Содействовать движению ученика
учебно-методический материал по информатике и икт на тему
В работе обобщен опыт преподавания информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sodeystvovat_dvizheniyu_uchenika.docx | 103.29 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕЙСТВОВАТЬ
ДВИЖЕНИЮ УЧЕНИКА
(из опыта работы)
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Факторы, способствующие проявлению познавательной активности учащихся………………………………………………………………………………...4
2. Создание оптимальной системы обучения как содействие формированию успешной личности…………………………………………………………………….5
Список литературы……………………………………………………………………21
Приложения……………………………………………………………………………22
Введение
В словаре Ожегова «успешный» трактуется как удачный в достижении чего-нибудь, получивший общественное признание, имеющий хорошие результаты в учебе, работе. Однако успешным вряд ли станешь без желания получения знаний.
Поэтому цель моей педагогической работы звучит так: развитие познавательной активности учащихся как основное условие формирования успешной личности.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
- Выявление факторов, способствующих проявлению познавательной активности учащихся
Что же способствует проявлению познавательной активности?
1) социальные среды: доступность культурно-просветительских учреждений;
2) организация учебного процесса или дополнительных занятий таким образом,
чтобы у школьников был постоянный поиск нового, оригинального;
3) поддержка семьи;
4) эмоциональная стабильность (поощрение, подбадривание);
5) факторы самой личности (уровень фантазии, креативность);
6) здоровье.
А также нужна система стимуляции познавательной активности обучающихся.
Из опыта работы делаю вывод, что для этого необходимо:
1. провести анализ выполненной работы учащимися;
2. выявить сильные и слабые стороны работы;
3. обязательно информировать всех учащихся о результатах работы;
4. вместе с коллективом учащихся определить дальнейший выход данной работы.
2. Создание оптимальной системы обучения как содействие формированию успешной личности
Каждый педагог мечтает, чтобы его ученики с интересом и желанием учились. И каждый выстраивает свою систему работы, в которой что-то меняется, добавляется.
Сегодня к школьнику высокие требования предъявляет сама жизнь. И считаю, что учителю нужно научить приобретать новые знания, трудиться, достигать поставленных целей.
Поэтому девизом моих уроков являются слова «Ученик учится сам, учитель только помогает».
- Урок – КВН; - урок одной задачи;
- урок самостоятельной работы; - урок практической работы;
- урок - лекция, - урок – семинар.
В своей работе в большей степени применяю эти уроки. Сочетание уроков так может и остаться просто сочетанием.
Как важно качественно организовать урок! От этого зависит - пробудится мыслительная активность учащихся или нет.
Думаю, что каждый педагог задает себе извечный вопрос: «Какие методы обучения выбрать для того или иного урока, чтобы достигнуть таких результатов обучения, которые соответствуют поставленным целям и реальным учебным возможностям всех обучаемых?»
Проблеме выбора методов обучения всегда уделялось и уделяется большое внимание. В своей педагогической работе придерживаюсь мнения Я.А. Коменского. Он писал: «…чтобы способности пробуждались самим методом, необходимо его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы оно ни было серьезно, преподавалось дружеским и приятным образом в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч или басен».
Методы обучения | Формирование | Развитие |
наглядные | Фактических знаний, самостоятельности мышления | Памяти, познавательного интереса, воли, навыков учебного труда, эмоций |
практические | Фактических знаний, практических умений, самостоятельности мыш-ления | Памяти, познавательного интереса, воли, навыков учебного труда, эмоций |
проблемные | Теоретических и фактических знаний, логического мышления, самостоятельности мышления | Памяти, познавательного интереса, воли, эмоций |
самостоятельная работа | Теоретических и фактических знаний, практических умений, логического мышления, самостоятельности мышления | Памяти, речи, познава-тельного интереса, воли, эмоций |
познавательные игры | Теоретических и фактических знаний, практических умений, логического мышления, наглядно-образного мышления, самостоятельности мышления | Памяти, речи, познава-тельного интереса, на-выков учебного труда, воли, эмоций |
Возможности методов обучения
Данная таблица подводит к выводу о необходимости сочетания всех их в учебном процессе. Разнообразие методов вследствие эффекта новизны активизирует познавательную деятельность обучаемых, вызывает и сохраняет у них познавательный интерес, предупреждает его снижение при однообразии деятельности. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, а ученикам раскрыть свои познавательные возможности и способности, выбрать наиболее рациональные для себя приемы овладения знаниями.
