Обобщающий урок-игра по теме "Основы экологии"
план-конспект занятия по биологии (10 класс)

Материал может быть использован на обобщающем уроке, и при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon svoya_igra.ppt888.5 КБ
Файл konspekt.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экология (урок –игра) «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле» Аристотель

Слайд 2

СВОЯ ИГРА Экологическая пирамида Биосфера Экологические проблемы 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 РАУНД I РАУНД II

Слайд 3

На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков — мышь полевка — хорь — филин. СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 10 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 4

Что является обязательным звеном пищевой цепи агроценоза? СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 20 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 5

В пищевые цепи природных биогеоценозов включены разные функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. Объясните, какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии. СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 30 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 6

В какой воде сконцентрированы так называемые биогенные вещества, химические и энергетические свойства которых близки к составу крови человека? СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 40 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 7

Каким образом структура воды определяет ее свойства как растворителя? СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 50 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 8

1. Чем определяется устойчивость естественных экосистем? СВОЯ ИГРА РАУНД I Биосфера 10 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 9

Почему В. И. Вернадский считал живое вещество наиболее могущественной силой в преобразовании биосферы? СВОЯ ИГРА РАУНД I биосфера 20 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 10

Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями? СВОЯ ИГРА РАУНД I Биосфера 30 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 11

Почему отношения между шмелями и клевером считают симбиозом? СВОЯ ИГРА РАУНД I Биосфера 40 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 12

Какую роль играет круговорот веществ в природе? СВОЯ ИГРА РАУНД I Биосфера 50 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру

Слайд 13

СВОЯ ИГРА РАУНД I 10 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Слайд 14

СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологические проблемы 20 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру Чем опасны кислотные дожди?

Слайд 15

СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологические проблемы 30 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру 2.Каковы механизмы действия антропогенного фактора на биоценозы?

Слайд 16

СВОЯ ИГРА РАУНД I 40 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру Численность популяции окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?

Слайд 17

СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологические проблемы 50 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему произойдут эти изменения.



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра по биологии

Своя игра- «Основы экологии»

Цель: создать условия для развития ключевых компетенций  на уроках биологии посредством приёмов и методов игровых технологий; обобщить и систематизировать знания по теме экология

Задачи:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках используя методы контроля и самоконтроля при игровой форме деятельности;

- развивать умение   классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать посредством выполнения различных заданий, развитие способностей выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, развития коммуникативных навыков при работе в группе в нестандартной ситуации через  игровую форму деятельности посредством групповой коммуникации.      

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.                                                                Форма организации учебного занятия: урок-игра.

Форма работы учащихся: групповая.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, проектор.

 Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другим точкам зрения.

Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.

Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом в курсе биологии, умение представлять многогранность проблем познания окружающего мира, соотносить умения и навыки, полученные на уроках естественнонаучного цикла для решения нестандартных биологических задач и проблем.

Технологическая карта урока                                                                         Структура и ход учебного занятия

Этап урока и его продолжительность

Содержание            

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Оргмомент

        Продолжительность: 2 мин.

Определение готовности учащихся к работе, помощь в формировании групп, подборе партнёров. Определение состава команд, команды занимают свои места

Подбирают партнёров для совместной деятельности, готовят и занимают рабочие места

Коммуникативные: установление партнёрских взаимоотношений.

Личностные: самоопределение своего места в микрогруппе

2

Целеполагание и мотивация

Продолжительность: 3 мин

Знакомство с правилами игры, особенностями заданий

Анализируют предложенную ситуацию, определяют стратегию поведения игроков, ставят цели перед собой, определят круг задач и возможные пути их решения в новой нестандартной ситуации

Коммуникативные: умение коллективно обсудить проблему и принять адекватное решение

Познавательные: умение вычленить проблему и обозначить стратегию поиска путей решения предстоящих задач.

3

Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку

Продолжительность: 35 мин.

 Создаёт условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению и развитию полученных знаний, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний. Организует взаимопомощь между группами в случае затруднения при выполнении задания

В соответствии с заданной целью выполняют задания разного уровня сложности, осуществляя самостоятельную деятельность по применению предметных ЗУН, умению вычленять главное, определять проблему, анализировать полученные результаты, выдвигать гипотезы, определять и находить пути решения

Познавательные УУД: умение выстраивать логические межпредметные взаимосвязи. Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение сравнивать и анализировать полученные результаты, умение формулировать выводы.

Коммуникативные: умение ясно и точно выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

4

Информация о домашнем задании

Продолжительность: 3 мин

Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объёма домашней работы, предлагает   определить темы, которые вызвали затруднения при выполнении заданий, установить по учебнику параграфы, в которых они рассматриваются и записать в дневник те из них, которые необходимо повторить к уроку контроля.

Самостоятельно определяют объём и содержание домашней работы.

Регулятивные: умение оценить уровень своих предметных познаний, умение определить пути коррекции знаний, умение осуществлять самоконтроль.

4

Рефлексия (подведение итогов урока)

Продолжительность: 2 мин.

Предлагает алгоритм рефлексии, просит ответить на вопросы. Что нам даёт такая форма деятельности? Урок «своя игра» - «мы за или против?». В каждой группе предлагает выдвинуть кандидата на дополнительную оценку с учётом работы группы.

Проводят самооценку результатов, высказывают мнение по поводу новой формы деятельности.

Личностные: Умение реализации я – концепции,

Коммуникативные: умение вести диалог в группе и принимать совместное решение.

Вопросы для проведения игры

Экологическая пирамида

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков — мышь полевка — хорь — филин.

