Обобщающий урок-игра по теме "Основы экологии"
план-конспект занятия по биологии (10 класс)
Материал может быть использован на обобщающем уроке, и при подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra.ppt | 888.5 КБ |
konspekt.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СВОЯ ИГРА Экологическая пирамида Биосфера Экологические проблемы 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 РАУНД I РАУНД II
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков — мышь полевка — хорь — филин. СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 10 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
Что является обязательным звеном пищевой цепи агроценоза? СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 20 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
В пищевые цепи природных биогеоценозов включены разные функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. Объясните, какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии. СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 30 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
В какой воде сконцентрированы так называемые биогенные вещества, химические и энергетические свойства которых близки к составу крови человека? СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 40 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
Каким образом структура воды определяет ее свойства как растворителя? СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологическая пирамида 50 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
1. Чем определяется устойчивость естественных экосистем? СВОЯ ИГРА РАУНД I Биосфера 10 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
Почему В. И. Вернадский считал живое вещество наиболее могущественной силой в преобразовании биосферы? СВОЯ ИГРА РАУНД I биосфера 20 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями? СВОЯ ИГРА РАУНД I Биосфера 30 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
Почему отношения между шмелями и клевером считают симбиозом? СВОЯ ИГРА РАУНД I Биосфера 40 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
Какую роль играет круговорот веществ в природе? СВОЯ ИГРА РАУНД I Биосфера 50 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру
СВОЯ ИГРА РАУНД I 10 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологические проблемы 20 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру Чем опасны кислотные дожди?
СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологические проблемы 30 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру 2.Каковы механизмы действия антропогенного фактора на биоценозы?
СВОЯ ИГРА РАУНД I 40 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру Численность популяции окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?
СВОЯ ИГРА РАУНД I Экологические проблемы 50 ВНИМАНИЕ ! ВОПРОС РАУНД II Продолжить игру Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему произойдут эти изменения.
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок-игра по биологии
Своя игра- «Основы экологии»
Цель: создать условия для развития ключевых компетенций на уроках биологии посредством приёмов и методов игровых технологий; обобщить и систематизировать знания по теме экология
Задачи:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках используя методы контроля и самоконтроля при игровой форме деятельности;
- развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать посредством выполнения различных заданий, развитие способностей выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, развития коммуникативных навыков при работе в группе в нестандартной ситуации через игровую форму деятельности посредством групповой коммуникации.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма организации учебного занятия: урок-игра.
Форма работы учащихся: групповая.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, проектор.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другим точкам зрения.
Метапредметные: уметь применять информацию, полученную ранее, преобразовывать её и применять в новых условиях.
Предметные: умение оперировать понятийным аппаратом в курсе биологии, умение представлять многогранность проблем познания окружающего мира, соотносить умения и навыки, полученные на уроках естественнонаучного цикла для решения нестандартных биологических задач и проблем.
Технологическая карта урока Структура и ход учебного занятия
№ | Этап урока и его продолжительность | Содержание Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Оргмомент Продолжительность: 2 мин. | Определение готовности учащихся к работе, помощь в формировании групп, подборе партнёров. Определение состава команд, команды занимают свои места | Подбирают партнёров для совместной деятельности, готовят и занимают рабочие места | Коммуникативные: установление партнёрских взаимоотношений. Личностные: самоопределение своего места в микрогруппе |
2 | Целеполагание и мотивация Продолжительность: 3 мин | Знакомство с правилами игры, особенностями заданий | Анализируют предложенную ситуацию, определяют стратегию поведения игроков, ставят цели перед собой, определят круг задач и возможные пути их решения в новой нестандартной ситуации | Коммуникативные: умение коллективно обсудить проблему и принять адекватное решение Познавательные: умение вычленить проблему и обозначить стратегию поиска путей решения предстоящих задач. |
3 | Актуализация знаний и умений с целью подготовки к итоговому уроку Продолжительность: 35 мин. | Создаёт условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению и развитию полученных знаний, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний. Организует взаимопомощь между группами в случае затруднения при выполнении задания | В соответствии с заданной целью выполняют задания разного уровня сложности, осуществляя самостоятельную деятельность по применению предметных ЗУН, умению вычленять главное, определять проблему, анализировать полученные результаты, выдвигать гипотезы, определять и находить пути решения | Познавательные УУД: умение выстраивать логические межпредметные взаимосвязи. Умение устанавливать причинно-следственные связи, умение сравнивать и анализировать полученные результаты, умение формулировать выводы. Коммуникативные: умение ясно и точно выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
4 | Информация о домашнем задании Продолжительность: 3 мин | Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объёма домашней работы, предлагает определить темы, которые вызвали затруднения при выполнении заданий, установить по учебнику параграфы, в которых они рассматриваются и записать в дневник те из них, которые необходимо повторить к уроку контроля. | Самостоятельно определяют объём и содержание домашней работы. | Регулятивные: умение оценить уровень своих предметных познаний, умение определить пути коррекции знаний, умение осуществлять самоконтроль. |
4 | Рефлексия (подведение итогов урока) Продолжительность: 2 мин. | Предлагает алгоритм рефлексии, просит ответить на вопросы. Что нам даёт такая форма деятельности? Урок «своя игра» - «мы за или против?». В каждой группе предлагает выдвинуть кандидата на дополнительную оценку с учётом работы группы. | Проводят самооценку результатов, высказывают мнение по поводу новой формы деятельности. | Личностные: Умение реализации я – концепции, Коммуникативные: умение вести диалог в группе и принимать совместное решение. |
Вопросы для проведения игры
Экологическая пирамида
1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков — мышь полевка — хорь — филин.