Остановлюсь на основных отработанных мною методах и приемах для сотворения урока таким, чтобы ученики не ждали с нетерпением звонка на перемену, не замечали прошедших 45 (40) минут.
В проблемном обучении главным является развитие познавательной самостоятельности учащихся в поисковой исследовательской деятельности. При создании проблемной ситуации на уроке нет безучастных учеников, в таких ситуациях происходит ценнейшая для развития личности мыслительная работа: удивление, прикидка, догадка, сопоставление возможных доказательств и, далее, проверка правильности решения, анализ результатов. Создавая проблемную ситуацию на уроке, можно достичь нескольких целей:
1) обеспечить хорошее запоминание материала;
2) обеспечить непроизвольное запоминание материала;
3) показать движение творческой, живой научной мысли человека;
4) учить ребят подходам к решению проблемы: анализировать проблему, искать аналогии, строить гипотезы и проверять их, анализировать результаты проверок, осмысленно переходить от гипотезы к гипотезе.
Но нужно заметить, что этот путь обучения требует большой затраты времени; и не весь изучаемый материал требует проблемного подхода.
На своих уроках в 7-9 классах применяю групповое решение поставленной проблемы.
Пример. В 7-ом классе при изучении темы «Память. Виды памяти» раздела информатики «Как устроен компьютер» предлагаю ребятам выполнить практическую работу (после того, как учащиеся узнают, что такое память и для чего она нужна):
Для выполнения работы учащиеся разбиваются на группы
(3-4человека в группе).
Раздаю капитанам групп карточки с заданием. Капитан распределяет, учитывая темп работы и возможности ребят, кто какую часть практической работы выполняет, таким образом, все ученики работают.
При выполнении 6-ого пункта практической работы ученики не могут найти документ «Задание 3».
Подвожу ребят к выводу, что внешняя память долговременно сохраняет информацию, а оперативная – хранит информацию, которая непосредственно участвует в работе компьютера в текущий момент времени.
Примечание. Чтобы выполнение работы не затянулось, заранее определяю для него время.
При изучении информационных технологий использую следующий способ изучения нового материала в группе: объявляю проблему, которую предстоит разрешить учащимся на уроке, записываю ее на доске. Затем ребята получают задания.
Например, при изучении текстового процессора «Word» тема «Знакомство с векторной графикой» вводится так:
Задание. Нарисуйте, используя графические возможности текстового процессора, какую-либо эмблему (смотри образец). Опишите технологию выполнения задания.
образец
Цель данной задачи: учащихся знакомятся с векторной графикой, основными примитивами, действиями над ними.
Решение задачи учащиеся должны представить в виде таблицы:
Таблица 1
Действия | Порядок выполнения |
3. Ваши действия 4. и т.д. | Пуск, Программы, Word Файл, Параметры страницы. В окне Поля задать размер каждого поля-2см. |
Сохранить созданный документ.
Ребята самостоятельно осваивают работу с графическими примитивами в группах. Группы должны быть небольшие (3-4 человека). Главная роль в решении проблем принадлежит учащимся, а я исполняю роль консультанта, к которому могут обратиться за справкой; если работа группы зашла «в тупик» направляю ребят, корректирую высказывания; помогаю обобщить и систематизировать частные результаты учебной деятельности.
В итоге каждый ученик может самостоятельно сделать выводы по решению данной проблемы, а также обосновать правильность полученного результата.
Другой вариант: в зависимости от изучаемой темы предлагаю каждой группе не одинаковое задание, о чём говорилось выше, а разные задания. Учащиеся в группе самостоятельно решают задание, ход решения также оформляют в виде таблицы (см.таблицу 1) и сохраняют документ. После выполнения группами своих заданий спикеры групп поочередно докладывают результат проделанной работы (с демонстрацией на компьютере).
Следующий этап в данной работе учеников - закрепление полученных знаний. Каждая группа копирует себе на компьютер документы (с описанием решения других заданий) остальных групп. И уже по готовой технологии учащиеся группы выполняют задание. Таким образом, учащиеся в такой ситуации осваивают большой объем материала.
