Этапы развития информационных технологий (конспект урока)
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Дмитриченко Ольга Васильевна

Характеристика осн. этапов, инструментов каждого этапа:  1-й этап – «ручная» информационная технология. 2-й этап (с конца XIX в) – «механическая», и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_inf-7.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект
открытого урока информатики в 7 классе

(учитель Дмитриченко О.В.)

Тема:Этапы развития информационных технологий 

Цели:

  • образовательная – формирование понятия информационного продукта, информационной технологии как процесса, целью которого является создание информационного продукта.
  • развивающая – формирование информационной культуры, расширение информационного кругозора, развитие навыков работы с текстом в программной среде, навыков самоанализа.
  • воспитательная – формирование навыков работы в коллективе, развитие аккуратности, творческой активности и самостоятельности.

Оборудование: приложение PowerPoint, текстовый редактор WordPad, учебник «Информатика 7  9» (авт. Н. В. Макарова), карточки для проверки уровня усвоения пройденного материала. Предметы для демонстрации (перьевая ручка, чернильница, авторучка, пишущая машинка, счеты, арифмометр, электрическая счетная машинка)

Формы организации работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа с карточками, участие в беседе, создание текстового документа, анализ и оценка своей работы.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала и актуализация опорных знаний
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление и проверка уровня усвоения пройденного материала.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, сообщение задач урока, краткое изложение хода урока с постановкой целей на каждом этапе, подготовка компьютера к работе (установка сеанса, регистрация классной  работы).

II. Повторение пройденного материала в форме фронтального письменного экспресс-опроса (определить истинность или ложность предлагаемых высказываний)

  1. Приборы, используемые для сбора информации называются датчиками. (истина)
  2. Минимальная единица измерения объема информации – байт. (ложь)
  3. 1 Кб = 1000 б. (ложь)
  4. Если информация понятна, то она полезна. (ложь)
  5. Если информации достаточно для принятия решения, то она имеет свойство полноты. (истина)
  6. Приборы, используемые человеком для обработки информации называются датчиками. (ложь)
  7. Максимальная единица измерения объема информации – байт. (ложь)
  8. Байт – одна из единиц измерения объема информации. (истина)
  9. Носитель информации – материальный объект, предназначенный для хранения информации. (истина)
  10. Кодирование – представление информации в виде последовательности условных знаков с целью ее сохранения и передачи. (истина)
  11. Кодирование – представление информации в виде последовательности условных знаков с целью ее защиты от незаконных пользователей. (ложь)

Актуализация опорных знаний: Индивидуальная работа по карточкам: (На карточках указано содержание информации, например, расписание уроков, оценки в классном журнале, телевизионная реклама лекарств, информация о лекарстве в медицинском справочнике и т. д.)

Задание: назвать форму представления информации, свойства, которыми она обладает, источник информации, носитель информации, информационные процессы, результатом которых она является, инструменты, которые были использованы при создании.

Проверка устная выборочно.

Физкультминутка: упражнения для глаз, снятия напряжения с мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника.

III. Изучение нового материала, закрепление приобретённых навыков.

Обсуждение темы происходит в форме беседы и строится вокруг понятия продукт, действий, направленных на его создание и инструментов, которые при этом применяются. На основе предыдущего этапа урока формулируется понятие информационного продукта, затем понятие информационной технологии как процесса, направленного на создание информационного продукта. Обращается внимание учащихся на то, что на различных этапах развития человеческого общества для создания информационных продуктов, использовались различные инструменты и различные технологии. Рассматриваем пример создания книги – одного из самых распространенных и известных детям информационных продуктов. Период творчества известных писателей – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова – приходился на время «ручных» технологий, когда главным инструментом были перо, чернильница и бумага. (демонстрируем эти инструменты). С конца XIX в. наступает период «механической» технологии, инструментами которой являются механические пишущие машинки, арифмометры, телефон (демонстрируем эти инструменты). Такими инструментами пользовались Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Затем наступает этап «электрической» технологии (середина ХХ в.), когда пишущие и счетные машинки получили электрический привод, появились магнитофоны, большие компьютеры (демонстрируем инструменты и изображения). С начала 70-х годов – технология «электронная», основными инструментами которой являются большие компьютеры. С середины 80-х годов технологии стали называться «компьютерными», основной инструмент – персональный компьютер, который становится все более компактным и производительным.

На экране демонстрируется итоговая информация (средствами MS PowerPoint), в которой пропущены названия технологии и инструментов, которые применялись на этом этапе. Детям предлагается назвать пропущенные слова (выделены курсивом), которые затем появляются на экране.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1-й этап (до второй половины XIX в) – «ручная» информационная технология.

Основные инструменты: перьевая ручка, чернильница, бумага.

Цель: представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в) – «механическая» информационная технология. Основные инструменты: механические пишущие машинки, арифмометры, телефон, телеграф, радиосвязь.

Цель: представление информации в удобной для передачи форме.

3-й этап (40–60-е годы ХХ в.) – «электрическая» информационная технология. Основные инструменты: электрические пишущие машинки, магнитофоны, копировальные аппараты.

Цель: представление информации в удобной для передачи и хранения форме.

4-й этап (с начала 70-х годов ХХ в.) – «электронная» технология. Основные инструменты: большие компьютеры.

Цель: совершенствование форм представления информации.

5-й этап (с середины 80-х годов ХХ в.) – «компьютерная» технология. Основные инструменты: персональные компьютеры, компьютерные сети.

Цель: представление информации в удобной для передачи, хранения, поиска, передачи форме.

IV. Закрепление и проверка уровня усвоения пройденного материала.

Выполнение задания в программной среде WordPad:

А) записать определение информационной технологии;

Б) перечислить этапы развития информационных технологий;

При проверке учитывается содержание, правильность регистрации работы, оформления заголовка (дата, классная работа), правильность набора и оформления текста.

  1. Подведение итогов урока.

За работу на уроке учащиеся получают по 2 отметки – за ответы на экспресс-вопросы и за выполнение практического задания.

Домашнее задание:
§ 4.5, 4.6 Ответить на вопросы стр. 36. (6, 7, 15 письменно)

Учитель: _____________________________О. В. Дмитриченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самореализации с помощью использования информационных технологий на уроках географии.

В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование...

Развитие математического мышления через применение информационных технологий на уроках математики

Развитие математического мышления через применение информационных коммуникационных технологий на уроках математики...

Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...

Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...

Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....

Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения.

Отчет по теме самообразования "Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения."...

«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема с...