Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 классы УМК Угринович Н.Д.
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района
Костромской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей информатики Руководитель МО ________________ О.Н. Волкова Протокол № ______ от «____» ____________201___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Судиславской СОШ ________________Л.Г. Лебедева Приказ № ______ от «____» ____________ 201___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
в старшей школе
на базовом уровне
10-11 классы
Судиславль 2014
Пояснительная запискаРабочая программа профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Изучение курса ориентировано на использование учебников:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. — 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. — 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.
Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса получил положительную оценку РАН и РАО и включен Министерством образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников, допущенных в 2008/2009 учебном году к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
- В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», а в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса – проблеме защиты информации от угроз утечки или повреждения информации в локальных сетях и глобальной сети Интернет.
- В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, практические работы в учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов используют свободно распространяемые программы или программы, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения. В том числе используются лицензионные программы из комплекта стандартного базового пакета программ (СБППО), поставляемого в школы на 56 CD-дисках.
- Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов являются мультисистемными, так как практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания в одной операционной системе (Windows или Linux).
- Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
- Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются интерактивные модели из различных предметных областей: математики, физики, астрономии, химии и биологии. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Готовые интерактивные модели размещены в Интернете или существуют в виде цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на CD-дисках.
- В учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса большое внимание уделяется организации повторения и подготовке к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Включены тесты различного типа (ВО – выборочный ответ, КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ и ПЗ – практическое задание) и различного уровня (Б – базовый, П – повышенный и В – высокий).
- В учебниках «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов не даются определения понятиям, введенным в курсе для основной школы (сделаны ссылки на учебники курса основной школы), так как предполагается, что эти понятия были изучены учащимися в 8–9 классах основной школы.
- Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса содержит введение и 2 главы, 26 практических вариативных работ, словарь компьютерных терминов.
- Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса содержит 4 главы, 24 практические вариативные работы, тесты и ответы к ним.
- Учебники «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.
- Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения содержатся на CD-дисках (ЦОР), и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.
Основная задача курса
Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Цели изучения учебного предмета "Информатика и ИКТ"
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
в старшей школе на базовом уровне:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Срок реализации программы 2 года.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий.
Организация практических работ
При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами. Всего на выполнение практических работ отведено не менее половины всего учебного времени.
Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются
на этапе среднего (полного) образования:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебного материала профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует в полном объёме той модели содержания, которая представлена автором УМК Н.Д. Угринович. Логика и порядок изучения тем не изменён, количество часов тоже соответствует количеству авторской программы. Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе). В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели, то на программу вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени.
Важнейшим эффектом и необходимым условием информатизации школьного образования является формирование у учащихся способности решать возникающие информационные задачи, используя современные информационные и коммуникационные технологии, иначе говоря, их ИКТ-компетентности, которая в настоящее время относится к числу ключевых, обеспечивая школьникам возможность:
- успешно продолжать образование в течение всей жизни;
- подготовится к выбранной профессиональной деятельности;
- жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.
В условиях информатизации образования, формируемые на уроках информатики умения и навыки в области ИКТ все более активно приобретают роль инструмента, содействующего усвоению других предметов. И здесь очень важно не остановиться на «инструментальном» этапе формирования «пользовательских» умений. Необходимо систематически и целенаправленно формировать ИКТ-компетентность школьника, делая шаг от «умения использовать ИКТ для решения информационных задач» к «умению решать информационные задачи, используя ИКТ».
Формы работы учащихся
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Виды и формы контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, а также устного опроса и самостоятельных работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета для учащихся 10 класса; в форме ЕГЭ по выбору учащихся 11 класса.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | 10 класс | 11 класс | ||
1 | Введение. Информация и информационные процессы | 4 | 4 |
|
2 | Информационные технологии | 13 | 13 |
|
3 | Коммуникационные технологии | 16 | 16 |
|
4 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 11 | 11 | |
5 | Моделирование и формализация | 8 |
| 8 |
6 | Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) | 8 |
| 8 |
7 | Информационное общество | 3 |
| 3 |
| Повторение, подготовка к ЕГЭ | 7 | 2 | 5 |
| ВСЕГО: | 70 | 35 | 35 |
Содержание тем учебного курса
Теория | Компьютерный практикум |
10 класс
Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы – 4 часа
Информатика и ИКТ-10: Введение. Информация и информационные процессы.
