Единицы измерения информации
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему
Данный материал представляет собой разработку урока информатики в 7 классе по теме "Единицы измерения информации". Рассмотрен алфавитный подход к измерению информации, который позволяет вычислить информационный объем сообщения, представленного на некотором языке. Учащиеся знакомятся с минимальной единицей измерения информации - бит и более крупными единицами: байт, килобайт, мегабайт и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Единицы измерения информации"
Планируемые образовательные результаты:
- предметные - знание единиц измерения информации и свободные оперирования ими;
- метапредметные - понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
- личностные - навыки концентрации внимания.
Задачи урока:
- рассмотреть алфавитный подход к измерению информации;
- определение информационного веса символа произвольного алфавита;
- определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- бит;
- информационный вес символа;
- информационный объем сообщения;
- единицы измерения информации.
Используемые на уроке средства ИКТ:
- персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная доска.
- ПК учащихся.
ЭОР к учебнику:
- презентация "Измерение информации" из электронного приложения к учебнику.
Единая коллекция ЦОР:
- анимация "Вычисление количества информации: алфавитный подход" (№134881)
- тренажер "Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации" (№ 119252)
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Работа устно. Учащиеся отвечают на вопросы 1 - 10 из учебника к §1.5
Разбор задачи № 39 из рабочей тетради (РТ) у доски.
Дано: N = 64 | Решение. Так как алфавит племени Мульти состоит из 64 символов, то и кодовых комбинаций им нужно 64. В этом случае длина (разрядность) двоичного кода определяется из соотношения 64=2i ⇒ i = 6 |
Найти: i |
Ответ: 6
III. Объяснение нового материала
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Единицы измерения информации» из электронного приложения к учебнику.
Каждый символ некоторого сообщения имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации.
Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации и называется 1 бит (bit)».
Информационный вес символа произвольного алфавита
- Алфавит любого языка можно заменить двоичным алфавитом
- Для кодирования N символов произвольного алфавита требуется i-разрядный двоичный код
- Информационный вес символа = разрядность двоичного кода
- Мощность алфавита и информационный вес символа алфавита: N=2i
Просмотр анимации "Вычисление количества информации: алфавитный подход" (№134881) из Единой коллекции ЦОР
Информационный объем сообщения
Информационный объём V сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита:
V = K • i , где
K - Количество символов в сообщении,
V – информационный объем сообщения
Единицы измерения информации
Компьютерный алфавит содержит 256 символов.
256 = 28 ⇒ i=8 бит
1 байт - информационный вес символа алфавита мощностью 256
1 байт = 8 битов
1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта = 210 байтов
1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб = 210 Кб = 220 байтов
1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб = 210 Мб = 220 Кб = 230 байтов
- терабайт = 1 Тб = 1024 Гб = 210 Гб = 220 Мб = 230 Кб = 240 байтов
IV. Закрепление материала
Устная работа на закрепление материала
Определить информационный вес i символа алфавита мощностью N.
N | N=2i | i (битов) |
8 | ||
32 | ||
64 | ||
128 | ||
256 |
Решение задач № 56, № 60, № 69, № 74 в рабочей тетради.
V. Практическая часть
В практической части занятия учащиеся знакомятся с интерактивным задачником из Единой коллекции ЦОР (№ 119252) в режиме тренажер.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf
VI. Подведение итогов урока
Вопросы и задания на повторение основных понятий урока (презентация)
VII.Рефлексия.
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.
VIII. Домашнее задание
§1.6, вопросы 1-3, 5 в конце параграфа,
№ 59, № 62, № 63, № 65, № 66, № 70 (РТ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
Урок по информатики "Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации."
Урок с использованием ЭОР....
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."
Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...
конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"
Измерение информации. Единицы измерения информации.УУД:Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда.Познавательные: умения и навыки организаци...
презентация к уроку информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"
Изучая разные предметы в школе, вы умеете измерять разные величины (ширину и длину предмета) и знаете единицы измерения этих величин, объём умеете определять на уроках физики и математики. А на уроках...