Представление числовой информации с помощью систем счисления. Конспект урока.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Ерегина Оксана Вячеславовна

Конспект урока информатики для 9класса по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemy_schisleniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»

Предмет: информатика

Форма урока: урок

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Возрастная категория: 9 класс

Цели урока:

  • сформировать знания о системах счисления, о видах систем счисления;
  • научить переводить числа из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в двоичную.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы и цели урока, отметить присутствующих на уроке.

  1. Мотивация и целеполагание

Учитель: Как вы записываете информацию о количестве каких-либо объектов? (Ответ: с помощью чисел)

Какие числа записываются с использованием особых знаковых систем. Найдите в учебнике, как называются эти знаковые системы. (Системы счисления).

В системах счисления числа записываются по определенным правилам. С существующими  системами счисления и правилами записи чисел мы сегодня будем знакомиться.

  1. Первичное усвоение нового материала

На доске отображается слайд с двумя числами, записанными арабскими цифрами и римскими:

555 и XXX

Учащиеся анализируют эти числа.

Вопрос: Какие цифры использовались для записи этих чисел? (Ответ: арабская 5 и римская X).

Разница лишь в том, что во втором числе, где бы X не стояла, она будет везде обозначать «десять». А число, которое записано подобным образом определяется суммированием цифр, входящих в его состав, то есть:

X+X+X= 10+10+10=30.

В данном случае местоположение цифры не имеет значения. Найдите в учебнике, как называется система счисления. (Ответ: непозиционная).

В первом числе количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры называется разрядом.

То есть в числе 555, самая правая пятерка обозначает пять единиц, вторая пятерка справа обозначает пять десятков, а третья – пять сотен.

Вопрос: Найдите, как называется такого рода позиционные системы счисления. (ответ: позиционные).

Учащиеся заполняют таблицу, пользуясь учебником:

Система счисления

Пример

Позиционная

Непозиционная

В информатике будем работать с непозиционными системами счисления: десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной.

Учащиеся чертят таблицу, которую заполняют по ходу объяснения учителя.

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

Учитель: Десятичная система счисления. Вдумайтесь в название этой системы счисления. Корень слова – «десят». То бишь основанием системы счисления будет цифра 10. И в алфавите ее будет только 10 цифр (от 0 до 9).

Для двоичной и десятичной систем счисления заполните таблицу самостоятельно.

Через две минуты один из учеников на доске заполняет таблицу.

В шестнадцатеричной системе счисления основанием является число 16. А алфавит состоит из цифр(0-9) и букв английского алфавита (A-F).

Учитель: Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в любую другую, нужно число поделить на основание той системы счисления, в которую переводиться число.

На доске демонстрируется несколько примеров перевода числе.

  1. 1610 -> ?2
  2.  7510 -> ?8
  3. 3310 -> ?16

Далее учащиеся по цепочке решают примеры у доски и записывают решения в тетради.

Примеры:

  1. Перевести числа 20,45,786,354,205,15 в двоичную систему счисления.
  2. Перевести числа 34,53,435,1024,56,178 в восьмеричную систему счисления.
  3. Перевести числа 345,64,7,103,634,13 в шестнадцатеричную систему счисления.

  1. Итог урока

В конце урока учащиеся Переводят число 25 в шестнадцатеричную, двоичную, восьмеричную системы счисления. Затем садятся за компьютере и с помощью калькулятора(вид «программист») проверяют правильность решения.

Учитель: Итак, сегодня мы узнали, какие системы счисления бывают, а также научились переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую. 

  1. Домашнее задание
  1. Прочитать п.3.1.1
  2.  выучить основные определения, которые были изучены на уроке
  3. Перевести число 81 в шестнадцатеричную, восьмеричную и двоичную системы счисления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. В процессе урока учащиеся анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, работают с раздаточным материалом, выпо...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (с ЭОР) "Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Материал содержит план-конспект урока, приложение к плану-конспекту урока, содержащее гиперссылки на ресурсы, обеспечивающие доступ к ЭОР  по данной теме....

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:"Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс...

Урок №25 в 9 классе Тема урока : Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Организация начала урокаИзучение нового материалаЗакрепление знанийДомашнее заданиеРефлексияПодведение итогов урока...

Презентация урока/занятия: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»

Данный урок ориентирован на формирование у учащихся понятие системы счисления, позиционной и не позиционной, понятие основание системы счисления, разряда, свёрнутой и развёрнутой формы записи числа. В...

Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...

«Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

laquo;Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...