Конечно, не в каждом классе можно применять данный метод. Нужно учитывать возможности учеников, их умение самостоятельно работать и т.д.
Из опыта своей работы могу утверждать, что результаты совместной работы учащихся (выбор варианта решения, нахождение наиболее рациональных способов выполнения заданий и т.п.) оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым учеником в отдельности. При этом результаты получаются при меньшей затрате времени, чем в случае представления возможности каждому школьнику выполнять это же задание индивидуально.
Приобретенные знания при проблемном обучении становятся для учащихся личностно значимыми.
Самостоятельные работы - еще один путь формирования познавательного интереса школьников, но лишь при условии педагогически целесообразного их отбора и подачи на уроке.
Например, в 5-ом классе после изучения темы «Как устроен компьютер» с целью закрепления знаний предлагаю выполнить задание по расшифровке анаграмм.
Задание: разгадать анаграммы и исключить лишнее слово.
Учащиеся должны определить лишнее слово; а также что общего у оставшихся слов; что они обозначают. Например:
- ЫМШАК, ААРАТУВИКЛ, ЕРНАСК, ОНРОФМКИ
Ответ: мышка, клавиатура, сканер, микрофон – устройства ввода информации; лишнего слова нет.
Мышка – устройство ввода информации.
Клавиатура – устройство ввода алфавитно-цифровой информации.
Сканер- устройство ввода графической информации.
Микрофон – устройство ввода звуковой информации.
- РООИНМТ, РЕРНИТП, УААБМГ, ТТРОЕЛП.
Ответ: монитор, принтер, бумага, плоттер – устройства вывода информации; лишнее слово-бумага.
Монитор- устройство визуального отображения информации.
Принтер - печатающее устройство.
Плоттер – устройство для вывода графической информации.
(Задание раздать каждому ученику).
Данный вид задания и развивает познавательный интерес к предмету и активизирует внимание.
Интерес к предмету формируется и укрепляется и при осознании школьниками значимости выполняемой работы:
относительная свобода действий при выполнении работы, радость самопознания, связанная с желанием проверить себя, свои силы, сознание ответственности (решаю сам, без чьей-либо помощи).
Ученик, выполняя такую самостоятельную работу, активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершает ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель, и поднимается на новый уровень познания, укрепляя познавательную активность, самостоятельность и интерес.
Так при изучении темы «Графики и диаграммы» в 7-ом классе каждый учащийся выполняет практическое задание (см. Приложение 1). Данная работа нацелена на приобретение учащимися навыков ответственности за выполнение работы. Школьники практическую работу выполняют осмысленно, так как по окончании каждый делает свой выбор среди диаграмм.
В 7-ом классе (обучение веду по учебнику Л. Босовой) при выполнении практических работ по темам: «Словесные информационные модели», «Табличные информационные модели», «Графики и диаграммы», «Информационные модели. Графы. Деревья» включаю краеведческие задания. Такие задания несложно составить учителю. Главное - подобрать материал (в этом могут помочь учитель истории, заведующий школьным музеем, ученики). Соберите информацию об истории вашего города, поселка, интересные статистические сведения и т.д.
Ребята охотнее выполняют именно такие задания, чем те, которые в учебнике. Например:
- Задание: создать табличную модель из следующего текста:
«С 1965 года совхоз Хорошеборский» передан в ведение Топкинского районного производственного управления Кемеровской области (Постановление бюро обкома КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся № 9 от 01.02.65.). В это время в него входили пять населенных пунктов (отделений). 1отделение – пос. Раздолье (центр) с посевной площадью 2310 га и 647 головами крупного рогатого скота, 2 - Верх-Мостовинка: крупного рогатого скота было 619 голов, площадь под посев составляла 1294 га. Деревня Хорошеборка была 3-им отделением: посевная площадь - 3054 га, скота – 804 г. 4-ое отделение – д. Юрманово: под посев было отведено 804 га и имелось 485 г. скота. Д. Белянино – 5-ое отделение с самым большим количеством скота: 1303 г. и посевной площадью 2550 га».
