"Калькулятор-помощник математиков", 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Разработка урока по информатике 5 класс Макарова Н.В. "Калькулятор-помощник математиков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе.
Тема урока: Калькулятор-помощник математиков.
Цели и задачи:
1. Познакомить с историей развития вычислительных устройств, программой Калькулятор, рассмотреть принцип действия программы, выяснить значение калькуляторов для человека, научиться выполнять вычислительные действия с помощью программы Калькулятор.
2. Развивать внимание, мышление, самостоятельность учащихся.
3. Воспитывать аккуратность в записях учеников и при работе с ПК.
4. Прививать чувство коллективизма, интерес к предмету.
Оборудование и материалы:
1. Класс: звезды, планеты.
2. Выставка вычислительных устройств (калькуляторы, счеты, счетные пал.)
3. Презентация
4. Карта страны Математиков
5. Карточки с буквами
6. Задания для работы на ПК.
7. Бортжурналы (опорные конспекты)
Расстановка парт- полукругом ( в форме летающей тарелки)
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Активизация знаний. (10 мин)
1 слайд. SOS! SOS! Помогите жителям планеты Математиков! У нас в компьютерах появился вирус! Называется он кльяо....
Слово учителя: Странно, ребята, что же появилось в компьютерах у жителей планеты Математиков? В беде не оставим? Отправимся в космическое путешествие?
Но прежде мы должны узнать название вируса. Соберем потерянные буквы.
(буквы, которые известны, учитель прикрепляет на магнитной доске)
слайд №2 (компьютер)
Задание: На столах у каждого ученика лежат карточки с буквами: на одной стороне буква, на другой утверждение. Если утверждение верно, то это потерянная буква, ее нужно пойти и прикрепить на доске.
Получили слово кльяоакултр. Расшифруем слово: калькулятор. ( один ученик переставляет буквы в правильном порядке)
Слайд №3 (калькуляторы)
Слово учителя: Ребята, а калькулятор-это вирус? (ребята отвечают) Это наш помощник. Для чего он предназначен? А как он оказался в ПК? Вот это мы и должны объяснить жителям планеты Математиков.
Слайд №4.
Отправляемся в путешествие. Сегодня я-ваш капитан, вы-мой экипаж. В путешествии для записи наблюдений нам понадобятся борт-журналы. Прошу помощника их раздать.
Слайд №5.(кнопки) Ключ на старт. (проверка терминов)
5-Как называется устройство для хранения, обработки, обмена, получения информации. (компьютер)
4-Устройство для ввода текстовой и числовой информации (клавиатура)
3-Способ взаимодействия человека с компьютером (интерфейс)
2-Кнопка, содержащая главное меню (Пуск)
1- К этой группе клавиш относятся цифры, буквы (алфавитно-цифровые)
Старт!
Слайд №6.(отправление корабля в космос)
Слайд №7. (корабль приземляется)
Учитель: Вот мы и на планете Математиков.
3. Презентация новой темы. (20 мин)
Слайд №8. (Калькулятор-пом. математиков)
Этапы нашего путешествия. (учитель обращается к карте)
1. С историей возникновения счета и вычислительных устройств мы познакомимся, посетив страну Древляндию.
2. В стране Калькулярии узнаем о виртуальном Калькуляторе, как он работает, его значение для человека.
3. А чтобы научиться работать с программой, нам необходимо посетить страну Вычисляндию.
Первая остановка-страна Древляндия. (прикрепить звезду)
Здесь нами были обнаружены необычные предметы и для того, чтобы понять, что это за предметы, Катя долго просидела в Интернете и что же она выяснила?
(выходит ученица с сообщением об истории счета и вычислительных устройств)
Ученица: Нами были обнаружены различные предметы. (показывает их). И вот что я узнала.
Сообщение (ученик готовит сообщение самостоятельно)
Слайды №9-18
Заканчивает словами: Теперь мы знаем, какие предметы обнаружили: называет их и демонстрирует.
Но это все в прошлом, а узнать о современных достижениях мы можем, побывав в стране Калькулярии.
Слайд№19 для заставки
Слайд №20 (изображение программы Калькулятор)
Учитель: Познакомимся с виртуальной программой Калькулятор. Откроем учебное пособие юных космонавтов на стр. 28. Необходимо узнать об основных элементах программы и отметить их на рисунке в борт –журналах, в этом вам поможет рис. 1.8. и найти, как пользоваться виртуальным калькулятором.
