Урок информатики в аспекте системно-деятельного подхода
материал по информатике и икт на тему
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
В стандартах второго поколения цели изучения информатики предполагают подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г.
индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей, обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Основной формой организации обучения является урок
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки рефлексии
- Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Уроки развивающего контроля
Цели уроков выделенных типов:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
- Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно - деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Этапы составления технологической карты урока
Название этапа | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемый результат | Методическое обеспечение |
Организационный момент (1мин) | Настроить учащихся на работу | Создает положительную мотивацию | Слушают учителя | Создание положительной мотивации |
|
Ориентировочно-мотивационный этап (8мин) | Вводное повторение. Создание проблемной ситуации. | Организует повторение опорных знаний. Предлагает входной тест. Погружает учащихся в их «незнание» | Выполняют задание-тест | Повторение опорных знаний. Учащиеся выделяют вопросы, ответы на которые они затрудняются дать | Листы с входным тестом на каждого ученика |
Постановка целей урока (2 мин) | Развивать умения формулировать цели урока | Помогает учащимися сформулировать цели урока. Создает условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты | Предлагают формулировки целей и задач урока | Сформулировать диагностические цели урока | Тема урока |
Операционно-познавательный этап (20-25 мин) |
| Передать знания по новой теме. Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организовать образовательные ситуации развивающего типа
|
|
| Оборудование, карточки с заданиями |
Контрольно-коррекционный этап (8мин) |
| Создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся. Обеспечить самоопределение на домашнее задание |
|
| Листы с выходным тестом на каждого ученика Карта ответов |
Рефлексивный этап (2 мин) | Развитие умений обсуждать и анализировать сам учебный процесс, который привел к полученным результатам | Проводит беседу по вопросам: достигнуты ли цели; пригодятся ли полученные знания; каким образом можно узнать непонятное и т.д. | Участвуют в беседе | Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения |
|
Литература по системно-деятельностному подходу
1) Панов А. И. Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. - Томск, 2002. - 36 с. Режим доступа: [http://internika.org/sites/all/modules/pubdlcnt/pubdlcnt.php?file=http://internika.org/sites/default/files/users/user5606/Panov_A.I._Sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obrazovanii.doc&nid=2440]
3) Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/595419/]
4) Деятельностно–ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
6) Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/419748/]
7) Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:
[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
8) Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]
10) Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
11) Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
12) Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_informatiki_v_aspekte_sistemno-deyatelnogo_podkhoda.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Злынковская средняя общеобразовательная школа №2
Учитель математики и информатики Коваленко Алла Петровна
Доклад
На тему
2013-2014 учебный год
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
В стандартах второго поколения цели изучения информатики предполагают подготовку учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г.
индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки детей, обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Основной формой организации обучения является урок
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки рефлексии
- Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Уроки развивающего контроля
Цели уроков выделенных типов:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
- Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно - деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Этапы составления технологической карты урока
Название этапа | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемый результат | Методическое обеспечение |
Организационный момент (1мин) | Настроить учащихся на работу | Создает положительную мотивацию | Слушают учителя | Создание положительной мотивации | |
Ориентировочно-мотивационный этап (8мин) | Вводное повторение. Создание проблемной ситуации. | Организует повторение опорных знаний. Предлагает входной тест. Погружает учащихся в их «незнание» | Выполняют задание-тест | Повторение опорных знаний. Учащиеся выделяют вопросы, ответы на которые они затрудняются дать | Листы с входным тестом на каждого ученика |
Постановка целей урока (2 мин) | Развивать умения формулировать цели урока | Помогает учащимися сформулировать цели урока. Создает условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты | Предлагают формулировки целей и задач урока | Сформулировать диагностические цели урока | Тема урока |
Операционно-познавательный этап (20-25 мин) | Передать знания по новой теме. Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организовать образовательные ситуации развивающего типа | Оборудование, карточки с заданиями | |||
Контрольно-коррекционный этап (8мин) | Создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся. Обеспечить самоопределение на домашнее задание | Листы с выходным тестом на каждого ученика Карта ответов | |||
Рефлексивный этап (2 мин) | Развитие умений обсуждать и анализировать сам учебный процесс, который привел к полученным результатам | Проводит беседу по вопросам: достигнуты ли цели; пригодятся ли полученные знания; каким образом можно узнать непонятное и т.д. | Участвуют в беседе | Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения |
Литература по системно-деятельностному подходу
1) Панов А. И. Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации. - Томск, 2002. - 36 с. Режим доступа: [http://internika.org/sites/all/modules/pubdlcnt/pubdlcnt.php?file=http://internika.org/sites/default/files/users/user5606/Panov_A.I._Sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obrazovanii.doc&nid=2440]
3) Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/595419/]
4) Деятельностно–ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
6) Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/419748/]
7) Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:
[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
8) Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]
10) Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
11) Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
12) Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)
Интегрированный урок по системно-деятельному подходу в обучении русскому языку "Наклонения глагола"( 6 класс)...
Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии
Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географииИнструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии...
Анализ урока информатики с точки зрения метапредметного подхода
Новый Стандарт образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.Метапре...
«Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-opиeнтиpoвaннoгo oбучeния учaщиxcя на уроках русского языка и литературы»
Вторые областные педагогические чтения: Педагогические стратегии реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе...
«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление
Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...
Технологическая карта урока физической культуры в формате системно – деятельного подхода в обучении
Технологическая карта урока физической культуры в формате системно – деятельного подхода в обучении Ф. И. О. педагога: Москаленко Марина ЮрьевнаПредмет: физическая культураКласс: 5Автор УМК...
Доклад на тему "Системно - деятельный подход на уроках истории в рамках реализации ФГОС."
Данный материал был представлен на методическом совете школы 24.03.2015 года...