программа "Школа содействующая здоровью"
рабочая программа по теме
в программе отражена работа школы по здоровьесберегающим технологиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovya.doc | 312 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект рассмотрен и утвержден
на заседании педагогического совета
МБОУ «Булатниковской СОШ»
года протокол №
Директор МБОУ «Булатниковской СОШ»
____________________ И.Г.Абрамова
Проект
МБОУ «БулатниковскойСОШ»
«Школа, содействующая здоровью»
Разработчик :
учитель Маркелова И.С.
с. Булатниково- 2012 год.
Содержание.
1. Краткая аннотация проекта………………………………………………..2-3
2. Срок реализации проекта………………………………………………….....4
3. Ожидаемые результаты……………………………………………………..4-5
4. Основные направления деятельности…………………………………….5-6
5. Софинансовое обеспечение Проекта…………………………………………6
6. Методы и методики, используемые при реализации проекта…………6-7
7. Этапы реализации проекта……………………………………………………………7-8
8. Материально – технические условия………………………………………...8
9. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности……………..9-11
10. Организация физкультурно - оздоровительной работы……………..11-12
11. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья…………………………………………………………………………13-14
12. План организации здоровьесберегающего образовательного процесса…………………………………………………………………………15-17
13. План методической и учебной – воспитательной работы по сохранению укреплению здоровья учащихся…………………………………………….18-19
14.Литература……………………………………………………………………..20
15.Приложения………………………………………………………………...21-33
1
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности,
бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
1.Краткая аннотация проекта.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Из-за отсутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.
В реальных условиях, при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок, ребенку предлагается облегченный
2
вариант учебной программы, вместо того, чтобы обучить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, самореализации. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.
С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.
Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Для создания здоровьесберегающей среды в МБОУ «Булатниковская СОШ» использована модель «Школа содействующая здоровью» в образовательном учреждении ( авторы – составители Т.А. Ловкова, В.Б.Русановю- Владимир ВИПКРО, 2009).
Под «Школой, содействующей здоровью» следует понимать учреждение образования со здоровьесберегающей и здоровьетворящей окружающей средой. Здоровьесберегающее образование связано с педагогической деятельностью, которая направлена на развитие личного состояния здоровья субьекта педагогического процесса, это целенаправлено организованный педагогический процесс, обеспечивающий становление здоровья учащихся и учителей в условиях их взаимодействия в течение каждого учебного дня.
Проект отражает основные направления работы школы в целях сохранения, поддержания и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся в условиях МБОУ «Булатниковской СОШ». Он состоит из ряда компонентов: управленческого, образовательного, гигиенического, диагностического, оздоровительного, социального, воспитательного, консультационного.
Проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
3
2.Срок реализации проекта: 2011-2015гг.
Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья школьников, на основе анализа форм и методов здоровьесберегающей деятельности и возможности их применения в конкретных условиях. Задачи проекта:
1. Создание нормативно-правовой базы образовательного учреждения;
2. Разработка здоровьесберегающих учебных программ;
3.Оценка мониторинга здоровья учащихся;
4.Медико-педагогическая оценка эффективности здоровьесберегающего воздействия школы на обучающихся;
5.Создание организационных структур, объединяющих школу с социумом в плане здоровьесберегающей деятельности;
6.Организация методической подготовки учителей;
7. Разработка образовательных программ с учетом уровня здоровья и физического развития учащихся МБОУ «Булатниковской СОШ»;
8.Разработка комплексных программ родительского всеобуча;
9.Обновление и развитие материально-технической базы, используемой для реализации проекта.
10.Привлечение внимания семьи, органов местного самоуправления, широкой общественности к реализации проекта
3.Ожидаемые результаты:
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья учащихся;
- самореализация личности;
- социальная адаптация;
- снижение уровня заболеваемости детей;
- повышение уровня профилактической работы;
- создание оптимального режима учебного труда;
- осознанное отношение детей, их родителей (законных представителей), педагогов к состоянию здоровья как
4
основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- повышение творческой активности учащихся;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни
4.Основные направления деятельности:
1. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и
развитие здоровья учащихся.
1.1. Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе.
1.2.Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся.
1.3.Формирование секции «Здоровье» в составе Управляющего совета школы.
1.4.Утверждение режима питания на заседании родительского комитета.
2. Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, контрольно диагностические, регулятивно-коррекционные.
2.1.Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки).
2.2.Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно- эмоционального фона на уроке).
2.3. Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.
2.4. Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха.
2.5. Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.
2.6. Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.
2.7. Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся.
2.8. Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.
2.9. Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей детей».
5
2.10. Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.
3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
3.1. Оборудование спортзала.
3.2. Оборудование спортивной площадки во дворе школы.
3.3. Оборудование кабинетов школы.
3.4. Обеспечение учебно-методической литературой.
3.5. Приобретение ТСО.
3.6.Содержание аптекарского огорода.
4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.
4.1.Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья
4.2.С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся: организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей; анализ способов и форм доведения информации до родителей; анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий; коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического здоровья.
5.Софинансовое обеспечение Проекта:
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и внебюджетные средства (спонсорские средства, средства грантов, добровольные пожертвования, доходы от дополнительных образовательных услуг).
