Рабочие программы по информатике для 8-11 классов
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочие программы разработаны с учетом требований предьявляемых к структуре рабочих программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_informatike_2013-2014_uchebnyy_god.doc | 608 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»
«Согласовано» на заседании МО рекомендовано к утверждению: Протокол № 1от «01» сентября 2014г. Руководитель МО ________Гильмутдинова Р.А. | «Согласовано» Зам. директора по УР __________ Ахмитянова Ф.Р. «01» сентября 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Мульминская СОШ» ________ Р.В.Саляхов Приказ №____ от «01» сентября 2014 г. |
Рабочие программы по предмету
«Информатика и ИКТ» (базовый уровень)
для 8-11 классов
учителя физики и информатики первой квалификационной категории МБОУ «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Ахмитяновой Флюры Рафгатовны
Рассмотрено принято на заседании
педагогического совета
протокол №2 от 01 сентября 2014 г.
2014 - 2015 учебный.год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе стандарта, базисного учебного плана, примерных программ, федерального перечня рекомендованных учебников по предмету.
Программа рассчитана на изучение:
- базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю);
- в старшей школе на базовом уровне в 10 классе 35 часов (1 час в неделю), в 11 класс- 34часов (1 час в неделю);
Учебный комплекс по базовому курсу «Информатика и ИТК» в основной школе включает в себя: ИНФОРМАТИКА Программы для ОУ 2-11 классы. Составитель М. Н. Бородин. М. БИНОМ Лаборатория Знаний 2007
Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Учебный комплекс по базовому и профильному курсу «Информатика и ИТК» в старшей школе включает в себя:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ, 10-11 кл. Казан «Мәгариф” нәшрияты, 2009.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей
в старшей школе на базовом уровне:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
в старшей школе на профильном уровне:
- освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
- овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
- развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основная задача старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, базами данных, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций в операционных системах Windows XP и Linux.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме Online.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются
на этапе основного общего образования:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной информационной деятельности;
на этапе среднего (полного) образования:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использование мультимедийных технологий;
- поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Данная образовательная программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Содержание образовательной программы
8 класс
1. Введение в предмет – 1 час.
Введение в предмет информатики. Техника безопасности. Роль информации в жизни людей.
2. Человек и информация - 4 часа.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
3. Первое знакомство с компьютером - 6 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
4. Обработка текстовой информации - 9 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
5. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
6. Технология мультимедиа - 6 часов.
Что такое мультимедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль – 2 часа
Резерв учебного времени – 2 часа. Всего – 35 часов.
9 класс
1. Введение в предмет – 1 час.
Введение в предмет информатики. Техника безопасности. Роль информации в жизни людей.
2. Информационное моделирование – 6 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Основные этапы моделирования.
3. Передача информации в компьютерных сетях – 10 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
4. Хранение и обработка информации в базах данных – 10 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
5. Табличные вычисления на компьютере - 10 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
6. Управление и алгоритмы - 10 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
7. Программное управление работой компьютера – 13 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
8. Информационные технологии и общество - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Итоговое повторение и контроль – 4 часа
Резерв учебного времени – 2 часа. Всего – 70 часов.
10 класс – базовый курс
1. Введение в предмет – 1 час.
Введение в предмет информатики. Техника безопасности.
2. Информация и информационные процессы – 8 часов.
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования.
Хранение, обработка, защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
3. Информационные модели – 9 часов
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, ель моделирования. Адекватность моделей модулируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап модулирования.
Компьютерное модулирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
4. Информационные системы – 5 часов.
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
5. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 8 часов.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Работа с графическим интерфейсом Windows и Linux, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Итоговое повторение и контроль – 2 часа
Резерв учебного времени – 2 часа. Всего – 35 часов.
11 класс
1. Введение в предмет – 1 час.
Введение в предмет информатики. Техника безопасности.
2. Компьютерные технологии представления информации –7 часов.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Представление звуковой информации в компьютере
3. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов – 10 часов.
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
4. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей – 10 часов.
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
5. Основы социальной информатики – 3 часа.
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества.
Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Итоговое повторение и контроль – 2 часа
Резерв учебного времени – 2 часа. Всего – 35 часов.
