Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса (Н.Д. Угринович)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Пояснительная записка + тематическое планирование к учебнику Н.Д. Угриновичу "Информатика и ИКТ. 8 класс".
Программа расчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_8_klass.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрен Согласовано Утверждаю
на заседании зам. директора директор МОУГ №1
кафедры (МО) по УВР __________ ________________
учителей А.В. Пономарёв
Протокол №____ «__» ____________ 20__ г. «__» ____________ 20__ г.
от «__» ______ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _______________________________________________________
составлена на основе примерной программы и
программы _______________________________________________
в соответствии с федеральным компонентом государственного
стандарта общего образования в контексте модернизации
российского образования
Наименование ОУ: ________________________________________________
Предмет: _________________________________________________________
Учебный год: _____________________________________________________
Классы: __________________________________________________________
Учитель: _________________________________________________________
Количество часов: всего за год _____ час.; в неделю ______час.
Практических работ: _______________________________________________
Лабораторных работ: _______________________________________________
Экскурсий: _______________________________________________________
Контрольных работ: _______________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (35 часов в год).
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
∙ определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
∙ комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
∙ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
∙ владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы | Наименование раздел, тем | Количество часов | ||||
Всего | Практические занятия | Лабораторные занятия (опыты) | Экскурсии | Контрольные работы | ||
1 | Информация и информационные процессы | 7 | 2 | 1 | ||
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 10 | 5 | 1 | ||
3 | Коммуникационные технологии | 16 | 6 | 1 | ||
Резерв | 2 |
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий в 8 классе
Учащиеся должны:
∙ для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
∙ называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
∙ осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или само стоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
∙ понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
∙ приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
∙ понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
∙ иметь представление о назначении и области применения моделей;
∙ различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
∙ приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
∙ уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: табли цы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
∙ знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
∙ знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
∙ осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от за данной цели моделирования;
∙ приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
∙ давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, сре ду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
∙ осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
∙ выполнять операции с основными объектами операционной системы;
∙ выполнять основные операции с объектами файловой системы;
∙ уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
∙ уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
∙ выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
∙ создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
∙ для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по информатике для 8 класса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
Информация и информационные процессы - 7 часов | ||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Информация в живой и неживой природе. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Информация, информационные объекты различных видов. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации | 1 | п. 1.1.1, 1.1.2 | |
2 | Информация в обществе и технике. Управление, обратная связь. | 1 | п. 1.1.3, 1.1.4 | |
3 | Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера» | 1 | пр.р. № 1.2. | |
4 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. | 1 | п. 1.2 | |
5 | Количество информации. Определение количества информации. Единицы измерения информации. Практическая работа «Перевод единиц измерения количества информации» | 1 | п. 1.3.1, 1.3.2, пр.р. №1.1. | |
6 | Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме «Количество информации» | 1 | п. 1.3.3 | |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Количество информации» | 1 | ||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 10 часов | ||||
8 | Устройства компьютера. Основные компоненты компьютера. Соединение блоков и устройств, других средств ИКТ. Простейшие операции по управлению, использование различных носителей информации, расходных материалов | 1 | п. 2.2. | |
9 | Процессор, память. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов. Практическая работа «Форматирование дискеты» | 1 | п. 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5 пр.р. № 2.2 | |
10 | Устройства ввода и вывода. Практическая работа «Определение разрешающей способности мыши» | 1 | п. 2.2.2, 2.2.3 пр.р. № 2.3 | |
11 | Файлы и файловая система. | 1 | п. 2.3.1, 2.3.2 | |
12 | Работа с файлами и дисками. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» | 1 | п. 2.3.3 пр.р. № 2.1 | |
13 | Программное обеспечение компьютера. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: стоимость информационных продуктов. | 1 | п. 2.4. | |
14 | Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Практическая работа «Установка даты и времени» | 1 | п. 2.4, 2.5, 2.6 пр.р. № 2.4. | |
15 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита информации. Защита информации от компьютерных вирусов. Практическая работа «Защита информации от вирусов: обнаружение и лечение» | 1 | п. 2.7 пр.р. № 2.5. | |
16 | Правовая охрана программ и данных. | 1 | п. 2.8 | |
17 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» | 1 |
| |
Коммуникационные технологии - 16 часов | ||||
18 | Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. | 1 | п. 3.1 | |
19 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Локальные компьютерные сети Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети» | 1 | п. 3.2 пр.р. № 3.1. | |
20 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. Практическая работа «Подключение к Интернету. «География» Интернета» | 1 | п. 3.3.1 пр.р. № 3.2, 3.3. | |
21 | Всемирная паутина. Электронная почта. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине», «Работа с электронной Web-почтой» | 1 | п. 3.4.1, 3.4.2 пр.р. №3.4, 3.5 | |
22 | Файловые архивы. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги. Практическая работа «Загрузка файлов из Интернета» | 1 | п. 3.4.3 пр.р. № 3.6 | |
23 | Информационные ресурсы Интернета. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Примеры организации коллективного взаимодействия; форум, телеконференция, чат. | 1 | п. 3.4 пр.р. № 3.4 | |
24 | Поиск информации в Интернете. Поисковые машины. Формулировка запросов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Электронная коммерция в Интернете Практическая работа «Поиск информации в Интернете» | 1 | п. 3.5, 3.6 пр.р. № 3.7 | |
25 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы | 1 | п. 3.7.1-3.7.2 | |
26 | Форматирование текста на Web-странице. | 1 | п. 3.7.3 | |
27 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах | 1 | п. 3.7.4, 3.7.5 | |
28 | Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах | 1 | п. 3.7.6-3.7.7 | |
29 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде веб-страницы. Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» | 1 | пр.р. № 3.8 | |
30 | Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» | 1 | пр.р. № 3.8 | |
31 | Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» | 1 | пр.р. № 3.8 | |
32 | Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» | 1 | пр.р. № 3.8 | |
33 | Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии» | 1 | ||
34 | Повторение и обобщение изученного. Создание и обработка комплексных объектов в виде презентации с использованием шаблонов. | |||
35 | Резерв | |||
Итого часов | 35 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
2. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям; Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в страшей школе. 8-11 классы : методическое пособие/ Н.Д. Угринович - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г. (+CD)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...
рабочие программы по информатике для 8-11 классов по УМК Угриновича на 2013/14 учебный год
комплект рабочих программ на 2013/14 учебный год для 8.9,10,11 классов. Угринович. Содержит тематическое планирование. Программирование осуществляется в Pascale....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс по учебнику Угриновича (базовый курс)
В документе содержится рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс...
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов к учебнику Угриновича
Рабочая программа составлена на 140 учебных часов (70 часов в 10 классе – 2 часа в неделю; 70 часов в 11 классе – 2 часа в неделю) на основе авторской программы Угриновича Н.Д. В настоящей...