- Задание: Постройте столбчатую диаграмму «Численность населения пос. Раздолье». Выяснив кол-во дворов в 2001 году, построить подходящую диаграмму «Количество дворов Раздолья в разные годы».
| Кол-во дворов | Кол-во жителей |
1976 | 226 | 735 |
1985 | 306 | 797 |
1994 | 322 | 969 |
2001 | ? | 864 |
2006 | 291 | 922 |
Индивидуализация при работе за отдельным компьютером приводит к высокому уровню активности работы класса в целом.
Мною разработано учебно-практическое пособие для обучения школьников работе с программами Paint, Word (см. «Мой друг-компьютер!»). В результате ученики самостоятельно осваивают программы. Кому-то покажется, что совсем несовременные методички. Замечу, что без умения самостоятельно перерабатывать и анализировать материал нельзя получить прочные знания. В процессе самостоятельного индивидуального обучения (так происходит при работе с данным пособием) как раз мы видим желаемый результат. Конечно, не для всех это увлекательно. Но учебный процесс всегда был и будет серьезным занятием!
На мой взгляд, одним из эффективных приемов самостоятельной работы учеников, ведущий к развитию познавательного интереса, является решение сканвордов, которые составляю сама, нахожу с помощью Интернета, и помогают школьники.
На своих уроках информатики использую их, начиная с 7-ого класса. Это хороший дидактический материал для повторения отдельных разделов («Информация», «Моделирование и формализация» и т.п.), а также для проверки уровня усвоения материала. Кроме того, решение сканвордов расширяет кругозор обучаемых, развивает интерес, наглядно-образное и пространственное мышление, внимание.
Сложности при разработке сканвордов минимальные: достаточно вписать в таблицу буквы, из которых образуются нужные слова, а в незаполненные клетки какие-нибудь символы (*, +). На мой взгляд, сложность сканвордной технологии заключается в подборе дополнительных вопросов.
Задачи учащихся при решении сканвордов – они должны найти в сканворде слова по указанной теме и ответить на дополнительные вопросы. После расшифровки закодированных слов (выделяемое время – не более 3-4 минут) учитель выясняет, кто из учеников нашел больше всего правильных ответов, и предоставляет ему право назвать их. Остальные проверяют свои решения и при необходимости дополняют ответ. Не обнаруженные никем из ребят слова учитель не называет, но помогает найти их на завершающем этапе – при работе над дополнительными вопросами.
Так, после ответа на некоторые из них можно спросить: не зашифрованы ли соответствующие (еще не найденные) слова-ответы в сканворде? Имеющиеся в сканворде слова отражены в этих вопросах.
Представляю пример сканворда и дополнительных вопросов, который использую в 8 классе при изучении темы: «Информационные процессы и измерение информации».
Предлагаю ученикам два варианта сканвордов, причем во втором, более сложном варианте слова расположены не только по вертикали и горизонтали, но и по диагонали.
Задание. Найдите зашифрованные в сканворде термины, связанные с информационными носителями и способами измерения информации.
Вариант 1 Вариант 2
Е | Ы | Н | Н | А | Д | Я |
Ь | П | О | М | Е | Х | И |
Т | Р | Б | А | Й | Т | Н |
Я | И | Ц | И | Ф | Р | А |
М | Е | Т | И | Б | + | Н |
А | М | + | К | А | Н | З |
П | Л | О | В | М | И | С |
Е | Ы | Н | Н | А | Д | З |
А | Р | Ф | И | Ц | Н | П |
Ь | Т | Я | М | А | П | О |
+ | К | А | Н | З | Б | М |
М | Е | И | Р | П | И | Е |
+ | Я | Б | А | Й | Т | Х |
С | И | М | В | О | Л | И |
Ответы (оба варианта): байт, бит, данные, знак, знания, память, помехи, прием, символ, цифра.
Вопросы.
1. Перечислите известные вам информационные процессы. Какие из них названы в сканворде? (Прием.)
2. Какие понятия из числа найденных в сканворде как-либо связаны с информационными процессами? Укажите соответствующие связи.
(Данные-прием/передача информации; знания - обработанная и систематизированная информация; память- хранение информации; помехи - затрудняют прием/передачу информации).
3. Назовите единицы измерения информации. Какие из них названы в сканворде? (Бит, байт).