6.Методы и методики, используемые при реализации проекта:
v Лекционные занятия;
v Тренинги, мониторинг;
v Индивидуальные и групповые консультации;
v Тесты и анкетирование;
v Диспуты;
v Родительские лектории;
v Ролевые игры;
v Рефераты;
v Выпуск газет; листовок;
v Просмотр учебных фильмов;
v Экскурсии;
v Конкурсы;
6
v Спортивные мероприятия.
Проект включает управленческие мероприятия:
- информационно-аналитическое;
- мотивационно-целевое;
- планово-прогностическое;
- организационно-исполнительское;
- контрольно-диагностическое;
- регулятивно-коррекционное.
7.Этапы реализации проекта.
Первый этап (2011-2012 учебный год): Информационно-подготовительный. Обучающий.
Цель: Адаптация экспериментального образовательного модуля
Задачи:
- создание педагогических условий для адаптации экспериментального образовательного модуля здоровьесберегающей технологии;
- теоретическая и практическая подготовка педагогов начальной школы в рамках здоровьесберегающей технологии;
- диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала школьников.
Второй этап (2012-2013 учебный год): Внедренческий.
Цель: Создание педагогических условий для развития навыков, обеспечивающих укрепление психофизиологического здоровья и развитие творческого потенциала школьников на основе современных методов адаптивной физкультуры.
Задачи:
- диагностика психофизиологического состояния и творческого потенциала школьников;
- совершенствование развивающей среды;
- продолжение обучения навыкам и их развитию на уровне учебного и развивающего блоков в форме коррекционно - развивающих пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен и прогулок на свежем воздухе.
Третий этап (2013-2015 учебный год): Оценочный.
Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающей технологии.
Задачи:
- диагностика психологического, физиологического состояния и творческого потенциала школьников;
7
- анализ и обобщение полученных срезовых диагностических материалов;
- создание методических пособий и рекомендаций на основе положительного опыта эксперимента.
Методы тестирования психологического и физиологического здоровья.
Психологические методики, физиологические диагностические тесты, используемые при заполнении паспорта здоровья ребенка.
Методы восстановления и развития психофизиологического здоровья.
Современные методы адаптивной физкультуры (коррекционно - развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены и прогулки на свежем воздухе), психологические консультации.
8. Материально – технические условия МБОУ «Булатниковской СОШ».
Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.
Здоровесберегающая инфраструктура МБОУ «БулатниковскаяСОШ» включают в себя следующие объекты:
спортивный зал, спортивная площадка, столовая, учебные кабинеты, аптекарский огород учебно-опытного участка школы
Спортивный зал. Площадь спортивного зала 160 м2. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием для проведения уроков физкультуры и внеклассных занятий по физкультуре и спорту. Имеются: гимнастические снаряды (бревно, брусья, перекладина, снаряды для опорного прыжка, подкидной мостик, гимнастические маты), легкоатлетические снаряды (канат, планка для прыжков в высоту), оборудование и инвентарь для игр в баскетбол (корзины, мячи) и волейбол (сетка, мячи), стол и ракетки для игры в настольный теннис, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, гимнастические палки, обручи, скакалки, туристическое снаряжение (спальные мешки и палатки), гири, гантели. При использовании оборудования в спортивном зале неуклонно соблюдаются санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Спортивная площадка. Спортивная площадка включает в себя: 1 футбольное поле, волейбольную площадку, полосу препятствий, прыжковую яму, площадку для игр. При занятиях на спортивной площадке соблюдаются все санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Столовая. Школьная столовая имеет пищеблок и обеденный зал на 40 посадочных места. Столовая оснащена необходимым оборудованием для приготовления горячей пищи и выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.
8
Аптекарский огород. Аптекарский огород состоит из ряда лекарственных трав: ромашка, мята, мелиса и другие.
9. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности.
Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах. В план работы школы на год включены позиции содействия здоровью. В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативам и правовым документам. Данная стратегия предполагает вовлечение всех сотрудников, учащихся школы и их родителей, а также другие учебные учреждения района и общественность района. В школе существует долгосрочный план по реализации стратегии содействия здоровью школьников.
Создан комплекс управленческих условий, к их числу относится:
Организация оздоровительных режимных моментов и организация занятий в течение дня (зарядка, физкультминутки, факультативные и индивидуальные занятия, кружки, спортивные секции)
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся
Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной работоспособности учащихся и шкалы трудности учебных предметов.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья учащихся и способствуют развитию личности. Выполняются все основные условия здоровьесберегающих
9
технологий:
• в содержание и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;
• процесс обучения строится с учетом возрастных анатомофизиологических и психологических особенностей детей (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.)
• учтены индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с разными типами учащихся, особое внимание детям группа риска;
• учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
• работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
• учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знания, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;
• обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния стресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;
• вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий, у ученика планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;
-учитель использует показатель успешности ученика для позитивных начал личности;
• оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
10
• учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся.
10. Организация физкультурно- оздоровительной работы.
В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.
В школе отсутствуют пропуски занятий физкультуры без уважительных причин, учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от занятий по физкультуре. В школе работают спортивные секции (футбол, баскетбол, волейбол). Разработан и действует комплекс физкультминуток и смены динамических пауз на уроках (в соответствии с расписанием) для учащихся начальной школы, в стадии апробации находится такой комплекс для учащихся основной школы, разрабатывается для учащихся старших классов.