Календарно-тематический план
Ахмитяновой Флюры Рафгатовны
учителя информатики на 2014/2015 учебный год
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | контрольных работ | практических работ | Автор учебника, год издания |
Информатика и ИКТ | 8 | 35 | 1 | 4 | 8 | И.Г. Семакин, 2009 |
Информатика и ИКТ | 9 | 68 | 2 | 7 | 17 | И.Г. Семакин, 2010 |
Информатика и ИКТ | 10 | 35 | 1 | 4 | 4 | И.Г. Семакин, 2009 |
Информатика и ИКТ | 11 | 34 | 1 | 2 | И.Г. Семакин, 2009 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
9 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера:
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
10 класс
знать/понимать
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- осуществлять выбор и строить информационные компьютерные модели для решения поставленных задач;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- создавать Web-страницы;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
11 класс
знать/понимать
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначения и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентация в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Практические занятия
№ | Тема | Количество | количество часов НРК | Содержание НРК | ||
контрольных работ | тестов | практических работ | ||||
8 класс | 2 | 3 | 10 | 3 | ||
1 | Человек и информация. | - | 0,5 | 1 | - | |
2 | Первое знакомство с компьютером. | - | 0,5 | 1 | - | |
3 | Обработка текстовой информации. | 1 | 1 | 2 | 2 | Тексты произведений татарских писателей. История Казани и РТ. |
4 | Технология обработки графической информации. | 0,5 | - | 1 | 0,5 | Рисование флага Республики Татарстан. |
5 | Технология мультимедиа. | 0,5 | - | 2 | 0,5 | Создание презентации «Моя Родина – Мульма». |
Итоговый контроль | - | 1 | - | - | ||
9 класс | 2 | 7 | 21 | 5 | ||
6 | Передача информации в компьютерных сетях. | 1 | 1 | 5 | 1 | Обзор Интернет ресурсов РТ и района. |
7 | Информационное моделирование. | - | 1 | 1 | 1 | |
8 | Хранение и обработка информации в базах данных. | - | 1 | 4 | 1 | БД «Деятели культуры РТ». |
9 | Табличные вычисления на компьютере. | - | 1 | 2 | 1 | ЭТ «Природные ресурсы РТ» и «Города РТ». |
10 | Управление и алгоритмы. | 1 | - | 4 | - | |
11 | Программное управление работой компьютера. | - | 1 | 4 | - | |
12 | Информационные технологии в обществе. | - | 1 | - | 1 | Обзор развития ЭВМ и ИКТ в РТ. |
Входной контроль. | - | 1 | - | - |
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
- Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ, 10-11 кл. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2009.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Принтер
- Модем ADSL
- колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
- Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
- Операционные системы Windows ХР, Linux
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Система программирования TurboPascal.
- Система тестирования TInfo.
Календарно-тематическое планирование по информатике для 8 класса
№ | Раз дел про граммы | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||||
1 | Введение | Введение в предмет. Техника безопасности | 1 | Ознакомительный | Информация. Энергия. Вещество. Информатика | Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи. | Изучить конспект | |||
2 | Человек и информация | Информация и знания | 1 | Изучение нового материала | Информация, знания | Иметь представление об информации и о знаниях | Знать конспект, придумать рисунки, которые могли бы иллюстрировать понятия «знания и информация» | |||
3 | Информационные процессы | 1 | Изучение нового материала | Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации | Иметь представление об информационных процессах. Знать виды информационных процессов (хранение, передача, обработка) | Изучить стр. 16-21, приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации | ||||
4 | Измерение информации | 1 | Изучение нового материала | Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации | Иметь представление об измеримости информации. Уметь определять количество информации в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах | Выучить формулы, решить задачи | ||||
5 | Практическая работа №1 «Измерение информации» | Урок закрепления знаний | Стр.21-25 повторить, используя формулы решить задачи | |||||||
6 | Первое знакомство с компьютером | Назначение и устройство компьютера | 1 | Изучение нового материала | Базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера; назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов | Объяснять отличие одного вида памяти от другого; ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода | Выучить основные понятия, создать модель компьютера | |||
7 | Характеристики основных устройств компьютера | 1 | Изучение нового материала | Стр. 49-52 повторить, подготовиться к опросу | ||||||