Тема 2. Информационные технологии – 13 часов
1.1. Кодирование и обработка текстовой информации 1.1.1. Кодирование текстовой информации 1.1.2. Создание документов в текстовых редакторах 1.1.3. Форматирование документов в текстовых редакторах 1.1.4. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов 1.1.5. Системы оптического распознавания документов
1.2. Кодирование и обработка графической информации 1.2.1. Кодирование графической информации 1.2.2. Растровая графика 1.2.3. Векторная графика 1.3. Кодирование звуковой информации
1.4. Компьютерные презентации
1.5. Кодирование и обработка числовой информации 1.5.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления 1.5.2. Электронные таблицы 1.5.3. Построение диаграмм и графиков
| Практическая работа 1.1. Кодировки русских букв Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации Практическая работа 1.6. Растровая графика Практическая работа 1.7. Трехмерная векторная графика Практическая работа 1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС Практическая работа 1.9. Создание Flash-анимации Практическая работа 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера» Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ» Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов |
Контроль знаний и умений: тестирование, практическая зачетная работа. | |
Информатика и ИКТ-10: Глава 1. Информационные технологии. |
При изучении данной главы рекомендуется установить следующее программное обеспечение для операционных систем Windows и Linux:
∙ калькуляторы NumLock Calculator и Wise Calculator; ∙ текстовый редактор OpenOffice Writer; ∙ электронные таблицы OpenOffice Calc; ∙ векторный графический редактор OpenOffice Draw; ∙ средство разработки презентаций OpenOffice Impress; ∙ растровый графический редактор GIMP; ∙ систему компьютерного черчения Компас;. ∙ систему векторной флэш-анимации Adobe Flash CS3; ∙ систему онлайновых словарей и переводчиков. ∙ электронные таблицы Microsoft Excel; ∙ приложение разработки разработки презентаций Microsoft PowerPoint. Использовать встроенные в операционную систему Windows: ∙ растровый графический редактор Paint; ∙ систему сканирования и распознавания текстов Microsoft Office Document Imaging; ∙ стандартную программу Звукозапись. | Windows-CD Первая помощь ПО 1.0. CD: 32 Первая помощь ПО 1.0. CD: 5 - 9 Первая помощь ПО 1.0. CD: 2 - 4 |
∙ текстовый редактор OpenOffice Writer; ∙ электронные таблицы OpenOffice Calc; ∙ векторный графический редактор OpenOffice Draw; ∙ средство разработки презентаций OpenOffice Impress; ∙ растровый графический редактор GIMP; ∙ систему онлайновых словарей и переводчиков. | Linux-DVD |
Тема 3. Коммуникационные технологии – 16 часов
2.1. Локальные компьютерные сети 2.2. Глобальная компьютерная сеть Интернет 2.3. Подключение к Интернету 2.4. Всемирная паутина 2.5. Электронная почта 2.6. Общение в Интернете в реальном времени 2.7. Файловые архивы 2.8. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете 2.9. Геоинформационные системы в Интернете 2.10. Поиск информации в Интернете 2.11. Электронная коммерция в Интернете 2.12. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете 2.13. Основы языка разметки гипертекста | Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети Практическая работа 2.2. Создание подключения к Интернету Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса Практическая работа 2.4. Настройка браузера Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы в Интернете Практическая работа 2.9. Поиск в Интернете Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине Практическая работа 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора |
Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа. | |
Информатика и ИКТ-10: Глава 2. Коммуникационные технологии. |
При изучении данной главы рекомендуется установить следующее программное обеспечение для операционных систем Windows и Linux:
∙ Интегрированное приложение для работы в Интернете: SeaMonkey; ∙ Менеджеры загрузки файлов, FTP-клиенты и off-line браузеры: FlashGet, Total Commander, Offline Explorer; ∙ Интерактивное общение в Интернете: VZOChat, Skype, ICQ, Intranet Chat; ∙ Инструментальные средства разработки Web-страниц и Web-сайтов: SeaMonkey (Компоновщик); ∙ Web-сайт: Справочник по HTML 4.0;
∙ Геоинформационные модель: Планета Земля; | Windows-CD
| |
Использовать встроенные в операционную систему Windows: ∙ Браузер Internet Explorer; ∙ Почтовая программа: Outlook Express. | Первая помощь ПО 1.0. CD: 2 - 4 | |
∙ Интегрированное приложение для работы в Интернете: SeaMonkey; ∙ Инструментальные средства разработки Web-страниц и Web-сайтов: SeaMonkey (Компоновщик). | Linux-DVD |
Повторение 2 часа
11 класс
Тема 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 11 часов