Регулярно (1 раз в четверть) проводятся дни здоровья, в которых участвуют все участники образовательного процесса.
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
С целью формирования у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, в плане воспитательной работы школы имеется раздел, направленный на формирование здорового образа жизни, который включает в себя следующие мероприятия:
Дни здоровья,
уроки оздоровительной физкультуры,
Конкурсы рисунков:
«За здоровый образ жизни»,
« Мы против наркотиков»;
Конкурс сочинений «Мы против СПИДа»,
Тематические классные часы,
интернет – уроки, посвященные борьбе с наркотиками;
уроки нравственности и здоровья 1-11 кл.
11
Большую роль в формировании ЗОЖ и сохранения здоровья учащихся школы призваны сыграть внеклассные уроки нравственности и здоровья,которые проводятся у нас с 1 по 11 классы. Они включают в себя этические занятия и динамическую разминку. Первая 20-минутка этих уроков проводится классным руководителем в форме этических бесед, психологических тестов, аналитических игр. Заключительные 20 минут проходят в спортивном зале под руководством преподавателя физкультуры и при содействии классного руководителя и включают в себя разминку, подвижные игры, и т п.ФАП
ФАП с детским активом школы выпускает санбюллетень по вопросам соблюдения санитарно- гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек. Проводятся индивидуальные и коллективные санитарно- просветительские беседы. Классные руководители проводят индивидуальную и групповую работу с учащимися группы риска по предупреждению девиантного поведения и профилактике вредных привычек.
11. Организация системы работы с педагогами, родителями и социумом.
Психолого-педагогическая служба управления образования проводит лекционные занятия с педагогическим коллективом и родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Для педагогов школы организован психологический лекторий, включающий здоровьесберегающую тематику:
Зона ближайшего развития в современной психологической практике
Школьная тревожность
Признаки употребления ПАВ
Особенности личностных изменений ребенка при неправильном воспитании
Как педагогу учитывать природные особенности ребенка, чтобы сохранить их психическое здоровье в процессе обучения
Проводится родительский всеобуч по темам:
- Курение и статистика;
- Алкоголь - яд и обман;
- Наркомания - дело не личное;
- Проблема здоровья детей.
12
- Как сохранить здоровье ребенка?
- Режим дня и его значение.
- Путь к здоровью, силе, бодрости.
- Физкультура и спорт в жизни школьника.
- СПИД – реальность или миф.
- Наркомания. Что о ней нужно знать?
Для того чтобы здоровьесберегающие технологии прочно вошли в практику работы каждого педагога школы, на педагогических советах и заседаниях школьных методических объединений рассматриваются технологии и методики, позволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу. Тематика педсоветов, ориентирующих учителя на здоровьесберегающие технологии, разнообразна. Мы обсуждали такие темы как: « Ориентация учителя на здоровьесберегающее обучение и воспитание», «Приоритет духовности в условиях здоровьесберегающего обучения и воспитания», «Методика диагностики педагогических технологий здоровьесберегающих технологий», «Реализация задач сохранения и укрепления здоровья школьников через систему воспитательной работы» и др. Регулярно проводятся круглые столы по тематике здоровьесберегающего обучения, где педагоги школы могут обменяться опытом, получить ответы на интересующие их вопросы. Круглые столы были проведены по следующим темам: «Влияние разноуровневой дифференциации на психофизиологическое состояние ученика», «Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы)», «Современные здоровьесберегающие образовательные технологии в системе личностно-ориетированного обучения воспитания сельских учащихся и родителей в местном социуме».
12. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
В школе организована регулярная профилактическая работа. Учителем физической культуры совместно с медицинскими работниками ФАПа разработан и проводится комплекс профилактических упражнений лечебной физкультуры.
при нарушении осанки;
при плоскостопии;
13
при сколиозе;
при нарушении зрения;
общеукрепляющие упражнения.
В целях профилактики простудных заболеваний, организуется витаминизация питания (овощные салаты, соки), общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже). Для профилактики нарушения зрения и болезней глаз используется:
упражнения для снятия зрительного утомления во время физкультминуток на уроках (особенно письменных уроках и уроках с применением компьютерной техники)
Режим смены динамических поз, использование физкультминутки на уроках позволяют провести профилактику многих заболеваний.
Регулярные беседы, выпуск санбюллетеней позволяет организовать профилактику травматизма, инфекционных заболеваний, вредных привычек.
Администрацией школы осуществляется контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил техники безопасности на всех этапах учебно- воспитательного процесса.
Один раз в год проводится плановый медосмотр специалистами ФАПа и в течении года отслеживается состояние здоровья учащихся медицинским персоналом ФАПа. По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития.
Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.
Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии в работу школы и использования зеленой продукции со школьного аптекарского огорода..