8 | Программные принципы работы компьютера | 1 | Изучение нового материала | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера | Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать программный принцип работы компьютера; функции операционной системы; типологию программных средств, используемых человеком для решения задач. Уметь выполнять операции с информационными объектами, используя графический интерфейс операционной системы (перемещать, копировать, удалять файлы и папки, создавать ярлыки) | Подготовиться к контрольной работе | ||||
11 | Файлы и файловая система. Практическая работа №2 «Работа с файловой структурой ОС» | 1 | Комбинированный урок | Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога. Знать определение файла; возможности работы с файлами, основные действия с ними (создание, сохранение, перенос, удаление) | Изучитьстр.60-64, изобразить содержание любой известной книги в виде файловой структуры | 18/11 | 12/11 | |||
10 | Пользовательской интерфейс | 1 | Изучение нового материала | Пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню) | Знать основные элементы Рабочего стола, различие между значками и ярлыками. Уметь создавать папки; создавать, именовать, сохранять, переносить и удалять файлы; вызывать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши; пользоваться справочной системой | Подготовиться по конспекту, составить кроссворд | ||||
9 | Контрольная работа №1 «Информация и компьютер» | 1 | Контроль знаний | Написать доклад «Компьютер» | ||||||
12 | Представление текстов в памяти компьютера | 1 | Изучение нового материала | Понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв | Нахождение информационного объема текста; кодировать и декодировать текстовые сообщения | Стр.69-75 повторить, закодируйте фразу на русском языке | 19/11 | 19/11 | ||
13 | Обработка текстовой информации | Текстовые процессоры. Работа с текстовым процессором | 1 | Изучение нового материала | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Знакомство с приемами квалифицированного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его усвоения | Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора. Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы). Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов. Уметь набирать и редактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы) | 76-78 стр. рассказать, Изучить элементы окна | 26/11 | 26/11 | |
14 | Практическая работа №3 «Основные приемы ввода и редактирования» | 1 | Урок закрепления знаний | Повторить стр. 76-80, знать приемы редактирования текста | 03/12 | 03/12 | ||||
15 | Работа с фрагментами текста | 1 | Изучения нового материала | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). | Уметь работать с фрагментами текста (выделять, перемещать, удалять) | Выучить основные понятия, напечатать стихотворение | 10/12 | 10/12 | ||
16 | Форматирование текста | 1 | Изучения нового материала | Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Параметры шрифта, параметры абзаца. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка номеров страниц) | Иметь представление о параметрах шрифта, различных типах шрифта, о 4-х способах выравнивания абзацев, отступах и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц. Уметь задавать размеры полей, структурировать текст, используя параметры абзаца | Подготовить стр.80-81, создать текстовый документ, состоящий из страниц различного формата | 17/12 | 17/12 | ||
17 | Практическая работа №4 «Форматирование текста» | 1 | Урок закрепления знаний | Стр.79-84 рас, форматировать текст песни | ||||||
18 | Таблица в текстовом документе | 1 | Изучения нового материала | Включение в текстовый документ таблиц. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | Уметь включать таблицу в текстовый документ; размещать в ячейках таблицы данные различных типов (текст, числа, изображения); модернизировать параметры таблицы | Изучить конспект, составить таблицу «Моя домашняя библиотека» | ||||
19 | Дополнительные возможности текстового процессора. Практическая работа №5 «Возможности текстового процессора» | 1 | Комбинированный | Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов | Уметь включать в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов | Повторить команды, выполнить задания на карточках | ||||
20 | Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации» | 1 | Контроль знаний | Составить тест «Обработка текстовой информации» | ||||||
21 | Технология обработки графической информации | Компьютерная графика. Кодирование изображения | 1 | Изучение нового материала | Компьютерная графика | Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр). Знать виды компьютерной графики | Знать конспект | |||
