Программирование повторений на языке Basic (9 класс)
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Программирование повторений на языке Basic (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmirovanie_povtoreniy_na_yazyke_basic.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Князев Д.С. (261527)
Программирование повторений на языке Basic
(урок в 9 классе)
Тип урока: изучение нового материала и частичное закрепление.
Цели:
- знакомство с циклическими структурами, выявление их особенностей. Основные правила выбора типа циклов;
- обучение приемам построения алгоритмов с циклической структурой и их программированию на языке Basic.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
С использованием презентации проверяется решение примеров по теме “ветвление”.
III. Изложение нового материала.
1. Алгоритмическая структура “цикл”.
Лучшие качества компьютеров проявляются не тогда, когда они рассчитывают значения сложных выражений, а когда многократно, с незначительными изменениями, повторяют сравнительно простые операции. Даже очень простые расчеты могут поставить человека в тупик, если их надо повторить тысячи раз, а повторять операции миллионы раз человек совершенно не способен.
С необходимостью повторяющихся вычислений программисты сталкиваются постоянно. Например, если надо подсчитать, сколько раз буква "о" встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте этой программы исполнить ее человеку очень трудно, а для компьютера это задача на несколько секунд.
Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.
Перечень повторяющихся действий называют телом цикла.
Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать некоторое количество кругов вокруг стадиона.
Такие циклы называются циклами со счетчиком.
На языке Basic они записываются следующим образом:
FOR Счетчик=Начало TO Конец [STEP шаг]
тело цикла
NEXT [Счетчик]
Параметры указанные в квадратных скобках являются не обязательными (их можно не записывать). По умолчанию шаг цикла равен одному, т.е. каждый раз после прохождения тела цикла счетчик увеличивается на единицу.
Действие оператора: вычисляется значение выражения Начало, которое присваивается переменной Счетчик. Затем идет выполнение операторов цикла. При достижении Next переменная Счетчик увеличивается на значение выражения Шаг. Значение Счетчика сравнивается со значением выражения Конец. Если значение Счетчика больше этого значения, то выполняется оператор, следующий за Next, если меньше или равно, то управление передается на начало тела цикла. При отрицательных значениях Шага идет уменьшение Счетчика. Значение Шага может быть дробным.
Пример 1.
Dim i As Integer
Dim A As Integer
A=3
For i=1 To 3
A=A*i
Next i
Print A
Вопрос: cколько раз будет выполняться тело цикла?
Вопрос: что будет напечатано на форме?
Пример 2.
Dim i As Integer
Dim A As Integer
A=3
For i=3 To 1 Step 1
A=A*i
Next i
Print A
Вопрос: сколько раз будет выполняться тело цикла?
Вопрос: что будет напечатано на форме?
Пример 3.
Dim i As Integer
For i=1 To 1000: Next i
Пустой цикл может использоваться для задержки времени.
IV. Закрепление, решение задач.
Пример 1. Составить программу вычисления значения выражения y=1 + 1/2 + 1/3 + 1/4 + … + 1/20.
Решение:
В данном случае целесообразно организовать цикл с параметром, изменяющимся от 1 до 20, т.е. шаг изменения параметра равен 1.
Обозначим: y – очередное значение суммы, n – параметр цикла.
Учитывая это, составим программу:
DEFINT N
DEFSGN Y
CLS
Y=0
FOR N=1 TO 20
Y=Y+1/N
?”Y=”;Y
NEXT
END
Дополнительные задания:
- Переставьте строки вывода результата за NEXT.
- Измените цикл с 20 до 1.
Пример 2. Из чисел от 10 до 99 вывести те, сумма цифр которых равна S (0 < S < 18).
Решение:
Каким действием можно выделить последнюю цифру числа? первую цифру числа?.
Обозначим: k – это просматриваемое число; p1 – это первая цифра числа k, p2 – это вторая цифра числа k. Число k будем выводить на экран только в том случае, если выполняется требуемое условие.
DEFINT K,N,P,S
CLS
INPUT “ВВЕДИТЕ ЧИСЛО ОТ 1 ДО 17”;N
FOR K=10 TO 99
P1=K\10
P2=K MOD 10
S=P1 + P2
IF S = N THEN PRINT ‘K=”;K
NEXT
END
Пример 3. Дано натуральное число n (1000<=n<=9999). Определить, является ли оно палиндромом.
Решение:
Каким образом можно построить «перевертыш» данного числа?
Сколько переменных необходимо для решения данной задачи?
Обозначим: n – вводимое число; m – дубликат исходного числа, a – перевертыш, i – переменная цикла для создания перевертыша.
DEFINT A,I,M-N
CLS
INPUT “ВЫБЕРИТЕ ЧИСЛО ОТ 1000 ДО 9999”;N
M=N:A=0
FOR I=1 TO 4
A=A*10+M
M=M\10
NEXT
IF A=N THEN PRINT “DA”
ELSE ?”NO”
END
V этап. Итоги урока.
Многократное повторение одного действия или группы действий часто встречается при написании программ.
Если вам заранее известно число повторений тела цикла, лучше всего использовать оператор цикла For…Next;
Оценка работы всего класса и отдельных учащихся на уроке.
VI этап. Домашнее задание
1. Определите значение переменной S после выполнения следующих операторов:
S=0:n=5
For i=2 to n
S=s+100\i
next
2. Какие из приведенных операторов правильные и почему:
а) For I=12 to 15:S=S+I:NEXT
б) FOR A=30 to 20
IF A MOD 3=0 THEN D=D+1
NEXT
3. Как выглядит оператор цикла с параметром? Как он работает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по алгебре и началам анализа и информатике по теме «Показательная функция, ее свойства и график. Создание моделей графиков функций в среде программирования Visual Basic» (11 класс «А»)
Применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей....
Основы программирования: ТЕМА 01. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...
Программа элективного курса «Программирование на языке Basic. Начало изучения».
Авторская программа Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учи...
Методическая разработка урока по теме "Алгоритмизация и программирование. Повторение" 11 класс
Работа представляет собой метод.разработку урока по теме "Алгоритмизация и программирование. Повторение" 11 класс. В архиве находятся конспект урока и файл notebook....
Презентация ""Объектно-ориентированное программирование в Visual Basic" 9 класс
Презентация для использования на уроках информатики по программе Н.Д.Угриновича в рамках раздела "Алгоритмизация и программирование"...
Изучение языка BASIC-256 в 6 классе
Дан полный курс изучения языка BASIC-256 в 6 - 7 классе....
Визуальный материал для интерактивных уроков повторения французского языка во 2 классе.
Данный материал представляет собой подборку слайдов, которые удобно использовать для повторения и закрепления пройденного во 2 классе школ с углубленным изучением французского языка....