Педагогический проект
проект по информатике и икт (10 класс) на тему

Полищук Екатерина Александровна

Сценарий учебного задания на тему: «Microsoft Office и графический редактор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гуманитарный лицей г. Томска

Педагогический проект

Сценарий учебного задания

к уроку Информатики и ИКТ на тему:

«Microsoft Office и графический редактор»

                                                                                                      Учитель информатики и ИКТ:

                                                                                                      Полищук Екатерина Александровна

                                                                                                     

\

                                                                                               

Томск 2015


Краткосрочный проект

Сценарий учебного задания на тему: «Microsoft Office и графический редактор»

Автор проекта: Полищук Екатерина Александровна

Место работы автора:   Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гуманитарный лицей г. Томска

Место реализации проекта: МАОУ Гуманитарный лицей, г. Томск, ул.Тверская, 74а

Тема проекта: «Microsoft Office и графический редактор»

Предметное направление: Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: учащиеся 10 класса

Объект исследования: процесс преподавания информатике в старшей школе.

Предмет исследования: Самостоятельный подход к изученному материалу.

Актуальность проекта:

На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на занятиях в образовательных учреждениях.

Необходимо не только давать определенную сумму знаний по каждому предмету, но и научить детей применять знания в жизни, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы. Осуществление работы по реализации проекта помогут некоторым ученикам увидеть результат своей работы. 

Открытые уроки позволяют повторить изученный материал,  и во время таких уроков каждый ученик может открыться с новой стороны.

Данный проект позволит разнообразить проведения урока и обхватить несколько разделов, тем самым повторить весь пройденный материал по предмету Информатики и ИКТ.

В нашем лицее каждый год проводятся месячники кафедры Естественно - математического образования, во время которых стали хорошей традицией занимательные уроки естественно - научных дисциплин. Так и на занятиях информатики проходят открытые и интегрированные уроки. И, казалось бы, уже много разработок, но всё равно задолго начинаешь обдумывать урок, стараешься внести какие-либо изменения.

Цель проекта: 

Совершенствование  условий для всестороннего развития и воспитания познавательной активности обучающихся, через программы Microsoft Office и графического редактора.

Достижение целей предполагает решение ряда задач:

Образовательные:

  1. Обеспечить в ходе реализации проекта повторение, закрепление основных понятий по предмету Информатика и ИКТ.
  2.  Определить границы собственного «знание» и «незнание»;
  3.  Использование своих знаний по другим предметам;
  4.  Умение обращаться с компьютерной техникой.

Воспитательные и развивающие:

  1. Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды, убеждения;
  2. Планирование собственной деятельности;
  3. Творческий подход;
  4. Самостоятельность;
  5. Логично и четко излагать свою точку зрения;
  6. Развивать у учащихся умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать.

Процесс реализации проекта (4 урока, 2 часа в неделю):

Этап

Комментарии, деятельность учителя и ученика

Срок реализации

1

Подготовительный

Оформление  сценария

Сбор информации по теме проекта.

Составление алгоритма задания по тексту

Составление критерий оценок и бланк оценивания.

Повторения тем по предмету Информатика и ИКТ

Март (3-7)

2015 год

2

Основной

Раздача необходимого материала.

Выполнения работы по тексту и алгоритму

Март (9-14)

2015 год

3

Подведения итогов

Демонстрация презентации, на которой учащиеся представляют свои проектные продукты.

Создание условий для внешнего и внутреннего оценивания.

Март (16-21)

2015 год

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение познавательного интереса к изучению предмета.
  2. Повышение качества обучения и успеваемости.
  3. Формирование и закрепления более прочных и глубоких знаний.
  4. Приобретение навыков самостоятельной деятельности.

Блоки

Показатели эффективности внедрения проекта

обучающиеся

учитель

Образовательный

Повышение положительной динамики познавательной активности.

Закрепления материала

Наличие оптимальных условий для качественного проведения урока.

Воспитательный

Повышение уровня эстетического восприятия учащихся.

Планирование собственной деятельности

Позитивный опыт использования современных технологий.

