Рабочая программа по информатике для 10-11 классов
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для базового уровня составлена на основе программы Угриновича Н.Д. с учетом программы среднего общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
- учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
- методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
- комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего – 68 часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 26, количество контрольных работ - 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
2. Содержание учебного курса
10 класс
Введение. Информация и информационные процессы.
Информационные технологии.
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы:
Практическая работа 1.1. Кодировки русских букв
Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа
Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации
Практическая работа 1.6. Растровая графика
Практическая работа 1.7. Трехмерная векторная графика
Практическая работа 1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа 1.9. Создание Flash-анимации
Практическая работа 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука
Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ»
Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов.
Коммуникационные технологии. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Практические работы:
Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
Практическая работа 2.2. Создание подключения к Интернету
Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса
Практическая работа 2.4. Настройка браузера
Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой
Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами
Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы в Интернете
Практическая работа 2.9. Поиск в Интернете
Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине
Практическая работа 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора.
Повторение.
11 класс
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
История развития вычислительной техники
Архитектура персонального компьютера
Операционные системы Основные характеристики операционных систем, операционная система Windows, операционная система Linux
Защита от несанкционированного доступа к информации защита с использованием паролей, биометрические системы защиты
Физическая защита данных на дисках
Защита от вредоносных программ вредоносные и антивирусные программы, компьютерные вирусы и защита от них, сетевые черви и защита от них, троянские программы и защита от них, хакерские утилиты и защита от них
Практические работы:
Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи
Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера
Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков
Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на рабочем столе
Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системе Linux
Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux
Практическая работа 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи
Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов
Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей
Практическая работа 1.10. Защита от троянских программ
Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания
Системный подход в моделировании
Формы представления моделей
Формализация
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Исследование интерактивных компьютерных моделей Исследование физических моделей, Исследование астрономических моделей, Исследование алгебраических моделей, Исследование геометрических моделей (планиметрия), Исследование геометрических моделей (стереометрия), Исследование химических моделей, Исследование биологических моделей.
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
Табличные базы данных
Система управления базами данных Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты, Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных, Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов, сортировка записей в табличной базе данных, Печать данных с помощью отчетов
Иерархическая модель данных
Сетевая модель данных
Практические работы
Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных
Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных Практическая работа 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов
Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных
Практическая работа 3.5. Создание отчета в табличной базе данных
Практическая работа 3.6. Создание генеалогического древа семьи
Информационное общество
Право в интернете
Этика в интернете
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ»
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план
10 класс (базовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Из них | |
практические | Контрольная работа | |||
1 | Информация и информационные процессы | 4 | 4 | |
2 | Информационные технологии | 13 | 9 | |
3 | Коммуникационные технологии | 16 | 12 | |
4 | Повторение | 1 | ||
Итого | 35 | 29 | 0 |
11 класс (базовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Из них | ||
Практические | Контрольные | ||||
1 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 10 | 8 7 | 1 | |
2 | Моделирование и формализация | 8 | 7 0 | 1 | |
3 | Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) | 9 | 8 7 | 0 | |
4 | Информационное общество | 3 | 3 0 | 0 | |
5 | Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» | 5 | 5 0 | 0 | |
Итого | 35 | 31 | 14 | 2 |
4. ТРЕБОВНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
(СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ)
Тестовые проверочные работы
Оценка «5». Ответ содержит 90-100%элементов знаний.
Оценка «4». Ответ содержит 70-89% элементов знаний.
Оценка «3». Ответ содержит 50-69% элементов знаний.
Оценка «2». Ответ содержит менее 50% элементов знаний.
