Системный подход на основе информационных коммуникационных технологий в подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения.
статья по физике на тему
Цель статьи, отражающей мою деятельность: осуществление системного подхода при обучении и подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного процесса в школе с использованием информационных коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Галина Евгеньевна Малыгина, учитель информатики и физики первой квалификационной категории, муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа №5» |
Тема: Системный подход на основе информационных коммуникационных технологий в подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения.
Краткое вступление, постановка проблемы
Главной задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Понимание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем активно познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании школьника в интересах устойчивого развития общества и природы.
На настоящее время в рамках модернизации образования, школы должны быть готовы принять детей с различными образовательными потребностями.
Наша школа отличается от других школ тем, что в ней обучаются дети в общеобразовательных и специальных (коррекционных) классах IV вида (слабовидящие дети). Слабовидящим и слепым детям трудно адаптироваться в окружающем мире, поэтому компьютер является прекрасным помощником для обучения, развития школьника, а также средством общения. С позиций учителя информатики надо стремиться научить школьников не только работать на компьютере, но и решать многочисленные задачи, стимулирующие познавательную деятельность. А на уроках физики обучать детей применять компьютер и технические устройства, связанные с ним, как инструмент для познания окружающего мира. Информационно-коммуникационные технологии помогают воспитывать у школьников в процессе деятельности положительное отношение к физике, развивать интерес к физическим знаниям, понимать нравственные и этические проблемы, связанные с физикой.
Формирование навыков и умений при работе с компьютерными программами по физике, поиска информации в сети Интернет, в выборе способа представления данных с использованием соответствующих программных средств обработки является одним из необходимых и важных условий в подготовке к государственной аттестации.
Цель моей деятельности
Осуществление системного подхода при обучении и подготовке к государственной аттестации по физике учащихся с нарушением зрения на протяжении всего учебного процесса в школе с использованием информационных коммуникационных технологий.
Базовые положения
На современном этапе в нашей стране по проверке степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы по физике проводится государственная аттестация в форме ГИА (9-ые классы) и ЕГЭ (11-ые классы). В материалах ГИА и ЕГЭ по физике можно видеть задачи различного типа и уровня сложности. Они не только стандартные, но и требующие независимости мышления, оригинальности, изобретательности. Перед экзаменом учащиеся должны владеть основным понятийным аппаратом, основными знаниями о методах научного познания и экспериментальными умениями, понимать тексты физического содержания. В государственной итоговой аттестации после 9-го класса есть экспериментальное задание. В нём проверяются приобретенные знания и умения и их использование в практической деятельности.
Перед учителем встаёт проблема: как активизировать мыслительную деятельность и повысить интерес учащегося к физической науке. В этом ему помогают информационные технологии.
Если уроки физики проводить в кабинете с достаточным количеством компьютеров, то можно организовать самостоятельную индивидуальную учебную деятельность, которая способна привести к образованию прочных и глубоких знаний, устойчивых навыков. В таких условиях приобретаемые знания становятся личностно значимыми для учащегося.
Применение компьютерной техники можно использовать на всех этапах учебного процесса, для отработки алгоритмов решения всех видов физических задач. Особое внимание необходимо уделять задачам при изучении, закреплении материала, так как только умение решать задачи характеризует степень осознанности пройденного материала, прочность и глубину знаний.
Решение физических задач в процессе обучения физике с использованием ИКТ:
Принципы создания задач, тестовых вопросов | Способы применения ИКТ для отработки навыков в решении этих задач |
Через соответствующий подбор материала физических задач можно знакомить учащихся с новым материалом, расширяя область их знаний, подготовить ребят к усвоению дальнейших частей изучаемого курса | Мультимедийные презентации; компьютерное моделирование; компьютерные демонстрации; решение задач в электронных таблицах |
Создать и укрепить умения в применении физических законов к объяснению явлений природы и к решению практических вопросов. Реализуется единство теории и практики. | Мультимедийные презентации; компьютерное моделирование; компьютерные демонстрации; лабораторно – компьютерный практикум; решение задач в электронных таблицах; поиск в сети Интернет; обучающие системы в сети Интернет |
Подбор задач с техническим содержанием. | Мультимедийные презентации; компьютерное моделирование; компьютерные демонстрации; лабораторно – компьютерный практикум; решение задач в электронных таблицах; компьютерное тестирование; поиск в сети Интернет |
Знание и применение наименований физических величин в различных системах, формирует умение работать с таблицами постоянных величин | Мультимедийные презентации; лабораторно – компьютерный практикум; решение задач в электронных таблицах; поиск в сети Интернет; обучающие системы в сети Интернет |
Установление межпредметных связей в задачах | Мультимедийные презентации; компьютерное моделирование; компьютерные демонстрации; лабораторно – компьютерный практикум; решение задач в электронных таблицах; поиск в сети Интернет; обучающие системы в сети Интернет |
Осуществление повторения пройденного материала, организация контроля знаний | компьютерное моделирование; компьютерные демонстрации; лабораторно – компьютерный практикум; решение задач в электронных таблицах; компьютерное тестирование; поиск в сети Интернет; on-line тестирование; обучающие системы в сети Интернет |
В обучающих компьютерных программах под компьютерными моделями понимаются, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные модельные ситуации, встречающиеся в физических задачах. Наибольший интерес у учащихся вызывают компьютерные модели, в рамках которых можно управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров. Например, урок в 11 классе по теме «Фотоэффект»; урок в 9 классе «Относительность движения», «Равноускоренное движение» и т.п. Практически невозможно обойтись без компьютерного эксперимента при изучении темы «Квантовые явления» в 11 классе, так как реальный эксперимент по данной теме провести в школьных условиях невозможно. Компьютерное моделирование можно проводить и в электронных таблицах с построением графиков и диаграмм, и с помощью сред программирования с анимацией объектов.