(к доске вызывается один ученик и показывает основные элементы программы, говорит, что виртуальный калькулятор похож на реальный, принцип действия тот же, только нажимаем кнопки мышью). Ребята проверяют.
(на слайде появляются стрелки и ответы)
Учитель: Виртуальные калькуляторы бывают разные, с ними мы познакомимся позднее.
Проблемный вопрос: Мы знаем , как совершенствовались калькуляторы, как они устроены. А для чего они нужны?
Значение: Калькуляторы предназначены для выполнения
( сложных) вычислений, для того, чтобы (человек) на расчеты тратил меньше (времени).
(Ребята вставляют пропущенные слова в предложения в борт-журнале.)
Слайд №21 «Калькулятор-помощник математиков»
А сейчас мы пребываем в страну Вычисляндию. (прикрепляем звезду)
Слайд №22 «Кодовое упражнение».
Учитель: Мы не можем выйти из корабля к компьютерам, пока не выполним кодовое упражнение.
Упражнение: Необходимо выйти по 2 человека на площадку, обведенную мелом, и выполнить следующие движения:
Руки на пояс, один поворот туловища влево, один поворот туловища вправо, вращение головой 1 раз, наклон туловища вперед, наклон туловища назад (учитель демонстрирует). Как только упражнение выполнено, доступ к компьютерам разрешен.
4. Практическая работа. (7 мин)
Слайд №23«Калькулятор-помощник математиков»
Учитель: Прошу моего помощника раздать инструкционные карточки для работы с программой Калькулятор.
Задание на карточках.
Ребятам предлагается загадать число и выполнить действия над ним, если действия выполнены правильно, получится задуманное число.
5. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Учитель: Вот мы и оказались в конце пути. Что мы можем сказать жителям планеты Математиков напоследок о программе Калькулятор? (ребята называют) Какие впечатления у вас остались от путешествия?
Оставим на память о нас наш флажок.
Слайд №24«Корабль улетает».
Слайд №25 «Корабль летит домой»
Вот мы и дома.
Слайд №26«Спасибо за помощь! До встречи!»
Учитель: Раз математики благодарят нас за помощь, значит мы справились с работой и ставим себе оценку ..... . (называют дети)
Домашнее задание: в бортовом журнале пример
Хором!!!!!!!
Самоанализ
Данный урок продолжает тему раздела «Учимся работать на компьютере». Тема урока «Калькулятор-помощник математика» Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока- нестандартный, урок путешествие. Цель урока: знакомство с программой «Калькулятор»
Задачи: 1. познакомить обучающихся с историей развития вычислительных устройств;
сформировать представление о виртуальном калькуляторе
2. развивать практические навыки работы с программой «калькулятор»
3. прививать познавательный интерес к предметам математики и информатики.
Оборудования: карточки с буквами, бортовой журнал, сигнальные карты для самооценки в форме планет, проектор, компьютер, интерактивная доска.
Использовала организационные формы: фронтальная работа, индивид. работа, работа в парах.
Методы: объяснител- иллюстративный для формирования теоретических и фактических знаний, для развития наблюдательности, для повышения внимания к изучению материала, исследовательско-поисковый – для развития практических умений и навыков.
На уроке соблюдались общедидактические принципы: принцип сознательности, практической направленности, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, принцип научности, системности.
Системы учебных задания по отработке учебных навыков осуществлялась на уровне восприятие, осмысление, и запоминания.
Для реализации первой задачи мы использовали методы: словесный -объяснения учителем и наглядный-показ слайдов; применялись следующие формы работы: парная работа, индивидуальная работа (работа в борт-журналах, с учебником), фронтальная форма; для второй задачи использовали: практические методы – работа на компьютере, выполнение практического задания; третья задача- через практические методы, через наглядность. Структура моего урока полностью соответствует типу урока.
Условия для проведения урока были обеспечены (доброжелательный психологический климат, соблюдение санитарно-гигинический режим, здоровьесбережение, хорошая учебно-методическая база). Все цели выполняемых учебных действий осознавались обучающимися. Самооценка результатов была проведена с помощью сигнальных карт, на основание которой можно сделать вывод, что образовательная цель моего урока была достигнута.
Урок "Один помощник - хорошо, а два - лучше"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать материал по математике и информатике за 5 класс;
научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы,
выработка навыков устного счёта,
Развивающие:
развить познавательный процесс;
способствовать установлению межпредметных связей,
активизация мыслительной деятельности,
Воспитательные:
развивать интуицию, эрудицию, математическую любознательность,
привитие интереса к математике и информатике.