4. Перечислите понятия, связанные с алфавитным подходом к измерению информации. Аргументируйте свой ответ. (Бит, знак, прием, символ, цифра).
Хочу представить нестандартное задание «Одежда для слова».
Оно, на мой взгляд, эффективно для заинтересованности информатикой, так и для закрепления знаний. Предлагаю его учащимся 8-9 классов.
На последнем уроке в четверти выписываю на доске основные слова-понятия, которые изучались в течение четверти. Задача учеников – выбрать на свое усмотрение слово из предложенного списка и все, что известно об этом слове представить наглядно (в виде схемы, таблицы, графов, рисунков и т.п.).
Не запрещается пользоваться литературой: учебниками, справочниками, техническими и научными журналами. Ребята с увлечением выполняют задание.
Ценность выполнения этого задания:
- свободный выбор материала из предложенного задания в соответствии со своими возможностями и интересами;
- учащийся самостоятельно планирует действия по решению задания;
- анализирует и отбирает только нужную информацию;
- осуществляется творческий подход при принятии решения: как лучше нагляднее представить то или иное «слово – понятие».Качественно выполненные задания собираю как демонстрационный материал для объяснения учебного материала по информатике.
«Операции с файлами» - выполнила Лена Б., ученица 8 класса.
В каждом классе есть дети, у которых дома имеется компьютер. Это использую для развития познавательного интереса к предмету. Заранее перед изучением темы такой ученик получает задание от учителя: объяснить какой-либо фрагмент нового материала (очень важно правильно выбрать его). Учащийся самостоятельно готовит задание. На протяжении всего периода подготовки ученик консультируется с учителем для подбора соответствующего материала. Когда он задание выполнит, учитель обязательно проверяет, как справился ученик с предложенной задачей, ведь ему предстоит ответственное дело – объяснение нового материала одноклассникам; объяснить надо так, чтобы ребятам было понятно.
Конечно, этот прием самостоятельной работы школьников требует определенных усилий, как со стороны ученика, так и со стороны учителя, возможно, отнимает больше времени у обоих. Но конечная цель стоит этого.
В результате:
- учащийся находит свой подход к задаче;
- у ученика воспитывается ответственность к порученному делу;
- развивается речь школьника;
- воспитывается умение работать самостоятельно.
Наиболее интересными у ребят получаются сообщения на темы: «Как устроен компьютер», «Хранение информации», «Как передавали информацию в прошлом», «Знакомство с рабочим столом компьютера», «Компьютерные вирусы», «Интернет-зависимость». Эффектнее когда «молодой учитель» объясняет свой материал с помощью слайдов.
Советую учителям информатики апробировать этот вид учебной деятельности на своих уроках. Уверена, что результат порадует.
Раз речь зашла о слайдах, поделюсь своей методической находкой.
Перед изучением темы «Создаем компьютерную презентацию» демонстрирую школьникам увлекательную фотоэкскурсию «Удивительное рядом» (см.диск) (Занимаясь поисковой деятельностью, накопился богатый фотоматериал о природе родного края. И решила это использовать). Просмотрев презентацию, ребята сами хотят создать что-либо свое. И обязательно найдется ученик, который предложит озвучить «кино». Значит, у ребят пробудился интерес, значит, обеспечен качественный учебный процесс. А нам, педагогам, что может быть важнее!
В каждой школе есть учащиеся, которые учатся с трудом и имеют пробелы в знаниях. Со временем им становится все труднее овладевать знаниями, они начинают терять веру в свои силы и интерес к учению. Поэтому для меня особенно важно своевременно создать у таких ребят ситуацию успеха как фактор проявления интереса к изучаемой дисциплине.
Учащийся должен понять, что его усилия, направленные на овладение знаниями, не напрасны. Таким ученикам даю индивидуальные задания, при этом учитываю возможности школьника, уровень его знаний. Постепенно у учащихся появляется ощущение успеха, радость познания, интерес к предмету.
Домашнее задание играет не малую роль в формировании и развитии интереса к предмету.
Исходя из этого, нашла и применяю уже не один год следующие приемы:
1) задания по уровням; 2) задание массивом.
1.домашнее задание двух или трех уровней:
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, которого я обучаю.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют учащиеся, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень – творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.