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока | Тема урока, практического занятия | Количество часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата |
Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы – 4 часа | |||||
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы. | 1 | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Количество информации, неопределенность знаний, бит, байт | Приводить примеры, когда можно измерить количество информации, используя содержательный подход. определять неопределенность знаний в конкретной ситуации. Знать основные соотношения между неопределенностью и количеством информации, которое несет сообщение, и применять его. | ||
Вероятностный подход к измерению информации. | 1 | Количество информации, неопределенность знаний, бит, байт | Понимать смысл бита с точки зрения содержательного подхода | ||
Алфавитный подход к измерению информации. | 1 | Алфавитный подход алфавит, мощность алфавита, количество символов в сообщении | Приводить примеры, когда можно измерить количество информации, используя алфавитный подход. Определять мощность алфавита в конкретной ситуации. | ||
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | Измерение информации | Уметь вычислять информационный объем сообщения с точки зрения содержательного и алфавитного подходов, представлять результат в различных единицах измерения информации | ||
Тема 2. Информационные технологии – 13 часов | |||||
Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв». Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа». | 1 | Представление информации в памяти компьютера. Кодировки русских букв. | Уметь создавать и редактировать документы текстовых редакторах | ||
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика». | 1 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. | Уметь перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика | ||
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа». | 1 | Системы оптического распознавания документов. | Уметь сканировать «бумажного» и распознавание электронного текстового документа | ||
Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации». | 1 | Кодирование графической информации. Виды графической информации. Графические редакторы | Уметь кодировать графической информации | ||
Растровая графика. Практическая работа №6. «Растровая графика». | 1 | Растровая графика. Пиксель. Растр. Разрешающая способность | Уметь создавать рисунки в растровых графических редакторах | ||
Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика». | 1 | Векторная графика. Линия, круг… Трехмерная векторная графика | Уметь создавать рисунки в векторных графических редакторах | ||
Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас». | 1 | Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас | Уметь выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения Компас | ||
Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации». | 1 | Создание флэш-анимации | Уметь создавать флэш-анимации | ||
Кодирование звуковой информации. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука». | 1 | Кодирование звуковой информации. Децибел. Частота дискретизации. Режимы звучания. | Уметь кодировать звуковые информации | ||
Компьютерные презентации. Практическая работа №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера». Практическая работа №12 «Разработка презентации «История развития ВТ». | 1 | Компьютерные презентации. Дизайн. Слайд. Анимация | Уметь создавать, открывать, редактировать, сохранять компьютерные презентации | ||
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 1 | Системы счисления, позиционные и непозиционные системы счисления, двоичная восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления, разряд, развернутая форма записи числа | Знать отличие позиционных систем счисления от непозиционных. Приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления. Уметь называть алфавит системы счисления в зависимости от ее основания. Освоить правило счета в позиционных системах счисления. Уметь записывать числа в различных системах счисления в развернутой форме. | ||
Электронные таблицы. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов». | 1 | Электронные таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Диаграммы | Знать относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Уметь построить диаграммы различных типов | ||
Контрольная работа №2 по теме «Информационные технологии». | 1 | Информационные технологии | Уметь применять свои знания на практике | ||
Тема 3. Коммуникационные технологии - 16 часов. | |||||
Локальные компьютерные сети. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети». | 1 | Локальные компьютерные сети. Топологии сетей | Уметь предоставлять общий доступ к принтеру в локальной сети | ||
Глобальная компьютерная сеть Интернет. | 1 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Всемирная паутина. WWW. | Уметь пользоваться интернетом. | ||
Подключение к Интернету. Практическая работа №17 «Создание подключения к Интернету». | 1 | Подключение к Интернету | Уметь подключиться к Интернету разными способами | ||