14
13.План организации здоровьесберегающего образовательного процесса
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика. | Постоянно | Мед работники ФАПа |
2 | Составление социологических карт по классам, составление списков: Учащихся «группы риска» Проблемных семей Многодетных семей Малообеспеченных семей Неполных семей Детей с хроническими заболеваниями | Сентябрь | Социальный педагог ППС управления образования, классные руководители |
3 | Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий | Постоянно | Директор, завхоз |
4 | Организация дежурства по школе | Сентябрь | Зам. директора по воспитательной работе |
5 | Составление индивидуальных учебных планов для учащихся, обучающихся на дому | Август- Сентябрь | Зам. директора по учебно-воспитательной работе |
6 | Диспансеризация учащихся школы | В течение года | ФАП |
7 | Учёт посещаемости школы учащимися | Постоянно | Зам. директора по УВР и ВР, классные руководители |
8 | Оформление кабинета ОБЖ | Сентябрь | учитель ОБЖ |
9 | Издание приказов: «Об охране жизни и здоровья школьников» «О назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда» | Сентябрь | Директор школы |
10 | Составление графика технического персонала школы | Сентябрь | завхоз |
11 | Оформление листов здоровья в классных журналах | Сентябрь | Классные руководители |
12 | Организация спортивной секции, кружков | Сентябрь | Зам. директора по ВР, учитель физкультуры, классные руководители |
13 | Соблюдение воздушного и светового режима в школе | Постоянно | Директор, завхоз |
14 | Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период | К началу зимнего периода | Директор, завхоз |
15 | Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе | Постоянно | Директор, завхоз |
16 | Содержание в исправности всех средств пожаротушения | Постоянно | завхоз |
17 | Обеспечение хранения спортивного инвентаря | Постоянно | Учитель физкультуры, завхоз |
18 | Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьного образовательной среды | Февраль-май | Зам. директора по, социальный педагог, психолог ППС управления образования |
19 | Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации | Апрель | Кл. руководители, ФАП |
20 | Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах | Май, июнь | Зам. директора УВР |
21 | Организация ремонта учебных кабинетов | Летний период | завхоз, заведующие кабинетами |
22 | Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году | Июль-август | завхоз |
23 | Приёмка школы к новому учебному году | Август | Директор школы |
24 | Рейды: по проверке внешнего вида обучающихся по сохранности библиотечных учебников по выполнению школьниками режима дня | По отдельному плану | Зам. директора по УВР, ВР, библиотекарь, актив учащихся |
25 | Регулярное проведение учебных пожарных тревог | По графику | Директор, начальник штаба ГО школы, завхоз |
26 | Приобретение сантехнического оборудования, энергосберегающих ламп | В течение года | завхоз |
27 | Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования для кабинетов | В течение года | завхоз |
28 | Приобретение моющих и чистящих средств | Постоянно | завхз |
29 | Приобретение посуды для столовой | В течение года | завхоз |
30 | Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов | Август | завхоз |
31 | Обеспечение учащихся 1-11-х классов горячим питанием | В течение учебного года | Директора школы, ответствен за птание |
32 | Контроль физического воспитания учеников | По отдельному плану | Администрация школы, учитель физической культуры |
33 | Контроль преподавания элективных курсов в 9-х-11-х классах | По отдельному плану | Администрация школы |
34 | Проведение динамических пауз в первых классах | Постоянно | Учителя 1-х классов, учитель физической культуры |
35 | Организация спортивно-оздоровительных мероприятий | По отдельному плану | Зам. директора по ВР, учитель физкультуры, классные руководители |
17
14.План методической и учебной – воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, с целью профилактики учебных перегрузок | В течение года | Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог ППС управления образования |
2 | Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда | Сентябрь, март | Кл. руководители |
3 | Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения | По отдельному плану | Классные руководители, |
4 | Проведение семинаров «Здоровый образ жизни» по темам: Для учащихся 1-4-х классов: «Болезни века» «Экология и здоровье ребёнка» «Организация режима жизни в школе и дома» Для учащихся 5-8-х классов: «Профилактика заболеваний: контроль массы тела» «Повышение иммунитета» «Питание и здоровье» «Сложные отношения в переходном возрасте» «Вредные привычки: как избежать увлечения ими» «Вред телевизора и компьютерных игр» «Сохраняем остроту зрения» Для учащихся 9-11-х классов: «Учёба на высоком пределе трудности. Как сохранить здоровье?» «Методы предотвращения перегрузок» «Профилактика переутомлений в последние месяцы учёбы и в период подготовки к ЕГЭ» | В течение года | Директор школы, зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, |
5 | Родительские лектории «Как сберечь здоровье школьника» | Раз в четверть | Зам. директора по воспитательной работе |
6 | Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей | Постоянно | Зам. директора по воспитательной работе, психолог ППС управления образования |
7 | Контроль соблюдения режима дня учащимися | Постоянно | Классные руководители |
8 | Организация классных часов по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся | По отдельному плану | Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители |
9 | Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | Постоянно | Классные руководители |
10 | Проведение медосмотра педагогов школы | Май, июнь | Администрация школы |
11 | Озеленение учебных кабинетов и территории школы | Май- сентябрь | Заместители директора по воспитательной работе, завхоз, учителя биологии |
12 | Проведение дней здоровья | Ежемесячно | Зам. директора по воспитательной работе, учитель физической культуры |
13 | Работа летней оздоровительной площади при школе, летнем детском лагере «Непоседы» | Июнь | Зам. директора по воспитательной работе, начальник летнего детского лагеря |
14 | Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок | По графику | Медицинская сестра |
15 | Проведение углубленного медицинского осмотра учащихся | Октябрь | ФАП |
16 | Профилактика у учащихся близорукости и сколиоза, обеспечение соблюдения режима проветривания классных комнат на переменах | Постоянно | Зам. директора по УВР, учителя |
19
20
Приложение 1
Анализ урока с позиции здоровьесберегающих технологий
Одна из форм контролирующей деятельности руководителя 'образовательного учреждения любого уровня - посещение уроков учителей. Большинство позиций, по которым традиционно ведется контроль за деятельностью учителя, касаются сугубо педагогических критериев проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителя. Напомним, что состояния, опосредующие эту связь, - утомление и стресс. Учитывая особенность растущего организма, можно рассматривать профилактику утомления и стресса как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе.
