Обобщающий урок-игра «Единички-нолики» по теме “Арифметические основы ЭВМ”.
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему
Урок посвящён повторению и обобщению знаний по теме: “Арифметические основы ЭВМ”, формированию системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, формированию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_obshchie_printsipy_organizatsii_i_raboty_kompyutera.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок-игра «Единички-нолики»
по теме “Арифметические основы ЭВМ”.
Раздел программы: “Общие принципы организации и работы ЭВМ”.
Тема урока: “Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления”.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Вид урока: урок-игра
Технология: игровая технология.
Цели урока:
- повторение и обобщение знаний по теме: “Арифметические основы ЭВМ”;
- формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
- формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Задачи урока:
- Воспитательная- развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная- совершенствование навыков перевода чисел из одной системы счисления в другую.
- Развивающая- развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания.
Место урока в учебном плане: Эту игру можно провести на заключительном уроке по теме системы счисления, когда учащимися усвоены основные понятия данной темы, а так же перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Организационный момент. Учебная группа разбивается на две команды. Каждая команда выбирает своего капитана. Жеребьевкой определяется названия команд – «Нолики» и «Единички». Для игры необходимо подготовить игровое поле, состоящее из 9 квадратов (3х3), на которых написаны названия конкурсов.
Команды по очереди выбирают один из игровых конкурсов на поле и выполняют предложенное задание. Победитель получает право закрыть соответствующую клетку на поле знаком своей команды. Цель игры: добиться, чтобы символы команды выстроились на поле по диагонали, вертикали или горизонтали. Команда, первая добившаяся такого результата считается победителем.
Ход урока.
- Конкурс «Считай не зевай»
Задание конкурса:
Выполните следующие арифметические действия:
- Количество базисных цифр в пятеричной системе счисления сложите с количеством бит в двух байтах;
- Результат умножьте на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается как 101;
- К полученному результату прибавьте десятичное число, которое в шестнадцатиричной системе счисления записывается как С ;
- Ответ переведите в двоичную систему счисления .
Оценивается как правильность, так и скорость выполнения задания.
Ответ: (5+16)*5+12=11710 =11101012
2. Конкурс «Художники»
Ведущий выдает командам карточки с задание: отметить и последовательно соединить на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления.
Задание для команды 1.
1 (1, 11) 2 (101, 11) 3 (101, 1001) 4 (1000, 110)
5 (101, 11) 6 (1010, 110) 7 (1001, 1) 8 (11, 1)
9 (1, 11) 10 (101, 1001) 11 (101, 1010) 12 (1000, 1010)
13 (1000, 1001) 14 (101, 1001)
Задание для команды 2.
1 (1, 101) 2 (10, 110) 3 (101, 110) 4 (111, 1001)
5 (1001, 1001) 6 (111, 110) 7 (1010, 110) 8 (1011, 1000)
9 (1100, 1000) 10 (1010, 100) 11 (111, 100) 12 (1001, 1)
13 (111, 1) 14 (101, 100) 15 (10, 100)
Оцениваются правильность и скорость выполнения задания.
3. Конкурс «Двоичная математика»
Задача для команды 1.
В школе обучают французскому и немецкому языкам. Французский язык изучают 101003 учеников десятых классов, немецкий- 101112 учеников. Сколько учеников изучают французский и немецкий языки? Ответ представьте в 16-ой системе счисления.
Ответ: 1.)101003=1403120100 = 1*34+1*32=81+9=9010
2.) 9010=1011012
3.) 1011010
+ 10111
1110001
4.) 1110001=7116
Задача для команды 2.
В 10 «А» классе 1910 девочек и F16 мальчиков. Сколько учеников в 10 «А» классе? Ответ представьте в 8-ой системе счисления.
Ответ: 1.) 1910 = 100112
2.) F16 = 11112
3.)10011
+ 1111
100010
4.)1000102 = 428
4. Конкурс «От Древнего Рима до наших дней»
Задание для команды 1. Задание для команды 2.
VII – V = XI VI – IX = III
VII – III = IX IX – V = VI
Представьте, что с помощью спичек выложены следующие примеры с римскими цифрами. Эти примеры решены неверно. Перенесите только по одной спичке, чтобы решение стало правильным.
Ответ:
VI + V = XI VI = IX – III
VII + II = IX XI – V = VI
5. Конкурс капитанов.
В старину на Руси широко применяли системы счисления, отдаленно напоминающую римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей.
Для записи чисел употреблялись следующие знаки:
- 1000 руб. - 10 руб. - 1 коп.
- 100 руб. - 1 руб.
Какую сумму вы должны были бы заплатить сборщику податей, если получили бы квитанции об уплате. Какая система счисления использовалась на Руси?
Задание для команды 1.
«Квитанция об уплате подати за движение по дороге».
Сумма:
Ответ: 2445 руб. 7коп. (непозиционная )
Задание для команды 2.
«Квитанция об уплате подати за пользование солью»
Сумма:
Ответ: 1356 руб. 8коп. (непозиционная)
6. Эстафета «Художники».
Каждая команда получает альбомный лист бумаги и цветные карандаши (6 цветов – по количеству игроков), на которых записаны номера от 4 до 9 в двоичной системе счисления. Надо раскрасить рисунок соответствующими цветами.
Надписи на карандашах:
зеленый – 100 (4) желтый - 111 (7)
голубой – 101 (5) коричневый 1000 (8)
красный – 110 (6) черный – 1001 (9)
7. Конкурс на сообразительность.
