Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 6-й класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему
Рабочая программа реализована в ГБОУ ЦСиО "Самбо-70"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass._planirovanie.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр спорта и образования «Самбо – 70» Департамента физической культуры и спорта города Москвы
«РАССМОТРЕНО» Руководитель кафедры математики и информатики __________/Линькова Н.В./ подпись Протокол № 1 от « 28 » августа 2014 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР ГБОУ ЦСиО «Самбо-70» ____________/Илюшина Т. Е. / подпись « 29» августа2014 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Генеральный директор ГБОУ ЦСиО «Самбо–70» _____________ /Лайшев Р.А./ подпись Приказ № 294 от « 1 » сентября 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИКА И ИКТ 6-й класс
СОСТАВИТЕЛЬ: КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ | Фалина Светлана Николаевна ВТОРАЯ |
КЛАСС | 6 – Д, Е |
УЧЕБНЫЙ ГОД | 2014/2015 |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА | Государственная. Автор Л.Л. Босова (1 час в неделю, 34 часа за год) |
УЧЕБНИК: | Автор Л.Л. Босова «Информатика: Учебник для 6 класса», изд. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013г.
|
Работы | I полугодие | II полугодие | Всего за год |
Контрольные работы | - | - | - |
Подпись учителя ___________________ С.Н. Фалина
Москва
(2014)
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике, 6 класс разработана на основе:
- Авторской программы пропедевтического курса по информатике и информационным технологиям, утвержденной приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312. Автор: Зам. директора Института информатизации РАО, к.п.н. Л.Л. Босова.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- Закона г. Москвы от 14 декабря 2011 г. N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи"
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 №1897);
- Указа Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Данный курс информатики рассчитан на обучение с применением компьютера. Учащиеся 6 класса изучают информатику уже второй год. Особо одаренных и слабоуспевающих ребят в классе, поэтому авторское содержание программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
При организации учебного процесса учтено, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 6 класса не должна превышать 10-20 минут за урок. На каждом занятии предусмотрена и теория и практика.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий.
Программа предназначена для 6 «Д» и 6 «Е» классов. Темы уроков одни и те же для каждого класса, теоретический материал классы получают одинаковый. Разница будет заключаться в проведении компьютерного практикума; 6 «Д» класс гораздо лучше ориентирован в компьютерной среде и области ИКТ, нежели 6 «Е» класс, поэтому практические задания предполагаются более высокого уровня сложности. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску и обработки информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника будет выдаваться 6 «Д» классу в большем объеме, чем 6 «Е».
В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
- Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- Проблемное обучение;
- Метод проектов.
Информация о ходе усвоения учебного материала будет получена в процессе контроля – входного, промежуточного, проверочного, итогового. Тестирование и небольшие диктанты будут проводиться практически на каждом занятии.
Содержание учебного предмета
Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы | Основное содержание по темам |
Тема 1. Подготовка текстов на компьютере (6 часов) | Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. |
Тема 2. Объекты и системы (7 часов) | Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. |
Тема 3. Информационные модели (10 часов) | Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. |
Тема 4. Алгоритмика (10 часов) | Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Подготовка текстов на компьютере | 6 | 3 | 3 |
2 | Объекты и системы | 7 | 3 | 4 |
3 | Информационные модели | 10 | 5 | 5 |
4 | Алгоритмика | 10 | 5 | 5 |
Резерв | 1 | 1 | - | |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
• приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
• различать необходимые и достаточные условия;
• иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
• уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
• иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
• иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
• уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
• определять назначение файла по его расширению;
• выполнять основные операции с файлами;
• уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
• создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
• иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Календарно - тематическое планирование
Номер урока | Планируемая дата | Тема урока | Параграф учебника |
1. | 01.09-05.09 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | Введение, §1 |
2. | 08.09-12.09 | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | §2(3) |
3. | 15.09-19.09 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | §2(1,2) |
4. | 22.09-26.09 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | §3 (1, 2) |
5. | 29.09-03.10 | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | §3 (3) |
6. | 06.10-10.10 | Разновидности объекта и их классификация. | §4 (1, 2) |
7. | 13.10-17.10 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | §4 (1, 2, 3) |
8. | 20.10-24.10 | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | §5 (1, 2) |
9. | 27.10-31.10 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | §5 (3, 4) |
10. | 10.11-14.11 | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | §6 |
11. | 17.11-21.11 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | §7 |
12. | 24.11-28.11 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | §8 (1, 2) |
13. | 01.12-05.12 | Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | §8 (3) |
14. | 08.12-12.12 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | §9 |
15. | 15.12-19.12 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | §10 (1, 2, 3) |
16. | 22.12-26.12 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | §10 (4) |
17. | 12.01-16.01 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | §11 (1, 2) |
18. | 19.01-23.01 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | §11 (3, 4) |
19. | 26.01-30.01 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | §12 |
20. | 02.02-06.02 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | §12 |
21. | 9.02-13.02 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | §13 (1) |
22. | 16.02-20.02 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | §13 (2, 3) |
23. | 23.02-27.02 | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | §14 |
24. | 02.03-06.03 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | §15 |
25. | 9.03-13.03 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | §16 |
26. | 16.03-20.03 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | §17 (1) |
27. | 30.03-03.04 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | §17 (2) |
28. | 06.04-10.04 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | §17 (3) |
29. | 13.04-17.04 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18 (1, 2) |
30. | 20.04-24.04 | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18 (3) |
31. | 27.04-01.05 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | §18 (4) |
32. | 04.05-08.05 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | |
33-34. | 11.05-15.05 | Выполнение и защита итогового проекта. |
Контроль уровня обученности
№ | Тематика | Вид | Форма |
1 | Объекты и системы | Тематический контроль | Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу |
2 | Возможности текстового редактора | Тематический контроль | Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу |
3 | Создание информационных моделей-диаграмм | Тематический контроль | Творческая работа в виде мини-проекта |
4 | Алгоритмика | Итоговый контроль | Проект |
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 6 класса
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Список литературы
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...