Диапазон творческих заданий широк. Своим учащимся предлагаю разработать:
1) частушки, сказки по учебным темам; 2) сканворды, кроссворды;
3) тематические сборники интересных фактов, задач; 4) учебные комиксы.
Некоторые работы представлены в Приложении 2.
Конечно, сейчас можно купить книжки с готовыми кроссвордами, интересными задачами, загадками и т.п. на многие учебные темы.
Так зачем тогда мне собирать эти ученические работы?
Во-первых, ребятам интереснее работать с тем материалом, что сделан их же сверстниками. Ведь часто этих ребят они знают.
Во-вторых, и самим авторам-ученикам будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоваться на уроке учителем. Тем более, каждая работа подписана автором, а это добрая память.
2. задание массивом.
Задаю большой массив задач (задания должны быть посильные и сложные) сразу – в рамках большой изучаемой темы. Например, в 9-ом классе из 20 задач по разделу «Программирование» ученик обязан решить минимум 5, остальные – по желанию. А стимулировать это желание контрольными работами, составленными из заданий этого массива.
Чем больше нарешал – тем больше вероятность встретить знакомую задачу. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный срок. Из массива заданий учащийся выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться». Самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации.
Второй год в 5-6 классах применяю подачу домашнего задания в виде отрывного календаря. Таким образом, каждый ученик сам выбирает себе задание. Задания составляю по количеству учащихся в классе (если классы большие, можно составить комплект по 2-3 одинаковых задания). Заметила, что качество выполненной домашней работы в этом случае выше, чем в традиционном варианте.
Большое внимание уделяю тому, чтобы ученики грамотно владели терминологией.
Начиная с 7-го класса (можно и с шестого), учащиеся ведут словарь по информатике (обычно 3-4 листа в конце тетради), куда записываем термины по мере изучения материала. В конце года провожу следующее мероприятие на уроке (ребят предупреждаю заранее о проведении данного соревнования):
Делю класс на две команды. Предлагаю им выбрать капитана. Каждой команде определяю компьютер. По указанию учителя ребята записывают названия терминов на компьютере в течение определенного времени (2 минут).
Затем команды по очереди называют слово с компьютера другой команды. Та команда, слово которой сейчас называли, должна дать ему определение. За каждый правильный ответ можно получить 2 балла.
Если же ответ неверный, может ответить другая команда и получить за это 1 балл; неответившей команде присуждается 1 балл. После разбора всех терминов подводим итоги: подсчитываем количество баллов каждой команды; ученики анализируют свои ответы – что хорошо получилось, а что не получилось. Далее прошу капитанов команд оценить работу каждого члена команды.
В результате:
- учащиеся расширяют свой кругозор;
- умело используют термины по назначению, учатся правильно их произносить;
- повышается интерес к изучению предмета.
Хочу поделиться опытом, который на протяжении трех лет помогает мне активно привлекать школьников к изучению информатики. В кабинете три года назад появился стенд «Сегодня в компьютерном мире». Первый раз оформила его сама. Разместила рекламные листы о возможностях современной компьютерной техники, новости о компьютерах.
Материал на стенд собирала в фирмах: «Кузбасский компьютерный центр», «НЭТА». В классах среднего звена обсудили с ребятами материал стенда и решили, что такой стенд нужен.
Предложила им, чтобы они сами следили за достижениями компьютерного мира и меняли содержимое стенда. Идея им понравилась . И теперь как только кто-то из ребят приобретет рекламный лист или найдет что-нибудь в Интернете, в периодической печати, сразу же помещает новую информацию на наш стенд.
Они стали больше интересоваться новостями компьютерного мира, изменениями в области информационных технологий.
С началом моей педагогической работы в школе ежегодно проводится «Неделя информатики» (см. методические материалы «Я и компьютер»). Проведение такой недели ведет к:
- формированию у обучающихся познавательных способностей, стремления к самореализации и самосовершенствованию;
- раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, тех личностных качеств, которые являются уникальным даром человека,
- профессиональной ориентации учащихся.
Таким образом я достигаю желаемого результата – ученикам интересен предмет «Информатика» и всё, что с ним связано. При этом опираюсь на принцип - учение нетягостное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение».