Оборудование: презентация, созданная с помощью офисного приложения MS Power Point, мультимедийный проектор, компьютеры, листки настроения, персонажи весёлых человечков, карточки с заданиями.
Структура урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Устный счёт (5 минут).
3. Актуализация прежних знаний и навыков (30 минут).
4. Итог урока (3 минуты).
5. Рефлексия(3 минуты).
6. Домашнее задание (2 минуты).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Перед вами листы настроения. Закрасьте на рисунке ту рожицу, которая соответствует вашему настроению в начале урока.
II. Устный счет
1) Сегодня у нас в гостях любимец публики – клоун.
Клоун:
Живу всегда с друзьями в мире,
Люблю играть в примеры с ними,
А знаки плюс, отнять, умножить
Всегда готовы тоже.
Так вот, мой друг, сейчас давай-ка
В игру вот эту поиграй-ка,
Даю тебе я выраженья.
Расставь ты знаки без промедленья.
Учитель: Наш Клоун придумал равенства с натуральными числами, но вдруг забыл расставить скобки и знаки действий. Сделайте вы это за него. (См. рисунок 1)
Игра «Шифровальщик»
– Не успели вы справиться с одним заданием, тут как тут Незнайка: «Друзья, я никак не могу понять, что означают эти таинственные записи:
– Помогите мне их разгадать»
Учитель: ребята, расшифруйте загаданное слово, решив предложенные уравнения.
(См. рисунок 2)
– Итак, мы получили слово «калькулятор». Для чего можно использовать калькулятор?
Ученики дают ответ.
– А знаете ли вы, что калькулятор – помощник математиков?
Учитель рассказывает краткую историческую справку.
– Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древних времён изобретали различные приспособления. В Древней Греции использовали счетную доску абак, в Древнем Риме – счетные камешки калкули, в Древнем Китае – приспособление суан – пан, которое очень похоже на обыкновенные счеты.
До недавнего времени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и другие работники, чья деятельность была связана с расчетами.
На протяжении столетий изобретали, совершенствовали счетные приборы. Выдающимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая машина, выполняющая сложение и вычитание. В XX веке широко использовался арифмометр – счетное устройство, в основе конструкции которого лежали идеи Паскаля.
На смену всем этим приспособлениям в середине XX века пришел компьютер. Одновременно был создан его «младший брат» – калькулятор.
При работе на компьютере вы можете использовать программу Калькулятор.
III. Актуализация прежних знаний и навыков
1. «Калькулятор – помощник математиков»
Учитель информатики. Вы уже знаете, что Блокнот и Калькулятор – верные помощники при решении математических задач. Давайте решим задачу с помощью этих двух программ.
Задача. Малыш, Карлсон и Фрекен Бок сели пить чай с плюшками. Карлсон съел 56 плюшек, Малыш – 4, а Фрекен Бок – 15. Сколько всего плюшек было съедено? Напечатайте в Блокноте, кто и сколько съел плюшек. Подсчитайте результат на Калькуляторе и перенесите его в Блокнот.
2.«Клеточное поле»
Учитель информатики. В информатике мы часто встречаемся с понятием «алгоритм». Приведите примеры последовательного и циклического алгоритмов? Наша задача сейчас построить клеточное поле размером 3х3 клеток в графическом редакторе Paint .
Алгоритм построения клеточного поля является циклическим, в нём несколько раз повторяются одни и те же действия: выделить, скопировать, вставить, соединить. (См. рисунок 3)
Учитель математики. Вы уже знаете, что любая квадратная таблица называется магическим квадратом. А знаете ли вы историю возникновения этой фигуры?
В китайской древней книге «Же-ким» (Книга перестановок) приводится легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кружочков. (См. рисунок 4)
Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько на ней кружков, получается такая таблица:
У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа первого столбца: 4 + 3 + 8 = 15
Тот же результат получится при сложении чисел второго, а также третьего столбцов. Он же получается при сложении чисел любой из трех строк. Мало того, тот же ответ 15 получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.
Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать его магическим символом и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим квадратом.
Задание. Восстановите магический квадрат:
3. Музыкальная физкультминутка
Все, ребята, дружно встали и на месте зашагали,
И руками помахали, головою покачали,
Руки вверх потянули-потянули,
– Отдохнули?
– Отдохнули!