1.1. История развития вычислительной техники 1.2. Архитектура персонального компьютера 1.3. Операционные системы 1.3.1. Основные характеристики операционных систем 1.3.2. Операционная система Windows 1.3.3. Операционная система Linux 1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации 1.4.1. Защита с использованием паролей 1.4.2. Биометрические системы защиты 1.5. Физическая защита данных на дисках 1.6. Защита от вредоносных программ 1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы 1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них 1.6.3. Сетевые черви и защита от них 1.6.4. Троянские программы и защита от них 1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них | Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системы Linux Практическое задание 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи Практическое задание 1.8. Защита от компьютерных вирусов Практическое задание 1.9. Защита от сетевых червей Практическое задание 1.10. Защита от троянских программ Практическое задание 1.11. Защита от хакерских атак |
Контроль знаний и умений: тестирование, практическая зачетная работа. | |
Информатика и ИКТ-11: Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. |
При изучении данной главы рекомендуется установить следующее программное обеспечение для операционных систем Windows и Linux:
∙ браузеры Internet Explorer, SeaMonkey, Mozilla, Opera; ∙ программу тестирования компьютера SiSoftware Sandra; ∙ звуковой редактор Audacity; ∙ Антивирус Касперского. | Windows-CD Первая помощь ПО 1.0. CD-1 |
Служебные программы обслуживания компьютера и его защиты от вредоносных программ в операционной системе Windows. | Первая помощь ПО 1.0. CD: 2 - 4 |
∙ браузеры SeaMonkey, Mozilla; ∙ звуковой редактор Audacity; ∙ Антивирус KlamAV; ∙ Центр управления графическим интерфейсом KDE; ∙ файловый менеджер и браузер Konqueror. | Linux-DVD
|
Тема 5. Моделирование и формализация – 8 часов
2.1. Моделирование как метод познания 2.2. Системный подход в моделировании 2.3. Формы представления моделей 2.4. Формализация 2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 2.6. Исследование интерактивных компьютерных моделей 2.6.1. Исследование физических моделей 2.6.2. Исследование астрономических моделей 2.6.3. Исследование алгебраических моделей 2.6.4. Исследование геометрических моделей (планиметрия) 2.6.5. Исследование геометрических моделей (стереометрия) 2.6.6. Исследование химических моделей 2.6.7. Исследование биологических моделей |
|
Контроль знаний и умений: тестирование, практическая зачетная работа. | |
Информатика и ИКТ-11: Глава 2. Моделирование и формализация. |
При изучении данной главы рекомендуется установить следующее программное обеспечение для операционной системы Windows.
Интерактивные компьютерные модели: ∙ Открытая физика. Части 1 и 2; ∙ Открытая астрономия; ∙ Открытая математика. Функции и графики; ∙ Открытая математика. Планиметрия; ∙ Открытая математика. Стереометрия; ∙ Открытая химия; ∙ Открытая биология. | ЦОР на CD или http://www.college.ru |
Тема 6. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) – 8 часов
3.1. Табличные базы данных 3.2. Система управления базами данных 3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты 3.2.2. Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных 3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов 3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных 3.2.5. Печать данных с помощью Отчетов 3.3. Иерархические базы данных 3.4. Сетевые базы данных | Практическое задание 3.1. Создание табличной базы данных Практическое задание 3.2. Создание Формы в табличной базе данных Практическое задание 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов Практическое задание 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных Практическое задание 3.5. Создание Отчета в табличной базе данных Практическое задание 3.6. Создание генеалогического древа семьи |
Контроль знаний и умений: тестирование, практическая зачетная работа. | |
Информатика и ИКТ-11: Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). |
При изучении данной главы рекомендуется установить следующее программное обеспечение для операционных систем Windows и Linux:
∙ систему управления базами данных (СУБД) OpenOffice Base; ∙ программу составления генеалогических деревьев GenoPro (Живая Родословная). | Windows-CD |
∙ систему управления базами данных (СУБД) OpenOffice Base. | Linux-DVD |
Тема 7. Информационное общество – 3 часа
4.1. Право в Интернете 4.2. Этика в Интернете 4.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
|
Информатика и ИКТ-11: Глава 4. Информационное общество. |
Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» – 5 часов
Тема 1. Информация. Кодирование информации Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение Тема 3. Алгоритмизация и программирование Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера Тема 5. Моделирование и формализация Тема 6. Информационные технологии Тема 7. Коммуникационные технологии |
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Информация и информационные процессы
Учащиеся должны:
• приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
• иметь представление об информационных основах процессов управления.
