Единицы измерения информации
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

Данный материал представляет собой разработку урока информатики в 7 классе по теме "Единицы измерения информации". Рассмотрен алфавитный подход к измерению информации, который позволяет вычислить информационный объем сообщения, представленного на некотором языке. Учащиеся знакомятся  с минимальной единицей измерения информации - бит и более крупными единицами: байт, килобайт, мегабайт и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  "Единицы измерения информации"

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - знание единиц измерения информации и свободные оперирования ими;
  • метапредметные - понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
  • личностные - навыки концентрации внимания.

Задачи урока:

  • рассмотреть алфавитный подход к измерению информации;
  • определение информационного веса символа произвольного алфавита;
  • определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  • бит;
  • информационный вес символа;
  • информационный объем сообщения;
  • единицы измерения информации.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная доска.
  • ПК учащихся.

ЭОР к учебнику:

  • презентация "Измерение информации" из электронного приложения к учебнику.

Единая коллекция ЦОР:

  1. анимация "Вычисление количества информации: алфавитный подход" (№134881)
  2. тренажер "Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации" (№ 119252)

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Работа устно. Учащиеся отвечают на вопросы 1 - 10 из учебника к §1.5

Разбор задачи № 39 из  рабочей тетради (РТ) у доски.

Дано:        

N = 64

Решение.

Так как алфавит племени Мульти состоит из 64 символов, то и кодовых комбинаций им нужно 64. В этом случае  длина (разрядность) двоичного кода определяется из соотношения

64=2i  i = 6

Найти: i 

Ответ: 6

III. Объяснение нового материала

Новый материал излагается в сопровождении презентации «Единицы измерения информации» из электронного приложения к учебнику.

Каждый символ некоторого сообщения имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации.

Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации и называется 1 бит (bit)».

Информационный вес символа произвольного алфавита

  • Алфавит любого языка можно заменить двоичным алфавитом
  • Для кодирования N символов произвольного алфавита требуется i-разрядный двоичный код
  • Информационный вес символа = разрядность двоичного кода
  • Мощность алфавита и информационный вес символа алфавита: N=2i 

Просмотр анимации "Вычисление количества информации: алфавитный подход" (№134881) из Единой коллекции ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf

Информационный объем сообщения

Информационный объём V сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита: 

V = K •  i , где

K -  Количество символов в сообщении,

V – информационный объем сообщения

Единицы измерения информации

Компьютерный алфавит содержит 256 символов.

256 = 28  i=8 бит

1 байт - информационный вес символа алфавита мощностью 256

1 байт = 8 битов

1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта = 210  байтов

1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб = 210  Кб = 220 байтов

1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб = 210 Мб = 220 Кб = 230 байтов

  1. терабайт = 1 Тб = 1024 Гб = 210 Гб = 220 Мб = 230 Кб = 240 байтов

IV. Закрепление материала

 Устная работа на закрепление материала

Определить информационный вес i символа алфавита мощностью N.

N

N=2i 

i (битов)

8

32

64

128

256

Решение задач № 56, № 60, № 69, № 74  в рабочей тетради.

V. Практическая часть

В практической части занятия учащиеся знакомятся с интерактивным задачником из Единой коллекции ЦОР (№ 119252) в режиме тренажер.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf

VI. Подведение итогов урока

Вопросы и задания на повторение основных понятий урока (презентация)

VII.Рефлексия.

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.

VIII. Домашнее задание

§1.6, вопросы 1-3, 5 в конце параграфа,

№ 59, № 62, № 63, № 65, № 66, № 70 (РТ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."

Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"

Измерение информации. Единицы измерения информации.УУД:Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда.Познавательные: умения и навыки организаци...

презентация к уроку информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"

Изучая разные предметы в школе, вы умеете измерять разные величины (ширину и длину предмета) и знаете единицы измерения этих величин, объём умеете определять на уроках физики и математики. А на уроках...