Продолжите ряд:
а) ПОБЕДА ОБЕДА БЕДА
б) I V X L C
в) 1 8 27 64 125
г) I III V VII IX
д) 1 4 8 16 32 64 128
е) 10 11 100 101 110
Ответ: а) ЕДА б) D в) 216 г) XI д) 256 е) 111
.
8. Физкультминутка.
На столе лежат карточки с числами от 4 до 15, записанными в шестнадцатеричной системе счисления, причем рубашкой вверх. Ребята вытягивают карточки, переводят записанные числа в десятичную систему счисления и выстраиваются у доски в порядке возрастания чисел.
Примечание: Если оборотную сторону каждой карточки («рубашку») сделать какого-то определенного цвета, то можно проверить правильность выполнения задания по цветам карточки.
9. Конкурс «Неразбериха»
Каждой команде выдается напечатанное стихотворение. Определите, в чем заключается «неразбериха».
Ей было 1100 лет
Она в 101 класс ходила
В портфеле по 100 книг носила
Все это правда, а не бред.
Когда пыля 10 (десятком) ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали
И 10 темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете мой рассказ.
Подведение итогов:
При подведении итогов игры подсчитываются жетоны, набранные каждым игроком, полученные за правильные и быстрые ответы.
Жюри произносит итоговые слова о ком-то из игроков или какой-то команде в целом, то данному игроку (команде) может быть добавлен дополнительный жетон.
Если игрок набрал 5 жетонов и больше, он получает оценку «5», 4 жетона – «4», 3 жетона и меньше – «3».
Самоанализ урока.
Данный урок построен на деятельной основе с применением игровой технологии. Чем интересна эта игра? Во-первых, на уроке с ее помощью мы «навязали» школьникам задачи, которые им было бы скучно решать как- то иначе. Во- вторых, такая игра заставляет школьников работать в очень высоком темпе. В-третьих, в этой игре у ребят была возможность почувствовать дух соперничества и коллективизма. В-четвертых, эта игра очень понравилась детям и взрослым. Урок-игра «Единички-нолики» обеспечил выполнение поставленных задач и помог подготовить детей к контрольной работе.
Дополнительный конкурсы.
1). Что ты можешь сказать о числах:
Команда 1 Команда 2
111 и III 555 и VVV
2) Запишите с помощью римских цифр даты рождения своих капитанов команд.
3) Напишите четверостишия, используя рифмы:
ЭВМ – без проблем
Нужно - дружно
1 (1, 11) 2 (101, 11) 3 (101, 1001) 4 (1000, 110)
5 (101, 11) 6 (1010, 110) 7 (1001, 1) 8 (11, 1)
9 (1, 11) 10 (101, 1001) 11 (101, 1010) 12 (1000, 1010)
13 (1000, 1001) 14 (101, 1001)
1 (1, 101) 2 (10, 110) 3 (101, 110) 4 (111, 1001)
5 (1001, 1001) 6 (111, 110) 7 (1010, 110) 8 (1011, 1000)
9 (1100, 1000) 10 (1010, 100) 11 (111, 100) 12 (1001, 1)
13 (111, 1) 14 (101, 100) 15 (10, 100)
В школе обучают английскому и немецкому языкам. Английский язык изучают 10110 учеников десятых классов, в немецкий 1111 учеников. Сколько учеников в десятых классах?
В 10 «Б» классе 10011 девочек и 0111 мальчиков. Сколько учеников в 10 «Б» классе?
VII – V = XI VI – IX = III
VII – III = IX IX – V = VI
«Квитанция об уплате подати за движение по дороге».
«Квитанция об уплате подати за пользование солью»
а) ПОБЕДА ОБЕДА БЕДА
б) D C L X V
в) 1 4 9 16 25
г) I III V VII IX
д) 1 1 2 3 5 8 13
е) 10 11 100 101 110
Ей было 1100 лет
Она в 101 класс ходила
В портфеле по 100 книг носила
Все это правда, а не бред.
Когда пыля 10 (десятком) ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали
И 10 темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете мой рассказ
0100 | 1010 |
0101 | 1011 |
0110 | 1100 |
0111 | 1101 |
1000 | 1110 |
1001 | 1111 |
1). Что ты можешь сказать о числах:
111 и III
2) Запишите с помощью римских цифр даты рождения своих капитанов команд.
3) Напишите четверостишия, используя рифмы:
ЭВМ – без проблем
Нужно – дружно
1). Что ты можешь сказать о числах:
555 и VVV
2) Запишите с помощью римских цифр даты рождения своих капитанов команд.
3) Напишите четверостишия, используя рифмы:
ЭВМ – без проблем
Нужно - дружно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок-игра по теме «Основы программирования на языке Паскаль»
Обобщающий урок по теме «Основы программирования на языке Паскаль». Игра «Информатик — бизнесмен» 9 – 10 класс. Архив содержит блок-схемы для задания № 8....
Повторительно-обобщающий урок – игра в 5 классе по теме «Древнейшая Греция»
Обобщить и закрепить изученный материал по разделу «Древняя Греция». Используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Обобщающий урок–игра в 6 классе по теме «Глагол».
Материал- обобщение по теме "Глагол". 6 класс. Использованы игровые технологии....
Обобщающий урок в 9 классе по теме: "Арифметическая прогрессия"
Разработка обобщающего урока по математике в 9 классе по теме: "Арифметическая прогрессия". слайдовая презентация....
УРОК – ИГРА «СОВЕТ МУДРЕЦОВ». 9 класс. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
УРОК – ИГРА «СОВЕТ МУДРЕЦОВ». 9 класс. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Цель: обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической прогрессии; ознакомить учащ...
Обобщающий урок-игра по теме "Основы экологии"
Материал может быть использован на обобщающем уроке, и при подготовке к ЕГЭ....