Введение в программирование
план-конспект урока по информатике и икт на тему
Урок раскрывает базовыепонятия среды программирования, процесс разработки программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_programmirovanie.rar | 117.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение в программирование
Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний
Цель: Познакомить учащихся с первоначальными данными нужными для разработки программ – языками программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.
Задачи:
- познакомить учащихся с алфавитом языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
- познакомить учащихся со структурой программы на разных языках программирования;
- научить учащихся записывать арифметические выражения на языках программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык;
- выяснить сходства и различия языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
- развитие умений использовать команды разных языков программирования для записи программы линейной структуры;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.
Оборудование и программное обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- операционная система;
- язык программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация начальных знаний учащихся.
- Изучение нового материала.
- Создание проблемной ситуации. Закрепление знаний.
- Проверка и самопроверка. Анализ полученных результатов.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация начальных знаний учащихся.
Под системой программирования следует понимать систему, образуемую языком программирования, а также вспомогательными средствами для подготовки программ в форме, пригодной для выполнения. Система программирования, иногда говорят «среда программирования», позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно исправлять их, отлаживать и исполнять программу.
Языки программирования являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом и семантикой, поэтому они не допускают свободного толкования инструкций, характерного для естественного языка.
III. Изучение нового материала.
Алгоритмом называется понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели для решения поставленной задачи.
Алгоритмы можно записать разыми способами. Нас будет интересовать самый трудный – на языке программирования.
Давайте рассмотрим 3 языка программирования:
- Школьный алгоритмический
- Язык Бейсик
- Язык Паскаль.
Вы можете спросить, почему три языка, а не один? Дело в том, что в вариантах ЕГЭ по информатике встречаются задачи на программирование. Решение задач можно оформлять на любом языке программирования, в том числе и в виде блок-схемы. Какой язык выбрать, дело пользователя, поэтому я постараюсь кратко изложить особенности трех языков.
Алфавит языка
Язык программирования, как другой язык имеет свой алфавит – набор символов.
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль |
1) прописные и заглавные буквы русского алфавита; | 1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв; | 1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв; |
Математические операции:
Название операции | Форма записи | ||
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль | |
сложение | А + В | А + В | А + В |
вычитание | А - В | А - В | А – В |
умножение | А * В | А * В | А * В |
деление | А / В | А / В | А / В |
Возведение в степень | А ^ 2 | А ^ 2 | Нет |
Элементарные функции:
Название операции | Форма записи | ||
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль | |
Абсолютноезначение х | Abs(x) | Abs(x) | Abs(x) |
Ln x | Log(x) | Log(x) | Ln(x) |
Arctg x |
| Atn(x) | Arctan9x) |
Случайное число |
| Rnd | random(x) |
Cos x | Cos(x) | Cos(x) | Cos(x) |
Знак числа х |
| Sgn(x) |
|
ex | Exp(x) | Exp(x) | Exp(x) |
Sin x | Sin(x) | Sin(x) | Sin(x) |
Целая часть числа х |
| Int(x) | int(x) |
tg x |
| Tan(x) | - |
Целая часть числа х округление |
| Fix(x) | round(x) |
Квадратный корень от х | Sqr(x) | Sqr(x) | Sqrt(x) |
Квадрат числа | Нет | Нет | Sqr(x) |
Деление нацело |
| \ | DIV |
Остаток от деления | Mod (a,b) | a MOD b | a MOD b |
Приоритет операций тот же, что и в математике.
Математическая запись | Запись на Паскаль, Бейсик, Алгоритмическом языке |
4∙10-4 | 4E-4 |
0,62∙105 | 0.62E+5 |
-10,88∙1012 | -10.88E12 |
Структура программы
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль |
алг – название алгоритма (аргументы и результаты) | DIM описание переменных; | PROGRAM <имя программы>; |
Переменная – это параметр программы, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы. Переменная характеризуется тремя параметрами:
- Именем (на латинском языке, могут присутствовать цифры, знак подчеркивания);
- Типом;
- Значением (значение зависит от типа переменной)
В языке программирования любая переменная или константа должна быть отнесена к определенному типу.
Элементарные функции:
Типы переменных | Форма записи | ||
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль | |
Целое положительное | цел |
| Byte 0..255 |
Короткое целое | цел |
| Shortint |
Целое | цел | Integer – 2 байта | integer |
Длинное целое |
| Long – 4 байта | longint |
Вещественное | вещ | Single | Real |
|
| Double | Single |
Cтроковые | лит | String | String |
Символьный | лит |
| Char |
Логический | лог | Boolean | boolean |
Основные операторы, нужные для построения линейных алгоритмов
Название оператора | Форма записи | ||
Школьный алгоритмический | Бейсик | Паскаль | |
Присвоение (присваивание) | := | = | := |
Ввод | ввод | INPUT | READLN |
Вывод | вывод | WRITELN |
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Алгоритмы. Введение в программирование"
Презентация для урок по информатике для 9 классов на тему "Алгоритмы"....
Введение в программирование
Презентация, которую можно использовать на уроке перед изучением языка программирования...
Презентация "Что такое среда программирования - Введение в программирование"
Описание среды программирования Паскаль, общее описание работы среды программирования, описание этапов разработки программ на языке Паскаль....
Введение в программирование
работать с готовой программой на Паскале;составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;составлять несложные программы обработки одномерных массивов;отлаживать, и исполнять программ...
Технологическая карта и конспект урока информатики на тему "Введение в программирование"
Технологическая карта и конспект урока информатики (по ФГОС) на тему "Введение в программирование"....
Презентация на тему "Введение в программирование"
Презентация "Введение в программирование" состоит из 6 слайдов. они последовательно сменяют друг друга. На последнем слайде задание....
Введение в программирование
В данной презентации мы повторяем из курса 7 класса понятия алгоритм и исполнитель. Говорим о том, что для компьютера алгоритм должен быть записан в виде программы. Что существует множество языков про...