Развивающий

Повышение уровня культуры  общения учащихся.

Умения выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать

Повышение творческой активности учителя.


Ход занятия:

Основной этап:

 

Этап

Время (мин)

Деятельность учителя и учащихся на уроке

1

Организационный момент

1

Сообщение темы и цель урока.

Проверка готовности к уроку

2

Введение учебного задания

3

Учитель раздает алгоритм задания (см. Приложение 1)

И текст к заданию  (см. Приложение 2)

Проговаривает и объясняет все вопросы, связанные с данной работой

3

Выполнения задания

30-35

Ученики преступают к выполнению данного задания.

Комплексная работа индивидуальная.

4

Перерыв

10

Окончание первого часа занятия.

5

Выполнения задания

30-35

Ученики продолжают выполнять задания

6

Завершения выполнения задания

5

Ученики сохраняют свою работу

Этап подведения итогов:

Этап

Время (мин)

Деятельность учителя и учащихся на уроке

1

Организационный момент

5-10

Проверка готовности к уроку

Учитель раздает бланк оценивания (см. Приложение 4)

Знакомит учащихся с регламентом работы

Ученики проверяют свои работы и готовятся к демонстрации своей презентации.

2

Демонстрация презентаций

30-35

Каждый ученик демонстрирует свою презентацию с кратким докладом и ответом на вопрос (примерно 3 мин на один доклад).

Докладчику задают вопросы

3

Перерыв

10

Окончание первого часа занятия.

4

Демонстрация презентаций

30

Продолжения демонстрации презентации

Каждый ученик демонстрирует свою презентацию с кратким докладом и ответом на вопрос (примерно 3 мин на один доклад).

Докладчику задают вопросы

5

Подведение итогов урока

10

Выставления учителем оценок по критериям (см. Приложение 3)

Заполнения учащимися бланк оценивания (см. Приложение 4)

Учитель благодарит за работу.


Литература

  1. Информатика и ИКТ. 10 класс / Угринович Н.Д. - М.: Бином, 2012
  2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Угринович Н.Д, Л.Босова, Н.Михайлова – Бином: Лаборатория  Знаний, 2002
  3. История развития вычислительной техники: http://letopisi.org/index.php/
  4. Учебник по информатики: http://dpk-info.ucoz.ru/
  5. Упражнения: http://learningapps.org/

Обязательное программное обеспечение:

  • Операционная система Windows XP и выше;
  • Графический редактор Paint;
  • Текстовый процессор Microsoft Office Word;
  • Табличный процессор Microsoft Office Excel;
  • Программа создания презентаций Microsoft Office PowerPoint


Приложение 1

«Microsoft Office и графический редактор»

Создайте на рабочем столе свою папку (под своей фамилией)

  1. Работа в MS Excel. Лист 1:
  1. Используя текст и свои знания, выпишите в электронную таблицу фамилию изобретателей (первый столбик) и года их изобретения (второй столбик).

Выпишите 10 изобретателей.

  1. Отсортировать первый столбик от Я до А;
  2. Найти среднее значение второго столбика. Только первые пять значений;
  3. Сохранить документ в своей папке.
  1. Работа в графическом редакторе:
  1. Используя растровый графический редактор, нарисовать минимальный (основной) состав стационарного компьютера;
  2. Рисунок сохранить в вашей папке, в формате .JPG (.JPEG)
  1. Открыть текстовый редактор MS Word:

a)     Используйте следующие параметры:

  • шрифт - TimesNewRoman,
  • размер - 14,
  • выравнивание - по ширине.

В редакторе ответить на следующие вопросы:

b)    Какая вычислительная техника использовалась до 1 поколения ЭВМ? (перечислить 5 устройств)

c)  Сравните два любых поколения ЭВМ. Охарактеризуйте их и найдите отличия одного от другого.

d)     Сохраните документ в своей папке.

  1. Откройте MS PowerPoint:

В презентации создайте 3 слайда.

