Системно-деятельностный подход при обучении информатике учащихся с нарушением зрения
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Малыгина Галина Евгеньевна

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, современные методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon report.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Системно-деятельностный подход при обучении информатике учащихся с нарушением зрения

Краткое вступление, постановка проблемы

Сегодня в рамках модернизации образования, школы должны быть готовы принять детей с различными образовательными потребностями и учитывать особенности  психофизического развития  и  индивидуальных возможностей.

Наша школа отличается от других школ тем, что в ней обучаются дети в общеобразовательных и специальных (коррекционных) классах IV вида (слабовидящие дети). Слабовидящим и слепым детям трудно адаптироваться в окружающем мире, поэтому компьютер является прекрасным помощником для обучения, развития школьника, а также средством общения. Необходимо стремиться научить школьников не только работать на компьютере, но и решать многочисленные задачи, стимулирующие познавательную деятельность. Формировать у учащихся творческий подход к решению проблем.

Во многих школах учителя сталкиваются с проблемой обучения на компьютере детей с ослабленным зрением, поэтому хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами.

Цель моей деятельности

Осуществление деятельностного подхода при обучении информатике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного процесса в школе.

Базовые положения

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, современные методы обучения.

Надо стремиться обеспечить активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Строить учебный процесс на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии. Слабовидящим детям рекомендован режим непрерывной зрительной нагрузки 10-15 минут, поэтому применение и чередование различных методов, форм, приёмов актуально.

Для каждого этапа урока используются свои методы, формы, приёмы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Этапы урока. Хочется представить некоторые методы и приёмы, используемые на разных этапах урока.

  1. Презентация учебного материала
  1. Ролевая игра для решения задач.  Ролевая игра способствуют познанию о процессах и чувства других участников игры, создаются условия, когда ученики решают определенную проблему, обыгрывая роли, создают благоприятные условия для обсуждения.
  1.   Имитация по задачам Переправы, Разъезды, Взвешивания (5 класс). В голове многим ребятам очень трудно представить задачу, а когда они проигрывают её в виде сценки, то с лёгкостью решают эту задачу и ей подобные.
  2.  Чувственное познание окружающего мира (6 класс)
  3. Информационные модели (7 класс)                                Ролевые игры прекрасно подходят для глубокого усвоения материала детьми с различными образовательными потребностями.
  1. Приём "Белые пятна". Учителем предлагается тема, а ученики пытаются провести рассуждения, которые записываются на доске и обсуждаются.
  1. Тема: Носители информации. Дети рассуждают и перечисляют известные им носители, узнают новые (5 класс)
  2. Алгоритм (7 класс).
  3. Устройства компьютера (8 класс)
  4. Программное обеспечение (8 класс)
  5. Моделирование (11 класс)
  1. Приём «Угадайка»
  1. В теме «Как образуются понятия» (6 класс) ученикам загадывают предмет. Они отгадывают, задавая вопросы, на которые могут получить только «да» и «нет». Путём логических рассуждений учащиеся отгадывают задуманный предмет.
  2. Разновидности объектов и их классификация. (7 класс). Предлагают детям объекты, которые можно ощупать, а они называют классификацию.
  1. Организация самостоятельной работы над темой
  1. Кейс-метод. Учащиеся работают по группам и анализируют предложенные документы, выделяют главное, а потом с помощью учителя синтезируют знания.
  1. Графики и диаграммы (7 класс). Выяснение оптимального режима дня и сравнение с ним своего режима дня. Делают выводы о правильности распределения своего времени.
  2. Устройства компьютера (8 класс). Выбор устройств компьютера для учёбы, в офис, для игр. Из кейса выбирают характеристики устройств компьютера и цены из прайс-листа на эти устройства на дату проведения урока. При этом ребята нешаблонно подходят к решению поставленных задач.
  3. Сортировка в базах данных (9 или 11 класс). Выяснение необходимости сортировки в библиотеке, в видеотеке, школьных документов.
  1. Работа над проектами
  1. Практическая работа на компьютере с графикой (6 класс)
  2. Проект «Погода в родном городе» (7 класс)
  3. Проекты, темы которых выбраны самостоятельно (9-11 классы).
  1. Релаксация. Слабовидящим детям необходимо проводить в течение урока одну или две зарядки для глаз. Зарядки для глаз, зарядки для дыхания надо использовать и здоровым детям. Для некоторых тем по информатике можно предложить творческие зарядки, тесно связанные с темой. Например, в теме «Сортировка и поиск данных» я провожу ранжирование по разным признакам (росту, цвету глаз, длине стопы и т.п.). Многочисленные упражнения для глаз можно проводить, используя и компьютер.
  2. Подведение итогов урока. Ребята отвечают на вопросы по итогам урока.
  1. Отмечают разными цветами своё отношение к пониманию разделам урока на доске.
  2. Правильность понимания вопроса можно обозначить хлопками в ладоши или улыбками.

Основной результат 

Осуществляя деятельностный подход при обучении информатике,  учащиеся выполняют режим чтения и письма, рекомендованный врачом. С возникновением трудностей при разглядывании мелких элементов текста используются лупы. На уроках информатики дети, которым противопоказан просмотр изображений с экрана монитора, используют специальные программы чтения экрана на основе генератора речи.

Применение разнообразных форм организации образовательного процесса  слабовидящих детей приводит к стабильному качеству знаний на уровне 60-70%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.

             Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...

презентация по теме: "Системно-деятельностный подход в обучении информатики "

в данной презентации приведены основные приемы для каждого этапа урока врамках системно-деятельностного подхода...

Конспект урока для учащегося с нарушением зрения.

Конспект урока английского языка для учащегося с нарушением зрения, находящегося на индивидуальном обучении....

Системный подход на основе информационных коммуникационных технологий в подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения.

Цель статьи, отражающей мою деятельность: осуществление системного подхода при обучении и подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного пр...

Системно-деятельностный подход при обучении информатике в средней школе

Системный подход в науке представляет совокупность методов деятельности, рассматривающих любую проблему с системных позиций, то есть как некую систему, обладающую своими функциями и системным эффектом...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся с нарушением зрения на уроках информатики и ИКТ.

Незрячие и слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями, которые реализуются в условиях специального обучения. При выборе методов, форм, средств учитываются характер и структура ...