Представление числовой информации с помощью систем счисления. Конспект урока.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Конспект урока информатики для 9класса по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemy_schisleniya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»
Предмет: информатика
Форма урока: урок
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Возрастная категория: 9 класс
Цели урока:
- сформировать знания о системах счисления, о видах систем счисления;
- научить переводить числа из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в двоичную.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие, сообщение темы и цели урока, отметить присутствующих на уроке.
- Мотивация и целеполагание
Учитель: Как вы записываете информацию о количестве каких-либо объектов? (Ответ: с помощью чисел)
Какие числа записываются с использованием особых знаковых систем. Найдите в учебнике, как называются эти знаковые системы. (Системы счисления).
В системах счисления числа записываются по определенным правилам. С существующими системами счисления и правилами записи чисел мы сегодня будем знакомиться.
- Первичное усвоение нового материала
На доске отображается слайд с двумя числами, записанными арабскими цифрами и римскими:
555 и XXX
Учащиеся анализируют эти числа.
Вопрос: Какие цифры использовались для записи этих чисел? (Ответ: арабская 5 и римская X).
Разница лишь в том, что во втором числе, где бы X не стояла, она будет везде обозначать «десять». А число, которое записано подобным образом определяется суммированием цифр, входящих в его состав, то есть:
X+X+X= 10+10+10=30.
В данном случае местоположение цифры не имеет значения. Найдите в учебнике, как называется система счисления. (Ответ: непозиционная).
В первом числе количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры называется разрядом.
То есть в числе 555, самая правая пятерка обозначает пять единиц, вторая пятерка справа обозначает пять десятков, а третья – пять сотен.
Вопрос: Найдите, как называется такого рода позиционные системы счисления. (ответ: позиционные).
Учащиеся заполняют таблицу, пользуясь учебником:
Система счисления | Пример |
Позиционная | |
Непозиционная |
В информатике будем работать с непозиционными системами счисления: десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной.
Учащиеся чертят таблицу, которую заполняют по ходу объяснения учителя.
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Десятичная | ||
Двоичная | ||
Восьмеричная | ||
Шестнадцатеричная |
Учитель: Десятичная система счисления. Вдумайтесь в название этой системы счисления. Корень слова – «десят». То бишь основанием системы счисления будет цифра 10. И в алфавите ее будет только 10 цифр (от 0 до 9).
Для двоичной и десятичной систем счисления заполните таблицу самостоятельно.
Через две минуты один из учеников на доске заполняет таблицу.
В шестнадцатеричной системе счисления основанием является число 16. А алфавит состоит из цифр(0-9) и букв английского алфавита (A-F).
Учитель: Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в любую другую, нужно число поделить на основание той системы счисления, в которую переводиться число.
На доске демонстрируется несколько примеров перевода числе.
- 1610 -> ?2
- 7510 -> ?8
- 3310 -> ?16
Далее учащиеся по цепочке решают примеры у доски и записывают решения в тетради.
Примеры:
- Перевести числа 20,45,786,354,205,15 в двоичную систему счисления.
- Перевести числа 34,53,435,1024,56,178 в восьмеричную систему счисления.
- Перевести числа 345,64,7,103,634,13 в шестнадцатеричную систему счисления.
- Итог урока
В конце урока учащиеся Переводят число 25 в шестнадцатеричную, двоичную, восьмеричную системы счисления. Затем садятся за компьютере и с помощью калькулятора(вид «программист») проверяют правильность решения.
Учитель: Итак, сегодня мы узнали, какие системы счисления бывают, а также научились переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую.
- Домашнее задание
- Прочитать п.3.1.1
- выучить основные определения, которые были изучены на уроке
- Перевести число 81 в шестнадцатеричную, восьмеричную и двоичную системы счисления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Представление числовой информации с помощью систем счисления"
Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. В процессе урока учащиеся анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, работают с раздаточным материалом, выпо...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (с ЭОР) "Представление числовой информации с помощью систем счисления"
Материал содержит план-конспект урока, приложение к плану-конспекту урока, содержащее гиперссылки на ресурсы, обеспечивающие доступ к ЭОР по данной теме....
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:"Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс...
Урок №25 в 9 классе Тема урока : Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Организация начала урокаИзучение нового материалаЗакрепление знанийДомашнее заданиеРефлексияПодведение итогов урока...
Презентация урока/занятия: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»
Данный урок ориентирован на формирование у учащихся понятие системы счисления, позиционной и не позиционной, понятие основание системы счисления, разряда, свёрнутой и развёрнутой формы записи числа. В...
Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...
«Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
laquo;Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...