Развитие самореализации с помощью использования информационных технологий. (выступление на районной научно-педагогической конференции, 2009г.). Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Но первостепенной является задача достижение нового, современного качества образования. Новое качество образования- это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Педагоги образовательного учреждения должны формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования. Для решения задач повышения качества образования необходимы переосмысления технологий и концепций современной управленческой деятельности и модернизация традиционных подходов к управлению образовательным учреждением. Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление, служит оценка качества образования. Цель процесса обучения должна быть максимально технологична – для этого естественно использовать педагогические технологии. Количественный и качественный анализ содержания учебного материала должен выделить основные фактора влияющие на качество образования, что в свою очередь, позволит прогнозировать результаты образовательного процесса. В связи с этим должно быть организовано непрерывное, длительное наблюдение за состоянием качества знаний учащихся, образовательной среды и её воздействием на личность учащегося. Все задачи должны решаться на основе информационных технологий и педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг- это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о качестве знаний, обеспечивающий непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием его развития. С этой целью по преподаваемым предметам проводятся срезы знаний по отдельным темам, анализ и проработка ошибок, допущенных учащимися, и ликвидация пробелов в знаниях по итогам анализа.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование компьютерной техники в обучении. Проводя уроки географии в 6-11 классах с использованием информационных технологий, работой на компьютере, у ребят повысился интерес к решению различных географических задач и к уроку география. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. Компьютер - это величайшее достижение современной технологии - должен стать незаменимым помощником учителя. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Нельзя представить себе по-настоящему культурного человека, не знающего основ географии. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами. Современное преподавание географии - это соединение фактов с более активным развитием мышления и самостоятельности - качествами столь ценимыми в технологиях развивающего обучения. Необходимы новые пути преподавания географии, одним из таких путей является использование информационных технологий в преподавании географии. Использование медиатеки в урочной деятельности позволяет не только расширить и укрепить знания о предмете, но и, самое главное, дает знания о том, где найти информацию о предмете, как грамотно пользоваться компьютерами, компакт-дисками, владеть навыками работы и поисковыми информационными системами в Интернете, электронной почтой, представлять свои мысли образно - например, создавая простейшую мультимедиа презентацию или публикацию, буклет. . Информационные технологии дают уникальную возможность для самореализации личности учащихся. Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. Использование компьютера на уроках географии необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями. При создании компьютерных презентаций к урокам географии очень удобно использовать программу «MSO РоwеrРоint». Она как нельзя лучше способствует созданию «Образа территории» в сознании учащихся, что является одной из целей изучения географии России, географии мира. Компьютерные презентации (КП) - современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать школьную географию интересным и увлекательным предметом. Применение компьютерной техники, возможность моделировать на экране компьютера явления и процессы, изучаемые в географии, телекоммуникационные системы расширяют эту учебную дисциплину, поднимают ее на более высокий уровень, где происходит взаимодействие с другими областями знаний, что позволяет учителю проводить межпредметные уроки, например, урок географии и истории. Самой удобной формой учебных программ является комбинированная. Желательно включить в программу дифференцированные упражнения, игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности. На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Главный язык географии - карта, но с этим бывают проблемы (нет вообще или устаревшие). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Это позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления. Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов. Стало возможным показывать аэрокосмические и фотоснимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать нужную графику, аудио и видеофайлы, предварительно обрабатывать их специализированными редакторами. Примеров использования такого материала можно привести много, например, по краеведческим темам: «Озера Челябинской области», «Рельеф». В некоторых компьютерных программах по географии заложены практические работы по темам. Они могут носить тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы. Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, предусмотренные для каждой темы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Все, что заложено в программе, использовать на уроке невозможно. Это планировалось создателями, для того, чтобы дети использовали программы в качестве справочника, для написания сообщений и рефератов. Многие диски по географии имеют ссылки на образовательные ресурсы в Интернет. Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и для выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географии возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами. Поэтому возникает необходимость в создании собственных «учебников», в форме презентаций. Для подготовки использую упомянутую выше программу MSO PowerPoint, с помощью которой можно создать слайды для показа: диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Работа с мультимедийными учебниками, показ презентаций по географии по различной тематике, работа с разноуровневыми тестами все они опробованы на уроках. Как подтверждают мониторинг эффективности, реализуемый посредством анкетирования, ребята предпочитают традиционному способу объяснения нового материала именно такой, когда учитель использует ИКТ на уроке. Компьютерные презентации удобны тем, что их можно использовать как на отдельном этапе урока (выводить на экран определения, типовые планы, планы характеристик, описаний, планы практических работ, статистические материалы), так и в течение всего урока (при изучении новой темы) Презентации удобны тем, что при их подготовке можно отобрать именно тот материал, который нужен для конкретного урока, разместить его в нужной последовательности. Мультимедиа-технологии позволяют построить презентацию так, что необходимая информация появится в нужный момент, тогда, когда это нужно учителю. Таким образом, данная технология значительно экономит время на уроке, поддерживает дисциплину (учащиеся не переспрашивают - все видно на экране), активизирует учащихся, формирует интерес к предмету, способствует развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета), то есть повышает эффективность образовательного процесса, делает его современным. Внедряя новые информационные технологии, ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать, также важно применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий. При объяснении нового материала можно использовать цветные рисунки и фотографии, видеофрагменты, справочные таблицы, анимацию. При закреплении знаний для быстрого повторения наиболее значимых вопросов применять рисунки, схемы, анимации через мультимедиа-проектор. Особенно удобно и для учителя и для ученика использование компьютера для контроля знаний. Учащимся предлагаю задания: ответить на вопросы теста, расшифровать схему, проанализировать таблицу и т.д. и сразу можно проверить правильность выполнения заданий, учащиеся видят свои ошибки. Получается очень интересно, удобно и быстро. Для учащихся, которые интересуются географией, предлагаю занимательную форму выполнения домашнего задания в виде составления презентации и публикации по изученной теме. Использование информационных технологий обеспечивает возможность проведения компьютерных практикумов - занятий, в ходе которых ученики с помощью персонального компьютера решают учебные задачи по определенной теме курса или при подготовке к ЕГЭ. Таким образом, использование информационных технологий и персонального компьютера, безусловно, повышает интерес учащихся к предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные условия для раскрытия их склонностей способностей. Учитель станет действительно педагогически творческим с использованием персонального компьютера только в том случае, если он сможет, с одной стороны, создавать фрагменты уроков на основе готовых или собственных программных продуктов, с другой стороны, овладеет методикой преподавания предмета в современных условиях, то есть с учетом возможностей компьютера. Исследования показали, что после включения мультимедийных учебных презентаций, подготовленных учителем, в содержание уроков по курсу «География России» и «Экономическая и социальная география мира» повысили и интерес к географии у школьников значительно возрос. Это положительно сказывается на успеваемости по предмету, и как факт - выбор учащимися экзамена по географии на государственной итоговой аттестации в независимой форме. Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий: • психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися; • возбуждает живой интерес к предмету познания; • расширяет общий кругозор детей; • возрастает уровень использования наглядности на уроке; • повышение интереса к изучению географии и повышение успеваемости по предмету; • идет более полное усвоение теоретического материала; • идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; • формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения. • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Литература 1. Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании// Вопросы Интернет-образования. № 18. 2004. 2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования.-М.: Народное образование,2000.-351с. 3. В помощь учителю. Серия: Дидактический и раздаточный материал. География 7-8 классы. Многовариантные проверочные работы. База дифференцированных заданий. Издательство «Учитель». |