  1. Отформатируйте презентацию (сделайте фон).
  2. На первом слайде напишите тему урока и поставьте гиперссылку на документ MS Excel.
  3. На втором – вставьте свой рисунок и поставьте гиперссылку на документ MS Word.
  4. Ответьте на вопрос: В настоящее  время все больше говорят о применении при обучении различных информационных технологий. Приведите примеры таких технологий. Какие положительные стороны имеют такие технологии, какие отрицательные?

Сохраните документ в вашей папке.

  1. Продемонстрируйте свою презентацию.

Приложение 2

История вычислительной техники

Одним из первых устройств (V-IV в. до н.э.), облегчавших вычисления, можно считать специальную доску, названную впоследствии «абак». Вычисления на ней производились перемещением костей или камушков в углублениях досок из бронзы, камня, слоновой кости и пр. В Греции абак существовал уже в V веке до н.э., у японцев он назывался «серобян», у китайцев – «суан-пан». В Древней Руси при счете применялось устройство, похожее на абак. Называлось оно «русский щот». В XVII веке этот прибор уже обрел вид обычных русских счет.

В 1642 году французский математик Блез Паскаль сконструировал первую в мире механическую счетную машину, известную как суммирующая машина Паскаля (Паскалина). В 1670 году немецкий математик Готфрид Лейбниц дал первое описание своего арифметического инструмента – первой счетной машины, которая механически производила все четыре арифметических действия. Англичанину Чарльзу Бэббиджу принадлежит изобретение первой программируемой вычислительной машины, 1833 год. Своё изобретение Бэббидж назвал "Аналитической машиной". Русский математик и механик, Пафнутий Львович Чебышев в 1878 году создает суммирующий аппарат и приставку к нему для умножения и деления (арифмометр).

Первые ЭВМ появились в первой половине 20 века.

Первое поколение — компьютеры на электронных лампах (1946 — 1956г.). За точку отсчета эры ЭВМ обычно принимают 15 февраля 1946 года, когда ученые Пенсильванского университета США ввели в строй первый в мире электронный компьютер ЭНИАК. В нем использовалось 18 тысяч электронных ламп. Машина занимала площадь 135 м3, весила 30 тонн и потребляла 150 кВт электроэнергии. Она использовалась для решения задач, связанных с созданием атомной бомбы. В СССР в 1952 году академиком С.А. Лебедевым была создана самая быстродействующая в Европе ЭВМ БЭСМ. Быстродействие первых машин было несколько тысяч операций в секунду.

Второе поколение — компьютеры на транзисторах (1956 — 1964 г.). Полупроводниковый прибор - транзистор был изобретен в США в 1948 году Шокли и Бардиным. Компьютеры на транзисторах резко уменьшили габариты, массу, потребляемую мощность, повысили быстродействие и надежность. Типичная отечественная машина (серий "Минск", "Урал") содержала около 25 тысяч транзисторов. Лучшая наша ЭВМ БЭСМ-6 имела быстродействие 1 млн. оп/с.

Третье поколение — компьютеры на микросхемах с малой степенью интеграции (1964 — 1971г.). Микросхема была изобретена в 1958 году Дж. Килби в США. Микросхемы позволили повысить быстродействие и надежность ЭВМ, снизить габариты, массу и потребляемую мощность. Первая ЭВМ на микросхемах IBM-360 была выпущена в США в 1965 году, как и первая мини-ЭВМ PDP-8 размером с холодильник.

Четвертое поколение — компьютеры на микропроцессорах (1971 — настоящее время). Микропроцессор — это арифметическое и логическое устройство, выполненное чаще всего в виде одной микросхемы с большой степенью интеграции. Применение микропроцессоров привело к резкому снижению габаритов, массы и потребляемой мощности ЭВМ, повысило их быстродействие и надежность. Первый микропроцессор Intel-4004 был выпущен в США фирмой Intel в 1971 году. Его разрядность была 4 бита. В 1985г. фирма Intel разработала 32-битовый процессор Intel-80386.

