Системно-деятельностный подход при обучении информатике учащихся с нарушением зрения
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, современные методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
report.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Системно-деятельностный подход при обучении информатике учащихся с нарушением зрения
Краткое вступление, постановка проблемы
Сегодня в рамках модернизации образования, школы должны быть готовы принять детей с различными образовательными потребностями и учитывать особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Наша школа отличается от других школ тем, что в ней обучаются дети в общеобразовательных и специальных (коррекционных) классах IV вида (слабовидящие дети). Слабовидящим и слепым детям трудно адаптироваться в окружающем мире, поэтому компьютер является прекрасным помощником для обучения, развития школьника, а также средством общения. Необходимо стремиться научить школьников не только работать на компьютере, но и решать многочисленные задачи, стимулирующие познавательную деятельность. Формировать у учащихся творческий подход к решению проблем.
Во многих школах учителя сталкиваются с проблемой обучения на компьютере детей с ослабленным зрением, поэтому хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами.
Цель моей деятельности
Осуществление деятельностного подхода при обучении информатике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного процесса в школе.
Базовые положения
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, современные методы обучения.
Надо стремиться обеспечить активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Строить учебный процесс на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии. Слабовидящим детям рекомендован режим непрерывной зрительной нагрузки 10-15 минут, поэтому применение и чередование различных методов, форм, приёмов актуально.
Для каждого этапа урока используются свои методы, формы, приёмы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Этапы урока. Хочется представить некоторые методы и приёмы, используемые на разных этапах урока.
- Презентация учебного материала
- Ролевая игра для решения задач. Ролевая игра способствуют познанию о процессах и чувства других участников игры, создаются условия, когда ученики решают определенную проблему, обыгрывая роли, создают благоприятные условия для обсуждения.
- Имитация по задачам Переправы, Разъезды, Взвешивания (5 класс). В голове многим ребятам очень трудно представить задачу, а когда они проигрывают её в виде сценки, то с лёгкостью решают эту задачу и ей подобные.
- Чувственное познание окружающего мира (6 класс)
- Информационные модели (7 класс) Ролевые игры прекрасно подходят для глубокого усвоения материала детьми с различными образовательными потребностями.
- Приём "Белые пятна". Учителем предлагается тема, а ученики пытаются провести рассуждения, которые записываются на доске и обсуждаются.
- Тема: Носители информации. Дети рассуждают и перечисляют известные им носители, узнают новые (5 класс)
- Алгоритм (7 класс).
- Устройства компьютера (8 класс)
- Программное обеспечение (8 класс)
- Моделирование (11 класс)
- Приём «Угадайка»
- В теме «Как образуются понятия» (6 класс) ученикам загадывают предмет. Они отгадывают, задавая вопросы, на которые могут получить только «да» и «нет». Путём логических рассуждений учащиеся отгадывают задуманный предмет.
- Разновидности объектов и их классификация. (7 класс). Предлагают детям объекты, которые можно ощупать, а они называют классификацию.
- Организация самостоятельной работы над темой
- Кейс-метод. Учащиеся работают по группам и анализируют предложенные документы, выделяют главное, а потом с помощью учителя синтезируют знания.
- Графики и диаграммы (7 класс). Выяснение оптимального режима дня и сравнение с ним своего режима дня. Делают выводы о правильности распределения своего времени.
- Устройства компьютера (8 класс). Выбор устройств компьютера для учёбы, в офис, для игр. Из кейса выбирают характеристики устройств компьютера и цены из прайс-листа на эти устройства на дату проведения урока. При этом ребята нешаблонно подходят к решению поставленных задач.
- Сортировка в базах данных (9 или 11 класс). Выяснение необходимости сортировки в библиотеке, в видеотеке, школьных документов.
- Работа над проектами
- Практическая работа на компьютере с графикой (6 класс)
- Проект «Погода в родном городе» (7 класс)
- Проекты, темы которых выбраны самостоятельно (9-11 классы).
- Релаксация. Слабовидящим детям необходимо проводить в течение урока одну или две зарядки для глаз. Зарядки для глаз, зарядки для дыхания надо использовать и здоровым детям. Для некоторых тем по информатике можно предложить творческие зарядки, тесно связанные с темой. Например, в теме «Сортировка и поиск данных» я провожу ранжирование по разным признакам (росту, цвету глаз, длине стопы и т.п.). Многочисленные упражнения для глаз можно проводить, используя и компьютер.
- Подведение итогов урока. Ребята отвечают на вопросы по итогам урока.
- Отмечают разными цветами своё отношение к пониманию разделам урока на доске.
- Правильность понимания вопроса можно обозначить хлопками в ладоши или улыбками.
Основной результат
Осуществляя деятельностный подход при обучении информатике, учащиеся выполняют режим чтения и письма, рекомендованный врачом. С возникновением трудностей при разглядывании мелких элементов текста используются лупы. На уроках информатики дети, которым противопоказан просмотр изображений с экрана монитора, используют специальные программы чтения экрана на основе генератора речи.
Применение разнообразных форм организации образовательного процесса слабовидящих детей приводит к стабильному качеству знаний на уровне 60-70%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей с функциональным нарушением зрения ориентировке в пространстве.
Для дошкольников с функциональным нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность: у них по сравне...
презентация по теме: "Системно-деятельностный подход в обучении информатики "
в данной презентации приведены основные приемы для каждого этапа урока врамках системно-деятельностного подхода...
Конспект урока для учащегося с нарушением зрения.
Конспект урока английского языка для учащегося с нарушением зрения, находящегося на индивидуальном обучении....
Системный подход на основе информационных коммуникационных технологий в подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения.
Цель статьи, отражающей мою деятельность: осуществление системного подхода при обучении и подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного пр...
Системно-деятельностный подход при обучении информатике в средней школе
Системный подход в науке представляет совокупность методов деятельности, рассматривающих любую проблему с системных позиций, то есть как некую систему, обладающую своими функциями и системным эффектом...
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся с нарушением зрения на уроках информатики и ИКТ.
Незрячие и слабовидящие дети обладают огромными компенсаторными возможностями, которые реализуются в условиях специального обучения. При выборе методов, форм, средств учитываются характер и структура ...