Перечислим кратко, на что следует обращать внимание в ходе урока в указанном аспекте.
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая работа, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот, частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. (Комментарии аналогичные).
Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
Чередование видов преподавания. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая
21
игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество -соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока необходимо обратите внимание на
• плотность урока, т.е. количество времени, затраченное школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%,
22
• момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Он определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся
классов компенсирующего обучения;
• темп окончания урока:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания; спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;
задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Поскольку посещение урока, особенно руководством, стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения - ведь впереди следующий урок. Лучший способ — сразу после урока поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки. Анализировать урок сразу после его окончания нецелесообразно, лучше посвятить этому время после окончания всех уроков, когда и проверявший, и педагог успеют освободиться от занятий и немного отдохнуть. Но надолго откладывать получение учителем обратной связи тоже не следует - человек волнуется (особенно с учетом повышенного у всех учителей чувства ответственности).Анализ урока лучше проводить, оставшись наедине с педагогом, чтобы никто не мешал. Лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов на личность учителя. Важно не затормозить проявления инициативной, творческой тенденции в работе учителя, поскольку именно она способна уменьшить переутомление, как у учителя, так и у его учеников. Проведение анализа урока в форме доверительной беседы, обсуждения, являются гораздо более продуктивным, чем директивные, безапелляционные суждения. От профессионального умения проверяющего будет зависеть, как воспримет учитель полученные рекомендации, и отразится ли это в конечном итоге на уровне его мастерства.
23
Приложение 2
Перечень вопросов
для проведения тестового контроля знаний
участников образовательного процесса
1. По определению, принятому в гигиене детей и подростков, здоровье
Состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.
Состояние организма человека, когда функция его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения.
Гармоничное, соответствующее возрасту развитие, нормальный уровень функций и отсутствие заболеваний.
Отсутствие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений.
2. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье
Состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений
Состояние организма человека, когда функция его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения
Гармоничное, соответствующее возрасту развитие, нормальный уровень функций и отсутствие заболеваний
Отсутствие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений
3. Физические развитие детей и подростков зависит от
биологических факторов;
социальных факторов;
состояния здоровья;
методов исследования;
методов оценки.
4. Значение знания закономерностей роста и развития для охраны
здоровья детей и подростков в том, что они
являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов окружающей среды для детей и подростков;
позволяют понять деятельность органов и систем, их взаимосвязь в организме ребенка и его единство с внешней средой;
позволяют правильно интерпретировать информацию о здоровье и развитии подрастающего поколения;
являются одним из ведущих признаков здоровья, от них зависят другие показатели здоровья.
5. К закономерностям роста и развития организма детей относятся:
неравномерность темпа роста и развития;
увеличение удельных энерготрат организма;
гетерохронностъ;
половой диморфизм;
обусловленность роста и развития наследственностью и средовыми факторами;
биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
1. акселерация роста и развития.
6. Основными группами показателей, используемых для характери
стики общественного здоровья детей и подростков, являются
младенческая смертность;
показатели физического развитии различных возрастно-половых групп;
медико-демографические показатели;
медикостатистические показатели заболеваемости;
данные об инвалидизации детей;
24
патологическая пораженность.
7. Основными факторами риска, влияющими на состояние здоровья
детей, являются
нарушения гигиенических требовании к окружающей среде и условиям жизнедеятельности;
наследственность;
недостаточная или избыточная двигательная, активность;
нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
недостатки в организации и качестве питания;
отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни;
неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.
8. Основными путями решения задач сохранения психического
здоровья учащихся являются
определение степени морфофункциональной готовности детей к обучению или работе;
создание ступенчатых режимов для обеспечения адаптации детей к новым этапам обучения;
гигиенически рациональная организация занятий с соблюдением благоприятного психологического микроклимата;
учет индивидуальных особенностей детей;
гигиенически рациональная организация отдыха детей.
9. Допустимое количество учащихся в первых классах
25;
30;
35;
40.
10. Допустимое количество учащихся в 5-9 классах
25;
35;
40;
45.
11. Оптимальным вариантом расписания для учащихся 1 класса во
вторник является
физкультура, математика, чтение, русский язык;
чтение, русский язык, математика, физкультура;
математика, чтение, физкультура, русский язык;
математика, физкультура, русский язык чтение.
12. Облегченным в расписании учебных занятий при обучении
учащихся по 5-дневнои рабочей неделе должен быть
понедельник;
вторник;
среда;
четверг;
пятница.