22 | Графические редакторы растрового типа | 1 | Изучение нового материала | Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора | Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint | Изучить инструменты графического редактора, нарисовать рисунок «Мое любимое хобби» | ||||
23 | Работа с векторным графическим редактором | 1 | Изучение нового материала | Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора | Знать возможности, режимы работы и среду графического векторного редактора | С помощью графического редактора описать образы, возникающие у вас при чтении стихов «Белеет парус одинокий» | 24/02 | |||
24 | Практическая работа №6 «Обработка графической информации» | 1 | Урок закрепления знаний | Создание и редактирование графических объектов; осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом | Изучить конспект, нарисовать генеалогическое дерево вашей семьи | 02/03 | ||||
25 | Контрольная работа №3 «Технология обработки графической информации» | 1 | Контроль знаний | Составить тест | 09/03 | |||||
26 | Графика и мультимедиа | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | Изучение нового материала | Понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера; режимы создания и просмотра слайдов: использование спецэффектов; способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов | Настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов; изменять порядок слайдов; настраивать анимацию; применять спецэффекты | Изучить конспект, материал для проекта «Мое хобби» | |||
27 | Практическая работа №7 «Создание презентации» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать команды | 06/04 | |||||
28 | Представление звука в памяти компьютера | 1 | Изучение нового материала | Подготовиться по конспекту | ||||||
29 | Использование гиперссылок | 1 | Комбиниро ванный | Создать презентацию «Мое село –Мульма » | ||||||
30 | Практическая работа №8 «Доработка презентации» | 1 | Урок закрепления знаний | Подготовиться к контрольной работе | ||||||
31 | Контрольная работа №4 «Графика и мультимедиа» | 1 | Контроль знаний | Демонстрация презентации | Защита презентации | Написать реферат информатике | ||||
32 | Повторение тем «Текстовой и графический редакторы» | 1 | Урок обобщения | Повторить материал за 8 класс | ||||||
33 | Итоговое тестирование по курсу 8 класса | 1 | Урок контроля | |||||||
34 | Повторение темы «Графика и мультимедиа» | 1 | комбинированный | |||||||
35 | Резерв | 1 |
Календарно-тематическое планирование по информатике для 9 класса
№ | Раз дел | Тема урока | Кол. час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||||
1 | Введ ение | Введение в предмет. Техника безопасности | 1 | Ознакомительный | Основные подходы к определению понятия «информация» | Приводить примеры использования информации человеком | Повторить правила техники безопасности | |||
2 | Информационное моделирование | Что такое моделирование | 1 | Изучение нового материала | Модель. Моделирование Информационные модели | Иметь представление о процессе моделирования и о формализации. Уметь приводить примеры моделирования объектов и процессов | Изучить П. 6, построить модель любого объекта | |||
3 | Графические информационные и табличные модели | 1 | Изучение нового материала | Графические информационные модели, табличные модели | Подготовиться по П.7,8, построить графическую модель вашей квартиры | |||||
4 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | Изучение нового материала | Математическая модель. Компьютерная математическая модель и компьютерная имитационная модель | Разработка схемы моделирования для любой задачи; построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере. Умение устанавливать причинно-следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; выявление существенных признаков объекта | П. 9 изучить, привести примеры | ||||
5 | Основные этапы моделирования | 1 | Изучение нового материала | Этапы моделирования | Повторить темы по моделированию, решить задачу «Расстановка мебели» (расписать поэтапно) | |||||
6 | Практическая работа №1 «Информационное моделирование» | 1 | Урок закрепления знаний | Подготовиться к тестированию, смоделировать поздравительную открытку | ||||||
7 | Контрольная работа №1 «Информационное моделирование» | 1 | Контроль знаний | Построить модель класса | ||||||
8 | Компьютерные сети | 1 | Изучение нового материала | Понятие компьютерной сети; назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей; назначение и принципы работы электронной почты | Работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами, знать назначение основных технических и программных средств | §1 изучить, подготовить доклад «Компьютерная сеть» | ||||
9 | Практическая работа №2 «Работа в локальной сети» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать приемы работы в локальной сети | ||||||
10 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Практическая работа №3 «Работа с электронной почтой» | 1 | Комбинированный | §2 рассказ, отправить по электронной почте доклад «Компьютерная сеть» | ||||||
