Словесные информационные модели, 7 класс
презентация к уроку по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель информатики МОУ «СОШ №20» Поспелова Г. В. г. Новомосковск Тульская область
Тема «Словесные информационные модели»
7 класс (УМК Л.Л. Босовой)
Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- дополнить и обобщить представления учащихся о словесных информационных моделях.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях; систематизация полученных знаний.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, логического мышления учащихся, памяти, внимательности; исследовательских умений и навыков; навыков индивидуальной практической деятельности.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
- Ноутбуки;
- Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
- Презентация 7_2.3 «Словесные информационные модели».
Основные понятия:
- модель,
- информационная модель,
- натурная модель,
- моделирование.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала
Ученики отвечают на вопросы УЧ: §2.2 №№ 1, 2, 3с.49.
1.Приведите пример информационной модели:
а) ученика вашего класса;
б) игрока баскетбольной команды;
в) пациента ветеринарной лечебницы;
г) квартиры жилого дома;
д) книги в библиотеке;
е) кассеты (диска) с звукозаписью (видеозаписью);
ж) города.
2.Придумайте пример информационной модели, образными элементами которой являются муляжи фруктов и цветов.
3.Назовите объекты, модели которых приведены на рисунках 2.5 -2.7.
Рис. 2.5 | Рис. 2.6 |
Рис. 2.7 |
Назовите образные и знаковые элементы каждой модели. Для каждой модели поясните, смысл каких знаков нужно знать, чтобы получить информацию с помощью этой модели.
2) Объяснение нового материала: Словесные информационные модели. § 2.3.
(Сопровождается показом презентации 7_2.3_Словесные информационные модели»)
Рассматриваются словесные информационные модели как подмножество знаковых информационных моделей.
Важно обратить внимание ребят на то, что словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.
Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)
Далее следует рассмотреть четыре первых примера, приведенных в параграфе 2.3 учебника. После этого следует сделать вывод о том, что работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному и анализа.
3) Физкультминутка.
- Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
- Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
- Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
- Продолжительность 1-2 минуты.
4) Практическая работа.
Идея анализа текста проходит через практическую работу, задание 4 «Анализ текста. Крылатые выражения» работы 4 компьютерного практикума. Предварительно с учениками следует обсудить сам «алгоритм Цицерона». Для этого вывести на большой экран цепочку вопросов и провести во фронтальном режиме его совместный анализ.
Алгоритм Цицерона для выражения «Авгиевы конюшни»
Кто | Геракл |
Что | конюшни |
Где | Элида |
Чем | водами реки |
Зачем | очистить |
Как | направил через конюшню |
Когда | в греческой мифологии |
Можно организовать парную работу по выполнению этого задания: каждая пара учеников получает задание совместно проанализировать конкретный текст и оформить результаты анализа на компьютере. Полученные результаты ученики зачитывают классу.
Второй вариант работы связан с выполнением задания 5 «Пятистрочник (сиквейн)».
Ученикам предлагается ознакомиться с достаточно оригинальной формой словесного описания – пятистрочником. Обсуждение формы и пример сиквейна организовываются во фронтальном режиме.
Пример написания пятистрочника (сиквейна)
№ | Форма | Содержание |
1 | Одно слово — существительное | Вулкан |
2 | Два слова — прилагательные | Красный, горячий |
3 | Три слова — глаголы | Извергается, пылает, спасаются |
4 | Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение) | Страх, катастрофа, гибель, опасность |
5 | Одно слово-синоним | Ад |
Затем ученики составляют пятистрочник (сиквейн) для одного из объектов: «система», «компьютер», «информация» на компьютере. Полученные результаты по желанию учеников можно представить на всеобщее обсуждение.
5) Домашнее задание
1) Пословицы, поговорки, крылатые выражения являются своеобразными моделями, которые мы используем в речи для придания ей образности и эмоциональности. Прочитайте истории возникновения поговорок и опишите современные ситуации, моделями которых они служат.
Поговорка | История возникновения | В какой ситуации употребляется (моделью какой ситуации служит) |
Как пить дать | По обычаю древних славян никто ни при каких обстоятельствах не имел права отказать человеку в воде. | |
Как с гуся вода | У водоплавающих птиц оперение покрыто особой жирной смазкой, которую выделяет железа на спине около хвоста. Поэтому вода не смачивает перья, а быстро и беспрепятственно скатывается с них. | |
Косая сажень в плечах | «Косая сажень» — расстояние от подошвы ноги до концов пальцев вытянутой вверх противоположной руки взрослого мужчины. |
2) §2.9 (стр.49-54). Ответы на вопросы стр. 54 устно.
Литература
- Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 229 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
- Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 7_2.3 «Словесные информационные модели» Босова Л.Л.
Данная разработка предназначена для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.В презентации рассмат...
Урок «Словесные информационные модели»
Урок проводится в 7 классе (УМК Босова) Цель урока :закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях;систематизация полученных...
Материал к уроку информатики в 7 классе "Обработка словесных информационных моделей"
Это разработка урока по данной теме, раздаточный материал и презентация к уроку. Детям очень понравился этот урок. Более того, благодаря динамичности и смене видов деятельности ребята оценили сами себ...
Урок информатики в 7 классе СЛОВЕСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков....
Словесные информационные модели. Математические модели. Создаем многоуровневые списки
Второй урок по теме "Знаковые информационные модели" . Презентация и многоуровневые списки использована Л.Л. Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели
Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные).
Тема презентации: Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Презентация составлена на основе учебного материала по информатике 6 класса авторов Л.Л. Босовой и А.Ю....