Организация двигательной активности детей, содействующей здоровью
статья по физкультуре по теме
Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезия
неблагоприятно сказывается на умственной работоспособности школьников и на
функциональном состоянии школьно-значимых функциях.
Рационально организованная двигательная активность в образовательном процессе позволяет:
- снять перенапряжение и переутомление,
- повышает работоспособность,
- способствует сохранению здоровья учащихся,
- создаёт условия для повышения учебной мотивации.
Двигательная активность является важнейшим элементом здоровьесберегающих технологий в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_dvigatelnoy_aktivnosti_detey.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация двигательной активности детей, содействующей здоровью в МОУ «Гимназии г Вольска»
Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезия
неблагоприятно сказывается на умственной работоспособности школьников и на
функциональном состоянии школьно-значимых функциях.
Рационально организованная двигательная активность в образовательном процессе позволяет:
- снять перенапряжение и переутомление,
- повышает работоспособность,
- способствует сохранению здоровья учащихся,
- создаёт условия для повышения учебной мотивации.
Двигательная активность является важнейшим элементом здоровьесберегающих технологий в обучении.
С этой целью в гимназии проводятся:
- утренняя общешкольная зарядка, которая проходит не менее 5 минут до уроков в начальных классах с музыкальным сопровождением;
- физкультурные паузы, которые являются неотъемлемой частью урока. Физкультурные паузы определяются возрастом учащихся и видом учебной деятельности на уроке (письмо, чтение, использование компьютера ит.д.);
- отказ от полного освобождения обучающихся от уроков физической культуры после острых респираторных заболеваний. Каждый выздоравливающий, когда нет клинических признаков болезни, но нет и полного восстановления прежнего состояния организма, осматривается медицинским работником школы с целью индивидуализации физических нагрузок на уроках физической культуры;
- чёткое разграничение физических нагрузок в зависимости от принадлежности данного ребёнка к той или иной физкультурной группе;
- проведение динамических перемен для учащихся начальной школы с применением физкультурного инвентаря (скакалки, мягкие мячи ит.д.);
- дифференцированный подход к обучающимся с учётом их физического развития и психофизиологических особенностей, что обеспечивает улучшение индивидуальных показателей физической подготовленности, развитие ситуации успешности, формирование у учащихся позитивного отношения к урокам физической культуры;
- активизация игровой деятельности учащихся в группе продлённого дня во время прогулок на открытом воздухе.
Хотелось бы уделить особое внимание на проведение утренней гимнастики. Она является одним из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы в школе. С целью повышения интереса детей к утренней гимнастики, считаю необходимым не только проведение бесед со стороны учителей физической культуры и медицинского работника о значении зарядки, но и организацию соревнований между классами: «Лучший класс на зарядке».
Условия его таковы: гимнастику проводит физорг класса или ответственные за зарядку (в каждом классе должно бать по 2 ответственных).
За её ходом наблюдают организаторы внеклассной работы, учителя физической культуры и члены совета физической культуры. Они следят за чёткостью и правильностью выполнения упражнений, за их разнообразием.
Победители определяются по следующим критериям:
- Количество присутствующих.
- Правильность выполнения упражнений.
- Дисциплина.
- Творчество обучающихся.
Среди обучающихся 9-11 классов можно провести дополнительный конкурс на лучшее составление комплекса зарядки с подбором музыкального сопровождения.
А теперь вернёмся к физкультурной паузе. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Не трудно, кажется, заставить детей в такт встать и сесть, обернуться туда и назад, поднять руки и опустить их, выйти из-за скамей и в порядке опять усесться на них стройно, ловко, без шума и толкотни. Но, если хотя бы эти простые приёмы применялись в наших школах, то помогли бы разрушить ту тяжёлую, усыпляющую атмосферу, которая по большей части царствует в них, и много способствовали бы не только сохранению здоровья детей, но свежести их жизни и учения. Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит Вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если Вы сумели ими воспользоваться дадут Вам в результате больше целой недели полусонных занятий». Доказано наукой и подтверждено практикой, что длительность активного внимания у детей намного меньше, чем у взрослых. Чем младше ребёнок, тем быстрее расходуется энергия его головного мозга и, следовательно, скорее наступает утомление. Вот почему дети не любят долго концентрировать своё внимание на чем-то определённом, это их быстро утомляет. Так, устойчивость активного внимания у 7-10- летних детей равна 20-25 мин, у 10-12- летних - 25-30 мин, у 12-15- летних-30-35 мин, у 15-18-летних 35-45 мин. Естественно, что школьники, утомившись на уроке, плохо усваивают материал. Но беда не только в этом: устав, они принимают неправильную рабочую позу – сутулятся, наваливаются на парту и т.п. Таким образом, появляются практически неизлечимые дефекты осанки. Утомлённый ребёнок чаще отвлекается, внимание его рассеяно, он нарушает дисциплину, мешает своим товарищам и учителю. Привести его вновь в рабочее состояние могут только определённые отвлекающие меры. И самой действенной из них является физкультурные паузы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Организация игровой и двигательной активности детей в период летнего семейного отдыха"
В данной работе говорится о том, как с пользой провести летний отдых за городом, на берегу реки или моря, где можно позагорать, вволю покупаться и поиграть на берегу с водой и песком вместе с де...
«Организации двигательной активности детей на прогулке в ДОУ в соответствии с ФГОС»
«Организации двигательной активности детей на прогулке в ДОУ в соответствии с ФГОС»...
Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи
Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще ...
Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."
Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...
Мастер класс по физкультуре. «Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей»
Адаптивная физкультура – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психических нарушений у детей с ограниченными возможн...
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....
Организация двигательной активности детей на прогулке в детском саду
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания дошкольных образовательных учреждениях. Очень важной составной частью гармонической личности является физич...