11 | Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 | Изучение нового материала | §3 повторить | ||||||
12 | Интернет и Всемирная паутина. Практическая работа №4 «Поиск информации в Интернет» | 1 | Комбинированный | Основные протоколы передачи данных; назначение программы-браузера и её управляющих элементов; технология поиска информации в сети Интернет | Работа в браузере; осуществлять поиск информации в сети Интернет | §4, 5 изучить, Найти информацию о колледжах, техникумах | ||||
13 | Архивирование и разархивирование файлов | 1 | Изучение нового материала | Программы-архиваторы | Уметь работать с одной из программ-архиваторов | Прочитать пункт 1.2 стр. 293 | ||||
14 | Создание Web-страницы | 1 | Изучение нового материала | Web-страница. Инструментальные средства создания web-страницы | Создание простейших Web-страниц. Уметь оформлять web-страницу, размещая на ней изображения | Изучить конспект, разработать главную страницу о себе | ||||
15 | Оформление web-страницы | 1 | Изучение нового материала | Выучить теги, вставить изображения | ||||||
16 | Практическая работа №5 «Создание простейшей Web-страницы» | 1 | Урок закрепления знаний | Подготовиться к контрольной работе | ||||||
17 | Контрольная работа №2 «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | Контроль знаний | Публиковать Web-страницу | ||||||
18 | Хранение и обработка информации в базах данных | Базы данных и информационные системы | 1 | Изучение нового материала | Понятие базы данных и ее основных элементов; технология создание и редактирования баз данных; технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации; назначение и технология создания форм, отчетов, запросов Поиск, удаление и сортировка данных, Сортировка записей в готовой базе данных Обработка запросов | Создание и редактирование базы данных; заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных; создание и редактирование формы; осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы; реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов; реализация запросов со сложными условиями выборки Уметь задавать условия поиска информации в базе данных | §10 изучить, решить № 11 | |||
19 | Назначение СУБД | 1 | Изучение нового материала | §11 рас, ответить на вопросы стр.70 | 2 ч | |||||
20 | Проектирование однотабличной базы данных | 1 | Изучение нового материала | Знать основные понятия | ||||||
21 | Практическая работа №6 «Создание базы данных» | 1 | Урок закрепления знаний | Создать БД «Деятели культуры РТ» | ||||||
22 | Условия выбора и простые логические выражения | 1 | Изучение нового материала | §13 повторить, сделать задание №7 стр. 79 | ||||||
23 | Повторение темы «Условия выбора и простые логические выражения» | 1 | Изучение нового материала | Повторить параграф 13 | ||||||
24 | Практическая работа №7 «Формирование простых запросов к БД» | 1 | Урок закрепления знаний | Уметь формировать запросы к БД «Деятели культуры РТ | ||||||
25 | Логические операции. Сложные условия поиска | 1 | Изучение нового материала | §14 рассказ, №3 решить | ||||||
26 | Практическая работа №8 «Формирование сложных запросов к БД» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать логические операция | ||||||
27 | Сортировка, удаление и добавление записей. Практическая работа №9 «Создание запросов на удаление и на добавление записей» | 1 | Комбинированный | §15 изучить, подготовиться к контрольной работе | ||||||
28 | Контрольная работа №3 «Обработка информации в БД» | 1 | Контроль знаний | |||||||
29 | Табличные вычисления на компьютере | Двоичная система счисления | 1 | Изучение нового материала | Типы систем счисления; системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм | Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления и наоборот; создание структуры ЭТ и заполнение её данными; редактирование электронной таблицы; использование шрифтового оформления и других операций форматирования; запись формул и использование в них встроенных функций; создание и редактирование диаграммы | §16 знать, перевести числа из одной системы счисления в другую | |||
30 | Представление чисел в памяти компьютера | 1 | Изучение нового материала | §17 изучить, №4 стр. 105 | ||||||
31 | Электронные таблицы | 1 | Изучение нового материала | §18 рассказать, создать ЭТ «Продукты» | ||||||
32 | Правила заполнения таблицы. Практическая работа №10 «Работа с готовой ЭТ» | 1 | Комбинированный | §19 изучить | ||||||
33 | Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции | 1 | Изучение нового материала | §20 рассказать, построить ЭТ «Оплата электроэнергии» | 3 четв. | |||||
34 | Деловая графика. Практическая работа «Построение диаграмм» | 1 | Комбинированный | §21 повторить, создать диаграмму «Моя успеваемость по школьным предметам» | ||||||
35 | Использование функций. Сортировка данных | 1 | Изучение нового материала | Изучить конспект | ||||||