         Пятое поколение (перспективное) — это ЭВМ, использующие новые технологии и новую элементную базу, например сверхбольшие интегральные схемы, оптические и магнитооптические элементы, работающие посредством обычного разговорного языка, оснащенные огромными базами данных. Предполагается также использовать элементы искусственного интеллекта и распознавание зрительных и звуковых образов. Такие проекты разрабатываются в ведущих промышленно развитых странах.


Приложение 3

Спецификация комплексной работы «Microsoft Office и графический редактор» для 10 класса

Средство, способ действия

Проверяемые умения

Ответ

баллы

Общие

Частные

1

Электронная таблица

Умение работать с информацией;

Умение пользоваться компьютером;

Умения создавать папки и другие информационные объекты, выполнять работу  с ними;

Самостоятельность

Умение создавать электронные таблицы и работать с командами;

Умение работать с «мастером функций»;

Границы собственного «знание» и «незнание»;

Умение приводить примеры из межпредметной деятельности;

Вычислительные навыки

Смотреть текст,

Свободный ответ

2 –  электронная таблица заполнена правильно и полностью;

1 – задание верно выполнено:

а) или а) и b) или а) и c) / ошибки в задании;

0 – не выполнено / не сохранено

2

Графика

Проверка знаний, что входит в состав компьютера и что такое растровый графический редактор;

Умение создавать изображения с помощью инструментов и примитивов в графическом редакторе растрового типа;

Творческий подход в графическом редакторе

Например: Paint, Photoshop и др.
мин набор – монитор, системный блок, мышь, клавиатура

Свободный рисунок

2 – задание выполнено полностью и верно;

1 – нарисован не весь состав компьютера и/или файл сохранен не в том формате;

0 – не выполнено или сделано не в том графическом редакторе / не сохранено

3

Текстовый редактор

Умение работать в текстовом редакторе: создавать и редактировать документы;

Границы собственного «знание» и «незнание»;

Выполнение логических операций: умение сравнивать, находить отличия и анализировать

Смотреть текст,

Свободный ответ

3 – все задание выполнены полностью и верно;

2 – не выполнено только одно из заданий или выполнено с ошибками;

1 – выполнено только одно задание;

0 – задание не выполнено / не сохранено

4

Презентация.

Представление презентации

Умение создавать  презентации и работать с программой PowerPoint с

использованием гиперссылок;

Умение сформулировать тему урока;

Творческий подход в создании презентации;

Умения учащихся продемонстрировать свою презентацию;

Речевая деятельность

Свободный ответ

3 – все задание выполнены полностью и верно;

2 – не выполнено только одно из заданий / выполнено с ошибками;

1 – выполнено только одно задание;

0 – не выполнено / не сохранено

+2 балла – ответ на вопрос

Количество баллов и оценка:

11 – 12: «5»

8 – 10:   «4»

5 – 7:     «3»

1 – 4:     «2»


Приложение 4

Бланк оценивания

Этап

Баллы

1

Электронная таблица

2 –  электронная таблица заполнена правильно и полностью;

1 – задание верно выполнено:

а) или а) и b) или а) и c) / ошибки в задании;

0 – не выполнено / не сохранено

2

Графика

2 – задание выполнено полностью и верно;

1 – нарисован не весь состав компьютера и/или файл сохранен не в том формате;

0 – не выполнено или сделано не в том графическом редакторе / не сохранено

3

Текстовый редактор

3 – все задание выполнены полностью и верно;

2 – не выполнено только одно из заданий или выполнено с ошибками;

1 – выполнено только одно задание;

0 – задание не выполнено / не сохранено

4

Презентация.

Представление презентации

3 – все задание выполнены полностью и верно;

2 – не выполнено только одно из заданий / выполнено с ошибками;

1 – выполнено только одно задание;

0 – не выполнено / не сохранено

+2 балла – ответ на вопрос

Количество баллов

и оценка:

11 – 12:  «5»

 8 – 10:   «4»

 5 – 7:     «3»

 1 – 4:     «2»

Бланк оценивания

Фамилия Имя

Excel

Paint

Word

Power

Point

Кол-во баллов

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....