Элементы ответа:
1) согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается приблизительно в 10 раз;
2) следовательно, для питания филина надо 35 кг биомассы хорька (если масса одного хорька около 0,5 кг, то это —70 хорьков , для питания хорьков необходимо 350 кг биомассы мышей полевок (если мышь полевка весит около 100 г, то это 35 000 полевок), которым для питания нужно 3 500 кг зерна.
2.Что является обязательным звеном пищевой цепи агроценоза?
Обязательным звеном пищевой цепи агроценоза является человек.
3.В пищевые цепи природных биогеоценозов включены разные функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. Объясните, какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии.
Элементы ответа:
1) Продуценты — организмы, производящие органические вещества из неорганических, являются первым звеном пищевой цепи и экологической пирамиды. В органических веществах, возникших в результате процессов фото- или хемосинтеза, происходит накопление энергии.
2) Консументы — организмы, потребляющие готовые органические вещества, созданные продуцентами, но не доводящие разложение органических веществ до минеральных составляющих. Они используют энергию органических веществ для своих процессов жизнедеятельности.
3) Редуценты — организмы, в ходе жизнедеятельности превращающие органические остатки в неорганические вещества, которые включаются в круговорот веществ в природе. Выделяющуюся при этом энергию редуценты используют для своих процессов жизнедеятельности.
4. Составьте пищевую цепь и определите консумента второго порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.
Элементы ответа:
1) цветки яблони —жук яблонный цветоед —большая синица —ястреб
2) консумент второго порядка - большая синица
5. Почему в агроэкосистеме круговорот веществ незамкнутый?
Элементы ответа:
Значительную часть продукции человек изымает из агроэкосистемы.
Биосфера
1.Чем определяется устойчивость естественных экосистем?
1) видовым разнообразием
2) числом звеньев в цепи питания
3) саморегуляцией и самовозобновлением
4) замкнутым круговоротом веществ
2. Почему В. И. Вернадский считал живое вещество наиболее могущественной силой в преобразовании биосферы?
Элементы ответа:
1) Живые организмы - главные участники круговорота веществ в биосфере.
2) Роль растений в круговороте веществ - поглощение из окружающей среды неорганических веществ с использованием энергии Солнца.
3) Обмен веществ в организмах - причина вовлечения в круговорот веществ многих химических элементов, создания из них органических веществ, разрушения их и возвращения элементов в окружающую среду.
3. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
Ответ формулируется на основе закономерности: численность популяций возрастает в том случае, если увеличивается численность потребляемых ею в пищу организмов и одновременно уменьшается численность ее врагов и возбудителей болезней
Ответ:
1) увеличение численности растений;
2) сокращение численности хищников - жаб, ежей;
3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.
4. Почему отношения между шмелями и клевером считают симбиозом?
Симбиоз - совместное существование, взаимовыгодное, не¬редко обязательное сожительство особей двух или более видов.
Элементы ответа :
1) шмели питаются нектаром цветков клевера;
2) шмелями опыляется клевер;
3) оба организма приносят друг другу пользу.
5. Какую роль играет круговорот веществ в природе?
Ответ формулируется на основе определения понятия «круговорот веществ».
Элементы ответа
1) обеспечивает многократное использование организмами одних и тех же элементов;
2) растения поглощают из окружающей среды неорганические вещества и образуют из них органические в процессе фото синтеза. Животные, растения, грибы и многие бактерии используют органические вещества в качестве источника пищи и энергии;
3) органические вещества разрушаются редуцентами, а также всеми организмами в процессе дыхания до неорганических и воз¬вращаются в окружающую среду.
Кот в мешке
Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
1. Большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей.
2. Сбалансированным круговоротом веществ.
3. Источник энергии, только солнце (без удобрений, вспашек, поливов человеком) и продолжительными сроками существования.
Экологические проблемы
1.Чем опасны кислотные дожди?
Элементы ответа:
Прежде всего, оксиды тяжелых металлов, которые попадают в почву вместе с дождями, токсичны. Подземные воды проникают в водоемы и отравляют их. В свою очередь, это грозит гибелью населению водоемов. Отравляющие вещества также влияют на состав почвы, на корневые системы растений, а это приводит к угнетению их жизнедеятельности и гибели.
2.Каковы механизмы действия антропогенного фактора на биоценозы?
Элементы ответа:
1) воздействие на биоценозы в результате развития городов, ведения сельского хозяйства, вырубки лесов и т.п., что приводит к изменению ареалов видов и нарушению их популяционной структуры;
2) загрязнение окружающей среды, что может угнетать жизнедеятельность отдельных видов и их сообществ, вызы¬вать гибель организмов и стимулировать мутационный процесс;
3) истребление отдельных видов (например, ценных с промысловой или охотничьей точки зрения).
3. Численность популяции окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?
Элементы ответа:
1) Антропогенные.
2) Биотические.
3) Абиотические.
4. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему произойдут эти изменения.
Элементы ответа:
1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;
2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;
3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок-игра «Логарифмическая функция, логарифмические уравнения и неравенства».
Методическая разработка+ презентация...
Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.
В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...
Обобщающий урок игра по предмету "Слесарное дело". Урок проводится в форме игрового опроса.
Урок проводится как обобщающийся по пройденному курсу "Слесарное дело"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....
Игровые технологии на уроках истории."Страна древних пирамид" обобщающий урок-игра.
Урок проводится в форме телеигры "Своя игра" после изучения темы "Древний Египет" в 5 классе. Можно провести на обобщающем уроке или во внеклассной работе....
Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7. Обучающая игра Being green
Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7.Обучающая игра Being greenПроживите один день жизню человека, заботящегося о природе....