13. Облегченным в расписании учебных занятий при обучении
учащихся 5-11 классов при 6-ти дневной рабочей неделе должен быть
понедельник;
вторник;
среда;
четверг;
пятница.
14. Продолжительность одного урока (кроме 1 класса и классов
компенсирующего обучения)
35;
40;
25
45;
50.
15. Минимальная продолжительность малых перемен
5 минут;
6 минут;
10 минут;
15 минут.
16. Максимальное количество уроков в день в основной школе
5;
6;
7.
17. Оптимальное время начала занятий во вторую смену
12.00-12.30;
13.00-13.30;
14.00-14.30.
18. Минимальная длительность перерыва между основными занятиями и факультативными составляет
5 минут;
15-30 минут;
45 минут;
60 минут.
19. Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся
всех классов;
учащихся 1-4 классов;
учащихся 5-11 классов всех видов общеобразовательных учреждений;
учащихся 5-11 классов всех видов общеобразовательных учреждений с углубленным содержанием обучения.
20. Условия, при которых разрешается организация занятии по 5-ти дневной учебной неделе,
дня всех видов общеобразовательных учреждений без углубленного содержания обучения;
школа работает не более чем в 2 смены;
оба ответа правильные;
оба ответа неправильные.
21. Предельная учебная нагрузка в часах при 5-дневной рабочей неделе для учащихся 1-х классов
16;
18;
20;
22.
22. Предельная учебная нагрузка в часах при 5-дневной рабочей неделе для учащихся 5-9 классов
26;
28;
30;
32;
34.
23. Гигиеническими принципами составления расписания занятий будут
учет трудности предмета;
учет физиологической кривой дневной и недельной работоспособности;
учет необходимости переключения видов деятельности;
расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни наивысшей работоспособности;
26
расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни начинающегося утомления;
расположение занятий с динамическим компонентом в часы и дни выраженного утомления.
24. Гигиеническая рациональность организации урока определяется по
следующим показателям:
плотность урока;
количество, продолжительность и чередование видов деятельности;
количество видов преподавания;
применение ТСО;
психологический климат на уроке;
наличие физкультминуток;
чередование позы учащихся.
25. Основными гигиеническими принципами организации обучения
детей в школе являются
постепенность;
минимизация нервно-психических нагрузок;
соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка;
научное обоснование организации учебного процесса в школе;
обеспечение оптимальных условии обучения;
обеспечение оптимального соотношения школьный и домашних занятии.
26. Особенностями утомления школьника и тактикой по его профилактике будут
признаки утомления стойкие, не исчезающие во время перемены, а лишь после возвращения из школы;
признаки утомления не стойкие, быстро исчезающие во время перемены или после возвращения из школы;
восстановлению умственной работоспособности способствуют пассивный отдых, разноплановые эмоции;
восстановлению умственной работоспособности способствуют активный отдых на открытом воздухе, положительные эмоции;
усилия гигиенистов направлены на исключение развития утомления школьников;
усилия гигиенистов направлены на отдаление наступления утомления и предупреждение переутомления.
27. Основными требованиями к регламентации и организации перемен будут
10-минутные перемены между уроками, после 3-го урока перемена продолжается 20-30 минут;
5-минутные перемены между уроками, после 2-го урока перемена продолжительностью в 20 минут;
возможность поменять вид деятельности;
подвижные игры по выбору учащегося на открытом воздухе;
подвижные игры в рекреации под руководством преподавателя.
28. Основными неблагоприятными факторами условий обучения в школе являются
повышение температуры и влажности воздуха к концу дня;
рост бактериальной загрязненности воздуха к концу дня;
увеличение содержания органических веществ в воздухе к концу дня;
ухудшение ионного состава воздуха в течение дня;
увеличение уровней шума в течение дня;
недостаточные уровни освещения рабочих мест школьников.
29. Основными направлениями оптимизации, условий обучения в школе являются
1 кондиционирование воздуха;
специальный режим проветривания классов;
оптимизация светового режима;
27
оптимизация цветового интерьера оформлению школьных зданий и учебного оборудования;
соблюдение эргономических требований к мебели и оборудованию школ.
30. Причинами напряжения зрительных функций при работе с видеотерминалами являются
Трудность фокусировки горизонтального взгляда по сравнению с взглядом, направленным вниз;
Восприятие дрожания или мелькания изображения;
Отражения в экране;
Нерациональная посадка учащегося за компьютером.
31. Основными проявлениями влияния персональных компьютеров на функциональное состояние организма детей и подростков являются
астенопия;
тревога, раздражительность, подавленность;
нарушении сна;
утомление нервно-мышечного аппарата рук;
расторможенность.
32. Основными требованиями к школьным компьютерам являются
безвредность для здоровья и полная электротравмобезопасность;
отсутствие денатурирующего влияния на окружающую среду;
возможность использования для разных возрастных групп;
исключение необходимости кардинального изменения планировки и оборудования кабинетов информатики;
отсутствие полимерных веществ во внешней отделке компьютеров.
33. Правильными будут перечисленные ниже утверждения
Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с персональными компьютерами и видеотерминалами является периметральная расстановка.
Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с персональными компьютерами и видеотерминалами является расстановки рядами (1-3-х рядная).
Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с персональными компьютерами и видеотерминалами является центральная расстановка.