Практическая работа №18 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса». | 1 | Подключение к Интернету и определение IP-адреса | Уметь подключаться к Интернету и определять IP-адреса | ||
Всемирная паутина. Практическая работа №19 «Настройка браузера». | 1 | Всемирная паутина | Уметь настраивать браузер. | ||
Электронная почта. | 1 | Электронная почта. Логин. Пароль | Уметь создавать электронную почту | ||
Практическая работа №20 «Работа с электронной почтой». | 1 | Работа с электронной почтой | Уметь создавать, отправлять, редактировать письма в электронной почте | ||
Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях». | 1 | Общение в Интернете в реальном времени. Online | Уметь общаться в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях | ||
Файловые архивы. Практическая работа №22 «Работа с файловыми архивами». | 1 | Файловые архивы. | Уметь работать с файловыми архивами | ||
Радио, телевидение и Web камеры в Интернете. | 1 | Радио, телевидение и Web камеры в Интернете. | |||
Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №23 «Геоинформационные системы в Интернете». | 1 | Геоинформационные системы в Интернете | Уметь работать геоинформационными системы в Интернете | ||
Поиск информации в Интернете. Практическая работа №24 «Поиск в Интернете». | 1 | Поиск информации в Интернете | Уметь искать информации в интернете | ||
Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №25 «Заказ книг в Интернет-магазине». | 1 | Электронная коммерция в Интернете. | Уметь заказать книг в Интренет-магазине | ||
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | 1 | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете | Уметь пользоваться библиотеками, энциклопедиями и словарями в Интернете | ||
Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора». | 1 | Основы языка разметки гипертекста. | Уметь разработать сайт с использованием Web-редактора | ||
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | Коммуникационные технологии | Уметь применять свои знания на практике | ||
Повторение – 2 часа | |||||
Повторение по теме «Информационные технологии». | 1 | Информационные технологии | Уметь применять свои знания на практике | ||
Повторение по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | Коммуникационные технологии | Уметь применять свои знания на практике |
Тематическое планирование
Информатика и ИКТ 11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
№ ур. | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | ||
I. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (9 часов) | |||||||
1/1 | История развития вычислительной техники. ПР № 1 «Путешествие по виртуальному музею компьютерной техники» | 1 | История развития вычислительной техники. «Путешествие по виртуальному музею компьютерной техники» | Знать поколения развития ЭВМ | |||
2/2 | Архитектура ЭВМ. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. | 1 | Магистрально-модульный принцип построения компьютера, устройства ввода/вывода, процессор (частота, разрядность, адресное пространство) | Знать преимущества, которые дает ММП. Знать группы устройств, реализующих информационные процессы. Знать функции и основные характеристики процессора. | |||
3/3 | Операционная система компьютера. | 1 | Данные и программы, программная обработка данных, программное обеспечение компьютера, операционная система, прикладное программное обеспечение | Понимать программный принцип обработки данных и управления компьютером. Знать назначение и состав ОС | |||
4/4 | ПР № 2 «Настройка графического интерфейса КDE» | 1 | «Настройка графического интерфейса КDE» | Знать что такое графический интерфейс | |||
5/5 | Файлы и файловая система. Логическая структура дисков. | 1 | Файл, имя файла, расширение, одноуровневая и многоуровневая файловая система, папка путь к файлу, полное имя файла, дерево папок | Знать правила составления имени файла. Уметь определять тип файла по расширению. Уметь записывать путь к файлу и полное имя файла. Уметь определять по полному имени файла местоположение файла в файловой системе. | |||
6/6 | Программы и приложения. ПР № 3 «Установка и удаление программ с использованием дистрибутивов» | 1 | Программы и приложения. «Установка и удаление программ с использованием дистрибутивов» | Знать программы и приложения | |||
7/7 | Компьютерные вирусы и их характеристика. Антивирусные программы. | 1 | Вирусы, типы вирусов, антивирусные программы, меры профилактики | Знать виды вирусов. осознавать опасность, которую представляют вирусы, знать меры профилактики. | |||
8/8 | Защита от вредоносных программ. ПР № 4 «Настройка антивирусной программы» | 1 | Устройство компьютера и программное обеспечение компьютера | Знать группы устройств, реализующих информационные процессы. Знать функции и основные характеристики каждой группы устройств. Назвать группы программ. Знать назначение операционных систем. Перечислять основные приложения общего назначения. | |||