36 | Логические функции | 1 | Изучение нового материала | §22 рассказ, ЭТ «Природные ресурсы РТ» | ||||||
37 | Математическое моделирование с использование ЭТ | 1 | Изучение нового материала | Математическая модель | Уметь строить математические модели | §23 изучить | ||||
38 | Контрольная работа №4 «Табличные вычисления» | 1 | Контроль знаний | Создать ЭТ «Города РТ» | ||||||
39 | Управление и алгоритмы | Управление и кибернетика | 1 | Изучение нового материала | Кибернетика | Знать что такое кибернетика | §25, 26 изучить №8 стр.146 | |||
40 | Алгоритм и его свойства. Исполнители алгоритмов | 1 | Изучение нового материала | Алгоритм. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ) | Знать понятие алгоритм, «исполнитель алгоритмов»; назначение. Уметь определять среду, режим работы, систему команд конкретного исполнителя. Иметь представление о компьютере как формальном исполнителе алгоритмов | §27 повторить | ||||
41 | Алгоритмические конструкции: следование | 1 | Комбинированный | Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения | Знать структуру алгоритмической конструкции следования. Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач | Знать конспект, разработать алгоритм «Площадь трапеции» | ||||
42 | Алгоритмические конструкции: ветвление | 1 | Изучение нового материала | Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления | Знать структуру алгоритмической конструкции ветвления. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления | §30 повторить, написать алгоритм | ||||
43 | Практическая работа №12 «Ветвление» | 1 | Урок закрепления знаний | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, | Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления | Составить алгоритм «Итоги экзаменационных работ» | ||||
44 | Алгоритмические конструкции: цикл | 1 | Изучение нового материала | Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение | Знать структуру алгоритмической конструкции повторения. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор цикла. Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления, цикла | §31 изучить, №8 стр. 169 | ||||
45 | Практическая работа №13 «Алгоритмические конструкции» | 1 | Урок закрепления знаний | Повторить команды | ||||||
46 | Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм | 1 | Изучение нового материала | Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм | Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления, цикла, вспомогательные алгоритмы | Составить алгоритм | ||||
47 | Стадии создания алгоритма | 1 | Изучение нового материала | Стадии создания алгоритма | Уметь по стадиям создать алгоритм | Изучить конспект | ||||
48 | Контрольная работа № 5 «Управление и алгоритмы» | 1 | Контроль знаний | Ответить на вопросы стр.176 | ||||||
49 | Программное управление работой компьютера | Алгоритмы работы с величинами | 1 | Изучение нового материала | Величины: константы и переменные, система команд | §32, 33 изучить | ||||
50 | Язык Паскаль. Основные операторы | 1 | Изучение нового материала | Назначение языков программирования; алфавит языка программирования Pascal | Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов | §35 знать | ||||
51 | Практическая работа №14 «Разработка линейных программ» | 1 | Урок закрепления знаний | Объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль | Знать правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла на языке программирования. Уметь разрабатывать алгоритмы определения элементов массива, удовлетворяющих определенным условиям, или их суммы, находить наименьший (наибольший) элемент и т.п. | Изучить операторы | ||||
52 | Оператор ветвления | 1 | Изучение нового материала | §36, 37 повторить, составить программу для №4 стр.207 | ||||||
53 | Практическая работа №15 «Разработка программ с ветвлением» | 1 | Урок закрепления знаний | Составить программу №5 стр.211 | 4 четв. | |||||
54 | Логические операции | 1 | Изучение нового материала | Изучить конспект | ||||||
55 | Циклы на языке Паскаль | 1 | Изучение нового материала | §39 изучить, составить алгоритм | ||||||
56 | Практическая работа №16 «Циклы в Паскале» | 1 | Урок закрепления знаний | §39 повторить | ||||||
57 | Практическая работа №17 «Программирование» | 1 | Урок закрепления знаний | Составить программы | ||||||
58 | Одномерные массивы в Паскале | 1 | Изучение нового материала | Определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива | Владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде | §41изучить | ||||
59 | Практическая работа №17 «Обработка одномерных массивов» | 1 | Урок закрепления знаний | Составить программу | ||||||
60 | Обобщающее повторение «Программное управление работой компьютера» | 1 | Обобщающий урок | Подготовиться к контрольной работе | ||||||