Многие задачи ГИА и ЕГЭ можно смоделировать в электронных таблицах. Перед учителем стоит задача научить анализировать полученные результаты, выявлять как качественные, так и количественные зависимости между величинами, характеризующими явление. При работе с моделью учитываются индивидуальные особенности каждого ученика и предлагаются им дифференцированные задания разного уровня сложности, содержащие элементы самостоятельного творчества.
Информационные технологии помогают проводить лабораторные работы, смоделированные в специальных программах, а также в электронных таблицах. Для слабовидящих детей этот вариант бывает наиболее актуальным, так как на приборах им очень трудно рассмотреть шкалы, а в программе можно с помощью лупы увеличить изображение и получить точные результаты. Примеры лабораторных работ «Измерение выталкивающей силы», «Выяснение условий равновесия рычага» и т.п.
Если задача содержит техническую информацию или любую другую, которая учащимся неизвестна, то появляется необходимость организовать поиск в сети Интернет.
Компьютерное тестирование эффективный способ проверки знаний. Его можно проводить с помощью специальных программ с готовыми тестами, можно создавать с помощью тестовых оболочек или электронных таблиц, использовать on-line тесты. К форме тестовых заданий детей надо приучать с первых тем курса. Накопленные результаты тестирования позволяют вести мониторинг освоения программного материала, спланировать индивидуальную работу с учащимися.
Для отработки навыков по решению задач на изучаемую тему можно использовать обучающие системы в сети Интернет. Эти системы очень эффективны для подготовки к контрольным, самостоятельным, тестовым работам не только во время урока, но и домашних условиях. Они также хороши для подготовки к государственной аттестации.
Основной результат
Осуществляя системный подход на основе информационных коммуникационных технологий в подготовке к аттестации по физике, учащиеся уверенно справляются с различными видами тестовых заданий.
В процессе обучения нельзя забывать о сохранении здоровья школьников. Дети выполняют режим чтения и письма, рекомендованный врачом. С возникновением трудностей при разглядывании мелких элементов текста используются электронные лупы. На уроках дети, которым противопоказан просмотр изображений с экрана монитора, используют специальные программы чтения экрана на основе генератора речи.
Заключение
На основе Федерального государственного образовательного стандарта необходимо переориентировать школьное образование на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости. Современному миру требуются думающие люди, способные принимать ответственные решения в различных сферах, постоянно развивать свою компетентность, а не существовать в рамках ранее выученного и освоенного. У учащегося необходимо развивать личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, ориентированных на формирование новых ценностно-смысловых установок.
Информационные и коммуникационные технологий (ИКТ) позволяют овладеть общепредметными понятиями, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием, формирует опыт принятия решения и управления объектами, развивает умения и навыки использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей обучающихся на основе информационно- коммуникационных технологий на уроках географии
Используя возможности ИКТ можно показать ученикам весь мир, дать почувствовать шорох джунглей, и холод Антарктиды, и зной пустыни, увидеть заснеженные горы Памира и бескрайние просторы Тихого океана...
Аналитическая справка: "Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»
Актуальность опыта.В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современн...
«Применение информационно – коммуникационных технологий для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов»
Вот уже несколько лет я готовлю детей к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а теперь и ГИА по математике. Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно с системой применения ИКТ при подготов...
Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»
В данной статье содержатся : Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий ...
Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения к учебной деятельности у детей с нарушением слуха
Использование ИКТ приобретает особое значение в работе с детьми с нарушением слуха, т.к. в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у детей зрительное восприятие...
«Разработка современных систем оценки уровня достижений учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий»
То, что дети могут сделатьвместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.Л. Выготский Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на ...
Использование информационно-коммуникационных технологий для подготовки к уроку физики.
Считаю применение ИКТ на уроках эффективным, так как это повышает познавательный интерес учащихся к изучению предмета, развивает внимательность, логику и образность мышления, активизирует интерес и ди...