9/9 | Защита информации от несанкционированного доступа. Биометрические средства защиты. Контрольная работа №1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов». | 1 | Устройство компьютера и программное обеспечение компьютера | Знать группы устройств, реализующих информационные процессы. Знать функции и основные характеристики каждой группы устройств. Назвать группы программ. Знать назначение операционных систем. Перечислять основные приложения общего назначения. | |||
II. Моделирование и формализация(6 часов) | |||||||
1/10 | Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. | 1 | Моделирование, модель, существенные признаки, материальная модель, информационная модель | Иметь представление о моделировании. приводить примеры использования моделей окружающего мира | |||
2/11 | Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. | 1 | Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. | Знать типы информационных моделей | |||
3/12 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. ПР № 5 «Примеры моделирования социальных, биологических и технологических систем и процессов» | 1 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. «Примеры моделирования социальных, биологических и технологических систем и процессов» | Знать Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | |||
4/13 | ПР № 6 «Приближенное решение уравнений графическим методом» | 1 | Построение и исследование физических, геоинформационных и математических моделей. | Уметь применять свои знания на практике | |||
5/14 | ПР №7 «Построение и исследование физических моделей» | 1 | |||||
6/15 | ПР №8 «Построение и исследование геоинформационных моделей» Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация». | 1 | |||||
III. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов) | |||||||
1/16 | Табличные базы данных | 1 | Табличные базы данных | Уметь создавать табличные базы данных | |||
2/17 | Системы управления базами данных (СУБД). ПР №9 «Создание табличной базы данных в СУБД OpenOffice Base» | 1 | Системы управления базами данных (СУБД). Системы управления базами данных (СУБД). | Уметь создавать табличную базу данных с СУБД OpenOffice Base | |||
3/18 | Формы в табличной базе данных. ПР №10 «Создание формы в табличной базе данных. Ввод и редактирование данных» | 1 | Формы в табличной базе данных. Создание формы в табличной базе данных. Ввод и редактирование данных | Уметь Создавать формы в табличной базе данных. Вводить и редактировать данных | |||
4/19 | ПР №11 «Поиск и сортировка данных» | 1 | Поиск и сортировка данных | Уметь Поискать и сортировать данные | |||
5/20 | ПР №12 «Создание табличной базы данных «Записная книжка» | 1 | «Создание табличной базы данных «Записная книжка» «Создание форм и запросов в БД «Записная книжка» | Уметь создавать формы и запросы, табличную базу данных «Записная книжка» | |||
6/21 | ПР №13 «Создание форм и запросов в БД «Записная книжка» | 1 | |||||
7/22 | Иерархическая и сетевые модели данных | 1 | Иерархическая и сетевые модели данных | Уметь различать иерархическую и сетевую модели данных | |||
8/23 | ПР №14 «Создание генеалогического дерева семьи» Контрольная работа №3 «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)» | 1 | Создание генеалогического дерева семьи. База данных | Уметь применять свои знания на практике | |||
IV. Информационное общество (2 часа) | |||||||
1/24 | Право в Интернете. Этика в Интернете. | 1 | Право в Интернете. Этика в Интернете. | Знать право и этику в Интернете | |||
2/25 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | 1 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | Знать перспективы развития информационных и коммуникационных технологий | |||
V. Практикум по ИКТ (7 часов) | |||||||
1/26 | Технология работы с текстовой и графической информацией. Создание компьютерных презентаций. | 1 | Программы обработки текста, форматы текстовых файлов, параметры страницы, шрифт, абзац, списки, таблицы | Знать основные расширения текстовых файлов. Уметь создавать, сохранять, открывать документ в среде ТП Word. Уметь устанавливать различные параметры форматирования станицы, абзаца, шрифта, списка. | |||
2/27 | 1 | ||||||
3/28 | Технология работы с числовой информацией. Создание базы данных в электронных таблицах. | 1 | Программы обработки числовой информации. Создание базы данных в электронных таблицах | Уметь создавать, сохранять, открывать документ в электронных таблицах | |||
4/29 | 1 | ||||||
5/30 | Технология сайтостроительства. Создание Web-страницы на языке HTML | 1 | Язык HTML. Теги: одинарные и парные | Уметь создавать сайт с помощью блокнота на языке HTML | |||
6/31 | 1 | ||||||
7/32 | Итоговая контрольная работа №4 по курсу ИКТ средней школы | 1 | Уметь применять знания на практике | ||||
Резервное время- 2 часа |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Малярчук С.Н. Информатика в определениях, таблицах и схемах. 10-11 классы. – Харьков: Издательство «Ранок», 2011. – 112 с.
- Копыл В. И. Информатика. Весь школьный курс в таблицах – Минск: Букмастер: Кузьма, 2012. – 224 с.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Linux, Windows XP.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wеb-страниц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...