61 | Контрольная работа №6 «Программное управление работой компьютера» | 1 | Контроль знаний | Сообщение о истории хранения информации | ||||||
62 | Информационные технологии в обществе | Предыстория информационных технологий | 1 | Изучение нового материала | Характерные черты информационного общества и информационной культуры человека проблемы информационной безопасности; правовые аспекты охраны программ и данных | Умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы; умение определять основные компоненты информационной культуры человека | §44 изучить, составить тест
| |||
63 | История ЭВМ и ИКТ | 1 | Изучение нового материала | §46 изучить | ||||||
64 | Основы социальной информатики | 1 | Изучение нового материала | Подготовиться к контрольной работе | ||||||
65 | Контрольная работа №7 «Информационные технологии в обществе» | 1 | Контроль знаний | Создать презентацию «Мои достижения по информатике» | ||||||
66 | Повторение “Измерение информации” | 1 | Урок закрепления знаний | Решить задачи | ||||||
67 | Повторение Информационные технологии в обществе | 1 | Урок обобщения | Подготовиться к компьютерному тестированию | ||||||
68 | Компьютерное тестирование «Мир информатики» | 1 | Контроль знаний |
Календарно-тематическое планирование по информатике для 10 класса
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||||
1 | Введение | Введение в предмет. Техника безопасности | 1 | Ознакомительный | Основные подходы к определению понятия «информация» | Приводить примеры использования информации человеком | Повторить правила техники безопасности | |||
2 | Информация и информационные процессы | Информация. Свойства информации | 1 | Изучение нового материала | Виды и свойства информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики | Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Знать сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов хранения и передачи информации; определение понятия «канал связи» | Знать конспект, привести 5 примеров для передачи информационного процесса | |||
3 | Подходы к определению количества информации | 1 | Изучение нового материала | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации | Иметь представление о количестве информации. Знать принципы алфавитного подхода к определению количества информации. Уметь определять количество информации в рамках реализации алфавитного подхода | Изучить конспект, решить задачи | ||||
4 | Решение задач «Количество информации» | 1 | Урок закрепления знаний | Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах | Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах | Повторить темы по информации, решить задачи | ||||
5 | Языки и способы кодирования информации | 1 | Изучение нового материала | Код, кодирование | Знать принципы и механизмы выбора способа представления информации в соответствии с поставленной задачей | Выучить определения, придумать свой способ кодирования информации | ||||
6 | Практическая работа №1 «Кодирование информации» | 1 | Урок закрепления знаний | Знать представления о кодирование информации, решить задачу | ||||||
7 | Поиск информации | 1 | Изложение нового материала | Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации | Уметь организовывать поиск и отбор информации для решения поставленной задачи и формировать запросы на поиск данных; осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах информации (базы данных, каталоги, Интернет) | Изучить конспект, найти информацию о вузах | ||||
8 | Защита информации | 1 | Изучение нового материала | Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике) | Уметь обеспечивать защиту информации, используя паролирование и архивирование; выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике) | Изучить конспект, напечатать доклад на тему «Защита информации» и защитить с помощью пароля | ||||
9 | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | 1 | Контроль знаний | Повторить темы | ||||||
10 | Информационные модели | Информационное моделирование | 1 | Изучение нового материала | Модели. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей | Знать определение информационного моделирования; виды информационных моделей | Изучить конспект, подготовить примеры информационных моделей | |||
11 | Модели и их построение | 1 | Урок первичного изучения и закрепления знаний | Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема | Знать требования к создаваемым моделям; формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Уметь оперировать с моделями, представленными в разных формах | Знать конспект, построить информационную модель решения квадратного уравнения | ||||
12 | Табличные информационные модели | 1 | Изучение нового материала | Представление данных в табличной форме. | Представлять данные в табличной форме | Знать структуру таблицы, построить таблицу «Успеваемость» | ||||