• знать функции языка как способа представления информации;
• уметь представлять высказывания, используя логические операции;
• объяснять принципы кодирования информации;
• перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
• знать основные единицы измерения количества информации;
• решать задачи на определение количества информации.
2. Информационные технологии
Технологии обработки текста и графики
Учащиеся должны:
• уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;
• уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений.
Технология обработки числовой информации
Учащиеся должны:
• иметь представление о работе с электронными таблицами;
• знать типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц.
3. Коммуникационные технологии
Учащиеся должны:
• называть назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;
• описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями;
• объяснять основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет.
3. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Учащиеся должны:
• знать общую функциональную схему компьютера;
• знать назначение и основные характеристики устройств компьютера;
• уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
• уметь работать с носителями информации;
• уметь вводить и выводить данные;
• уметь перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
• соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
4. Моделирование и формализация
Учащиеся должны:
• уметь характеризовать сущность моделирования;
•уметь строить простейшие информационные модели;
• знать этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.
5. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
Учащиеся должны:
• иметь представление о работе с базами данных;
• уметь создавать простейшие базы данных (типа "Записная книжка");
• уметь осуществлять сортировку и поиск записей.
Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по школьному курсу «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на компьютере, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Самостоятельная работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьтере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Оценка устных ответов учащихся:
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на компьтере оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы на компьютере в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьтере, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на компьютере по проверяемой теме.
Список литературы
Учебно-методический комплект:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. — 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. — 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы : методическое пособие / Н. Д. Угринович — М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;
- Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2008.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : практикум / Угринович Н.Д., Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. — М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Дополнительная литература:
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Основы компьютерных сетей: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Intel «Обучение5 для будущего» (при поддержке Microsoft) Учеб. пособие. — 5-е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2006
- Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. —М.: ВАКО, 2007
- Линукс Юниор: книга для учителя / В. Б. Волков — М.; ALT Linux; Издательство ДМК Пресс, 2010
- Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006.
- Основы компьютерных сетей: Методическое пособие для учителя. — 2-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Литература для подготовки к ЕГЭ:
- Информатика: ЕГЭ-2009: Самые новые задания / авт. – сост. О.В. Ярцева, Е. Н. Цикина. – М.: АСТ: Астрель, 2009
- Информатика. 11-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ / авт. – сост. Н. В. Маслеников. – Ярославль: Академия развития, 2010
- Информатика : все темы для подготовки к ЕГЭ / Н. Н. Самылкина, А. П. Сильченко. — М. : Эксмо, 2011
- ЕГЭ 2011. Информатика, Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Т.Е. Чуркина. — М.: Издательство «Экзамен», 2011
- Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс : учебное пособие / Н.Н. Самылкина, С.В. Русаков, А.П. Шестаков, С.В. Баданина. — 3-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Единый государственный экзамен 2011. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Под редакцией В. Р. Лещинера / ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010
Цифровые образовательные ресурсы по курсу:
- Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip (дата обращения: 14.07.10).
- Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (базовый уровень) URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11b.doc
- ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
- www.pedsovet.org Интернет портал для учителей
- http:/ www.ege.ru/ Задания ЕГЭ
- http://www.fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- http://www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование базового курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне в 10 классе. Учебник – Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 10-класс | |||||
№ урока | № пункта | Теория | Компьютерный практикум | Программное обеспечение | Учащиеся должны: |
I четверть | |||||
Введение. Информация и информационные процессы – 4 часа | |||||
1 (с) | Введение | Правила ТБ. Информационные процессы в технике. |
| Программы перевода единиц измерения VersaVerter и Advanced Converter Электронные калькуляторы NumLock Calculator и Wise Calculator |
∙ приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике; ∙ приводить примеры информационных процессов в управлении; ∙ уметь решать задачи на определение количество информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода); ∙ знать единицы измерения количества информации; ∙ иметь представление о кодирование генетической информации; |
2 (с) | Введение | Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний | Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний. | ||
3 (с) | Введение | Алфавитный подход к измерению информации. | Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. | ||
4 (с) | Решение задач Тестирование |
Глава 1. Информационные технологии — 13 часов | |||||
1.1. Кодирование и обработка текстовой информации | |||||
5 (с) | 1.1.1. | Кодирование текстовой информации. | 1.1.Кодировки русских букв | Текстовый редактор | ∙ уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов; ∙ уметь вставлять в документ объекты из других приложений; ∙ уметь создавать типовые документы на компьютере; ∙ уметь использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики. |
6 (о) | 1.1.2. | Создание документов в текстовых редакторах. | 1.2. Создание и форматирование документа. | ||
7 (о) | 1.1.4. | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов | 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика. | ||
8 (о) | 1.1.5. | Системы оптического распознавания документов | 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа. | ||
1.2. Кодирование и обработка графической информации. | |||||
9 (о) | 1.2.1. | Кодирование графической информации | 1.5. Кодирование графической информации. | Растровые графические редакторы Paint Система компьютерного черчения КОМПАС растровый графический редактор GIMP; система векторной флэш-анимации Adobe Flash CS3; Программа разработки презентаций Звуковой редактор Audiacity | ∙ объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации; ∙ уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений; ∙ иметь представление о назначении и возможностях систем автоматического проектирования (САПР); ∙ уметь создавать с помощью САПР простые чертежи; уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации; |
II четверть | |||||
10 (н) | 1.2.2. | Растровая графика. | 1.6. Растровая графика | ||
11 (н) | 1.2.3. | Векторная графика. | 1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС. | ||
12 (н) | 1.3. | Кодирование звуковой информации | 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука. | ||
13 (д) | 1.4. | Компьютерные презентации. | Творческая практическая работа |
1.5 Кодирование и обработка числовой информации. | |||||
14 (д) | 1.5.1 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. | 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | Электронные таблицы Microsoft Excel Электронный калькулятор NumLock Calculator |
|
15 (д) | 1.5.2. | Электронные таблицы. | 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | ||
16 (д) | 1.5.3. | Построение диаграмм и графиков. | 1.15. Построение диаграмм различных типов. | ||
17( д) | - | Тестирование «Информационные технологии» | |||
Глава 2. Коммуникационные технологии — 16 часов III четверть | |||||
18 (я) | 2.1. | Локальные компьютерные сети | 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети | Браузер Internet Explorer Поисковые серверы Яндекс, Rambler, Апорт ЦОР «Информатика 9-11 классы» |
уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты |
19 (я) | 2.2. 2.3. | Глобальная компьютерная сеть Интернет Подключение к Интернету | 2.2. Создание подключения к Интернету 2.3.Подключения к Интернету и определение IP-адреса | ||
20 (я) | 2.4. | Всемирная паутина | |||
21 (ф) | 2.4. | Всемирная паутина | 2.4.Настройка браузера | ||
22 (ф) | 2.5. | Электронная почта | 2.5.Работа с электронной почтой | ||
23 (ф) | 2.6. | Общение в Интернете в реальном времени | 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях | ||
24 (ф) | 2.7 | Файловые архивы | 2.7. Работа с файловыми архивами | ||
25 (м) | 2.8 | Радио, телевидение и | |||
26 (м) | 2.9 | Геоинформационные системы в Интернете | 2.8. Геоинформационные системы в Интернете | ||
27 (м) | 2.10 | Поиск информации в Интернете | 2.9. Поиск в Интернете | ||
IV четверть | |||||
28 (а) | 2.10 | Поиск информации в Интернете | |||
29 (а) | 2.11 | Электронная коммерция в Интернете | 2.10. Заказ в Интернет-магазине | ||
30 (а) | 2.12 | Библиотеки, энциклопедии, словари в Интернете. | |||
31 (а) | 2.13 | Основы языка разметки гипертекста | |||
32 (а) | 2.13. | Основы языка разметки гипертекста | 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора | ||
33 (м) | Тестирование «Коммуникационные технологии» | ||||
Повторение — 2 ч | |||||
34 (м) | Повторительно-обобщающий урок в форме игры «Сильное звено» | ||||
35 (м) | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 8 класса к УМК Н. Д. Угринович
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса к УМК Н. Д. Угринович...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 8-9 классы (Угринович Н.Д.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса (Н.Д. Угринович)
Пояснительная записка + тематическое планирование к учебнику Н.Д. Угриновичу "Информатика и ИКТ. 8 класс".Программа расчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю....
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень, учебник Угринович Н. Д.)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угринович Н. Д. для 11 класса (профильный уровень, 4 часа в неделю)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 классы УМК Угринович Н.Д.
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Примерная программа конкретизирует ...