Статья "Особенности внедрения ФГОС"
статья по информатике и икт (11 класс) на тему
В данной статье приводятся причины перехода к ФГОС, цели, задачи и тенденции современного образования. Даны основные отличия ФГОС от образовательных стандартов нового поколения. Делается акцент на базовых личностных компетенциях современного педагога в аспекте новых требований. Приводятся критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_fgos.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Особенности введения федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования
Современные социальные реалии:
- жизнь в постоянно изменяющихся условиях;
- потребность в решении новых нестандартных проблем;
- жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности;
- необходимость повышенной профессиональной мобильности;
- потребность непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Стратегическая задача школьного образования в настоящее время:
- Обновление содержания образования,
- методов обучения,
- достижения на этой основе нового качества результатов образования
в связи с общемировыми тенденциями глобализации и перехода от индустриального к информационному обществу.
Основной образовательный результат реализации ФГОС ОО:
Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Нормативно-правовая база ФГОС:
- 7 сентября 2010 года распоряжением Правительства РФ утверждён план действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
- В соответствии с этим документом право перехода предоставлено всем российским школам.
- C 1 сентября 2012 года по мере готовности образовательных учреждений может быть осуществлён переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
В чем отличие стандарта 2004 г. от ФГОС второго поколения?
- Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
- В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы.
- В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным ,
- метапредметным,
- предметным.
- Стандарт 2004 года был основан содержание образования, в нем не было ни слова о воспитании.
- Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания.
- Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.
ФГОС - это совокупность трех систем требований:
- требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
- требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Качественное образование для всех – основополагающая цивилизационная норма
- Прозрачность (независимая, внешняя оценка).
- Доступность (монополия школы разрушается).
- Эффективность (усиление роли внеурочных форм образовательного процесса).
- Результативность (сквозные образовательные результаты: самостоятельность, инициативность, ответственность).
- Непрерывность (умение учиться - основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентноспособности страны).
Портрет выпускника:
начальная школа:
- Любознателен, проявляет исследовательский интерес
- Активно познает мир
- Доброжелателен, умеет слушать и слышать партнера
- Уважительно относится к окружающим, к иной точке зрения
- Умеет учиться, способен к самоорганизации
- Готов самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой
- Имеет навыки самоорганизации и здорового образа жизни
основная школа:
- Готов к выбору
- Проявляет избирательность интересов
- Познает себя, утверждает себя как взрослый
- Готов нести ответственность перед самим собой, окружающими
- Умеет работать в группе и индивидуально
- Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни
Портрет учителя
- Стандарт предъявляет новые требования к личности учителя, и эти требования являются необходимым условием реализации нового Стандарта. Именно личность учителя, в большей степени, чем программы обучения, учебники, интерактивные доски и многое другое формирует Личность ребенка, влияет на результаты обучения.
Базовые личностные компетенции педагога:
- Вера в силы и возможности обучающихся.
- Интерес к внутреннему миру обучающихся.
- Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога). Убежденность, что истина может быть не одна.
- Общая культура.
- Эмоциональная устойчивость.
- Позитивная направленность на педагогическую деятельность.
- Уверенность в себе.
- Высокая профессиональная самооценка.
- Постановка целей и задач педагогической деятельности.
- Мотивация учебной деятельности.
- Компетентность в педагогическом оценивании.
Показатели психологической устойчивости к барьерам в профессиональной деятельности педагога:
- уверенность в себе как в учителе;
- отсутствие страха перед детьми;
- умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);
- отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешанности;
- наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпения);
- удовлетворенность деятельностью;
- нормальная утомляемость.
Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:
- в здании проведён необходимый текущий (капитальный) ремонт, имеется необходимый набор помещений, предусмотренный стандартом;
- ОУ располагает полным комплектом средств обучения по всем учебным предметам;
- в ОУ выполняются требования СанПиН 2.4.2.282110;
- образовательное учреждение обеспечено необходимыми учебниками в соответствии с федеральными перечнями и учебно-методическими пособиями;
- обеспечен свободный доступ в Интернет для педагогов и обучающихся;
- имеется электронный классный журнал и электронный дневник учащегося;
- используется интернет-сайт для публикации и размещения образовательных продуктов (система электронного портфолио);
- имеется в публичном отчёте ОУ раздел, содержащий информацию о ходе введения ФГОС ООО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО. Соответствует примерной образовательной программе по физической культуре....
Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поиск путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий) в учебном процессе.Одним из ком...
«Профессиональная готовность учителя к внедрению ФГОС ООО»
В связи с введением ФГОС возникают вопросы: - Насколько я как учитель (управленец) готов к выполнению государственного заказа? - Что изменится для меня как учителя (управленца) в связи...
Современный урок географии в свете внедрения ФГОС"
рекомендации по составлению интегрированных уроков по географии...
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС ООО Ефремовой Н.В. учителя математики . Тема: Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной р
Цели профессионального развития:· Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.·...
Внедрение ФГОС СОО. Опыт, проблемы. Система оценивания в рамках ФГОС
В работе описаны основные моменты, опыт и проблемы внедрения Федеральны ггосударственных стандартов, система оценивания на уроках географии....