При небольшом количестве персональных компьютеров и видеотерминалов следует предусматривать расстановку их у стены, противоположной окнам.
При небольшом количестве рабочих мест с персональными компьютерами и видеотерминалами следует предусматривать расстановку их у наружной стены.
34. Освещенность на рабочем месте школьника в компьютерных классах нормируется
так же как и в обычных классах;
по уровню горизонтальной освещенности на рабочем месте, клавиатуре;
по уровню вертикальной освещенности на экране дисплея;
в зависимости от размера токов на экране и их контраста с фоном на дисплее.
35. Оптимальная продолжительность просмотра учебных телепередач в 5-7 классах составляет
15-20 минут;
20-25 минут;
20-30 минут.
36. Оптимальная продолжительность просмотра учебных телепередач в 8-11 классах составляет
15-20 минут;
20-25 минут;
25-30 минут.
37. Оптимальная частота просмотра учащимися младших классов учебных телепередач:
ежедневно;
28
3-4 раза в неделю;
3 раз в неделю.
38. Для гигиенической оценки организации физкультурных занятий с детьми используются следующие показатели:
общая продолжительность и структура занятия;
общая плотность занятия;
показатели реакции организма на физическую нагрузку;
результаты исследования скоростно-силовых качеств
содержание занятия.
39. Гигиеническими принципами организации физического воспитания
являются
наличие оптимального двигательного режима с учетом кинезофилии;
дифференцированное применение форм и средств физического воспитания;
систематичность занятий, постепенность увеличения нагрузки и комплексное использование средств и форм воспитания;
создание благоприятных условии внешней среды;
государственный характер;
массовый характер.
40. К мерам профилактики травматизма во время занятий по физической культуре относятся
соответствие характера и организации физических упражнений возрасту, полу и состоянию здоровья учащихся;
правильная организация разминки во время занятия;
подбор оборудования в соответствии с морфофункциональными особенностями учащихся;
исправность оборудования;
создание оптимальных санитарно-гигиенических условий;
обеспечение учащихся спортивной одеждой и обувью;
проведение инструктажа по технике безопасности;
оформление уголков по технике безопасности.
41. Основные направления работы по повышению двигательной активности школьников
Создание мотивации к занятиям физкультурой и спортом, в том числе и самостоятельным.
Повышение эффективности уроков физкультуры.
Использование малых форм занятий в режиме учебного дня.
Расширение сети учреждений для занятий физической культурой и спортом, увеличение их материальной базы.
Активное привлечение школьников в профессиональный спорт.
42. Медицинский контроль за физическим воспитанием в школе
Медицинское наблюдение за состоянием и динамикой здоровья, наблюдение за нагрузкой, санитарный надзор за условиями проведения физвоспитание, профилактика травматизма.
Медицинское наблюдение за состоянием здоровья, санитарный надзор за условиями проведения и организацией физвоспитания. профилактика травматизма.
Медицинское наблюдение за состоянием здоровья, наблюдение за нагрузкой, профилактика травматизма.
Медицинское обследование для определения группы физического воспитания, медицинское обследование перед началом занятий в спортивных секциях и перед соревнованиями профилактика травматизма.
43. К мерам профилактики травматизма во время трудового обучения
детей и подростков относятся
соответствие характера и организации трудовой деятельности возрасту, полу и состоянию здоровья учащихся;
подбор оборудования и инструментария в соответствии с морфофункциональными особенностями учащихся;
создание оптимальных с анитарно-гигиенических условий;
29
обеспечение учащихся спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
оформление уголков по технике безопасности;
проведение инструктажа по технике безопасности.
44. Задачи медицинского персонала по контролю за организацией питания в детских учреждениях
Контроль за качеством поступающих продуктов, их транспортировкой.
Контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков их реализации.
Контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд.
Контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудников пищеблока.
Контроль за количественным и качественным составом рационов питания.
Контроль за санитарно—противоэпидемическим режимом пищеблока и организацией обработки посуды.
Контроль за приемом пищи детьми.
45. Школьники обеспечиваются питьевой водой через
специальные питьевые фонтанчики;
использование фонтанирующей насадки в умывальной комнате;
буфет.
46. На одного учащегося в классной комнате при фронтальных формах занятий должно приходиться
1,25 м2;
1,5 м2;
2,5 м2;
4,0 м2;
6,0 м2.
47. На одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ в учебном заведении должно приходиться
1,25 м2;
5 м2;
2,5 м2;
4,0 м2;
6,0 м2.
48. Учебные помещения должны иметь солнцезащитные устройства при ориентации на
южную;
юго-восточную;
юго-западную.
49. Наиболее эффективно проветривание учебных помещений:
постоянное;
через окна с одной стороны с ограничением времени;
сквозное кратковременное.
50. В холодное время года во время урока проветриваются
учебные классы;
спортзал;
рекреации;
санузлы.
51. Оптимальный цвет классных досок:
черный;
светло-зеленый;
темно-зеленый, темно-коричневый.
52. Влажная уборка учебных помещений при 2-х сменных занятиях в школе должна проводиться
1 раз в день утром;
30
1 раз в день после окончания занятий 2 смены;
2 раза в день после каждой смены.
53. Генеральная уборка в школе должна проводиться
1 раз в год;
2 раза в год;
3-4 раза в год.