Элементы ответа:

1)   согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается приблизительно в 10 раз;

2)  следовательно, для питания филина надо 35 кг биомассы хорька (если масса одного хорька около 0,5 кг, то это —70 хорьков , для питания хорьков необходимо 350 кг биомассы мышей полевок (если мышь полевка весит около 100 г, то это 35 000 полевок), которым для питания нужно 3 500 кг зерна.

2.Что является обязательным звеном пищевой цепи агроценоза?

Обязательным звеном пищевой цепи агроценоза является человек.

3.В пищевые цепи природных биогеоценозов включены разные функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. Объясните, какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии.

Элементы ответа:

1) Продуценты — организмы, производящие органические вещества из неорганических, являются первым звеном пищевой цепи и экологической пирамиды. В органических веществах, возникших в результате процессов фото- или хемосинтеза, происходит накопление энергии.

2) Консументы — организмы, потребляющие готовые органические вещества, созданные продуцентами, но не доводящие разложение органических веществ до минеральных составляющих. Они используют энергию органических веществ для своих процессов жизнедеятельности.

3) Редуценты — организмы, в ходе жизнедеятельности превращающие органические остатки в неорганические вещества, которые включаются в круговорот веществ в природе. Выделяющуюся при этом энергию редуценты используют для своих процессов жизнедеятельности.

4. Составьте пищевую цепь и определите консумента второго порядка, используя всех названных представителей:  ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.

Элементы ответа:

1) цветки яблони —жук яблонный цветоед —большая синица —ястреб

2) консумент второго порядка - большая синица

5. Почему в агроэкосистеме круговорот веществ незамкнутый?

Элементы ответа:

Значительную часть продукции человек изымает из агроэкосистемы.

Биосфера

1.Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

1) видовым разнообразием

2) числом звеньев в цепи питания

3) саморегуляцией и самовозобновлением

4)  замкнутым круговоротом веществ

2. Почему В. И. Вернадский считал живое вещество наиболее могущественной силой в преобразовании биосферы?

Элементы ответа:

1) Живые организмы - главные участники круговорота веществ в биосфере.

2)  Роль растений в круговороте веществ - поглощение из окружающей среды неорганических веществ с использованием энергии Солнца.

3) Обмен веществ в организмах - причина вовлечения в круговорот веществ многих химических элементов, создания из них органических веществ, разрушения их и возвращения элементов в окружающую среду.

3. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

Ответ формулируется на основе закономерности: численность популяций возрастает в том случае, если увеличивается численность потребляемых ею в пищу организмов и одновременно уменьшается численность ее врагов и возбудителей болезней

Ответ:

1)    увеличение численности растений;

2)   сокращение численности хищников - жаб, ежей;

3)   сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.

4. Почему отношения между шмелями и клевером считают симбиозом?

Симбиоз - совместное существование, взаимовыгодное, не¬редко обязательное сожительство особей двух или более видов.

Элементы ответа :

1)  шмели питаются нектаром цветков клевера;

2)  шмелями опыляется клевер;

3)  оба организма приносят друг другу пользу.

5. Какую роль играет круговорот веществ в природе?

Ответ формулируется на основе определения понятия «круговорот веществ».

Элементы ответа

1)  обеспечивает многократное использование организмами одних и тех же элементов;

2) растения поглощают из окружающей среды неорганические вещества и образуют из них органические в процессе фото синтеза. Животные, растения, грибы и многие бактерии используют органические вещества в качестве источника пищи и энергии;

3) органические вещества разрушаются редуцентами, а также всеми организмами в процессе дыхания до неорганических и воз¬вращаются в окружающую среду.

Кот в мешке

Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

1.  Большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей.

2.  Сбалансированным круговоротом веществ.

3. Источник энергии, только солнце (без удобрений, вспашек, поливов человеком) и продолжительными сроками существования.

Экологические проблемы

1.Чем опасны кислотные дожди?

Элементы ответа:

Прежде всего, оксиды тяжелых металлов, которые попадают в почву вместе с дождями, токсичны. Подземные воды проникают в водоемы и отравляют их. В свою очередь, это грозит гибелью населению водоемов. Отравляющие вещества также влияют на состав почвы, на корневые системы растений, а это приводит к угнетению их жизнедеятельности и гибели.

2.Каковы механизмы действия антропогенного фактора на биоценозы?

Элементы ответа:

1)  воздействие на биоценозы в результате развития городов, ведения сельского хозяйства, вырубки лесов и т.п., что приводит к изменению ареалов видов и нарушению их популяционной структуры;

2)  загрязнение окружающей среды, что может угнетать жизнедеятельность отдельных видов и их сообществ, вызы¬вать гибель организмов и стимулировать мутационный процесс;

3)  истребление отдельных видов (например, ценных с промысловой или охотничьей точки зрения).

3. Численность популяции окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?

Элементы ответа:

1)  Антропогенные.

2)  Биотические.

3)   Абиотические.

4. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему произойдут эти изменения.

Элементы ответа:

1)  численность     насекомоопыляемых     растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

2)  резко   сократится   численность   или   исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;

3)  часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.

Урок проводится как обобщающийся по пройденному курсу "Слесарное дело"....

Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;  стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....

Игровые технологии на уроках истории."Страна древних пирамид" обобщающий урок-игра.

Урок проводится  в форме телеигры "Своя игра" после изучения темы "Древний Египет" в 5 классе.  Можно провести на обобщающем уроке или во внеклассной работе....

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7. Обучающая игра Being green

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7.Обучающая игра Being greenПроживите один день жизню человека, заботящегося о природе....