13 | Графические модели | 1 | Изучение нового материала | Графические модели | Уметь строить графические модели | Построить графическую модель какого-либо исторического сражения | ||||
14 | Информационные модели на графах | 1 | Комбинированный | Граф, вершины графа | Уметь определять графы | Постройте блок-схему для какого-либо правила по русскому языку или по математике | ||||
16 | Основные этапы моделирования | 1 | Изучение нового материала | Этапы моделирования | Знать этапы моделирования | Постройте модель проведения дня рождения, подготовиться к контрольной работе | ||||
15 | Контрольная работа №2 «Информационные модели» | 1 | Урок закрепления знаний | Смоделировать поздравительную открытку | ||||||
17 | Использование информационных моделей в деятельности человека | 1 | Изучение нового материала | Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности | Иметь представление о возможности использования информационных моделей в учебной и познавательной деятельности | Подготовиться к практической работе | ||||
18 | Практическая работа №2 «Моделирование» | 1 | Контроль знаний | Построить модели | ||||||
19 | Информационные системы | Базы данных и системы управления базами данных | 1 | Изучение нового материала | Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД) | Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых). Иметь представление о СУБД | Изучить конспект | |||
20 | Информационные системы. СУБД: структура табличной базы данных | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных | Иметь представление об интерфейсе системы управления базами данных Access. Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные разных типов; упорядочивать данные по указанному признаку | Знать возможности СУБД | ||||
21 | Реляционные базы данных Практическая работа №3 «Информационные системы» | 1 | Изучение нового материала | Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных | Знать формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты); сущностные характеристики и назначение реляционных баз данных | Изучить конспект, создать таблицу «Учебники» | ||||
22 | Многотабличные базы данных | 1 | Практическая работа | Связывание таблиц в многотабличных базах данных | Знать технологические приемы и способы связи таблиц в многотабличных базах данных | Дополнить таблицу «Учебники», подготовиться к контрольной работе | ||||
23 | Информационные системы. СУБД: запросы. Контрольная работа №3 «Информационные системы» (20 мин) | 1 | Изучение нового материала | Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач | Уметь формировать запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных. Уметь реализовывать основные процедуры создания, ведения и использования баз данных при решении учебных и практических задач | |||||
24 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | Архитектура ПК | 1 | Изучение нового материала | Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров | Знать виды и характеристики аппаратного и программного обеспечения компьютера. Иметь представление об архитектуре современных компьютеров. | Записать характеристики компьютеров по домашнему компьютеру | |||
25 | Операционные системы и оболочки | 1 | Изучение нового материала | Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации | Знать разновидности операционных систем и оболочек, их характерные особенности, интерфейс и характеристики | Изучить конспект | ||||
26 | Архивация данных | 1 | Изучение нового материала | Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Установка и удаление приложений | Уметь производить основные операции при работе с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами (запуск, закрытие, реализация основной задачи и т.п.) Иметь представление о выборе конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Уметь проводить тестирование компьютера; настраивать BIOS и загружать операционную систему. Знать способы установки и удаление приложений | Заархивировать данные (текстовые, графические, звуковые) | ||||
27 | Компьютерные вирусы. Антивирусные программы | 1 | Комбинированный | Домашний компьютер проверить на вирусы | ||||||
28 | Программное обеспечение | 1 | Изучение нового материала | Изучить конспект | ||||||
29 | Тестирование компьютера, настройка BIOS | 1 | Комбинированный | Подготовиться по конспекту, составить тест | ||||||
30 | Установка и удаление приложений Практическая работа №4 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | 1 | Изучение нового материала | Подготовиться к контрольной работе | ||||||
31 | Контрольная работа №4 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» | 1 | Контроль знаний | |||||||
32 | Повторение «Информация» | 1 | Комбинированный | Решить задачи | ||||||
33 | Итоговый урок | 1 | Контроль знаний | |||||||
34 | Резерв | 1 | ||||||||
35 | Резерв | 1 |
Календарно-тематическое планирование по информатике для 11 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...