Список литературы
- Волков, С.А. Интеллект – технология – нравственность [Текст] / С.А. Волков. - СПб., 1995.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы [Текст] / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Изд-во Дело, 1994.
- Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников [Текст] / Л.И. Мнацаканян. – М.: Просвещение, 1991.
- Левин, А. Самоучитель работы на компьютере. Начинаем с Windows [Текст] / А. Левин. – М.: Изд-во Нолидж, 2001.
- Симонович, С.В. Общая информатика [Текст]: учебное пособие для средней школы / С.В. Симонович.– М.: АСТ – Пресс, 2001.
- Симонович, С.И. Компьютер в вашей школе [Текст]/ С.И. Симонович. - М.: АСТ – Пресс, 2001.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М., 1995.
- Шафрин, Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2. Офисная технология и информационные системы. Графика [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: ЛБЗ, 2001.
- Честных, Ю.Н. Открыть человека [Текст] / Ю. Н. Честных. – М.: Просвещение, 1991.
Приложение 1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ»
с помощью макета в программе Excel 2007
- Выделить диапазон данных A2:В11.
- Выбираем в строке меню «Вставка»: щелчок лев.кнопкой на этом значке.
- Далее выбираем «Линейчатая»: щелчок лев.кнопкой на этом значке.
- В появившемся окне выбрать вид: объемная линейчатая.
- На рабочем листе появится диаграмма. При выделенной диаграмме выбрать в строке меню «Макет»: щелчок по этой кнопке.
- Выбираем «Название диаграммы» (щелчок лев. кнопкой на значке), далее выбираем «Над диаграммой» (щелчок лев. кнопкой на значке).
- Появится рамка. Устанавливаем текстовый курсор в конец текста. Удаляем надпись. Записываем: Длинные реки.
- Выбираем «Названия осей»: щелчок лев.кнопкой на значке.
- Наводим мышиный курсор на «Название основной горизонтальной оси» и делаем щелчок лев. кнопкой мыши по «Название под осью».
- В области диаграммы появится рамка «Название оси». Дать название: км.
- Сохраните документ в свою папку 7 класс под именем Задание.
Построим по тем же данным круговую диаграмму
- Выделить диапазон данных A2:В11.
- Выбираем в строке меню «Вставка»: щелчок лев.кнопкой на этом значке.
- Далее выбираем «Круговая»: щелчок лев.кнопкой на значке.
- В появившемся окне выбрать вид диаграммы: (первый вариант или второй).
- На рабочем листе появится диаграмма, причем она ляжет на предыдущую.
- Переместите новую диаграмму на свободное место листа: для этого выделите диаграмму и не отпуская лев. кнопки мыши перемещайте. Затем отпустите мышь.
- Сохраните изменения в документе в свою папку 7 класс.
ВОПРОС:
Какая из построенных диаграмм нагляднее отражает информацию?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательной активности детей, содействующей здоровью
Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезиянеблагоприятно сказывается на умственной работосп...
программа "Школа содействующая здоровью"
в программе отражена работа школы по здоровьесберегающим технологиям...
Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России» Номинация «Земляки»
Исследовательская краеведческая работа Ученика 5 класса Жуковень Артема МКОУ «СОШ с.Новоросляевка» участника туристко-краеведческого движения «Отечество. Саратовский край в истории России»...
Проект программы «Педагогическое содействие самосовершенствованию личности ребёнка в процессе воспитания»
Программа рассчитана на детей, воспитывающихся в детских домах семейного типа, ...
Разработка занятия по изучению Правил дорожного движения с учениками 5 класса.
Занятие по ПДД для учащихся 5 класса, используемый классным руководителем для разнообразия форм работы со школьниками по безопасности дорожного движения....
Рабочий лист ученика по теме "Колебательное движение" (9 класс)
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимисяновых знаний, умений, видов и способов дея...
Сценарий проведения мероприятия по правилам дорожного движения для учеников первых классов «ЮИД в действии! Помогаем Шарику и Мурке!»
Сценарий проведения мероприятия по правилам дорожного движения для учеников первых классов «ЮИД в действии! Помогаем Шарику и Мурке!»Безопасность дорожного движения – одна из основны...