 «Информация и информационные процессы»

1

2. Информационные системы (9 ч.)

6

2

1

-понятие и типы информационных систем

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные хар-ки

-типы БД (табличные, иерархические, сетевые)

-какие бывают формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)

Что такое реляционная БД

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

-что такое криптография

-что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

-использовать основные методы информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Связывать таблица в многотабличной БД

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

- историю развития носителей информации

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

-какая информация требует защиты

-виды угроз для числовой информации

-физические способы защиты информации

-программные средства защиты информации

Практическая работа №4 «Создание структуры табличной БД. Осуществление ввода и редактирования данных»

Практическая работа №5 «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД»

Практическая работа №5 «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД»

Контрольная работа№2 «Информационные системы»

Анализ контрольной работы. Понятие и типы информационных систем

1

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые)

1

Системы управления базами данных. Знакомство с СУБД Access.

1

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)

1

Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

1

Практическая работа №4 «Создание структуры табличной БД. Осуществление ввода и редактирования данных»

1

Упорядочение данных в среде СУБД. Практическая работа №5 «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД»

1

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

1

Контрольная работа№2  «Информационные системы»

1

3. Информационные модели (6 ч)

4,5

1,5

-

- определение модели

- что такое информационная модель, назначение и виды информационных моделей

-Что такое объект и субъект, цель моделирования

-формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

-основные этапы построения моделей

-формализация как важнейший этап моделирования.

-виды компьютерных моделей: расчетные, графические, имитационные модели

-что такое гипертекст, как с помощью гипертекста организованны поисковые системы

-определять цель управления, воздействия внешней среды

-понятие о сложных СУ, принцип иерархичности систем

-алгоритм как модель деятельности

-управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия

-роль обратной связи в управлении

-понятие о сложных системах управления, принцип иерархической системы

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы 

- Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

-Оценить адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.

-Приводить примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов

- этапы информационного моделирования на компьютере

-основные типы табличных моделей

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

-уметь использовать информационные модели в учебной и познавательной деятельности.

Практическая работа №7 по теме «Моделирование и формализация» Практическая работа № 8 по теме «Информационные основы управления»

Анализ контрольной работы. Информационное моделирование как метод познания. Информационные модели. Объект, субъект, цель моделирования.

1

Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. 

1

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.  Практическая работа №6 по теме «Исследование моделей»

0,5

0,5

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.

1

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Практическая работа №7 по теме «Моделирование и формализация»

0,5

0,5

Замкнутые и разомкнутые СУ. Самоуправляемые системы. Самоорганизующиеся системы. Практическая работа № 8 по теме «Информационные основы управления»

0,5

0,5

4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. (11ч)

5,5

4,5

1

-аппаратное и программное обеспечение компьютера

-архитектуры современных компьютеров

-многообразие ОС

-программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации

-как тестировать компьютер

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- двоичное представление информации в компьютере

-Двоичная СС

-двоичная арифметика

- представление целых и вещественных чисел

- представление текста, кодовые таблицы

- подходы к представлению графической информации, цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

-работать с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами, антивирусными программами.

- архитектуру персонального компьютера

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

Практическая работа №9 по теме «Настройка  BIOS и загрузка ОС»

Практическая работа №10 по теме «Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности»

Практическая работа №11 по теме «Представление чисел»

Практическая работа №12 по теме «Кодирование текстовой информации» Практическая работа №13 по теме «Кодирование графической и звуковой  информации»

Практическая работа №14 по теме «Организация локальных и глобальных сетей»

Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Архитектуры современных компьютеров.

1

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Многообразие операционных систем. Практическая работа №9 по теме «Настройка  BIOS и загрузка ОС»

0,5

0,5

Практическая работа №10 по теме «Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности»

1

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.

1

Практическая работа №11 по теме «Представление чисел»

1

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление текста, графики и звука. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

1

Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Практическая работа №12 по теме «Кодирование текстовой информации»

0,5

0,5

Представление звуковой информации:MIDI и цифровая запись. Практическая работа №13 по теме «Кодирование графической и звуковой  информации»

0,5

0,5

Итоговая контрольная работа

1

Развитие архитектуры  вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей.

1

Практическая работа №14 по теме «Организация локальных и глобальных сетей»

1


График контрольных и практических работ

10 класс

№ урока

Вид и тема работы

Календарные сроки

Планируемые

Фактически

1

Практическая работа № 1 «Измерение информации»

2

Практическая работа № 2 «Информационные процессы. Кодирование информации»

3

. Практическая работа № 3 «Поиск информации. Защита информации»

4

Контрольная работа №1 по теме

 «Информация и информационные процессы»

5

Практическая работа №4 «Создание структуры табличной БД. Осуществление ввода и редактирования данных»

6

Практическая работа №5 «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД»

7

Контрольная работа№2  «Информационные системы»

8

Практическая работа №6 по теме «Исследование моделей»

9

Практическая работа №7 по теме «Моделирование и формализация»

10

Практическая работа № 8 по теме «Информационные основы управления»

11

Практическая работа №9 по теме «Настройка  BIOS и загрузка ОС»

12

Практическая работа №10 по теме «Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности»

13

Практическая работа №11 по теме «Представление чисел»

14

Практическая работа №12 по теме «Кодирование текстовой информации»

15

Практическая работа №13 по теме «Кодирование графической и звуковой  информации»

16

Итоговая контрольная работа

17

Практическая работа №14 по теме «Организация локальных и глобальных сетей»


ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методический комплект

  1. Программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10–11 классов средней общеобразовательной школы, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень.   Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2013.

Литература для учителя

  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы: методическое пособие
  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: учебное пособие
  3. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: практикум
  4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К.  Информационные системы и модели. Элективный курс: методическое пособие

Литература для ученика

  1. Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник. - М.: 2011.
  2. Энциклопедия для детей. Информатика. Том. 22. - М.: Аванта плюс, 2011.
  3. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Звуковой редактор.

Простая система управления базами данных.

Простая геоинформационная система.

Система автоматизированного проектирования.

Виртуальные компьютерные лаборатории.

Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Система программирования.

Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

Программа интерактивного общения

Простой редактор Web-страниц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...