Учитель. Ребята, Незнайка предлагает вам вместе с ним спеть компьютерные частушки.
Эту мышку даже мама
Может смело в руки брать.
У нее на спинке кнопки,
Чтоб программы выбирать.
Петька, жадина, не дал
Откусить конфету!
Я ему за это дам…
С вирусом дискету!
Не знакомлюсь во дворе я –
Следую совету,
Женихов всех завожу
Лишь по Интернету.
4. «Архитектор»
Учитель информатики. Кто в детстве не строил дворцы и замки из детских кубиков! Из нарисованных «объемных» кубиков также можно конструировать разные объекты.
Задание. В графическом редакторе Paint нарисуйте кубик и составьте композиции, изображенные на экране. (См. рисунок 5)
Учитель математики. Найти V своей фигуры, если размеры ребра куба а = 3,2 дм
5. Операция «Компьютер»
– Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки» (ошибки в вычислениях). Задание выполняется с помощью текстового редактора Блокнот.
1) Восстановите запятые в примерах:
32 + 18 = 5
736 – 336 = 4
3 + 108 = 408
63 – 27 = 603
2) Найдите ошибку и запишите правильное решение:
6. «В мире громадных чисел»
Учитель. Ребята, к нам снова пришел веселый клоун. Он хочет рассказать вам что-то интересное.
Клоун. А теперь я вас познакомлю с названиями некоторых громадных чисел.
№
Степень
Название класса
Число нулей
10 в 6 Миллион 6
10 в 9 Миллиард 9
10 в 12 Триллион 12
10 в 15 Квадриллион 15
10 в 18 Квинтиллион 18
10 в 21 Секстиллион 21
10 в 24 Септиллион 24
10 в 27 окталлион 27
– В жизни мы эти числа почти не встречаем. Только в науке оказывается нужны такие большие числа. Вы с ними встретитесь на уроках физики, химии. Например, в 16 г. воздуха содержится приближенно 1024 мельчайших частиц вещества, которые ученые называют молекулами. Если заполнить весь земной шар такими же маленькими частицами, то их понадобится 10100. Это число называется «гугоном», а открыл его американский математик Кастнер.
А что означает эта запись 10 10 10? Сначала надо возвести 10 в десятую степень. Получим 10 млрд. А затем надо возвести 10 в десяти млрд. степень. Получится число, которое записывается с 10 млрд. нулей. Если записать на ленте, помещая каждую цифру на одной клетке, то понадобится лента длиной в 50000 км. Такой лентой можно опоясать весь земной шар по экватору, да еще останется кусок, чтобы протянуть его на Северный полюс. (См. рисунок 6)
IV. Итог урока
– А теперь мы отправимся в путешествие «В страну математических сказок». Многие сказки начинаются одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве».
Нашу математическую сказку начнем так: «В сказочной стране Математике в одном из городов жили – были квадраты и кубы, а правил этим городом король Квадрат Кубович. И была у него капризная дочь по имени Степень». С какими приключениями встретились жители этого города?
V. Рефлексия
– Что больше всего заинтересовало на уроке? Что удивило? Что понравилось больше всего?
– Возьмите листы настроения. Закрасьте лицо, которое соответствует вашему настроению в конце урока.
VI. Домашнее задание
– Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить математическую сказку.
Литература:
1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.: ил.
2. Математика. Учебник для 5 кл. Общеобраз. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005. – 280 с.: ил.
3. Агеева И.Д.Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. (Игровые методы обучения).
4. Нестандартные уроки. Математика, 5-6 кл.Составитель Григорьева Г.И. – Волгоград: Издательство «Экстремум», 2004. – 124 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения
Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика. 5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др. - М: «Мнемозина», 2009. ...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения
Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика. 5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др. - М: «Мнемозина», 2009. ...
урок по математике "Класс нашей мечты"
Имя урока: "Класс нашей мечты"Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.Цели урока: - закрепить практические умения при выполнении различных заданий по теме...
Калькулятор – помощник человека при счёте
Презентация и раздаточный материал для урока информатики в 5 классе. Урок с использованием ИКТ значительно актуализирует резервные возможности учеников. Смена функций, мест и времени ...
Методическая разработка урока "Калькулятор - помощник математиков". Информатики и ИКТ 5 класс
Тема урока: «Калькулятор – помощник математиков»Цель урока: организация работы при освоении виртуального калькулятораЗадачи урока:Образовательная:· Дать...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...