54. Уборка туалетных комнат с применением дезсредств проводится
после каждой смены;
2 раза в смену;
после каждого урока.
55. Гигиеническим требованиям отвечает естественное освещение:
левосторонне;
правостороннее;
перед рабочими местами.
56. Очистка светильников производится
раз в месяц;
раз в три месяца;
раз в полгода;
раз в год.
57. Очистка и мытье оконных стекол производится
1 раз в год;
2 раза в год;
3-4 раза в год;
5-6 раз в год.
58. В одном помещении использование люминесцентных ламп и ламп накаливания
разрешено;
запрещено;
разрешено при преобладании люминесцентных ламп;
возможно по согласованию с санитарно-эпидемиологической службой.
59. Допускается иметь в учебном помещении перегоревших ламп
по одной в каждом ряду светильников;
одну на все помещения;
ни одной.
60. Использованные люминесцентные лампы собираются и хранятся
на изолированной площадке на школьном участке;
в хозяйственной кладовой;
в изолированном помещении.
61. При контроле за правильностью расстановки парт (столов) проверяется расстояние
от первых парт (столов) до учебной доски;
между рядами парт (столов);
между рядом парт (столов) и наружной стеной;
между рядом парт (столов) и внутренней стеной;
от пола до нижнего края учебной доски;
от потолка до верхнего края доски.
62. При правильном рассаживании учащихся в классе необходимо учитывать
длину тела учащегося, состояние органов слуха и зрения, склонность к простудным заболеваниям;
длину тела учащегося, склонность к простудным заболеваниям, успеваемость;
длину тела учащегося, заболевания органов слуха и зрения, склочность к простудным заболеваниям, успеваемость, желание учащегося.
31
63. Наиболее благоприятные места для учащихся с нарушением зрения:
первые парты всех рядов;
первые парты среднего ряда;
первые парты последнего от окна ряда.
64. В целях профилактики нарушений зрения и развития косоглазия учащиеся пересаживаются с 1-го на 3-й ряд и наоборот
1 раз в год;
2 раза в год;
каждую четверть;
каждый месяц.
65. При правильной посадке учащегося
дистанция сидения отрицательная от -4 до -8 см;
дистанция видения положительная от +4 до +8 см;
дистанция сиденья - нулевая;
туловище школьника отодвинуто на 3-6 см от края стола;
туловище школьника отодвинуто на 10-12 см от края стола;
не более 2/3 бедра лежит на сидении;
не менее 3/4 бедра лежит на сидении;
от 2/3 до 3/4 бедра лежит на сидении.
66. Здоровый образ жизни
Способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья.
Способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья как условия развития других сторон жизни.
Медицинская активность, направленная на сохранение и улучшение здоровья людей как условия развития других сторон жизни.
Экологически правильное поведение, направленное на сохранение здоровья как условия развития других сторон жизни.
67. Статьи Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», относящиеся к благополучию детей и подростков, касаются
Обеспечения условий для укрепления здоровья и профилактики заболеваний в детских учреждениях.
Соблюдения санитарных правил в детских учреждениях.
Обеспечения условий для укрепления здоровья и профилактики заболеваний в учреждениях, ведущих обучение и профподготовку.
Соблюдения санитарных правил в учреждениях, ведущих обучение и профподготовку.
Необходимости экспертизы органами Государственной санитарной службы РФ программ обучения и профподготовки.
Необходимости экспертизы органами Государственной санитарной службы РФ методик и режимов обучения и профподготовки.
Проведение гигиенического воспитания и образования.
68. Задачи, предусматриваемые Конвенцией по Правам Ребенка
Выживание детей.
Развитие детей.
Защита детей.
Свобода Детей.
Охрана здоровья детей.
Обеспечение активного участия детей в жизни общества.
Приоритетность интересов детей перед интересами общества.
69. Основные компоненты здорового образа жизни
Соблюдение гигиенических норм и правил режима учебы, труда отдыха, питания.
Оптимальный двигательный режим.
Отсутствие вредных привычек.
32
Высокая медицинская активность.
Правильное экологическое поведение.
70. Особенности организации гигиенического воспитании детей и подростков
Использование игровых форм.
Использование наглядной агитации.
Участие старших детей в работе по гигиеническому воспитанию младших.
Использование лекций, бесед.
Преподавание на уроках в образовательных учреждениях основ гигиены.
33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательной активности детей, содействующей здоровью
Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезиянеблагоприятно сказывается на умственной работосп...
Содействие физических упражнений укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
Материал может быть использован для подготовки выступлений на МО, педсоветах, в ходе работы с родителями и детьми....
Анализ проблемной группы «Как построить школу, содействующую здоровью?»
На этапе предварительной подготовки определяются проблема, тема, цель, задачи работы проблемной группы, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.Работа проблемной группы ...
Программа "Школа содействия здоровью"
В качестве основы деятельности школы по здоровьесбережению стала программа, приоритетом которой является забота о сохранении зд...
Программа "Школа содействия здоровью"
Внутришкольная программа 2006-2011 год...
Школа – центр содействия здоровью через развитие и социализацию обучающихся.
Анкета для родителей «О здоровье детей»....
"Школа содействия здоровью" Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры
quot;Использование элементов спортивного туризма на уроках физической культуры...